4 –
Иоанн омывал в знак возвращения к Богу*, –
сказал Павел. – Но он говорил народу, что они должны поверить
в Того, кто придет после него, то есть в Иисуса.
5
Узнав* об этом, они приняли крещение
во имя Господа Иисуса. (6) Когда
Павел возложил на них руки, на них сошел Святой Дух и они стали
говорить на неведомых языках и пророчествовать. (7) А было
их человек двенадцать.
8
Потом Павел пошел в синагогу и бесстрашно проповедовал там в течение
трех месяцев; он говорил о Царстве Бога и убеждал своих слушателей.
(9) Когда же некоторые,
упорствуя в неверии, стали поносить перед всеми Путь Господень, Павел
покинул их, забрав с собой учеников.
Теперь
он каждый день проводил беседы в школе Тира́нна. (10) Это продолжалось
два года, так что все жители провинция Азия, и евреи*
и язычники, смогли услышать Весть о Господе.
11
Бог творил руками Павла удивительные чудеса. (12) Достаточно
было принести больным платки или фартуки, в которых он работал,
как болезни оставляли их и злые духи выходили. (13) И тут
даже* некоторые евреи*,
бродячие заклинатели, изгоняя из одержимых злых духов, стали произносить
имя Господа Иисуса. "Заклинаю вас Иисусом, которого проповедует Павел!" –
говорили они.
14
Сделали это и семь сыновей некоего Скевы́, еврейского*
первосвященника. (15) Но злой дух сказал
им в ответ: "Иисуса я знаю. Павел мне тоже известен. А вот
вы кто такие?" (16) И человек, в котором
был злой дух, набросился на них с такой яростью, что одолел их всех,
одного за другим, и они выскочили из того до́ма голые и израненные.
17
Это стало известно всем евреям* и язычникам,
жившим в Эфесе. На всех напал страх, и они стали относиться к имени
Господа Иисуса с бо́льшим благоговением. (18) Многие
из поверивших пришли к Павлу и открыто сознались в том, что пользовались
заклинаниями. (19) И немало
тех, кто занимался чародейством, принесли свои книги и при всём
народе сожгли их. Когда подсчитали стоимость книг, оказалось, что стоили
они пятьдесят тысяч драхм.
20
Вот так мощно, широко и успешно распространялось Слово Господа.
21
Когда всё было здесь завершено, Павел решил отправиться через Македонию и Ахайю
в Иерусалим. "А после того, как я там побываю, мне надо
повидать Рим", – говорил он. (22) Он послал
в Македонию двух своих помощников, Тимофея и Эра́ста, а сам
еще на время задержался в провинции Азия.
23
А тем временем случилась немалая смута из-за Пути. (24) Был некто,
серебряных дел мастер, по имени Деме́трий, изготовлявший серебряные
изображения храма Артеми́ды. Он обеспечивал работой многих мастеров.
(25) Собрав их и других собратьев
по ремеслу, Деметрий сказал:
–
Друзья, вы знаете, что от этого ремесла зависит наше благосостояние.
(26) Но вы сами видите и слышите,
что творит этот Павел. Он говорит, что боги, сделанные человеческими
руками, вовсе не боги. И он сумел убедить в этом немало народа
в Эфесе и почти по всей Азии. (27) А это
грозит не только тем, что наше ремесло приобретет дурную славу, но и тем,
что само святилище великой богини Артемиды придет в упадок, и в конце
концов умалится* величие богини, которую чтит
вся Азия и весь мир!
28
Услышав это, все пришли в ярость и закричали:
–
Да славится великая Артемида Эфесская!
29
Волнение охватило весь город, все дружно устремились в театр, потащив
туда спутников Павла, македонян Га́йя*
и Ариста́рха. (30) Павел хотел
выйти к народу сам, но его не пустили ученики. (31) Кроме того,
кое-кто из влиятельных в этой провинции граждан, друзей Павла, передал
ему просьбу не появляться в театре.
32
В собрании тем временем царила полная неразбериха: одни кричали одно,
другие другое, большинство даже не знало, зачем они здесь собрались.
(33) Кто-то из толпы потребовал от Александра –
его вытолкнули вперед евреи* –
объяснить народу, что здесь происходит. Александр, сделав знак рукой, хотел
начать оправдываться, (34) но, узнав, что
он еврей*, все в один голос закричали:
"Да славится великая Артемида Эфесская!" – и целых
два часа не умолкали. (35) В конце
концов городской секретарь утихомирил толпу.
–
Граждане Эфеса! – сказал он. – Есть ли хоть один человек,
которому было бы неизвестно*, что город
Эфес является хранителем храма великой богини Артемиды и ее священного изображения,
упавшего с неба? (36) Никто этого не оспаривает.
Итак, вам надо успокоиться и не допускать опрометчивых поступков.
(37) Вы привели сюда этих людей, но ведь
они не грабили храма и не хулили нашу богиню. (38) Итак,
если Деметрий с мастерами кого-то в чём-то обвиняют, для этого
есть власти и суды*, пусть обратятся с иском
туда. (39) А если
вы требуете чего-то большего, тогда дело будет решено на законно созванном
собрании граждан. (40) Иначе мы рискуем,
что за сегодняшние события нас обвинят в мятеже, потому что для этого
сборища нет никаких оснований и мы ничего не сможем привести в свое
оправдание.
И с этими
словами он распустил собрание.
2.38
Возвратитесь к Богу — дословно: "Раскайтесь".
Греческий глагол "метано`эо", которым переводится еврейский глагол "шув",
означает полную перемену мыслей, но "шув" ("повернуться, возвратиться")
гораздо глубже: всякий грех есть удаление от Бога, а раскаяние —
это возвращение к Богу и изменение всей жизни.
19.1-2Ученики — большинство ученых склоняется к мысли,
что это были не ученики Иоанна Крестителя, а христиане, которые,
как и Аполлос (18.25),
имели недостаточное представление о христианстве, что было сразу замечено
Павлом. Они не слышали о Святом Духе не в том смысле, что
не имели никакого представления о нём, но они не знали, что омовение
Святым Духом, предсказанное Иоанном, есть уже свершившийся факт.
19.6на неведомых языках — вероятно, некая форма экстатической
речи. Дар говорения на неведомых языках был известен во многих
общинах древней Церкви (см. 1Кор
14).
19.9в школе Тиранна — вероятно, это был лекционный
зал или здание школы, владельцем которой или учителем был Тиранн.
Некоторые рукописи добавляют, что Павел беседовал там с 11 часов
утра до 4 часов дня.
19.13
Сохранился магический манускрипт, в котором есть слова: "Заклинаю тебя
Богом евреев — Иисусом".
19.14Скева — среди еврейских первосвященников не было
ни одного с таким именем. Вероятно, заклинатели присвоили себе этот
титул, чтобы выглядеть более авторитетными в глазах толпы.
19.19Драхма — греческая серебряная монета. Одна драхма была
средней дневной платой наемного рабочего.
19.24Храм Артемиды — в Эфесе находился знаменитый храм малоазийской
богини плодородия Артемиды (не путать с греческой богиней-девой, покровительницей
охоты). Храм был в четыре раза больше афинского Парфенона и считался
одним из семи чудес света, в нём находился камень", священное изображение
богини, упавшее с неба, вероятно, метеорит, по форме напоминавший человеческую
фигуру. До наших дней дошли серебряные статуэтки богини и терракотовые
изображения храма.
19.29Театр — театры были местом общественных собраний.
Театр Эфеса вмещал около 25 тысяч человек.
19.31Влиятельные граждане — дословно: "азиархи",
вероятно, наиболее богатые и влиятельные люди, избранные в совет городов
Азии.
19.35городской секретарь в Эфесе и в некоторых других
городах Малой Азии был главой городской администрации.
19.38власти — дословно: "проконсулы". Проконсулом
был один человек, но известно, что в 54 г. провинцией управляли
два представителя императора. Суды проходили под председательством
проконсула.
19.39чего-то большего — другое чтение: "чего-то иного".
По свидетельству Иоанна Златоуста, собрания созывались трижды в месяц.
19.4 Мф 3.11; Мк 1.4, 7-8; Лк 3.4,16;
Ин 1.26-27
*Заглавие
В СРП: "Деяния святых апостолов" (это и нижеследующие
примечания сделаны редактором рассылки). *19:3
В СРП: "крестил". *19:4 В СРП:
"Иоанн крестил в знак покаяния". *19:5
В СРП: "Услышав". *19:10,13b,17,33,34
В СРП: "иудеи", "иудеям",
"иудей". *19:13
В СРП: "И даже". *19:14 В СРП:
"иудейского". *19:27
В СРП: "само святилище великой
богини Артемиды ничего не будет значить, и в конце концов будет
обращено в ничто". *19:29
В СРП: "Га́я". *19:35 В СРП:
"которому не было бы известно". *19:38 В СРП:
"есть суды и власти".
Проект
"Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.
Буду
рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.
Постараюсь ответить на вопросы.