Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Дорогие евреи!
 Поздравляем вас с наступающим праздником.
Пусть Свет Хануки наполнит ваш дом и озарит вашу жизнь!
25 Кислева - 2 Тевета 5761 (с вечера 21 по 29 декабря 2000)

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ВАЙЕШЕВ"
Глава Вайешев, Ханука1
1. Межиричский Магид так объясняет2 стих "И поселился Яаков в стране, где жил
отец его, в стране Кнаан": "И поселился Яаков" - Яаков жил в стране (дословно:
"в земле"), в земном. Для чего же он это делал? Для того, чтобы собирать3 искры
святости, содержащиеся во всем материальном, и возносить их к Отцу их, Который
в Небе. И хотя жизнь, связанная с земным, это - нисхождение книзу, не более,
чем временное, именно таким путем человек приходит к духовному росту и возвышению.
Слово "Кнаан" связано по смыслу с торговлей, как сказано: "И не будет больше
торговца (кнаани) в доме Г-спода"4. А в торговле принято, что прежде всего должны
быть расходы, а затем заработок, как сказано: "Иной сыплет (щедро), и у него
прибавится еще"5.

1. Праздник Ханука обычно наступает в те дни недели, когда читают главы "Вайешев"
и "Микец". Поэтому в этой части собрания бесед Ребе есть беседы, которые относятся
и к этому празднику.
2. Ор Тора, Ваешев (изд-во "Кеот", стр. 18а-б).
3. Слово мегурей, имеющее значение "жить" ("где жил отец его"), можно понять
также в значении "собирать", как в стихе Огер бакаиц, "собирающий во (время)
лета" (Мишлей, 10:5).
4. Зхарья, 14:21.
5. Мишлей, 11:24. Таким образом, понятие "кнаан" говорит о падении ради возвышения,
о котором уже говорилось: занятие материальным ведет к духовному росту.


2. В этой интерпретации содержится следующее указание: еврей не должен стремиться
к чему-то огромному, его миссия заключается в том, чтобы собирать, очищать и
возносить искры святости, находящиеся во всем земном. Для чего это следует делать?
Для "его отца", Отца, Который в Небе. Еврейский народ сравнивается с пчелой6:
"Так же, как пчела все, что собирает, собирает лишь для своего хозяина, так
все, что делают евреи, они делают ради Отца своего, Который в Небе". Это не
корыстное служение ради самого себя в материальном отношении или даже в духовном7,
все служение человека должно совершаться ради Отца его, Который в Небе. И для
того, чтобы освободиться от посторонних мотиваций и сделать чистым свое служение
Всевышнему, человек должен стараться делать самые простые вещи. Когда человек
имеет дело с чем-то возвышенным, требующим понимания и постижения, в его сознание
может вкрасться посторонняя мотивация. И для того, чтобы его служение было чистым,
без чего-либо постороннего в его намерениях, ему нужно простое служение, выражающееся
в самых простых вещах.

Ребе, мой тесть, сказал однажды8, что простота простых людей связывает их с
простотой Сущности Б-га9. Так и в этом: простота служения в самых простых вещах
находит связь с простотой Сущности Б-га. И в этом заключается достоинство принятия
на себя бремени (Торы и заповедей). В силу этого достоинства евреи названы "воинствами
Б-га"10, ибо основой натуры солдата является принятие на себя бремени".

Таков простой смысл стиха "И поселился Яаков в стране, где жил отец его": чтобы
прийти к "своему Отцу", когда служение совершается только для Отца его, Который
в Небе, необходимо (быть в) "стране где живет (его Отец)", - простое служение,
без всякой премудрости и ухищрений. Тогда человек освобождается от всех посторонних
стремлений и находит связь со "своим Отцом".

6. Дварим раба, 1:6; Ликутей Тора, Ръэ, стр. 28г.
7. Тора ор, стр. 11б и 18б.
8. Сефер маамарим 5109, стр. 205.
9. Имеется в виду подлинная Сущность Б-га, в отличие от всего сложного и делимого,
обладающая чистой простой природой, вытекающей из абсолютного Единства (Единственности)
Б-га. См. р. Бахья ибн Пакуда, Ховот алевавот, 1:8,9; Рамбам, Законы основ Торы,
15 (а также Принципы веры - второй принцип; и Морэ невухим, 1:53 и 57).
10. Шмот, 12:41. См. Эмшех Бати легани 5710, п. 10 и далее (Сефер амаамарим
5710, стр. 124 и далее и 131 и далее).


3. Таково указание, заложенное для нас в рассказе о жизни Яакова. Служение Яакова
заключалось в основном в очищении земного. Он пошел в Харан и работал, пася
стада Лавана, выполнял самый тяжелый труд, как сказано: "Бывало со мною, днем
жег меня зной, а ночью холод, и отлетал сон от глаз мoиx"11 - не только усилие,
но и физическое страдание.

По закону Торы человек не имеет права мучить и истязать свое тело, так как тело
его - не его собственность, оно принадлежит Всевышнему12. Однако Алтер Ребе
основывается на этом месте Торы, чтобы поддержать мнение, что "в случае надобности"
(то есть для того, чтобы заработать деньги, а в духовном аспекте этого - для
очищения мира) это можно делать.

И все же Яаков мог задаться вопросом: "Для чего я ушел в Харан?". С одной стороны,
верно то, что Эйсав и Яаков не могут быть вместе. Но даже в таком случае можно
было бы отослать Эйсава из Беэр-Шевы в Харан, чтобы Яаков мог остаться на месте
в доме изучения Торы, основанном Шемом и Эвером. Но Яаков не задавал вопросов.
Он пошел и занялся служением, состоявшим в очищении мира путем принятия на себя
бремени. И хотя он делал это путем принятия на себя бремени, все делал он с
радостью, как сказано: "И ощутил Яаков прилив новых сил"13. И это не только
не привело Яакова к падению, но наоборот: его потомство и все, что он принес
с собой из Харана, было совершенным, как и все, что он оттуда вынес с собой14.

Такой смысл имеет выражение "в стране Кнаан", означающее все, связанное с торговлей:
от пребывания у Лавана Яаков "имел зароботол", так как он очистил все искры
святости у Лавана и Эйсава до такой степени, что через привлечение Окружающего
(трансцендентного) света к Эйсаву он сделал так, что тот (Эйсав) его поцеловал
и сделал он это всем своим сердцем15.

"Кнаан" означает также торговлю и в прямом смысле, в сфере материального. Яаков
стал необыкновенно богат, гораздо богаче, чем прежде.

11. Брейшит, 31:40.
12. Шулхан арух а-рав, Хошен мишпат, Илхот низкей а-гуф, п. 4.
13. Брейшит, 29:1. См. Брейшит раба, 70:8 и комм. Раши к этому стиху.
14. См. выше, Ваеце, п. 6.
15. Брейшит, 33:4. Брейшит раба, 78:9. См. Тора ор, Ваишлах, стр. 26а. Основным
занятием Яакова в духовном плане было очищение мира, он вызволял и очищал искры
святости, скрытые в материальном. Так же, как стих "И поселился Яаков в стране..."
следует понимать как собирание искр, так и в стихе "...и [Яаков] поклонился
до земли семь раз, пока подходил к брату своему" (Брейшит, 33:3) слова "до земли"
означают собирание святых искр, "пока он не подошел ближе к брату", то есть
собрал и такое добро, которое было внутренне присуще Эйсаву и стало видно, что
Эйсав - "брат". "И побежал Эйсав ему навстречу, и обнял его, и пал на грудь
к нему, и целовал его" (Брейшит, 33:4) - все это Эйсав делал чистосердечно.


4. И таково указание для каждого еврея: ведя себя в соответствии со сказанным
в стихе "и поселился Яаков в стране, где жил отец его", человек достигает того,
о чем сказано "в стране Кнаан", "где он расточает, но и увеличивает". Через
расточительство и нисхождение он получает свой "зароботок" как в сфере духовного,
так и в сфере материального. Кульминация этого служения наступает в момент "пока
не приду к господину своему в Сеир"16, ибо служение с принятием на себя бремени
и с большим оживлением приводит к индивидуальному для этого человека приходу
Мошиаха17, а это служит подготовкой и ко всеобщему приходу Мошиаха, о котором
сказано: "И взойдут спасители на гору Цион, чтобы судить гору Эйсава"18.

16. Брейшит, 33:14 и комм. Раши к этому месту (цитирует Мидраш раба: "Когда
он пойдет? В дни Мошиаха, как сказано: "...и взойдут спасители...").
17. См. Тания, ч. 4, посл. 4 (ср. выше Ваишлах, п. 5).
18. Овадья, 1:21. 19. Брейшит, 39:6 и комм. Раши к этому месту; Зоар, ч. 1,
стр. 189б.



Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха
в субботу главы Вайешев, 20 кислева 5715 г. (1954 г.)


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное