Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
 НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "МИКЕЦ"
О снах и галуте
Глава Микец, Ханукальная суббота1

1. В начале главы Микец, а также в предыдущей главе рассказывается о снах: о
сне фараона (в главе Микец), о сне Йосефа и о снах виночерпия и пекаря (в главе
о Египте корне всех галутов, изгнаний2). Так как все происходит в соответствии
с индивидуальным Провидением, понятно, что следствие — галут — имеет отношение
к своей причине — сну — и подобно ей.

1. Праздник Хануки часто совпадает с субботой главы Микец, поэтому здесь включены
некоторые беседы, связанные с Ханукой.
2. Аризаль, Ликутей Тора, гл. Тецэ.

2. Во многих источниках, включая "Тора ор"3 объясняется, что сны происходят
от воображения, которое может соединять и приводить в соответствие даже совершенно
противоречивые образы4, такие, как "слон в игольном ушке", — при условии, что
видящий сон прежде думал о них5.

Так и во время галута: человеку кажется, что он любит Всевышнего, но на самом
деле он любит собственное тело — хотя эти два вида любви не могут быть в человеке
одновременно6, и подобное заблуждение может привести человека к тому, что он
погрузится в жажду наслаждений и даже будет нарушать Желание Всевышнего (как
это объясняется в другом месте). В книге "Тора ор" обсуждение этого вопроса
заканчивается таким выводом: если после молитвы поведение человека оказывается
противоположным пережитому им во время молитвы, не следует думать, что его молитва,
а также и то, как он изучает Тору и исполняет заповеди, не имеют никакой ценности7
— это не так. Источник снов, который находится на очень высоком уровне8, в особенности
светит в период галута9 (см. там же подробное объяснение).

3. Гл. Ваешев, стр. 28в.
4. Ср. Рамбам, Шмона праким, гл. 1; Морэ невухим, 1:73, постулат 10 и 1:36.
5. Ср. Брахот, 55б.
6. Невозможно любить две или более существенно отличающиеся друг от друга вещи
в одно и то же время.
7. Поскольку, как кажется, служение такого человека не оказывает действия на
него самого, его молитва и изучение Торы как бы не более, чем сновидение. Ср.
Сефер а-маамарим-кунтресим, т. 3, стр. 125.
8. В зависимости от того, насколько развито воображение человека, сны могут
быть обманными и бессмысленными или истинными и пророческими (см. Брахот, 55а
и далее; Рамбам, рассуждение о снах в книге Морэ невухим, 2:36, имеет отношение
к утверждению мудрецов о том, что "сон — одна шестидесятая пророчества" и "сон
незрелый плод пророчества"). Таким образом, сны коренятся на очень высоком уровне,
хотя сам человек может этого не сознавать. И служение Б-гу в таком смысле может
рассматриваться как сон: оно может иметь определенные положительные качества
и ценности, хотя это может быть не заметно.
9. Ср. Кетер Шем Тов, разд. 312 (комментируются слова из книги Йешаяу, 55:6
"Ищите Б-га, когда можно найти Его..."), а также Ликутей амарим Межиричского
Магида, разд. 77, где сказано, что сейчас, во время галута, гораздо легче достичь
уровня "руах а-кодеш" (святого духа), чем во времена существования Храма.

3. В отношении того, как следует служить Всевышнему, это означает следующее.
Б-жественная душа каждого еврея всегда невредима. Изучение Торы и исполнение
заповедей вечны10. То, что человек делает неверно, временно (ведь в конце концов
каждый еврей придет к покаянию), поэтому и в тот момента это не есть нечто постоянное,
подобно "пересыхающим рекам"12 Таким образом, зло, будучи непостоянным, не может
перевесить добро. Добро всегда неприкосновенно. В этом заключается преимущество
галута над периодом, когда существовал Храм: в период существования Храма светили
внутренние силы души13, являющиеся чем-то ограниченным. Поэтому человек в состоянии
нечистоты не имеет права входить в Храм14. А во время галута светят трансцендентные
силы души, они же ничем не ограничены, как сказано: "...находящимся у них среди
их нечистоты"15.

10. Тания, ч. 1, гл. 25.
11. Во время нарушения Торы или до совершения покаяния.
12. Пара, 8:9.
13. Сефер а-маамарим 5709, стр. 108, п. 2.
14. Хотя внутреннее в душе явно проявляется, это не препятствует нечистоте и
от нее не очищает, и поэтому может быть так, что человек (по крайней мере временно)
отделен от Храма.
15. Ваикра, 16:16; см. комм. Раши к этому стиху. В галуте нет отделения еврейского
народа от Шхины. Более подробно на эту тему см. Беседы о празднике Песах 5718.

4. В этом содержится следующее указание. Некоторые считают, что правильно построенное
служение Всевышнему предполагает последовательное продвижение от легкого к трудному
и что пока человек не сделал первых шагов, нечего ему думать об уровнях более
высоких. Это было бы верно, если бы у этого человека в жизни все происходило
в соответствии с правильно построенным служением. Но так как мы находимся в
состоянии, о котором сказано "мы были, как во сне"16, то можно и нужно исполнять
любые формы служения Всевышнему, какие "попадаются под руку", в соответствии
с указанием наших мудрецон: "Хватай и ешь, хватай и пей"17.

Человек может находиться в состоянии, о котором сказано "человек не может...
начать служение Всевышнему, не совершив сначала покаяния о своем прошлом"18.
И все же Алтер Ребе в книге "Тания"19 — внутренней части Торы — а также и в
книге "Шулхан арух"20 — раскрытой части Торы — выносит решение: и находящийся
в таком состоянии должен изучать Тору и исполнять заповеди, несмотря на то,
что пока он добавляет силы... Пока что, временно, он "усиливает"21, однако в
конечном счете "не будет отторгнут от Него (совсем) отверженный"22, а тогда
Тора, которую он изучал, и заповеди, которые он исполнял, возвратятся ко Всевышнему
вместе с ним23.

16. Теилим, 126:1.
17. Эйрувин, 54а. Здесь явно — метафора, как это объясняется далее.
18. Тания, ч. 1, гл. 17.
19. Тания, ч. 1, конец гл. 39.
20. Законы изучения Торы, 4:3.
21. Чтобы избежать упоминания об отрицательном, Ребе не приводит полностью принципа,
говорящего о том, что греховные поступки усиливают силы зла и нечистоты так
же, как исполнение заповедей и добрые поступки расширяют сферу добра. Ср. Эйха
раба, Птихта, 33; Зоар, ч. 3, стр. 112б и в других местах.
22. Шмуэль II, 14:14.
23. Намерение и направленность мысли при исполнении заповеди — душа заповеди.
Без направленности мысли к Б-гу, без любви к Нему и трепета перед Ним жизненная
сила Торы, которую человек изучает, и заповеди, им исполняемые, "не могут устремиться
вверх.., не могут вознестись и предстать перед Б-гом" (Тикуней Зоар, 10:256),
а тем более, если человек изучал Тору и исполнял заповеди не ради них самих,
а по своим, человеческим мотивам (см. Тания, ч. 1, гл. 39, 40). Но когда тот
же человек совершает покаяние и изучает Тору и исполняет заповеди ради них самих
(потому, что это велено Б-гом), тогда даже жизненная сила прежних заповедей,
оставшихся "внизу" восходит вместе с ним; см. Тания, ч. 1, гл. 39,40 и ч. 5,
фрагмент 3.

5. Все это верно не только в отношении раскрытой части Торы, но и в отношении
внутренней ее части и обычаев и путей, по которым она направляет человека, в
соответствии с указанием мудрецов: "Хватай и ешь (раскрытая часть Торы, сравнение
с хлебом24), хватай и пей" (внутренняя часть Торы, сравнение с водой25).

Хотя в прежних поколениях нельзя было начинать изучение внутренней части Торы
без многих приготовлений26, в теперешних поколениях "(существует) обязанность
раскрывать эту мудрость"27, а особенно после того, как Баал-Шем-Тов, Алтер Ребе
и их последователи раскрыли учение хасидизма, которое отныне стало тем же, что
и все части Торы, — а каждый еврей обязан изучать все части Торы28.

24. Ликутей Тopa, Бэap, стр. 40б и Бехукотай, стр. 48б.
25. См. также беседу в субботу холь а-моэд Сукот, п. 16. В действительности
вода, как и хлеб, означает раскрытую часть Торы, но есть разница между водой,
собранной в пруду (как в микве), и водой, бьющей из источника и все еще с ним
соединенной. Первая означает раскрытую часть Торы, а последняя — внутреннюю
часть Торы, "душу Торы". Другое отличие — необусловленное понятие "воды", означающее
Тору вообще (Бава кама, 17а), и обусловленное понятие воды, как маим кдошим
(святая вода), обозначающее внутреннюю часть Торы. См. Ликутей сихот, т. 4,
стр. 1278 и 1312.
26. Зоар хадаш, Брейшит, 6г: "Не следует раскрывать тайны Торы, раскрывать их
можно только тому, кто изучал Писание и Талмуд, изучение которого прочно, и
если он — человек, страшащийся Б-га, и во всем весьма эрудирован". Ср. Хагига,
11б и lЗа; Рамбам, Законы основ Торы, 4:3. См. также Псахим, 119а; Кидушин,
71а; Зоар. т. 3, стр. 105б и 244а (и Ницоцей орот и Ницоцей зоар к этому месту).
Раби Моше Кордоверо замечает: тот, кто желает изучать тайную часть Торы, сначала
должен овладеть основами знания раскрытой Торы, законов, имеющих отношение к
жизни человека. Иначе он станет подобен тому, кто "созерцает звезды, то, что
выше него, и потому не замечает ямы под своими ногами: в результате он свалится
в глубокую яму" (Ор неэрав, 1, гл. 6). Ср. Рамбам, Морэ невухим, 1:33,34 и 31,32.
"Изучение тайн Торы прежде, чем Писания, Мишны и Талмуда, — это в лучшем случае
то же, что душа вне тела, лишенная способности эффективного действия и ответственности...
Человек должен изучать мудрость Кабалы, но сначала его тело должно быть очищено.
Это достигается практическим исполнением заповедей (ср. Брейшит раба, 44:1).
Только после этого может душа — "Душа человека — светильник Г-сподень" (Мишлей,
20:27) — освещать тело (естественную, животную душу, оживляющую тело), помогая
понять тайны Торы и раскрывая ее глубины (р. Хаим Виталь, введение к книге Эц
Хаим).
27. Тания, ч. 4, посл. 26. Ср. р. Хаим Виталь, Сефер а-гильгулим, гл. 32: "В
наше время... необходимо раскрывать Мудрость Истины (тайны Торы), чтобы пришел
Мошиах, как сказано об этом в книге Тикуней Зоар (6:236), ибо Король Мошиах
будет раскрыт в силу заслуги книги Зоар. См. также кунтрес Иньяна шель Торат
а-хасидут (О сущности учения хасидизма), гл. 4, 21 и приложение.
28. Шулхан арух а-рав, Законы изучения Торы, 1:4 и 2:10.

6. То, о чем сказано "Хватай и ешь, хватай и пей", означает, что не следует
принимать во внимание свое внутреннее положение (готов ли ты приступить к высокому
или нет), нужно лишь постоянно расти в изучении Торы и исполнении заповедей
(что подобно уже упомянутому понятию сна), — само увеличение света Торы и заповедей
рассеивает галутное сновидение и привносит истинный свет Геулы, освобождения
("Авайе будет тебе вечным светом..."29), подобно тому, как, когда занимается
свет утренней зари, человек просыпается.

29. Йешаяу, 60:20.

7. Такой же смысл и того факта, что сны явились также причиной изгнания из Египта
и исхода из Египта. Египетское рабство было самым тяжелым галутом. Поэтому все
последовавшие галуты назывались тем же названием — "Египет"30. И все же именно
египетский галут привел к положению, о котором сказано: "...а затем [потомки
твои] уйдут [оттуда] с великим достоянием"31.

Так и в нынешнем галуте. Все служение в этом галуте подобно сновидению. Но именно
потому, что оно как сновидение, можно подняться на более высокую ступень как
бы "прыжками", поверх ограничений, и взращивать свет Торы и заповедей, которые
устраняют галутные сновидения и приводят к положению, о котором сказано: "Как
во дни исхода твоего из Страны Египетской, явлю ему чудеса"32 с приходом нашего
праведного Мошиаха вскоре и в наши дни.

30. Брейшит раба, 16:4.
31. Брейшит, 15:14.
32. Миха, 7:15.


Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха
в день освобождения 19 кислева 5717 г. (1956 г.)


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное