Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Дорогие евреи!
 Поздравляем вас с наступающим праздником.
Пусть Свет Хануки наполнит ваш дом и озарит вашу жизнь!
25 Кислева - 2 Тевета 5761 (с вечера 21 по 29 декабря 2000)

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ВАЙЕШЕВ"
Глава Вайешев, Ханука
9. Содержание праздника скрывает в себе два противоположных аспекта.

а) В некоторых книгах40 объясняется, что слово "ханука" связано со значением
"xинyx" - "освящение" или "посвящение". Такое значение этого слова ясно видно
в выражениях "ханукат а-мизбеах" ("освящение жертненника") и "ханукат Бейт а-Микдаш"
("освящение Храма"). Смысл этих выражений: "начало", начало служения Всевышнему
(вообще в Храме и, в частности, на жертвеннике и при зажигании Меноры, храмового
светильника) - то же, что воспитание (хинух).

б) Чудо Хануки заключалось в том, что нашли флакон чистого оливкового масла,
запечатанныи печатью первосвященника41, хотя в соответствии с законом можно
было зажигать Менору и с нечистым маслом, ибо нечистота не считается или разрешается,
когда речь идет о целом обществе42. И все же для того, чтобы показать Свою любовь
к народу Израиля, Всевышний явил чудо: чтобы можно было не только начать исполнять
заповедь (зажигания Меноры), но и исполнить ее самым идеальным образом, не прибегая
к разрешению, даже вполне соответствующему своду законов "Шулхан Арух".

В этом заключается указание: когда речь идет о чем-то святом, нужно с самого
начала, с момента освящения, делать это самым совершенным, идеальным образом.

40. См. комм. Маарша к трактату Шабат, 21б.
41. Шабат, 21б.
42. Псахим, 80а. Когда все общество нечисто, нечистота временно не считается,
чтобы можно было удовлетворить нужды общества (например, приносить пасхальную
жертву; см. Псахим 6:4,6 и дискуссию на стр. 76б и 79а). Согласно другому мнению,
нечистое становится полностью разрешенным, как будто и не было такого запрета.


10. То же в особенности относится к воспитанию мальчиков и девочек: сразу же,
с раннего детства, нужно дать им полное еврейство, без всяких компромиссов или
облегчений требований закона. Никто не может быть уверен, что "и он не уклонится
от него, когда и состарится"43. Нельзя ожидать того времени, когда ребенок созреет
и вступит в мир, чтобы лишь тогда начать говорить ему о том, что он должен бороться,
что он не должен поддаваться никаким препятствиям, и внушать ему, что надо жить
с самопожертвованием. Если мы хотим, чтобы он преодолел все трудности, "когда
и состарится", нужно начинать готовить его к этому еще в юном возрасте.

Поэтому наши мудрецы и делали все, чтобы воспитание еврейских мальчиков и девочек
было проникнуто самой чистой святостью. Борьба шла за каждую деталь. Они боролись
против любого компромисса, даже за то, что внешне казалось не столь важным,
потому что они знали, что даже самые первые годы воспитания юноши или девушки
сказываются на всей их жизни, знали, что детей нужно вооружить соответственно,
так, чтобы они могли побеждать позднее в битвах, которые им придется вести в
течение жизни.

Человек подобен дереву. "Ибо человек - полевое дерево"44. Если на дереве сделать
глубокий надрез, когда оно уже выросло, надрез будет только в том месте, где
его сделали, в остальном дерево не будет повреждено. Но если надрезать зернышко,
которое собираются посадить, то от одного надреза целое дерево вырастет искривленным.

43. Мишлей, 22:6. Полный стих: "Наставь юношу на путь его, и он не уклонится
от него, когда и состарится".
44. Дварим, 20:19. См. Таанит, 7а.


11. То же и в вопросах воспитания: если человек среднего возраста, прошедший
уже половину жизненного пути, вдруг посчитает, что он вынужден пойти на компромисс,
у него это коснется лишь нескольких лет. Сорок лет он жил без компромиссов,
и если он совершит ошибку и в течение года позволит себе такое, прежние сорок
лет, которые за ним, могут дать ему способность преодолеть свое стремление к
жизни, основанной на компромиссе и вновь держаться полного еврейства. Но когда
речь идет о молодом поколении и хотят воспитывать его на компромиссах, у него
отнимают теплоту и энтузиазм еврейства на всю жизнь. Шрам в душе может, спаси
Б-г, сделать их "кривыми" евреями, инвалидами.

12. Конечно, "согрештвший еврей остается евреем"45. И все же есть люди, о которых
сказано в трактате Санедрин: "...потревожен бедами ты в этом мире", хотя, к
cчacтью, им обещан Грядущий Мир46. Но нам нужно молодое поколение в этом мире
и такое, чтобы это были здоровые евреи, живые в духовном отношении, здоровые
и живые и в сфере материальной жизни, так что они смогут завоевать этот мир
не только для себя, то есть сделать свою часть мира Храмом для Всевышнего, но
и для людей среднего и совсем пожилого возраста.

45. Санедрин, 44а.
46. Санедрин, 43б. В этом месте Мишна устанавливает пра вило: грешник, признавший
свой грех и выразивший это устами, даже если это очень тяжелый грех, имеет место
в Грядущем Мире. Мишна основывает это на сказанном в книге Йеошуа, 7:19-25.
Йеошуа настоял, чтобы Ахан признал свой грех. Из того, что сказал Йеошуа ("3ачем
навел ты на нас беду? Наведет на тебя беду Б-г в день этот"), мы делаем вывод,
что Ахана встретят беды "в этот день" (в этом мире), а не в Мире Грядущем. Согрешивший
еврей остается евреем, и ему обеспечен Грядущий Мир, но его грех может привести
его к духовной деградации.


13. Некоторые вещи кажутся мелочами, не имеющими значения, - настоящий волосок,
о котором в Гемаре сказано, что он является корнем влечения ко злу: "Грешнику
(дурное влечение) кажется величиной с волосок"47.

Каким образом еврей становится грешником, спаси Б-г? Ведь еврей хочет исполнять
Желание Б-га48. Как же он может делать то, что против Б-га, и до такой степени,
что заслуживает название грешника? Получается это оттого, что этим людям грех
кажется величиной с волосок, кажется, что это мелочь, а иногда может статься,
что это и вправду мелочь. Но в его нынешнем состоянии и в том положении, в каком
он находится, эта "мелочь" может решить, станет он праведником и будет предназначен
к вечной жизни или же грешником, спаси Б-г, о котором сказано49 "...на вечное
поругание"50. И из-за чего? Из-за волоска.

Для того, кто недостаточно силен или обладает недостаточно восприимчивым умом,
чтобы понять, зависит ли от чего-либо сама его сущность, в наше время, когда
истина становится все более явной, существует критерий в аспекте, противоположном
духовному.

Когда человек видит, что противоположная (святости) сторона всеми силами противится,
так что человек согласен потерять миллионы, потерять множество людей, потерять
всяческую поддержку, но не поддаться в чем-то совершенно малом и совершенно
иррационально, - это явный признак того, что он не должен следовать этому внутреннему
сопротивлению даже в той малой детали, о которой ему говорят, что это мелочь,
даже если это всего лишь шнурки башмака во времена религиозного преследования51.
Ибо это - волосок, от которого зависит, останется ли человек евреем по прошествии
времени.

47. Сука, 52а. См. также там же: Раби Аси сказал: "Вначале влечение к дурному
не больше, чем нить паутины, но в конце концов (Раши: по мере того, как человек
понемногу поддается ему) оно все более растет, пока не станет как веревка у
телеги". Ср. также Ликутей сихот, т. 2, стр. 321 о подобном этому высказывании,
которое цитируется в трактате Шабат, 105б.
48. Ср. Рамбам, Законы о разводе, 2:20: "(Каждый еврей) хочет быть евреем, сохранять
верность всем заповедям и избегать нарушений запретов; виновато лишь влечение
к дур ному, которое превозмогло над ним". См. также р. Моше Альшех, Торат Моше,
Ваикра, 25:35, где приводится комментарий к Авот, 5:4.
49. Даниэль, 12:2.
50. Рош а-Шана, 16б.
51. Санедрин, 74а-б. Во времена официального преследования иудаизма следует
всеми силами стоять за исполнение даже самого незначительного религиозного обычая.
Например, если евреи иначе, чем неевреи, завязывают шнурки башмаков, в такое
время этого нельзя изменять.


14. Дополнительное доказательство того, как важно соблюдать и кажущееся "волоском":
все беды нашего времени начались, как говорят о том наши мудрецы - "всякий кто
льстит другому (согласно другой версии - всякий, кто льстит грешнику), в конце
концов попадает в его руки"52.

Мы видели в последние годы, что все, кто шел на компромиссы и тем надеялся привлечь
молодое поколение (думая, что те, кто уже все исполняет, такими и останутся),
убедились со всей очевидностью, что они не только потеряли молодежь, которую
хотели повести по пути компромиссов, но ослабили и ту молодежь, которая находилась
под их влиянием и считалась совершенно религиозной. Те же, кто десять-пятнадцать
лет назад придерживались мнения, что нельзя уступать ни в одной, самой малой
детали, а особенно в воспитании молодежи, полностью преуспели.

52. Сота, 416. Первая версия содержится в наших обычных изданиях Талмуда, а
вторая - в книге Эйн Яаков.


15. Надлежащее еврейское воспитание укрепляют те, кто душой и телом отдаются
труду воспитания, и те, кто помогают этому денежным вспомоществованием. Хотя
они часто слышат: "Почему ты упорствуешь, поддерживая йешиву, в которой воспитываются
непрактичные люди, неспособные ни к чему в этом мире, один с бородой, другой
в капоте (длинный сюртук)? Ты отвечаешь за то, что оттуда выйдут люди, не умеющие
жить". Однако эти люди достаточно сильны, чтобы не поддаваться. Наоборот, они
видят: такой нажим свидетельствует, что в этом именно истина, что именно в этом
спасение еврейского народа, они не только не уменьшают поддержку еврейского
воспитания - душой, телом или деньгами или всеми тремя способами сразу, они
ее увеличивают еще больше. Это придает силу и ученикам. Когда им говорят: "Ваши
товарищи тоже получают еврейское воспитание, но без фанатизма и педантичности,
зачем вам такая крайняя религиозность?" - они отвечают: "Вот деловой человек,
вот человек богатый, который с нами согласен. Вот раввин, который с нами согласен.
И вот пожилой человек или женщина, которые также с нами согласны". Это придает
им силы выстоять во всех искушениях, их окружающих.

Велика заслуга и тех, кто преподает, не поддается ни каким искушениям и продолжает
путь воспитания, а также людей, активно занимающихся воспитанием, не жалея сил
души и тела и своих денег. Они дают, сколько могут, а со временем, наверное,
будут давать и более, чем могут, с одной целью - поддержать воспитание в чистоте
и святости, помогающей проникнуться трепетом перед Небом.

16. Следует стать на путь "воспитания юноши в соответствии с его путем" без
всяких компромиссов. Таково указание, содержащееся в празднике Ханука. Евреи
тогда не хотели воспользоваться даже теми облегчениями, которые допускаются
кодексом "Шулхан Арух". Они сказали: "Мы хотим чуда, потому что мы хотим, чтобы
Храм был чист, чтобы были чистая Менора и чистое масло". Тогда и свет будет
этому соответствовать.

В дни Хануки Всевышний сделал так, что за короткое время разные враги были отданы
в руки "занимающихся Его Торой". Затем Храм был заново освящен со свечами, светящими
нам до сих пор, так что даже когда солнце заходит и все возрастающая тьма окутывает
мир, во всех еврейских домах свет становится все сильнее и ярче с каждой ночью.
И так же, как "Он сотворил чудеса нашим отцам в те дни", так это и сейчас -
"в наше время". Мы можем быть уверены: вскоре мы удостоимся того, что Свыше
снизоидет чистый отстроенный Храм - нужно лишь приготовить здесь место, где
его поставить, и еврейские дети, "еврейские" евреи среднего и старшего поколения,
станут освещать Храм и весь окружающий их мир светом, не только предписанным
как заповедь, но абсолютно чистым и абсолютно святым, что привлечет Шхину (особое
Присутствие) Всевышнего к нижней реальности на самом деле, так что мир, бывший
до сих пор грубым или, по крайней мере, материальным, станет Храмом для Шхины
Его, благословенного.


Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха
в ночь третьей свечи Хануки 5714 г. (1953 г.)


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное