Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
 НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ВАЙЕЦЕ"
ПЛАЧ РЕБЕНКА
На этой неделе, 10 кислева, (в этом году - 7 декабря) мы отмечаем день рождения
второго Любавичского Ребе, рабби Дов-Бера. Этот же день отмечается и как день
его освобождения из тюрьмы. Ниже приводится поучительная история из жизни рабби
Дов-Бера и его отца - рабби Шнеур-Залмана из Ляды, Алтер Ребе (Старого Ребе,
первого в династии), основателя хасидизма ХаБаД.

Рабби Дов-Бер с семьей жил в одном доме с отцом. Он отличался изумительной способностью
концентрировать внимание: когда он изучал Тору или молился, окружающий мир переставал
для него существовать.

Однажды, когда рабби Дов-Бер был погружен в Тору, его ребенок, спавший в колыбели
в той же комнате, выпал из кроватки и заплакал. Отец не услышал его плача, а
дедушка - Алтер Ребе, находившийся в кабинете на втором этаже и тоже погруженный
в занятия, услышал детский плач. Он прервал занятия, спустился на первый этаж,
поднял ребенка, успокоил его и уложил спать. Отец младенца по-прежнему ничего
не замечал.

Впоследствии Альтер Ребе сделал замечание сыну: "Каким бы возвышенным предметом
человек ни занимался, он не должен оставаться глухим к плачу ребенка".

Эта история иллюстрирует один из основных принципов ХаБаДа - услышать плач попавшего
в беду еврейского ребенка. Это может быть и младенец, и школьник, "выпавший
из колыбели" подлинного еврейского образования, и взрослый человек, еврейское
самосознание и образование которого находятся на младенческом уровне. Души этих
"детей* плачут, ибо они живут в духовной пустоте, иногда даже не сознавая этого.

Каждый еврей, как бы ни был он погружен в самые благочестивые занятия, должен
услышать их плач. Ибо нет ничего важнее, чем помочь такому "ребенку" вернуться
в свою еврейскую "колыбель".


СОЧУВСТВИЕ
"Судей и правителей поставь у всех ворот твоих". Эта цитата из Торы означает,
что повсюду, где есть еврейские общины, нужно создавать суды, - как на Святой
Земле, так и за ее пределами. В то же время города-убежища должны находиться
только в пределах Святой Земли. Чем это объясняется?


  
Города-убежища символизируют искупление и Тшуву (покаяние). Если человек совершил
непреднамеренное или даже намеренное убийство, он имел право укрыться в одном
из этих городов от мести родственников убитого. Никто не имел права причинить
ему вред в этом городе - он был в безопасности до разбора его дела в суде. Если
суд решал, что убийство действительно было непреднамеренным, то совершившему
его приказывали жить в городе-убежище, в галуте (изгнании), вдали от дома, чтобы
искупить свою вину.

Суд означает также искупление и очищение, ибо конечная цель суда, по Законам
Торы, заключается не в том, чтобы наказать, но чтобы возвысить и очистить виновного
в преступлении. Например, решение суда отобрать у вора украденные вещи - решение
в пользу, прежде всего, самого вора.

Святая Земля символизирует желание и готовность исполнять Волю Б-га.

Хуц Лаарец - страны за пределами Святой Земли - символизируют также состояние
разума, находящегося "за пределами" желания повиноваться Всевышнему.

Тшува (покаяние) может осуществиться только в городах-убежищах в Святой Земле,
символизирующей желание повиноваться Б-гу, ибо подлинное покаяние состоит из
угрызений совести за прошлые проступки и твердой решимости не совершать их в
будущем. Ясно, что глубина раскаяния зависит от решимости человека не совершать
дурных поступков в будущем - если у него нет такой решимости, то раскаяние неискренне
и немногого стоит.

Таким образом, города-убежища могут создаваться только в Святой Земле, как сказано
в Торе: "И он убежит туда...". Согрешивший должен убежать туда, в Святую Землю;
он должен ощутить в себе желание и готовность исполнять Волю Создателя,

Но суды должны существовать и в Хуц Лаарец, а не только в Святой Земле, ибо
сказано: "Не суди ближнего своего, пока не окажешься в его положении". Когда
наступает время судить человека, суд в Святой Земле не может представить себе
трудности, существующие в землях, расположенных "вне пределов" желания подчиняться
Б-гу. Судьи, проживающие на земле, на которую "взгляд Б-га Всемогущего твоего
направлен от начала года и до конца года", не могут относиться с сочувствием
к обвиняемому, чья преданность Б-гу постоянно подвергается испытаниям в неправедном
окружении Хуц Лаарец - окружении, которое судьи не в состоянии даже вообразить.
Ясно, что и в общинах за пределами Святой Земли должны быть судьи и суды, чтобы
они могли с сочув ствием относиться к евреям из Хуц Лаарец и судить их по справедливости.


  
Необходимость психологической способности ощутить себя на месте другого, прежде
чем судить или наставлять его, выразительно подчеркивается в следующей истории
о рабби Дов-Бере из Любавичей, известном как Миттеле Ребе. Во время одной из
своих поездок он остановился на постоялом дворе в небольшом городке. Лето подходило
к концу, стояла хорошая погода, и Ребе решил задержаться здесь на неделю. Когда
об этом узнали многие его местные последователи, около гостиницы собралась большая
толпа хасидов - все они хотели попасть на йехидут - встречу наедине с Ребе,
во время которой хасид обнажает душу перед Ребе и получает от него наставления
по всем проблемам - как материальным, так и духовным.

Несколько дней подряд Ребе проводил йехидут. Однажды днем, когда сотни людей
толпились в очереди, чтобы попасть на йехидут к Ребе, он неожиданно попросил
закрыть дверь в свою комнату и прекратил принимать посетителей. Хасиды, стоявшие
во дворе в ожидании своеи очереди, решили, что Ребе просто утомился от бесед
с таким количеством людей и хочет сделать небольшой перерыв, а потом снова начнет
йехидут.

Прошло полчаса. Реб Залман, личный помощник Ребе, вышел из комнаты Ребе в большом
волнении, с глазами, красными от слез, и прошептал что-то стоящим рядом старейшинам-хасидам.
Услышав его слова, старейшины выказали озабоченность, их лица побледнели от
тревоги. Волна горечи прошла по рядам ожидающих хасидов, хотя никто из них не
знал, в чем дело.

Час или два спустя несколько особо известных хасидов вошли в дом Ребе и услышали
за дверью его голос. Ребе читал у себя в комнате Теилим (Псалмы), но читал так,
будто он изливал душу, переполненную страданием, с рыданиями в голосе.

Огорчение и сострадание стоящих за дверью хасидов были беспредельными. Кто-то
потерял сознание, но никто из них не имел ни малейшего представления о том,
почему Ребе вдруг посреди дня прекратил прием посетителей и впал в такое глубокое
отчаяние.

Ребе так ослабел от прочитанных псалмов, что ему пришлось на часок прилечь отдохнуть
перед дневной молитвой, которую на сей раз он читал так, как это делается только
в Десять Дней Раскаяния. Позднее, выступая перед хасидами, Ребе особо подчеркивал
необходимость самого глубокого раскаяния.

На следующий день Ребе был так слаб, что не мог встать с постели, но уже через
день он снова начал проводить йехидут.

Спустя несколько дней один старейший хасид, особенно близкий к Ребе, попросил
его объяснить причину такого необычного поведения. При упоминании об этом инциденте
Ребе мгновенно погрустнел и сказал:

"Когда мои последователи приходят ко мне на йехидут со своими горестями и духовными
болезнями, мне нужно ощутить сочувствие к каждому из них. Мне нужно найти хотя
бы слабое мерцание, бледную тень чего-то похожего в собственной душе; я не могу
давать им советы и наставлять, как им исправить и искупить свои грехи, пока
я не исправлю бледную тень их грехов в собственной душе.

В тот день на прошлой неделе пришедший на йехидут хасид обнажил передо мной
свое сердце, - и я был потрясен. Я не мог найти в своей душе, да простит мне
Б-г, даже тени от тени такого греха - или даже чего-то отдаленно похожего.

Тогда я подумал, что, возможно, я не могу найти в себе следов этого греха потому,
что это скрытый и неявный порок, погребенньй в самой глубине моей души!

Эта мысль потрясла меня и подвигла к раскаянию и возвращению к Б-гу в самых
глубинах моего существа".

Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное