Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "МИКЕЦ"
Ханука
11. Заповедь, соответствующая Хануке, — зажигание свечей. Как делают свечу?
Берут оливковое масло или дерево и т.п., нечто физическое, подвергающееся горению,
и нагревают до тех пор, пока оно не потеряет свои физические характеристики
и не станет освещать окружающее.

Ханукальные свечи происходят от свечей Храма. В Храме свечи зажигали каждый
вечер. Но в это время, когда произошло чудо Хануки, не было чистого масла, которое
можно было бы использовать для того, чтобы зажечь свечи в Храме. Тогда Всевышний
совершил чудо и нашелся флакон чистого масла, запечатанный печатью первосвященника.
Масла во флаконе было достаточно только, чтобы зажечь свечи на один день, и
тогда произошло чудо масло горело восемь дней. В память об этом чуде зажигают
свечи в течение всех восьми дней Хануки.

Хотя ханукальные свечи происходят от свечей Храма, они отличаются от тех свечей
в нескольких отношениях.

1) В Храме всегда зажигали одно и то же количество свечей. В Хануку же каждый
вечер добавляют одну свечу.

2) В Храме свечи зажигали днем, когда было еще совсем светло47, а ханукальные
свечи зажигают после захода солнца.

3) В Храме свечи зажигали внутри помещения, а ханукальные свечи "заповедь велит
зажигать у входа в дом мибахуц — снаружи"48.

4) Заповеди зажигания свечей в Мишкане и в Храме исполняли во времена, когда
в материальном отношении евреи жили в достатке, особенно в пустыне, когда был
Мишкан, у евреев было все необходимое. Они питались маном, спускавшимся с неба,
черпали воду из колодца Мирьям, одежда на них изменялась с изменениями тела
и была всегда чистой49. Позднее, когда в дни Шломо а-мелех (Соломона) был построен
Храм и в нем зажигали свечи, для евреев было мирное время, никто с ними не воевал,
напротив — им платили дань, "каждый сидел под своей виноградной лозой и под
своей смоковницей"50. То же было и в духовном отношении, потому что, когда нет
забот о материальном, чело век полностью отдается изучению Торы и исполнению
за поведей, то есть духовному, тому, что входит в сферу еврейского. Но ханукальные
свечи связаны со временем, когда страна была под властью греков и армия евреев
была очень малочисленной. То же было тогда и в духовном отношении: чистого масла
для свечей могло хватить только на одну ночь.

47. К вечеру. См. Шмот, 30:8. 48. Шабат, 21б. 49. Комм. Раши к Дварим, 8:4.
50. Млахим 1, 5:5.

12. Все эти детали, указывающие на различия, связаны друг с другом. Когда человеку
хорошо в материальном от ношении, хорошо и в отношении духовном, — ибо, когда
у еврея есть все, он дает и другим то, что относится к духовному, щедрой рукой
— не нужно тогда ни борения, ни самоотверженности. Тогда достаточно ежедневно
давать столько же, не нужно добавлять, потому что все идет нормальным путем.
Не нужно и освещать улицу. На улице, в мире не царит тьма. В Храме горел светильник
и вследствие этого само собой было светло и на улице.

Когда же народ находится в тяжелом положении, во времена войн (и не только с
греками, но и с евреями, мечтающими об эллинизации, — ибо были евреи, которым
не было дела до Храма, им не было никакого дела до независимости народа, они
готовы были ассимилироваться в греческой цивилизации51) — в такое время необходима
самоотверженность. В таком тяжелом положении Всевышний дал веление зажигать
ханукальные свечи. В такое время необходима самоотверженность. В такое время
недостаточно осветить свой дом, ведь темно и на улице, а с улицы тьма может
достичь и дома. Нужно делать все, чтобы осветить улицу. Когда темно, зажигают
ханукальные свечи именно у двери, чтобы осветить улицу. Недостаточно того, что
человек зажжет свечи на своем столе и откроет дверь так, что свет проникнет
и на улицу. Нужно зажечь свечи у самой двери, делая все, чтобы осветить и улицу.
Недостаточно также, чтобы свечей было столько же, сколько в прошлую ночь. Нельзя
довольствоваться тем, что ты не опустился, что ты на той же ступени, что в прошлую
ночь, но следует подниматься все выше и выше.

51. См. Бава кама, 82б.

13. Вывод из всего этого следующий. Тогда, когда тьма очень велика, нужно не
обращать внимания на уличную тьму, наоборот, нужно проявить самоотверженность
и освещать улицу. И каждый день нужно добавлять еще и еще света, пока снова
не будет чистое масло. И делать это следует таким образом.

1) Не довольствоваться той мерой света, которая была вчера, а добавлять каждый
день. Сегодня — одна свеча, завтра — две, послезавтра — три и т.д. Начиная с
многого, можно сразу не перепрыгнуть. Начинают с одной свечи, но нужно быть
готовыми к тому, чтобы назавтра зажечь две, а послезавтра три.

2) Не нужно довольствоваться тем, что зажжешь свечи в своем доме, а от этого
само собой станет светло и на улице, но нужно прилагать усилия к тому, чтобы
осветить и улицу.

3) Нужно подходить к этому с самоотверженностью, по добно тому, как чудо — нечто,
что выше природы. Смотрят на тебя криво — пусть это тебя не трогает, действуй
со всей самоотверженностью, чтобы выполнить миссию посланничества, возложенную
на тебя Всевышним.

14. Это требуется от каждого еврея. Каждый должен знать, что он — "посол" Всевышнего,
он должен согреть материальную сторону своей части мира и до такой степени,
что станет светло и в его окружении. И делать это следует, не довольствуясь
тем, что он сделал вчера, а каждый день надо добавлять еще и еще света. Нужно
знать сделанное вчера, чтобы сообразить, сколько нужно прибавить сегодня. И
когда человек идет по такому пути и не довольствуется тем, что ему становится
светло, не довольствуется сделанным до сих пор, он может быть совершенно уверен,
что в конце концов на улице станет светло, свет будет усиливаться все больше,
пока не будет найдено чистое масло, чтобы зажечь свет в Храме.


Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха
21 кислева 5713 г. (1952 г.)


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное