Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Откровение, 4:1-8:5: Видение небесного тронного зала. Семь печатей / 27-30.VII.23 (чт-вс)


=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 27–30 июля 2023 года (четверг–воскресенье).

 

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/re04-8.htm.

Продолжаем читать книгу Откровение апостола и евангелиста Иоанна, или Апокалипсис (4:1–8:5).

Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть"). [АУДИО (ред. 2004 г.)]

Этот текст в др. переводах:
Ком-
мен-
та-
рии:
к книге (введение):
из 'Брюссельской' Библии
из "Толковой Библии" Лопухина
из "Женевской Библии"
из бесед о. А. Меня
М. Уилкок
(серия "Библия говорит сегодня")
 
Крейг Кинер
("Культурно-
исторический комментарий")
Д. Стерн
 
 
4–8  
еще ко всей книге — др. авторы 
Б.Мецгер + Иоаннис Каравидопулус + Лекция свящ. Александра Меня + Д.Гатри + Р. Браун
+ еп. Кассиан (Безобразов) + Баркли
+ прот. Вяч. Рубский: 1. беседа 1
(аудио): вк/тг. 2. дисуссия (аудио): вк/тг.
3. "Апокалипс Иоанна как голос раннего христианства", 2021 г., видео + таймкоды / аудио
+
В.Н.Кузнецова: (A) (B) (C) (D) (кратко)

Откровение Иоанна

4 После этого я увидел: вот отворилась в небе дверь, и голос, тот самый  трубный голос, что я слышал вначале, заговорил со мной. Он сказал:

    – Поднимись сюда, Я покажу тебе, чему надлежит свершиться потом.

Я тотчас был вознесен Духом. И вот, стои́т престол на небе и на престоле Сидящий. (3) И от Сидящего исходило сияние, подобное сиянию драгоценных камней яшмы и сердолика, и вокруг престола словно бы изумрудная радуга. (4) И вокруг престола еще двадцать четыре престола, на престолах сидят двадцать четыре старейшины, одетые в белые одежды, на головах у них золотые венцы. (5) И от престола исходят молнии, клики и громы. Перед престолом семь светильников, горящих огнем, – это семь Духов Божьих. (6) Напротив престола словно бы стеклянное море, подобное хрусталю. И посреди престола, и вокруг престола четыре живых существа с множеством глаз  спереди и сзади. (7) Первое существо похоже на льва; второе – на молодого быка; у третьего лицо, как у человека; четвертое подобно парящему орлу. (8) И у каждого из этих четырех существ по шесть крыльев, которые со всех сторон, снаружи и внутри, покрыты глазами. И непрестанно, днем и ночью, они восклицают:

– Свят, свят, свят
Господь Бог Вседержитель,

   Тот, кто был, есть и придет!

И когда существа воздадут славу, честь и благодарность Сидящему на престоле – вовеки Живущему, (10) двадцать четыре старейшины падут ниц перед Сидящим на престоле, преклонясь перед вовеки Живущим, и сложат свои венцы к подножию престола, восклицая:

11 – Ты достоин, Господь, наш Бог,
   принять славу, честь и силу,
потому что Ты создал всё:
   Твоей волей всё стало и всё было создано!

5 И увидел я в правой руке у Сидящего на престоле книгу – свиток, исписанный и с лицевой, и с оборотной стороны и запечатанный семью печатями. (2) И еще я увидел могучего ангела, возглашающего громким голосом:

    – Кто достоин открыть свиток и снять его печати?

И никто – ни на небе, ни на земле, ни под землей  – не мог открыть свиток и даже взглянуть на него. (4) Я горько плакал, потому что не оказалось достойного открыть свиток и даже взглянуть на него. (5) Но вот один из старейшин говорит мне:

    – Не плачь! Смотри, победил Лев из племени Иуды, Корень Давида! Ему дано открыть свиток с семью печатями!

Я увидел между престолом, окруженным четырьмя существами, и  старейшинами Ягненка, который стоял словно бы принесенный в жертву. У Него было семь рогов и семь глаз – это семь Духов Божьих, посланных для всей земли. (7) Он подошел и взял из правой руки Сидящего на престоле свиток. (8) Когда Он взял его, четыре существа и двадцать четыре старейшины пали ниц перед Агнцем. Каждый держал в руках арфу и золотые сосуды, полные благоуханного фимиама  – это молитвы святого народа Божьего. (9) Они поют новую песнь:

– Ты достоин взять свиток
   и снять печати его,
потому что Ты принесен был в жертву
   и кровью Своей приобрел для Бога
   людей из всякого рода и разных наречий,
      разных племен и народов.
10 Ты их сделал для Бога нашего
   священниками и царями –
и на земле они будут царствовать!

11 Я увидел и услышал голоса множества ангелов вокруг престола, четырех существ и старейшин, и было их несметное число, мириады мириадов и тысячи тысяч. (12) Они восклицали громкими голосами:

– Достоин Ягненок, принесенный в жертву,
принять силу, богатство, мудрость и мощь,
честь, славу и благословение!

13 Я услышал, как всё сотворенное на небе, на земле и под землей и в море – всё, что в них, восклицало:

– Тому, кто сидит на престоле, и Ягненку
благословение, честь, слава и могущество
во веки веков!

14 И четыре существа говорили:

    – Воистину так!

Старейшины пали ниц и преклонились.

 

6 Я увидел, как Ягненок снял одну из семи печатей, и услышал, как одно из четырех существ говорит громовым голосом:

    – Иди сюда!

И я увидел: вот белый конь, на нём всадник с луком. Ему был дан венок, и он вышел как победитель, чтобы побеждать.

Когда Он снял вторую печать, я услышал, как второе существо говорит:

    – Иди сюда!

И вышел второй конь – огненно-рыжий. Его всаднику позволено отнять мир у земли, чтобы все резали друг друга. И ему был дан большой меч.

Когда Он снял третью печать, я услышал, как третье существо говорит:

    – Иди сюда! 

И я увидел: вот вороной конь, и у всадника в руке весы. (6) И я услышал как бы голос, прозвучавший среди четырех существ:

    – Целый день работать за одну мерку  пшеницы, целый день – за три мерки ячменя! Но не причиняй ущерба ни маслу, ни вину!

Когда Он снял четвертую печать, я услышал голос четвертого существа, говоривший:

    – Иди сюда!

И я увидел: вот белесый конь и всадник. Имя всаднику Смерть, а за ним следует Ад. Им дана власть над четвертой частью земли: убивать мечом, голодом, смертоносной чумой и дикими зверями.

Когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убитых за Слово Божье и за их свидетельство. (10) Они закричали громким голосом:

    – Святой и Истинный Владыка! Почему Ты до сих пор не судишь жителей земли и не мстишь им за нашу кровь?

11 Тогда каждому из них дали белую одежду и велели подождать еще немного, пока не заполнится список их братьев, которые служат вместе с ними и так же, как они, будут убиты.

12 И я увидел,  что Он снял шестую печать – и произошло сильное землетрясение; солнце стало черным, как рубище, а луна вся стала как кровь, (13) и звёзды с неба попадали на землю, как падает с дерева недозрелый инжир под порывом сильного ветра. (14) Небо исчезло, свернувшись, как свиток; все горы и острова сдвинулись со своих мест. (15) Цари земли, и вельможи, и военачальники, и люди богатые и влиятельные, и раб и свободный – все попрятались в пещерах и в горах среди скал. (16) И говорят они горам и скалам:

    – Обрушьтесь на нас, скройте нас от Сидящего на престоле и от гнева Ягненка, (17) потому что пришел великий день Его гнева. И кто сможет устоять?!

7 Потом я увидел четырех ангелов, стоявших на четырех концах земли. Они удерживали четыре земных ветра, не давая им дуть ни на землю, ни на море, ни на деревья. (2) Я увидел, как еще один ангел поднимается с востока, держа печать Живого Бога. Он крикнул громким голосом четырем ангелам, которым дано вредить земле и морю:

— Не вредите ни земле, ни морю, ни деревьям, пока мы не отметим печатью ли́ца служителей нашего Бога!

И я услышал, что число отмеченных печатью было сто сорок четыре тысячи. Столько было отмечено печатью из всех племен сынов Израиля.

Из племени Иуды отмеченных печатью двенадцать тысяч,
из племени Рувима двенадцать тысяч,
из племени Гада  двенадцать тысяч,
из племени Ашера двенадцать тысяч,
из племени Нефталима двенадцать тысяч,
из племени Манассии двенадцать тысяч,
из племени Симеона двенадцать тысяч,
из племени Левия двенадцать тысяч,
из племени Иссахара двенадцать тысяч,
из племени Завулона двенадцать тысяч,
из племени Иосифа двенадцать тысяч,
из племени Вениамина двенадцать тысяч.

Потом я увидел: вот огромная — никому не сосчитать! — толпа из разных народов, племен,  родов и наречий стои́т перед престолом и Ягненком в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках; (10) они громкими голосами восклицают:

— Спасение у Бога нашего,
сидящего на престоле,
и у Ягненка!

11 И все ангелы, стоявшие вокруг престола, старейшин и четырех существ, пали ниц перед престолом и преклонились перед Богом, говоря:

— Аминь! Воистину благословение и слава,
мудрость, благодарность, честь,
сила и могущество
у Бога нашего во веки веков. Аминь.

13 Один из старейшин спросил меня:

    — Эти люди в белых одеждах, кто они и откуда пришли?

14 — Господин мой, это знаешь ты! — ответил я. Он сказал мне:

    — Это те, кто вышли из великих бедствий. Они вымыли свои одежды и выбелили их в крови Ягненка.

15 Потому они перед престолом у Бога
   и служат Ему день и ночь в Его Храме,
а Сидящий на престоле
   раскинет над ними шатер Свой:
16 и уже никогда не узнают они ни жажды, ни голода,
   не опалит их солнце,
   не поразит их зной,
17 потому что Ягненок с вершины престола   будет пасти их
и поведет к источникам, воду жизни несущим.
И отрет Бог с их глаз каждую слезинку.

8 И когда Он снял седьмую печать, на небесах настала тишина примерно на полчаса.

Пришел другой ангел и стал с золотой кадильницей у жертвенника; ему дали много фимиама, чтобы вместе с молитвами всего народа Божьего принести его на золотой жертвенник перед престолом. (4) И из руки ангела поднялся перед Богом благоуханный дым вместе с молитвами народа Божьего. (5) Ангел взял кадильницу и положил в нее огня с жертвенника и бросил на землю, и были там громы, клики, молнии и землетрясение.


4.3 яшма и сердолик — названия драгоценных камней в древности и в наше время не совпадают, здесь, вероятно, яшмой назван прозрачный алмаз или горный хрусталь (см. 21.11), а сердоликом — кроваво-красный рубин.
4.4 двадцать четыре старейшины — вероятно, ангельские чины, члены Небесного Совета (см. 3Цар 22.19-22; Ис 6), а не представители искупленного человечества (12 патриархов ВЗ и 12 апостолов НЗ), хотя позднейшие рукописи (см. прим. к 5.10 ["Ты их сделал для Бога нашего священниками и царями – и на земле они будут царствовать!". их — в некоторых рукописях: "нас". Они будут царствовать — в некоторых рукописях: "мы будем царствовать".]) предполагают именно такое понимание.
4.6-8 четыре живых существа — существует множество предположений (четыре стороны света; самые царственные и могучие представители животного мира и человечества; четыре евангелиста). Но самым важным текстом для понимания этого места является Иез 1, где четыре херувима несут Престол Бога. Вероятно, и здесь они — стражи, хранители Престола Божьего и Его Царства; то, что их четыре, символизирует царствование Бога над четырьмя сторонами света, т.е. над всем творением. Посреди престола, и вокруг престола — вероятно, четыре существа несут престол Бога и являются частью самого престола (ср. 2Цар 22.11; 4Цар 19.15, а также Кол 1.16, где одна из ангельских иерархий называется престолами). Множество глаз говорит об их неусыпной бдительности и уме. С древних времен существовала тенденция отождествлять четыре существа с четырьмя евангелистами (у Иринея лев — Иоанн, бык — Лука, человек — Матфей, орел — Марк; у Викторина и Иеронима лев — Матфей, человек — Марк, бык — Лука, орел — Иоанн; сейчас обычно отождествляют Матфея с человеком, а Марка со львом). Шесть крыльев — в видении Иезекииля (Иез 1.6) — четыре крыла, у Исайи — шесть (Ис 6.2); они символизируют быстроту передвижения.
4.10 сложат свои венцы — так в древности вассалы выражали верность и преданность своему господину (ср. Тацит, Анналы).
5.1 с лицевой, и с оборотной стороны — в древности на лицевой стороне иногда излагалось краткое содержание документа. Семь печатей символизируют не величайшую тайну, а абсолютную достоверность того, что содержится в свитке.
5.3 ни на небе, ни на земле, ни под землей — по древним космологическим представлениям вселенная состояла из трех “этажей” (ср. Флп 2.10). Здесь в смысле: “никто во всей вселенной”, так как это никому не под силу.
5.6 между престолом — дословно: "по-среди престола". Ягненок — это многозначный символ. Молодых годовалых барашков приносили в жертву в канун Пасхи, поэтому Иисус может отождествляться с пасхальной жертвой, которая была принесена раз и навсегда (см. 1Петр 1.19; Евр 9.12). См. также Ис 53.6-7. В апокалиптической литературе межзаветного периода встречается тот же образ, но в виде могучего Овна, предводителя победоносного войска, побеждающего силы зла. Так как рог на Востоке был символом могущества, а семь — символ полноты, то семь рогов означают всемогущество, а семь глаз — всеведение.
5.8 арфа — буквально: “кифара”, древний музыкальный инструмент, напоминавший небольшую арфу.
5.9 приобрел — в некоторых рукописях: “приобрел нас”.
5.10 их — в некоторых рукописях: “нас”. Царями — так как они будут царствовать вместе с Богом и Христом; священниками — потому что они будут иметь свободный доступ к Богу. Они будут царствовать — в некоторых рукописях: “мы будем царствовать”.
5.11 мириада (греч.) — 10 тысяч; мириада мириад — 10 тысяч, умноженные на 10 тысяч, т.е. несметное число.
6.1,3,5,7 Иди сюда — эти слова обращены к всадникам, но в некоторых рукописях: "Иди сюда и смотри" — и эти слова обращены к Иоанну.
6.2 белый цвет — символ победы. Всадник с луком — вероятно, символ милитаризма и военной агрессии.
6.4 огненно-рыжий цвет напоминает цвет крови. Всадник с мечом символизирует гражданские войны и братоубийство.
6.5 вороной — черный цвет и весы — символ нужды и голода.
6.6 Целый день работать — буквально: “за денарий”, обычную дневную плату наемного работника. Мерка — буквально: “хо́йникс” — мера сыпучих тел, около 1 литра. Цены голодного времени в сравнении с обычными выросли в 10 — 12 раз. Не будет нехватки вина и оливкового масла, которыми изобиловала Малая Азия, но подвоз пшеницы, импортировавшейся с территории нынешней южной России, из-за войны прекратится. Но не причиняй ущерба... — т.е. неурожай не затронет оливковых рощ и виноградников.
6.8 белесый — т.е. трупного цвета. Символизирует эпидемию, особенно чумы. Смерть и Ад — см. прим. к 1.18. [Ад (греч. Аи́д, евр. Шео́л) — так назывался подземный мир, местопребывание умерших. Здесь это не только место, но и демоническая сила (ср. 6.8; 20.14), правящая миром мертвых. Теперь же ключи от смерти и ада у Иисуса, это значит, что Он победил их и скоро уничтожит эти демонические силы.]
6.9 под жертвенником — мученическая смерть сравнивается с жертвоприношением Богу, при котором кровь жертвы выливалась на основание жертвенника.
6.10-11 Эти стихи — почти дословное повторение 4.35-36 апокалиптической 4 Книги Ездры.
6.11 белая одежда — см. прим. к 3.5 [— символ чистоты и святости].
6.12-14 Под влиянием человеческого греха физический мир также подвержен страданию, распаду и смерти. В основе поэтических метафор лежат древние представления о звездах как о светильниках, прикрепленных к небесному своду, напоминающему свод шатра, который поддерживают столбы — горы; острова же были закреплены как бы якорями ко дну бездны.
6.17 Их гнева — в некоторых рукописях: “Его гнева”.
7.3 Печатью обычно служил перстень с печаткой. Люди, на которых будет стоять печать, принадлежат Богу, и Он защитит их от будущих испытаний.
7.4 сто сорок четыре тысячи — число, состоящее из двенадцати (символ полноты), возведенное в квадрат и умноженное на тысячу, т.е. это не конкретное число, а символ совершенной полноты.
7.5-8 Возглавляет список не Рувим, старший сын Иакова, а Иуда, так как из его племени происходит Иисус. Исключен Дан, потому, вероятно, что его имя связывалось с идолопоклонством (3Цар 12.29-30; Иер 8.16; Ириней сообщает, что существовало предание о том, что из племени Дана придет Антихрист; согласно Ипполиту, Иуда Искариот был родом из этого племени). Вместо Дана в список включен Манассия, сын Иосифа.
7.9 Белые одежды символизируют спасение, а пальмовые ветви — радость победы.
7.13-14 Ср. Иез 37.3-4.
7.14 вымыли свои одежды... — это символ крещения (см. 1Петр 1.2; Евр 9.14; 1Ин 1.7).
8.2 семь ангелов — вероятно, семь верховных ангелов, или архангелов. Имена трех из них известны из Библии: Габриэ́ль (Гавриил), Михаэ́ль (Михаил) и Рафаэ́ль (Рафаил); 1 Книга Еноха сообщает имена остальных: это Уриэ́ль, Рагуэ́ль, Сариэ́ль (или Саракиэ́ль) и Иеремиэ́ль (или Ремиэ́ль).
8.5 Молитвы мучеников (см. 6.10) услышаны Богом, и начинается Суд.

4.2-3 Иез 1.26-28; 10.1     4.5 Исх 19.16; Иез 1.13; Зах 4.2; Откр 1.4; 8.5; 11.19; 16.18     4.6-7 Иез 1.5-10,22; 10.14
4.8 Ис 6.2-3; Иез 1.18; 10.12
5.1 Ис 29.11; Иез 2.9-10     5.5 Быт 49.9; Ис 11.10     5.6 Ис 53.7; Зах 4.10     5.8 Пс 141 (140).2
5.9 Пс 33 (32).3; 98 (97).1; Ис 42.10     5.10 Исх 19.6; Откр 1.6     5.11 Дан 7.10
6.2 Зах 1.8; 6.3,6     6.4 Зах 1.8; 6.2     6.5 Зах 6.2,6     6.8 Иез 14.21
6.12 Ис 13.10; Иоиль 2.10,31; 3.15; Мф 24.29; Мк 13.24-25; Лк 21.25; Откр 11.13; 16.18     6.13-14 Ис 34.4
6.14 Откр 16.20     6.15 Ис 2.19,21     6.16 Ос 10.8; Лк 23.30     6.17 Иоиль 2.11; Мал 3.2
7.1 Иер 49.36; Дан 7.2; Зах 6.5     7.3 Иез 9.4-6     7.5-8 Быт 35.22-26; Числ 13.4-15; Иез 48
7.14 Дан 12.1; Мф 24.21; Мк 13.19     7.16 Ис 49.10     7.17 Пс 23 (22).1-2; Ис 25.8; 49.10; Иез 34.23
8.3 Исх 30.1,3; Ам 9.1     8.5 Исх 19.16; Лев 16.12; Иез 10.2; Откр 11.19; 16.18

(Источник примечаний:
Евангелист Иоанн. РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ. ПИСЬМА. ОТКРОВЕНИЕ. // М.: ОПУОПАМ, 1999)

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
священник Александр Поляков
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

Сайт "Христианское просвещение" –> www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«



В избранное