Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ВАИШЛАХ"
ЮД-ТЕС KИCЛEB, 19-е кислева (2)
7. В уже упомянутом Мидраше написано: "И осел" - это Король Мошиах". И непонятно:
почему Яаков, чтобы передать мысль о будущем освобождении, упомянул именно об
осле? Но сказано в Гемаре22: есть стих "и вот, вместе с облаками небесными"23
(Мошиах придет с небесными облаками), есть также стих "беден и восседает на
осле"24 (Мошиах приедет на осле) - если евреи будут того заслуживать, он придет
с облаками, а если нет - приедет на осле. Это понять еще труднее: раз Яаков
был готов к будущему освобождению, то есть был в том положении, о котором сказано
"если евреи будут того заслуживать", то почему он, говоря о Мошиахе, упомянул
не облака, а стих, говорящий об осле?

22. Санедрин, 98а.
23. Даниэль, 7:13.
24. Зхарья, 9:9.

8. В "Пиркей дераби Элиэзер"25 сказано, что осел, о котором говорится в стихе
о Мошиахе, - "беден и восседает на осле - это тот же осел, о котором написано:
"и [Моше] посадил их на осла"26, а также тот же осел, о котором написано: "и
[Авраам] оседлал своего осла"27. Это означает, что Авраам, Моше и Мошиах - части
одного и того же продолжающегося явления. Авраам начал период истории, называющийся
"две тысячи лет Торы". Моше принял Тору на горе Синай и передал се всем евреям29
(хотя стих "и посадил их на осла" говорит о том, что произошло до дарования
Торы, но это произошло во время исхода из Египта, бывшего подготовкой к дарованию
Торы, как сказано: "Когда ты выведешь этот народ из Египта, вы будете служить
Всесильному на этой самой горе"30).

25. Пиркей дераби Элиэзер, гл. 31.
26. Шмот, 4:20.
27. Брейшит, 22:3.
28. Авода зара, 9а. См, Аризаль, Ликутей Тора, начало Лех леха; маамар "ве Ашем
берах эт Авраам" Ребе Цемах-Цедека (опубликовано вместе с его открытиями-комментариями
к трактату Бава батра).
29. Авот, 1:1.
30. Шмот, 3:12.

9. И все же Авраам, Moшe и Мошиах по-разному используют осла. Осел Авраама нес
дрова и нож. Сам он и его слуги шли пешком. Он положил на осла только дрова
и нож, то есть нечто вспомогательное для человека. О Моше сказано. и взял он
свою жену и своих сыновей и по садил их на осла". Жена и сыновья гораздо ближе
человеку, чем дрова и нож, ибо его жена - "помощник, соответственный ему"31,
о жене сказано, что она "как бы он сам (дословно: как бы его тело)"32, "сын
- нога своего отца"33, то есть он - нижняя или внешняя часть самого человека.
О Мошиахе же сказано: "...беден и восседает на осле". Мошиах сам будет ехать
на осле.

31. Брейшит, 2:18.
32. Врахот, 24а.
33. См. Эйрувин, 70б.

10. Езда на осле дает человеку возможность вместе со своими вещами перемещаться
туда, куда из-за высоты места или далекого расстояния человек не мог бы сам
добраться. То же означает и "езда на осле" как понятие, означающее происходящее
в сфере духовного. Слово "осел" ("хамор") указывает на "вещественность" ("хомер",
те же буквы), как это известно из толкования Баал-Шем-Товом34 стиха "если увидишь
осла..."35. Это означает, что очищая и делая более тонким телесное и материальное,
человек может достичь таких высоких уровней, каких его душа сама по себе не
могла бы достичь. Как сказано об этом "...и много прибытка от силы вола"36.

34. Цитируется в Айом йом, стр. 23.
35. Шмот, 23:5.
36. Мишлей, 14:4. См. Ликутей Тора, Аазину, стр. 75б. Сама по себе душа не нуждается
в исправлении" и для нее нет необходимости в существовании в этом мире (Эц хаим,
26:1). И все же когда душа "нисходит" и облекается в физическое тело в мире
материи и соприкасается с материальным (хомер), соблюдая заповеди (и тем самым
очищая, утончая и возвышая материю), она может достичь неизмеримо больших высот:
духовный рост гораздо больше в результате "силы быка" (вследствие надлежащего
использования материальных и животных аспектов в служении Всевышнему). См. Тания,
ч. 1, гл. 16.

11. Во времена нашего праотца Авраама - в начале двух тысячелетий Торы, - то
есть в период, когда в человечестве началось служение Всевышнему, материальное
еще не могло возвышать человека, ибо оно еще не приобрело способность становится
святым; как объясняется во многих местах, установление Свыше о том, что "верхние
не спустятся...", еще имело место. Материальное могло лишь играть роль чего-то
вспомогательного, как дрова и нож. Так что через служение человека, очищающего
материальное, они могли помочь ему в те времена находить связь со святостью.

У Моше нижние уровни дел человека уже были вознесены, так как после исхода из
Египта и дарования Торы произошло очищение материи мира, и в такой степени,
что через исполнение заповедей само материальное становится святостью.

Существует четкая разница между периодом до дарования Торы и временем после
него. До дарования Торы материальное не было сосудом, который вступает в единение
с духовным, и служение Всевышнему состояло лишь в том, чтобы мир не составлял
препятствия и даже помогал привлечению (Б-жественного) вследствие этого служения.
Но только при даровании Торы стало возможным, чтобы само материальное становилось
святостью.

Так было с прутьями и стоками Яакова37. Хотя вследствие служения с использованием
прутьев и стоков привлекался такой же Свет, как при возлагании тфилин38, однако
Свет этот не привлекался внутренне‚ так, чтобы он был усвоен, и по окончании
такого служения в прутьях не оставалось Света, ибо и до того все это не было
чем-то внутренне усвоенным.

Но после дарования Торы стало так: когда человек исполняет заповедь с помощью
чего-либо материального, само физическое становится святостью, то есть материальное
в мире становится сосудом для Б-жественного. И все же возвышение человека было
лишь в том, что соотносится с нижними его уровнями: в его жене (как бы его теле)
и сыновьях (сын - нога своего отца) - и до раскрытых сил души, которые спустились
вниз и облеклись в тело.

А с приходом Мошиаха произойдет нечто гораздо более глубокое: "беден и восседает
на осле", раскроется то, чем тело выше души, - "доблестная жена - венец своего
мужа"39. Очищение материльного возвысит даже самые высшие ступени души, "хая"
и "йехида". С приходом Мошиаха раскроется подлинный корень и источник сотворенных
сущих, то, что истинность сотворенных сущих кроется в Истинно Сущем. Поэтому
через очищение материального, очищение сотворенных сущих возвысится также и
сущность дупи.

37. Брейшит, 30:37 и далее.
38. Зоар, ч. 1, стр. 1616; Ор a-Тopa, Брейшит, стр. 44б.
39. Мишлей, 12:4. Ср. выше, Хаей Сара, п. 1. Сара означает тело, а Авраам -
душу. В широком смысле женщина озна чает тело и материальное, а мужчина - душу
и духовное. Обычно мы считаем душу выше, чем тело, но и последнее в чем-то выше.
В этом смысле сказано "Доблестная жена - венец своего мужа", как об этом здесь
говорится.

12. Намек на это содержится в толковании наших мудрецов: если евреи заслуживают,
"(Мошиах придет) на облаках небесных", а если нет - "(он) беден и восседает
на осле". Если заслуживают ("заху") тем, что чисто ("зах") и духовно, это будет
на облаках небесных - раскрытие прямого Света сверху вниз; если не заслуживают,
если служение будет тем, что еще не утончено, через очищение физическое, материальное,
тогда будет раскрытие того, о чем сказано беден и восседает на осле", раскрытие
отраженного Света, снизу вверх, когда с помощью материального ("хомер", о чем
говорит в стихе значение слова "хамор") человек достигнет того, чего душа его
сама по себе не может достичь.

И так и сказал Яаков: "И были у меня бык, осел..." - таково было его служение
именно у Лавана: он должен был очищать физическое и материальное, поэтому он
был готов к раскрытию (Мошиаха) типа "беден и восседает на осле".

13. Ребе, мой тесть, рассказывал: когда Алтер Ребе сидел в заключении, его следователем
был заместитель министра, глубоко знавший Танах и знавший также вопросы еврейства.
Среди вопросов, которые он задал Алтер Ребе, был такой: есть стих "И воззвал
Б-г Всесильный к человеку и сказал: 'Где ты?'40". Разве Всевышний не знал, где
находится первый человек? Почему Он спросил человека: "Где ты?". Алтер Ребе
ответил ему согласно комментарию Раши41. Тогда министр сказал, что он знает
комментарий Раши и хочет услышать, как сам Ребе толкует буквальный смысл этого
стиха. Алтер Ребе ответил ему: "Когда человеку столько-то лет (и он назвал точный
возраст министра), Всевышний спрашивает его: "Где ты?". Знаешь ли ты, зачем
ты сотворен на этом свете, что ты должен сделать и что ты сделал?".

Ребе, мой тесть, сделал из этого происшествия следующий вывод: ответ Алтер Ребе
заместителю министра спас его (Ребе) от "клот а-нефеш", исхода души из тела,
так как Ребе находился в состоянии великой радости оттого, что он удостоился
сидеть в заключении и отдавать жизнь за учение Баал-Шем-Това и Межиричского
Магида, он испытывал от этого величайшее наслаждение, вплоть до "клот а-нефеш".
Когда же он задумался о том, что Всевышний спрашивает каждого человека "Где
ты?", сделал ли человек то, что он должен был сделать‚ это подействовало на
него так, что он захотел остаться на земле, чтобы душа его оставалась в теле
и он мог выполнить все то, ради чего его душа снизошла в этот мир.

40. Брейшит, 3:9.
41. Б-г знал, где находится Адам, Он спросил человека для того, чтобы завязать
разговор так, чтобы Адам не смутился, отвечая; см. комм. Раши к этому месту.

14. То, что произошло с нашими святыми руководителями и учителями и затем было
нам передано Рабеим, главами поколений, является указанием их пастве, хасидской
общине, а через них и всем евреям.

Каждый еврей должен знать, что вопрос "Где ты?" постоянно задается каждому человеку,
как самому великому. так и самому незначительному, однако вопрос этот задается
каждому в соответствии с тем, что составляет его суть. Этот вопрос требует от
каждого избежать "исхода души из тела", в том смысле, который имеется в виду
в стихе о сыновьях Aapoнa: "...когда они предстали перед Б-гом и умерли"42.
Человек должен исполнять свою миссию и свое служение здесь, на земле43, чтобы
осуществить цель сотворения - создание "жилища для Б-га" в нижней реальности.
Для одного человека вопрос "Где ты?" может означать требование, чтобы он не
предавался жажде удовольствий и тому подобному, из-за чего он может совсем опуститься.
Он должен делать великие усилия, чтобы изучать Тору и исполнять ее веления,
другому это требование может придавать силы для исполнения его особой миссии
и достижения замысла, ради которого он сотворен, а также для того, чтобы он
исполнял это все с радостью и добротой сердечной.

42. Ваикра, 16:1. См. Ор а-хаим к этому месту.
43. А не убегать от материального, погружаясь целиком в духовное.

15. Связь вопроса "Где ты?" с заключением Алтер Ребе можно, очевидно, объяснить
следующим образом: причиной ареста Ребе было нежелание Свыше раскрывать тайны
Торы - учение хасидизма44, - как это было в то время.

Алтер Ребе раскрывал и сообщал людям тайны тайн Торы. Он перенес их в разум,
интеллектуальные способности (хохма, бина, даат) Б-жественной души, а тем самым
это знание спускается и в сферу интеллектуальных способностей (хохма, бина,
даат) рациональной души и животной души до такой степени, что это пронизывает
также и материальное тело. Однако это вызвало обвинение (со стороны противника)
Наверху, что выразилось в аресте Ребе внизу.

Так и победа и освобождение, происшедшие здесь, внизу, произошли потому, что
Наверху было дано на это разрешение, то есть дана была способность и обязывающее
веление раскрывать человеческому разуму тайны тайн Торы, которые были до того
утаены. А в силу этого здесь, внизу, произошло освобождение Ребе и распространение
учения хасидизма.

Но каким образом возможно, чтобы тайны тайн Торы оказались внутренне принятыми
разумом человека? Ведь тайны тайн должны действовать на душу так, что она изойдет
из тела, то есть произойдет нечто противоположное внутреннему интеллектуальному
усвоению? Когда Алтср Ребе, находясь в состоянии исхода души, услышал "Где ты?",
- а этот вопрос, раздающиЙся свыше, говорит человеку: исполнил ли ты цель своего
назначения как сотворенного, которая заключается в том, чтобы создать "жилище
Ему, Благословенному, в нижней реальности"; и само это создает потенциальную
возможность, чтобы физические вещи, в том состоянии, в каком они существуют,
становились местом пребывания, "жилищем" Сущности Б-га.

Это уничтожило все ограничения и препятствия, ибо, когда это делают не сами
своей силой, а как посланники (Всевышнего), а также в силу того, что называется
"Где ты?", а это - Сущность Б-га, для Которого нет ничего невозможного45 и Который
сводит к единому противоположности, тем самым выявляют и скрытую часть Торы
так, чтобы она стала явно раскрытой, а это пробуждает и раскрывает скрытую часть
души человека, связанную со скрытым аспектом Всевышнего46.

44. В плане естественного и видимого 19-го кислева произошел арест Алтер Ребе,
основателя движения Хабад, вследствие доноса противников этого движения и учения,
которое оно с собой принесло. Это была клевета, в результате которой Ребе был
арестован. Опасность угрожала как его жизни, так и существованию самого хасидизма.
Однако всякое физическое явление имеет духовный подтекст, лежащую под ним духовную
реальность. Этой духовной реальностью было обвинение Ребе Свыше, заключавшееся
в том, что он объяснял и распространял учение хасидизма, тайны Торы, которые
до того времени позволялось раскрывать лишь людям с особо высокой душой, редким
единицам (см. Псахим, 119а; Хагига, l3а; Кидушин, 71а; Зоар, ч. 3, стр. 105б
и 244а; Зоар хадаш, Брейшит, 6г). Но даже и тогда это делалось в глубокой тайне
(см. Тания, ч. 4, посл. 26). И только в последнее время (приблизительно в период
жизни Ари, р. Ицхака Лурии, с приближением последнего времени перед приходом
Мошиаха) изучение и распространение тайн Торы стало обязательным для всех (Сефер
а-гильгулим, гл. 32; Тания, ч. 4, посл. 26). И все же такое резкое изменение
принятого ранее, когда среди всех евреев началось распространение тайн Торы,
начиная с деятельности Баал-Шем-Това и его преемника Межиричского Магида, вызвало
острое сопротивление, соответствовавшее сказанному в Мишлей (25:2) "Утаение
- Слава Б-га". Алтер Ребе, ученик Межиричского Магида, раскрывал и повсеместно
сеял тайны Торы, внутренней части Торы, все шире и шире, стремясь охватить все
еврейство. Более того, он это делал так, что это учение могло быть понято не
только на трансцендентальном, духовном уровне в человеке (Б-жественная душа),
но и в сфере рационального - в пределах доступного обычной интеллектуальной
деятельности человека (как это пространно объясняется в беседе). И это вызвало
тяжелое обвинение, что, в свою очередь, выразилось в аресте Ребе и суде, учиненном
над ним. В свете того же объяснения освобождение Ребе означает конечную победу
хасидизма и деятельности Ребе - и не только на уровне того, что происходит видимо,
но и в гораздо более значимой сфере духовного.
45. См. Респонсы Рашба (раби Шломо ибн Адерет), 418; Сефер а-хакира Ребе Цемах-Цедека,
стр. 68 и в других местах.
46. См. Зоар, ч. 3, стр. 73а.

Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха
19-го кислева 5718 г. (1957 г.)


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное