Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "МИКЕЦ"
Нисхождение
8. В сегодняшней главе Торы "Микец" содержится намек на то, что именно пройдя
галут, приходят к восхождению и даже к еще большему. Йосеф дал своему младшему
сыну имя Эфраим, желая этим сказать: "Б-г сделал меня плодородным ("ифрани")
в стране бедности моей"33. Именно вследствие пребывания в "стране бедности"
Йосеф достиг разрастания, плодородности.

Йосеф стоял на очень высоком уровне. Как объясняется в книге "Торат хаим" и
в других местах, Йосеф был наказан за то, что он обратился к естественным средствам34,
хотя сам он был намного выше того (и не должен был этого делать). Подобное делал
и Яаков, но в его случае это было оправдано, так как Яаков был связан с уровнем,
представляющим обычный процесс развития вещей35. У Яакова зародилось опасение,
что, возможно, какой-нибудь грех может стать причиной нежелательного36, поэтому
он должен был обратиться к естественным средствам, связанным с природой. Но
Йосеф, цадик эльон, "высший праведник"37, при своем высоком уровне не должен
был прибегать к помощи естественного.

К стиху "И узнал Йосеф своих братьев, а они его не узнали"38 в книге "Торат
хаим" есть такое объяснение: главы племен (братья Йосефа), а также и праотцы,
были пастухами. Они были изолированы от мира, чтобы мир им не мешал. Но Йосеф
стоял на такой ступени, что был в состоянии находиться в мире, в самой гуще
дел этого мира, быть властителем Египта, о нем сказано: "Без тебя никто не поднимет
(ни руки своей, ни ноги своей"39. Так как в Писании всегда имеется в виду буквальный
смысл40, это означает, что египтянин, который хотел носить оружие и т.п., должен
был обратиться к Йосефу за разрешением41. И даже занимаясь всем этим, Йосеф
был во всей полноте своей привержен Б-гу. И несмотря на свой столь высокий духовный
уровень, Йосеф достиг "плодородности" тем, что "находился в стране бедности
своей"42.

33. Брейшит, 41:52.
34. Йосеф попросил вступиться за него перед фараоном (см. Брейшит, 40:14). Это
был грех Йосефа и в наказание он остался в тюрьме еще на два года (см. комм.
Раши к Брейшит, 4:23, где Раши цитирует мидраши). И все это несмотря на то,
что его отец, Яаков, также прибегал к естественным средствам — он посылал Эйсаву
дары, желая умиротворить его (Брейшит, 32:4,18; 33:8,13,14).
35. Имея отношение к обычному процессу развития вещей, Яаков мог полагаться
на естественные средства для того, чтобы избавиться от нежелательных ситуаций.
Яакову бы ли обещаны защита Б-га и Его благословение (Брейшит, 28:15 и 31:3),
но у него возникло опасение — может быть, он совершил какой-нибудь грех и потому
должен лишиться обещанного. (См. Мехильта и Танхума, Бешалах и Шмот, 17:14;
Мидраш а-гадоль к Брейшит, 32:8.)
36. Брахот, 4а (см. пред. прим.).
37. Среди сыновей Яакова Йосеф — единственный в своем роде. Его имени обычно
сопутствует эпитет цадик — праведник (см. Брахот, 55б, Йома, 35б, Зоар, ч. 1,
стр. 596). Его самый младший брат, Биньямин, также называется праведником (Мегила,
26а, Сота, 37а и др.). В книге Зоар (ч. 1, стр. 153б и 259а) Йосеф назван "верхним
праведником", а Биньямин — "нижним праведником".
38. Брейшит, 42:8.
39. Брейшит, 41:44.
40. Шабат, 63а. В Писании никогда не теряет свое значение буквальный смысл,
несмотря на то, что существуют и другие пути интерпретации текста.
41. Таргум Онкелос к Брейшит, 41:44. Цитируется в комм. Раши.
42. Положение, противоречащее его высокому духовному уровню.

9. В этом рассказе о Йосефе содержится указание для всех евреев: душа низошла
и облеклась в тело и вообще вступила в наш мир, да еще и ушла в изгнание не
ради страданий — есть в этом особый смысл. "Нисхождение миров от ступени к ступени
происходит не ради высших миров, ведь для этих миров такое нисхождение — лишь
удаление от Света Лица Его, благословен Он. Это нисхождение происходит единственно
ради нашего нижнего мира"43, так как в этом мире раскрывается сила Его Сущности.
Но и в этом мире до египетского изгнания невозможно было получить Тору. Только
пройдя через "железное горнило"44 изгнания в Египте, евреи стали "сосудами",
способными к получению Торы, по словам наших мудрецов45 "Евреи получили Тору
потому, что они спустились в Египет и были порабощены фараоном".

43. Тания, ч. 1, гл. 36.
44. См. Дварим, 4:20.
45. См. Шабат, 88б.

10. Таков смысл слов: "Я (Анохи) учил Эфраима (ходить)"46. Сказано о даровании
Торы: если бы народ насчитывал на одного человека менее, чем шестьсот тысяч
(то есть недоставало бы Одного), дарование Торы было бы невозможно, спаси Б-же,
— даже для Моше. Намек на это содержится в стихе шестьсот тысяч пеших насчитывает
народ, среди которого я (анохи) нахожусь". Присутствие всех шестисот тысяч,
и именно пеших (рагли, от слова — регель — "нога"), и прежде всего пеших, привело
к дарованию Торы, которая начинается словом Анохи ("Я"), а Анохи было открытием
даже для Моше.

Как уже говорилось, Эфраим представляет собой сказанное: "Б-г сделал меня плодородным
в стране бедности моей". То, что евреи перенесли в Египте, привело к величайшему
достижению — дарованию Торы. Потому Писание говорит об Эфраиме: "Я учил Эфраима
~ мирйиьти ("учил ходить") — от слова регель ("нога"), что означает служение
Всевышнему. Принимая полностью Его Желание — принятие бремени, — человек достигает
Анохи, Б-жественного Я.

46. Ошеа, 11:3.


Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха
в праздник Шавуот 5713 г. (1953 г.)


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное