Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Дорогие евреи!
 Поздравляем вас с наступающим праздником.
Пусть Свет Хануки наполнит ваш дом и озарит вашу жизнь!
25 Кислева - 2 Тевета 5761 (с вечера 21 по 29 декабря 2000)

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ВАЙЕШЕВ"
Глава Вайешев, Ханука
5. В главе Ваешев Тора рассказывает о том, что Йосеф был "красив станом и красив
видом" и завивал свои волосы19. Из-за этого случилось так, что "жена господина
его подняла глаза свои на Йосефа" и Йосеф был заключен в тюрьму20, но даже и
там "всему, что он делал, давал Б-г успех"21. Этот рассказ делится на две части:
а) о Йосефе, о том, что он был "красив станом и красив видом" и б) о жене Потифара.
Об обеих частях этих можно сказать то же, что и о всей Торе: они представляют
собой вечное указание, как мы должны поступать в обычной, повседневной жизни.

20. См. Брейшит, 39:7 и далее.
21. Брейшит, 39:23.


6. О Йосефе сказано: "Да прибавит мне Г-сподь [еще] сына другого"22. Ребе Цемах-Цедек
объясняет это так23: служение Йосефа заключалось в том, чтобы делать "чужого"24
"сыном". Йосеф обладал необходимой для этого силой, так как сам он был "красив
станом и красив видом". Красота была у него во всем, как в исполнении предписывающих
заповедей, так и в исполнении запретов (во многих местах26 объясняется, что
слово "тоар", переведенное как "стан", означает предписывающие заповеди, а слово
"маръэ" - запреты). Поэтому он мог оказывать влияние на других, делать "сына"
из "чужого".

И в этом заключается указание для каждого человека. От каждого человека требуется,
чтобы он не был лишь наедине сам с собой, но чтобы он был вместе с другим. Но
для того, чтобы повлиять на другого, нужно помнить правило: "Укрась сначала
себя, а потом берись украшать других"27. Нужно самому быть "красивым станом
и красивым видом", и тогда ты сможешь влиять на другого. Это не значит, что
не нужно заниматься другими людьми, пока сам не достигнешь абсолютного совершенства
- разумеется, это неверно. Нужно заниматься другими, невзирая на свое собственное
состояние, нельзя этого откладывать. Но, с другой стороны, следует помнить,
что нужно работать и над собой, исправлять свои недостатки, и это - исправление
собственных недостатков - сказывается не только на самом человеке, но и на других.
Когда сам человек полон недостатков, которые он не исправляет, другой человек
это чувствует, и тогда невозможно сделать с ним то, что нужно сделать. Следует
сознавать, какая великая ответственность для человека - обязанность исправлять
свои недостатки. Если человек этим не занимается, это причиняет вред не только
ему, но и другим. Нужно прилагать большие усилия к тому, чтобы самому быть "красивым
станом и красивым видом", ибо это касается не только отдельного человека, но
и множества людей.

22. Брейшит, 30:24.
23. Ор aTopa, Брейшит, 1, Ваецэ, стр. 220а.
24. Ахер - слово, обозначающее ~ оно часто употребляется для обозначения человека,
отдалившегося от Торы, как в трактате Хагига, 14б.
25. Слово бен (сын) употребляется для обозначения близости к Б-гу и Торе, как
в Авот, 3:14 и Брейшит раба, 82:8.
26. См. Вайеи омен 5627.
27. Бава мециа, 107б.


7. Указание, содержащееся в рассказе о жене Потифара, таково. Наши мудрецы объясняют:
поступая так, жена Потифара имела чистое намерение, обращенное к Небу28. Она
предвидела, что от нее произойдут дети Йосефа, но ошиблась: это должны были
быть не ее дети, а дети ее дочери.

Из этого видно: какой-то поступок внешне и на деле воспринимается как совершенно
противоречащий сфере святости, однако внутренне намерение, приведшее к этому
поступку, было обращено к Небу, намерением человека было добавить нечто к сфере
Святого29.

Алтер Ребе говорит в своей книге "Тания"30, что когда еврей стоит и молится
и перед ним возникает нееврей и начинает мешать ему, это не только не должно
помешать ему молиться, наоборот, это должно побудить его стать еще крепче, молиться
еще сосредоточеннее из глубины души.

Это требует рассмотрения. Если таков замысел Провидения, чтобы побудить еврея
молиться с еще более глубокой сосредоточенностью31, для чего это должно произойти
вследствие того, что нееврей мешает ему молиться, то есть делает нечто совершенно
противоположное?32.

Простое объяснение таково: сам по себе нееврей внутренне и в корне своем (ведь
все существующее коренится в сфере святости, то есть в сфере Б-жественного влияния)
ощущает33, что он должен прибавить нечто в святости, однако, так как это понимание
проходит через нееврея здесь, внизу, где он является противоположностью святости,
это и выражается34 в чем-то противоположном. И все же внутренне его намерение
заключается в том, чтобы добавить что-то в сфере святости.

Так и объясняет Межиричский Магид35: все гонения Лавана на Яакова36 происходили
оттого, что к Торе должны были присоединиться еще какие-то буквы. В результате
того, что он преследовал Яакова, в Торе это было записано, и добавилась к Торе
целая глава37.

И в этом содержится указание по отношению ко всем видам утаения и сокровения
в служении Всевышнему. В действительности, если рассматривать все в соответствии
с его сущностью и источником, то не только не существует ничего находящегося
в противоречии со сферой святости, напротив - все ведет к святости, и только
потому, что оно проходит по некоему каналу, определенному средству выражения,
оно может проявляться как нечто противоположное. Но по внутренней сущности своей
оно служит помощью для святого и привносит в святое, дополняя его.

Человек не должен обманывать себя, не должен впадать в заблуждение, свойственное
неевреям (на уровне того, что они ощутимо сознают), нужно знать, что "зло не
нисходит Свыше"38. Нет утаения и сокровения (Б-жественности). Все, что человек
наблюдает и испытывает, в конечном счете становится помощью сфере святости39.
Мир не только не должен приводить человека к слабости, наоборот, это должно
приводить его к укреплению сил.

Когда человек это чувствует и совершенно истинно принимает твердое решение так
видеть мир, тем самым отменяется всякое утаение и сокровение (Б-жественного).
Ибо когда человек в самом деле осознает, что во всем содержится Б-жественная
искра и что все служит помощью сфере святости, он тем самым оказывает влияние
на то, что скрывает (Б-жественное) так, что в нем пробуждается и раскрывается
заключенная в нем искра, и тогда даже здесь, внизу, в материальном мире, в нем
проявляется его истинное предназначение - содействие возрастанию в мире святости.

28. См. комм. Раши к Брейшит, 39:1 (где цитируется Брейшит раба, 85:2).
29. Жена Потифара предвидела, что у нее и у Йосефа будут общие потомки. Поэтому
она считала, что правильно поступает, хотя это и выглядит неморальным. Однако
ее предвидение было ложным: она не догадывалась, что Йосеф женится на ее дочери
Оснат (Брейшит, 41:45). Ее действиям все же нет оправдания. То, что задумано
Провидением, будет исполнено, но сам человек всегда ограничен в своих по ступках
моральным императивом и не может его нарушать: "Тебе ли касаться тайн Милосердного?
Ты должен делать то, что тебе велено, и предоставить Всевышнему делать то, что
Ему нравится" (Брахот, 10а).
30. Тания, ч. 4, посл. 25.
31. Алтер Ребе объясняет, что человек должен видеть во всем, что служит ему
препятствием, как и во всем другом в своей жизни, нечто, происходящее по воле
Провидения: "Все в руках Неба, кроме трепета перед Небом", У Всевышнего много
посланников для достижения Его цели.
32. Нееврей, мешающий еврею молиться, наверное, не думает о чем-либо святом.
Он думает о том, что он сам замыслил, а это может быть и зло.
33. По крайней мере подсознательно.
34. В своем сознании и действии.
35. Ор а-меир, Ваецэ, в комм. к Брейшит, 31:23; см. также Ор Тора, Тосафот,
п. 5.
36. Брейшит, 31:22 и далее.
37. Также и здесь: на осознаваемом им уровне Лаван был одержим своим влечением
к дурному, желанием преследовать Яакова и торжествовать над ним. Но на том уровне,
на каком Провидение вело его к исполнению Замысла Б-га (неведомого ему), его
действия служили возрастанию мысли Торы и сферы святости.
38. См. Брейшит раба, 51:3.
39. Иными словами, человек должен не только воспринимать видимое внешне, но
и искать и стараться осуществить Замысел Провидения. См. обсуждение изречения
"Тот, кто сердится, как бы поклоняется идолам" в Тания, ч. 4, начало посл. 25.


8. И вот указание, содержащееся в том, как понимают наши мудрецы изречение "Жена
Потифара имела чистое намерение, обращенное к Небу": к утаению и сокровению
(Б-жественного) можно подойти двумя путями. Первый путь - вести войну с тем,
что утаивает. Это значит, что человек относится к утаению как к чему-то реально
утаивающему (Б-жественное) и всеми силами старается с этим бороться. Второй
путь (путь более приятный): когда человек знает, что в своем внутреннем аспекте
кажущееся утаение служит помощью сфере святости. И когда человек занимает такую
позицию, это пробуждает и раскрывает подлинную природу (утаения) - именно утаение
увеличивает раскрытие света сферы святости.


Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха
19-го кислева 5718 г. (1957 г.)


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное