“Вот что говорит Тот, кто держит в правой руке семь
звезд, кто шествует среди семи золотых светильников:
2 Я знаю твои дела, твой тяжкий труд и стойкость.
Знаю, что ты не переносишь порочных людей: ты испытал тех, которые зовут
себя апостолами, не будучи ими, и обнаружил, что они лжецы. (3) Ты стоек, ты много вынес ради Моего
имени и не изнемог. (4) Но есть у меня и кое-что против
тебя: ты забыл свою первоначальную любовь. (5) Помни, с какой высоты ты пал, и раскайся,
делай те дела, что делал раньше. Если же нет – Я приду
к тебе и уберу твой светильник с его места, если ты не раскаешься.
(6) Но одно у тебя есть –
то, что ты ненавидишь дела николаитов, которые и Я ненавижу. (7) У кого есть уши, пусть услышит
то, что говорит Дух Церквам! Победителю Я дам есть плоды с дерева
жизни, что растет в раю у Бога”.
“Вот
что говорит Первый и Последний, который умер и снова живет:
9 Я знаю о твоих страданиях
и бедности, но ты богат! Знаю и об оскорблениях тех,
кто называет себя евреями, не будучи ими, потому что они –
собрание Сатаны. (10) Не бойся предстоящих тебе страданий.
Вот, дьявол скоро бросит некоторых из вас в тюрьму, чтобы испытать вас,
и десять дней вы будете терпеть му́ки. Будь верен до смерти
и Я дам тебе венок жизни! (11) У кого есть уши, пусть услышит то,
что говорит Дух Церквам! Победителю не грозит вторая смерть”.
13 “Вот что говорит Тот, у кого обоюдоострый
жалящий меч:
Я знаю, ты живешь там, где стои́т
престол Сатаны. Но ты твердо придерживаешься Моего имени, ты не отрекся
от веры в Меня даже в те дни, когда у вас, там,
где живет Сатана, был убит Мой верный свидетель Антипа. (14) Однако есть у Меня и кое-что
против тебя: у тебя есть те, кто придерживаются учения Валаама, который научил
Валака сбивать с пути сынов Израиля, соблазняя есть пищу, посвященную языческим
богам, и развратничать. (15) Есть у тебя также и те, кто придерживается
учения николаитов. (16) Так раскайся! Если же нет –
Я скоро приду и поведу с ними войну мечом уст Моих. (17) У кого есть уши, пусть услышит
то, что говорит Дух Церквам! Победителю Я дам сокровенной манны и дам
ему белый камешек и написанное на этом камешке новое имя, которого никто
не знает, кроме того, кто получит его”.
“Вот что говорит Сын Бога, у которого глаза словно
пылающий огонь и ноги словно сверкающий металл:
19 Я знаю твои дела и любовь, веру,
служение, стойкость. Знаю, что твои последние дела даже больше первых. (20) Но вот что Я имею против тебя:
ты терпишь у себя эту женщину, Иезавель, что называет себя пророчицей,
и учит, и вводит в заблуждение слуг Моих: учит их развратничать
и есть пищу, посвященную языческим богам. (21) Я дал ей время раскаяться,
но она не хочет раскаяться в своем разврате. (22) И вот Я сделаю так,
что она сляжет, а тех, кто с ней развратничал, ввергну в великую
беду, если они не раскаются в ее делах. (23) И детей ее поражу смертью. Тогда узнают
все Церкви, что Я – Тот, кто знает всё сокровенное в сердцах
и умах, и каждому из вас Я воздам по делам его.(24) Но остальным в Тиатире,
тем, которые не следуют этому учению и кто не постиг так называемых
бездн Сатаны, – вам Я говорю: "Я не возложу на вас
иного бремени" – (25) если только вы сохраните
то, что у вас есть, до тех пор, пока Я не приду. (26) А победителю, который до конца
исполняет всё, что Я велю, Я дам власть над народами, как
Я сам получил ее от Моего Отца.
27 Он будет пасти их железным жезлом –
как из глины горшки, разобьет на куски
их!
28 И Я дам ему утреннюю звезду.
(29) У кого есть уши, пусть услышит то,
что говорит Дух Церквам!”
“Вот что говорит Тот, у кого семь духов Бога и семь
звезд:
Я знаю дела твои, знаю, что, хотя ты и числишься
живым, ты мертв. (2) Пробудись и укрепи то, что еще осталось
у тебя и что вот-вот умрет. Я ведь не нашел у тебя дел,
исполненных перед лицом Моего Бога. (3) Так помни, что
ты получил и что услышал! Соблюдай это и раскайся! А если
не пробудишься, Я приду внезапно, как вор, и ты не узнаешь,
в какой час Я пойду на тебя. (4) Но у тебя в Сардах есть несколько
человек, которые не запятнали своих одежд и будут ходить вместе со Мной
в белом, потому что они достойны. (5) Победитель оденется так же в белые одежды,
и Я не сотру его имени из книги жизни, Я призна́ю
его перед Моим Отцом и перед Его ангелами. (6) У кого есть уши, пусть услышит
то, что говорит Дух Церквам!”
Тот, кто владеет ключом
Давида, кто открывает – и никто не закроет, кто закрывает – и никто не откроет:
8 Я знаю дела твои – и вот,
Я распахнул перед тобой дверь, и никто не сможет закрыть ее, потому
что, хотя у тебя и мало сил, ты сохранил Мое Слово и не отрекся
от Моего имени. (9) И вот, Я даю тебе из собрания
Сатаны тех, кто называет себя евреями, не будучи ими, потому что они лгут.
Смотри, Я сделаю так, что они придут и падут ниц к твоим ногам
и узнают, что Я полюбил тебя. (10) Так как ты сохранил Мое повеление
быть стойким, то и Я сохраню тебя в час испытания, что грядет
для всей вселенной, чтобы испытать жителей земли. (11) Я скоро приду. Крепко держись того,
что у тебя есть, чтобы никто не отнял у тебя венок. (12) Победителя Я сделаю столпом в Храме
Моего Бога, и он останется там вовеки. Я напишу на нём
имя Моего Бога и имя города Моего Бога – нового Иерусалима, который
нисходит с неба от Моего Бога, и Мое новое имя. (13) У кого
есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух Церквам!”
“Вот что
говорит Тот, чье имя Аминь, Свидетель Верный и Истинный, Начаток творения
Божьего:
15 Я знаю дела твои, знаю, что ты не холоден
и не горяч. Лучше быть тебе либо холодным, либо горячим! (16) Но так как ты только теплый,
а не холодный и не горячий, то Я изрыгну тебя
изо рта Моего! (17) Поскольку ты говоришь: "Я богат,
я разбогател, у меня ни в чём нет нужды!", а не знаешь,
что ты несчастен, жалок, нищ, слеп и гол, (18) Я даю тебе совет: купи у Меня золота,
очищенного в огне, чтобы разбогатеть, и белую одежду, чтобы одеться
и не выставлять напоказ срам своей наготы. Купи также мазь, чтобы помазать
глаза и прозреть. (19) Я обличаю и наказываю тех, кого
Я люблю: так будь ревностным и раскайся. (20) Вот, Я стою́ у двери и стучу.
Кто услышит Мой голос и откроет Мне дверь, Я войду к тому
человеку, и мы сядем с ним вместе ужинать. (21) Победителю Я дам место рядом с собой
на престоле, потому что и Я победил и сел рядом с Отцом
Моим на Его престоле. (22) У кого есть уши, пусть услышит
то, что говорит Дух Церквам!”
2.1Ангелу... напиши — человек должен написать
письма ангелам. Возможно, здесь содержится предостережение против нарождающейся
тенденции почитать ангелов (ср. Кол 2.18). Но ангелы —
не более чем слуги Бога, они — у Него в руке (см. 1.20,
а также 19.10; 22.8-9). Эфес —
важнейший город проконсульской провинции Азия, с населением свыше четверти
миллиона, расположен на побережье Эгейского моря; обладал правами свободного
города. Знаменит своим храмом, посвященным малоазийской богине плодородия Артемиде
и считавшимся одним из семи чудес света. Эфес являлся также одним из центров
императорского культа: там был храм, посвященный Юлию Цезарю. Христианскую веру
принесли в Эфес Аквила и Прискилла; во время своего второго миссионерского
путешествия ап. Павел оставался там два года. По преданию, ап. Иоанн
провел свои последние годы и был похоронен в Эфесе. 2.2Апостолами в древней Церкви назывались не только двенадцать учеников,
избранных Иисусом, но и те, кто возвещал Радостную Весть, в частности
странствующие миссионеры. Зовут себя апостолами — вероятно,
имеются в виду николаиты (см. 2.6). О появлении в скором будущем лжеапостолов
говорил и ап. Павел, обращаясь к старейшинам Эфеса (Деян 20.29). 2.18Тиатира — город в 65
км от Пергама, известный своей торговлей и ремеслами. Отсюда родом Лидия
(см. Деян 16.14). Металл — см. прим. к 1.15 [— дословно
"халколива́н" — неизвестный ныне, но очень высоко
ценимый в древности металл или сплав металлов, возможно, сплав золота
с серебром (электрон) или высокого качества бронза.]. 2.20эту женщину — в некоторых рукописях:
"твою жену". Пророчица — ее вина в том,
что она распространяла идолопоклонство и безнравственность, выдавая свое учение
заповеления Бога. 2.23детей ее — т.е. ее последователей.
Кто знает всё сокровенное в сердцах и умах —
дословно: "кто исследует почки и сердца". 2.24бездны Сатаны — некоторые
гностики считали, что необходимо погрузиться в пучины зла, чтобы, постигнув
их, оценить полноту Божьей милости. Но можно понять это и как иронию:
вместо истинного единения с Богом, эти люди закончат тем, что соединятся
с Сатаной. 2.28утреннюю звезду — в 22.16 так назван Христос.
Христиане будут царствовать вместе с Ним. 3.1Сарды — город в 80
км к востоку от Эфеса, некогда столица лидийского царя Креза и один
из самых могущественных городов Малой Азии. Семь духов —
см. прим. к 1.4 [— это указание
или на единого Святого Духа в его основных семи проявлениях (см. Ис 11.2),
или на семь верховных ангелов (архангелов) еврейской традиции]. 3.3как вор — ср. Мф 24.43-44;
Лк 12.39-40; 1Фес 5.2,4. 3.5белые одежды — символ чистоты и святости.
Книга жизни — люди верили, что на небесах есть книга,
в которой записываются имена праведников (см. Дан 12.1). 3.7Филадельфия — небольшой город в 40 км
к юго-востоку от Сард. Ключ Давида — т.е. ключ от Дома
Давида, теперь понимаемого как Царство Бога, или новый Иерусалим; вероятно,
символизирует право принимать в новый Иерусалим и исключать из него.
3.9Я даю тебе... — в Ис 60.14
говорится, что язычники, бывшие врагами народа Божьего, придут к Сиону
и покорятся ему. Здесь же предсказано, что в будущем покорятся и воздадут
честь Христу и Его народу, который царствует вместе с Ним, те,
кто отвергли Его. 3.11Венок в древности был наградой победителю.
3.12 В НЗ Церковь часто сравнивается
с храмом Бога (см. 1Кор 3.16; Еф 2.20-21; 1Петр 2.5), а апостолы —
со столпами (Гал 2.9). В иудаизме Авраам назывался столпом
мира. Мое новое имя — это или новое имя Христа —
Господь (см. Флп 2.9-11), или новое имя, которое Он дает верующему
и которое никому, кроме него, неизвестно. 3.14Лаодикея — город в 65 км
к юго-западу от Филадельфии; самый богатый город Фригии. Церковь, вероятно,
основана учеником ап. Павла Эпафрасом (Кол 4.16). Аминь (евр.
аме́н) — верно, истинно. В ВЗ так назван Бог (Ис 65.16).
Здесь в значении "истинный свидетель" (ср. 1.5). Начаток творения —
не в том смысле, что Христос был первым из сотворенного,
а в том, что Он — источник творения, потому что через Него
был сотворен мир (ср. Кол 1.15-20). 3.15Лучше быть тебе либо холодным, либо горячим —
вероятно, смысл не в том, что лучше быть атеистом, чем плохим
христианином, хотя такое толкование имеет широкое распространение. Известно, что
в 10 км от Лаодикеи рядом с городом Гиераполем были горячие
серные источники. Когда вода дотекала до Лаодикеи, она становилась еле теплой
и была противной на вкус, возможно, этим объясняется ст. 16.
Холодная же вода горных родников близ Колосс, что в 15 км от Лаодикеи,
освежала и утоляла жажду. 3.17Я богат — вероятно,
они хвалятся не только своим материальным богатством, но и уверены
в том, что достигли совершенства и спасения. 3.20
В Лаодикее Христос уже не в церкви, а за дверями, они обходятся
без Него. Но Его смирение и любовь безграничны.