Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ВАИШЛАХ"
ЮД-ТЕС KИCЛEB, 19-е кислева1 (1)
1. 19-е кислева (йуд-тет кислев) - хасидский праздник в память об освобождении
из заключения Алтер Ребе, р. Шнеура-Залмана из Ляд, в 5559 (1798) г. Ребе преследовали
и арестовали за распространение учения хасидизма. Таким образом, этот день -
день победы не только самого Ребе, но и его последователей, но основной смысл
этого праздника - торжество движения хасидизма. Праздник этот известен как Рош
а-Шана (начало года) учения хасидизма.

1. Раши добавляет к стиху "У Лавана жил я"2: "...и соблюдал 613 заповедей".
В этом непонятно следующее.
1) Какова связь такого толкования - я соблюдал 613 заповедей (613 обозначается
еврейскими буквами как "тарьяг" - те же буквы, что и в слове "гарти"3, "(у Лавана)
жил я") - с простым смыслом этого стиха?
2) Зачем Яакову нужно было сообщать Эйсаву о том, что он, Яаков, соблюдал 613
заповедей?
3) Какое указание (смысл слова "Тора" - "жизненное указание") содержится в этом
для всех нас?


2. Брейшит, 32:5.
3. См. Мидраш Леках тов и Мидраш а-гадоль к этому месту.

2. Слова "у Лавана жил я" имеют следующее толкование: все, чем жил арамеец Лаван
("бык, осел, стада, рабы и рабыни"4), для Яакова было, как на это указывает
слово "гарти" ("жил" - тот же корень, что и в слове "герут"), чем-то чужим,
не относящимся к нему. Это его не касалось. Его жизнью были душа, Тора и заповеди,
а все материальное было для него не более, чем гepут ("пребывание в чужой стране").

Об этом говорится далее в настоящей главе: "И построил ему дом, а для скота
его сделал шалаши5, - "ему", то есть его сущности - для души и всего, что с
ней связано, он построил "дом", постоянное жилище, а для "скота его" - для материального,
того, что "приобретено" как нечто добавочное, - "сделал шалаши", временное жилище.
Ибо сама по себе душа, а тем более душа, которая Наверху, в этом не нуждается,
более того, она к этому не имеет отношения, и только придя вниз, она приобретает
то, что вещественно.

Ребе, мой тесть, рассказывал в беседе6, что дома это иначе, дома все необходимо,
а в дороге - неважно если в доме на так красиво или не так уж красива мебель,
человек же находится в дороге.

Теперь становится понятной связь буквального смысла этого стиха с его толкованием:
Яаков жил у Лавана, материальное было для него чем-то чужим, на что указывает
слово "гapти" ("жил"), созвучное со словом "герут" ("пребывание в чужой стране").
Вследствие этого физическое у него не составляло препятствия духовному и было
возможным "и соблюдал 613 заповедей".

4. Брейшит, 32:6.
5. Брейшит, 33:17. Ср. Бонэ Йерушалаим, стр. 95.
6. Ликутей дибурим, т. 2, стр. 427.


3. Более того: поскольку материальное было для него чужим, оно не только не
составляло препятствия духовному, духовное проникало и в материальное и в такой
степени, что материальное становилось духовным и связанным со стороной святости.

И в заключение стиха: "И были у меня (дословно: мне) бык, осел, стада, рабы
и рабыни"7 - "мне", то есть все было подчинено глубокой сущности (духа) Яакова.

7. Брейшит, 32:6.

4. О стихе "И были у меня бык, осел, стада, рабы и рабыни" сказано8: "осел"
- это Король Мошиах, о котором сказано: "Беден и восседает на осле"9.

Приход Mошиaxa зависит от так называемой "аводат берурим"10, то есть служения
Всевышнему, в силу которого каждый еврей очищает свое тело и животную душу и
свою часть мира11 и использует их для святого преданазначения. Это будет источником
раскрытия Б-жественного в будущем.

И таково продолжение стихов "У Лавана жил я...", "И были у меня бык, осел..."
- в силу того, что Яакову физическое было чуждым и он делал его орудием для
Б-жественного, в таком смысле можно понять буквально слово "гарти" ("жил"),
имея в виду, что Б-жественное присутствие пребывало в них, тем самым он уже
был готов к приходу Mошиaxa "И были у меня... осел", - слово, указывающеe на
Короля Mошиaxa.

Ради этого он послал посланцев к Эйсаву, Яаков хотел сообщить ему, что он (Яаков)
уже провел все очищения и готов к приходу Mошиaxa. Он рассчитывал на то, что
и Эйсав уже очищен12 и что освобождение (Геула) уже возможно и со стороны Эйсава.
На это посланцы ответили ему: "Мы пришли к твоему брату, к Эйсаву"13. Смысл
здесь таков: с твоей стороны он уже "твой брат", так как ты готов к освобождению,
но со своей стороны он все еще "Эйсав", еще не очищен, и поэтому освобождие
еще не может наступить.

8. Брейшит раба, 75:6.
9. Зхарья, 9:9.
10. Тания, ч. 1, гл. 37.
11. Когда человек использует свое тело в соответствии со сво ей духовной природой,
физическое подчинено духовному и тело тем очищается. То же можно сказать и о
а) "животнои душе человека - основной жизненной силе и о свойствах человека,
связанных с его физической жизнью (Тания, ч. 1, гл. 1), которая становится "очищенной",
когда ее по тенциальная святость становится действительной, и б) о среде человека,
т.е. о той части мира, с которой он связан. См. Тания, ч. 1, гл. 37, где говорится
об этом подробно, и гл. 38, 39 и 53.
12. См. Тора ор, Ваишлах, стр. 24б.
13. Брейшит, 32:7. Цитируя Мидраш (Танхума Кадум, Ваишлах, п. 6; ср. Зоар, ч.
1, стр. 167б), Раши здесь обращает внимание на повторение "...к твоему брату,
к Эйсаву" и объясняет так: "Мы пришли к твоему брату, то есть к тому, кто называется
твоим братом, но для тебя это Эйсав-грешник. Он все еще питает к тебе ненависть".
На этом же основано и приведенное здесь объяснение.


5. Тора и ее указания вечны, они имеют отношение к каждому еврею, в любое время
и в любом месте. И таковы выводы, из всего этого вытекающие. Каждый еврей должен
знать, что даже если окружение, мир, еще не готов к тому, чтобы освобождение
наступило, так как мир еще не очищен, он со своей стороны должен приготовиться
во всех своих делах, "стадах, рабах и рабынях", к полному освобождению. Подготовка
же к этому состоит в том, что означают слова "у Лавана жил я". Он должен знать,
что весь этот мир, как означает слово "гарти" ("жил"), - лишь временное место
пребывания, "чужеземец (гep) я на земле"14.

Сколько бы ни длилась жизнь человека, семьдесят лет или, если он "в силах, восемьдесят
лет"15, или "будут дни его сто двадцать лет"16, он все же здесь чужеземец. А
когда материальное не находится в противоречии с духовным, у него будут "бык,
осел, стада, рабыт и рабыни" также в материальном отношении.

И тем, что он готовит себя и все свои дела к наступлению освобождения, он оказывает
влияние и на мир. Мир как бы находится в состоянии равновесия на чашах весов17,
и даже одно доброе дело может перевесить, увлекая весь мир к добру, и тем самым
привести освобождение всему миру.

Как устанавливает Рамбам18: если евреи совершат Тшуву (покаяние, возвращение),
их освобождение наступит сразу ("мияд"). А Алтер Ребе добавляет к этому: мгновенно
("техеф умияд")19. И таким образом, каково бы ни было состояние мира, совершив
покаяние, человек может способствовать наступлению своего индивидуального освобождения,
а также и общего освобождения во всем мире.

6. Все происходит под влиянием индивидуального Провидения. Освобождение Алтер
Ребе и хасидизма было 19-го кислева 5559 года - это была неделя, наступившая
после субботы главы "Ваишлах", в которой содержатся приведенные выше указания20.

Хасидизм дает каждому еврею силу не считаться с состоянием мира, жить в соответствии
со словами "у Лавана жил я" и тем самым достигать положения, о котором сказано
"И были у меня... и осел" - это Король Мошиах. Теория хасидизма - подготовка
к приходу Мошиаха и средство введения его в действительность.

Известно, что во исполнение слов "распространятся твои источники наружу"21 приходит
господин (Мошиах) вскоре и в наши дни.

14. Теилим, 119:19.
15. Теилим, 90:10.
16. Врейшит, 6:3. 17. См. Кидушин, 40б.
18. Законы о раскаянии, 7:5.
19. Тания, ч. 3, гл. 11. Как это видно из нескольких мест в Талмуде (Таанит,
196, Звахим, 33а и др.), слово "мияд" говорит о том, что произойдет вскоре,
в течение нескольких дней или позже, слово же "техеф" означает, что нечто произойдет
мгновенно. (См. Тосафот к Шабат, 39а к слову коль; Шулхан арух, Орах хаим, п.
166.)
20. Одно из основных положений учения хасидизма это индивидуальное Провидение,
охватывающее все существующее во Вселенной, от ее самых больших и значительных
деталей и до самых малых и кажущихся не имеющими никакого значения. Это учение
- часть общей космологической перспективы хасидизма, основанного на талмудических
и мидрашистских источниках. Более подробно см. Ликутей сихот, т. 8, стр. 277-284;
ср. там же, т. 5, стр. 63 и далее. Так как все происходит под влиянием индивидуального
Провидения, не существует ничего случайного или объясняемого просто стечением
обстоятельств. Не случайно и то, что события 19-го кислева произошли в дни недели,
следующей за субботой главы Ваишлах. Во всем этом есть связь: одно освещает
другое. См. выше, Лех леха, п. 6; ср. Шней лухот а-брит, параграф, начинающийся
словами Тора шебихтав, начало главы Ваешев, там замечается, что все особые происшествия
года связаны с главой Торы, читаемой в субботу перед той неделей, в которую
они происходят.
21. Мишлей, 5:16.


Из бесед Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха
в субботы главы "Ваишлах" 5716-5718 гг. (1955-1957 гг.)


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное