Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Дорогие евреи!
 Поздравляем вас с наступающим праздником.
Пусть Свет Хануки наполнит ваш дом и озарит вашу жизнь!
25 Кислева - 2 Тевета 5761 (с вечера 21 по 29 декабря 2000)

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ВАЙЕШЕВ"
БЕСПЛОДНЫЕ ПОПЫТКИ
В главе Торы "Вайешев", читаемой на этой неделе, рассказывается о том, как Йосеф
стал слугой в доме Потифара, крупного чиновника при дворе фараона. Жена Потифара
много раз пыталась соблазнить Йосефа. Когда же все ее попытки окончились неудачей,
она, схватив его за полы одежды, решила, что теперь-то он в ее руках. Йосеф,
однако, выскользнул из одежды и, оставив ее в руках женщины, убежал.


  
Весьма примечательно, что "прогрессивные" и "современные" течения в иудаизме
таки не смогли привлечь молодежь. Все социальные и интеллектуальные приманки,
применявшиеся различными еврейскими организациями, оказались не в состоянии
завоевать сердца молодого поколения и воспрепятствовать отчуждению молодежи
от иудаизма. В эпизоде с женой Потифара мы можем найти ключ к пониманию этого
явления.

Сущность еврея скрыта в его духовном аспекте: это - его Нешама (душа). Тело
- всего лишь сосуд, форма некой "одежды" для души. Именно Нешама - истинная,
внутренняя сущность еврея. Поэтому все попытки использовать материальные приманки
для привлечения нашей молодежи к иудаизму обречены на провал. Можно построить
самые прекрасные еврейские центры с ультрасовременными спортзалами и великолепными
бассейнами, устраивать веселые танцы и приглашать выдающихся ораторов с лекциями
на "еврейские темы". Но все эти добрые намерения - не решение проблемы отчуждения
еврейского молодого поколения. Сколько бы мы ни потакали материальным вкусам
молодежи для привлечения ее к "иудаизму", все равно мы останемся, как жена Потифара,
лишь "с пустыми одеждами". Нам не удалось увлечь душу молодых людей - следовательно,
не удалось удовлетворить их истинные потребности.


  
У пациента могут проявиться симптомы внутреннего заболевания. Некомпетентный
врач потратит время и силы на лечение симптомов, но хоть эти симптомы и можно
слегка облегчить терапией, их причина - внутреннее заболевание - остается, состояние
больного может даже ухудшиться. Опытный доктор, однако, будет стремиться к тому,
чтобы определить истинную причину симптомов - т.е. болезнь: при правильном лечении
болезни симптомы сами исчезнут.

Этот пример живо иллюстрирует положение с еврейской молодежью в настоящее время.
Присущие молодежи беспокойство, дух протеста против родителей, учителей и общества
в целом, неистовые поиски смысла жизни, "хиппарство", наркотики - симптомы одного
и того же заболевания. Заболевание это - тоска души по Б-гу и Торе - жажда,
которую невозможно утолить никакими искусственными или материальными "приманками",
а необходимо с пониманием и теплотой направить молодежь на путь соблюдения Торы
и заповедей.


 НЕПОВТОРИМАЯ ЗАПОВЕДЬ ХАНУКИ
Приветствие и благословение!

С приближением светлых дней Хануки наступает время задуматься над ее значением
для нашего народа в целом и для каждого - в отдельности: и в связи с этими праздничными
днями, и в связи с текущими событиями.

Вообще назначение праздника в еврейской жизни заключается не только в том, чтобы
напомнить нам о событиях, происшедших много лет тому назад; праздник и мицвот
(заповеди), с ним связанные, должны вызвать достойный отклик в глубине нашей
души, чтобы мы заново пережили эти события и чтобы они оказали непосредственное
влияние на все стороны повседневной жизни - на наши мысли, слова и, в особенности,
на наши поступки.

Помимо общего для всех праздничных дней содержания, - а все наши праздники -
подтверждение того факта, что Б-г направляет судьбы нашего народа особым Б-жественным
Провидением и что "Хранитель Израиля не спит и не дремлет", - каждый из них
связан с определенными заповедями, обрядами и внутренним смыслом.

Неповторимая заповедь Хануки заключается в зажигании Ханукальных светильников,
которые видит всякии, кто проходит мимо еврейского дома. Они говорят и евреям
и неевреям о том, что в еврейском доме Свет по-прежнему живет даже тогда, когда
в окружающем мире темно и мрачно, - это подчеркивается тем, что Ханукальные
светильники следует зажигать после захода солнца у дверей дома, снаружи.

Не менее важный аспект заключается в объяснении, что Свет приходит к евреям,
когда они осознают, что (как сказано в молитве "Ве аль а-нисим", которая читается
на Хануку) хотя их "мало") и они "слабы" в физическом измерении, их не запугают
те, кого "много" и кто "силен" в смысле физическом и материальном. Более того,
они исполнены мужества и готовы бросить вызов этим последним, когда от них исходит
угроза еврейству, Торе и заповедям - в этой борьбе они отличаются исключительной
силой духа и готовностью к самопожертвованию, источник которых - в "Торе Твоей"
и в "Скрижалях Воли Твоей".

Так это было во все века еврейской истории - и в старые времена, и теперь. Евреи
всегда были "малым меньшинством среди других народов", они не могут сравниться
с другими народами в категориях физического и материального могущества. Но в
сфере духовной положение диаметрально противоположное. Как мы знаем из Берешит
("Бытия"), духовная сила "голоса Яакова" подчиняет себе "руки Эйсава", и в конечном
счете "старший да послужит младшему" - Эйсав помогает Яакову осуществить его
замысел.

Более того, победа духа не ограничивается сферой духовной, она приносит победу
также и на поле боя в буквальном смысле, "отдан сильных в руки слабых, и множества
в руки немногих", со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Итак, вот одно из значений, которые несут в себе Ханукальные светильники: они
говорят нам, что хотя мы живем "после захода солнца", особенно в наше время,
окутанное беспросветным мраком последних дней изгнания (предшествующих приходу
Мошиаха), еврей не должен сдаться на милость окружающего мрака, а осветить свой
дом Светом Торы и заповедей (симводически воплощаемым Ханукальными светильниками).

Более того, он не должен на этом успокаиваться. а сделать так, чтобы Свет этот
лился и в окружающий мир: все должны увидеть, что Свет Торы и заповедей озаряет
еврейскую жизнь. И поскольку свет неминуемо рассеивает тьму, то в результате,
безусловно, "все народы на Земле увидят, что имя Б-га - на тебе, и убоятся тебя"
- убоятся причинять тебе зло.

Несомненно, надо также совершить конкретные действия: например, зажечь светильник
- будь то фитиль, погруженный в масло, или свечи. Именно так на практике осуществляется
эта заповедь. И тогда и дом, и внешнии мир немедленно озаряются Бесконечным
Светом Свыше чтобы весь мир с абсолютной четкостью увидел, что "руки Эйсава"
не только становятся бессильными причинить зло еврейскому народу, но, напротив,
будут готовы оказать ему всякую возможную помощь.

В категориях повседневной жизни все это означает, что еврей не должен поддаваться
влиянию грубого материализма мирской жизни. Наоборот, он должен над ним возвыситься
и подчинить его служению Высшей цели - служению Б-гу во всех своих делах, в
соответствии с предписаниями: "Все твои поступки должны быть во имя Небес" и
"Помни о Б-ге во всех делах своих", покуда "тьма не превратится в Свет".

Ввиду такого глубокого смысла этой столь дорогой нам заповеди о Ханукальных
светильниках, по всеобщей традиции все евреи должны исполнять эту заповедь очень
тщательно, а именно - увеличивая число зажигаемых светильников в каждый вечер
Хануки.

Хотя заповедь о Ханукальных светильниках исполняется даже тогда, когда зажигается
лишь один светильник в первый вечер Хануки, а тем более, если во второй вечер
зажигаются два светильника, - евреи не удовлетворяются этим и в каждый следующий
вечер Хануки добавляют к предыдущим еще один зажженный светильник, чтобы достичь
предельного совершенства, и Ханукальный Свет горит все ярче и ярче. И да будет
Воля Б-га, чтобы каждый из среды нашего народа воплощал в реальной жизни учение
о Ханукальных светильниках - тогда скорее сбудется пророчество: "даже если тьма
покроет землю и густой мрак - народы, Ты будешь по-прежнему сиять, О, Б-г".

И как в прежние времена "они зажигали светильники в Твоем Святом Храме", мы
должны заслужить честь зажечь светильники в третьем и вечном Бейт а-Микдаш (Святом
Храме), ибо написано: "И дом Его (Бейт а-Микдаш) будет в Шалеме (Иерусалиме)"
с пришествием нашего Праведного Мошиаха. Да придет он немедленно, избавит нас
и поведет прямо в Землю нашу.

С почтением и пожеланиями светлой Хануки и светлого грядущего.


Из послания Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное