40
/.../ и Павел, стоя на верхних ступенях лестницы,
сделал народу знак рукой, прося тишины. Все затихли, и Павел заговорил
по-еврейски:
22 –
Братья и отцы! Выслушайте, что я вам скажу в свое оправдание!
/.../
6
Но в пути, когда я был уже недалеко от Дамаска, около
полудня, вокруг меня вдруг вспыхнул ослепительный свет с неба. (7) Я упал
на землю и услышал голос, говоривший мне: "Саул, Саул! Почему ты Меня
гонишь? – (8) "Кто Ты,
Господь?" – спросил я. – "Я Иисус Назарянин,
которого ты гонишь", – ответил Он. (9) Мои спутники
видели свет, но го́лоса, говорившего со мной, не слышали.
(10) "Что мне делать, Господь?" –
спросил я. – "Встань и иди в Дамаск, – сказал
мне Господь. – Там тебе скажут*,
что делать". (11) Свет был такой
силы, что я перестал видеть, и мои спутники взяли меня под руки
и отвели в Дамаск. (12) Там ко мне
пришел некий Анания, человек, строго соблюдающий Закон; его очень уважают все дамасские
евреи. (13) Он пришел ко мне и,
став рядом, сказал: "Брат Саул*, прозри!"
И в тот же миг я прозрел и увидел его. (14) "Бог
наших отцов, – продолжал Анания, – избрал тебя, чтобы ты узнал
Его волю, увидел Праведника и услышал голос из Его уст, (15) потому
что ты должен стать Его свидетелем перед всеми людьми и рассказать
о том, что видел и слышал. (16) Так зачем
медлить?* Встань, крестись и омой грехи,
призвав Его имя!"
17
А когда я вернулся в Иерусалим и молился в Храме, мне было
видение, (18) и я увидел Его. Он сказал
мне: "Поспеши и покинь Иерусалим немедленно, потому что здесь не примут
твоего свидетельства обо Мне". – (19) "Господь! –
ответил я. – Они знают, что я бросал в тю́рьмы
и избивал в синагогах верующих в Тебя. (20) И когда
пролилась кровь Твоего свидетеля Стефана, я стоял рядом, я был на стороне
убийц и стерег их одежду". (21) И тогда
Он сказал мне: "Ступай, Я пошлю тебя далеко, к язычникам".
22
До этих слов толпа его слушала, но тут все подняли крик:
–
Стереть его с лица земли! Он не должен жить!
23
И так как они кричали, и размахивали плащами, и взметали
пыль, (24) то трибун
велел отвести его в крепость и там бичевать, чтобы дознаться, чем вызван
такой крик против него. (25) Когда*
Павла привязали ремнями к столбу, он сказал дежурному центуриону:
–
Разве вам позволено бичевать римского гражданина, причем без суда и следствия?
26
Услышав это, центурион подошел к трибуну и сказал:
–
Что ты делаешь?! Этот человек – римский гражданин!
27 –
Скажи, ты правда римский гражданин? – спросил трибун, подойдя
к Павлу.
–
Да, – ответил Павел.
28 –
Мне это гражданство стоило кучи денег*, –
сказал трибун.
–
А я родился римским гражданином.
29
Воины, которые должны были бичевать Павла, поспешно отошли от него. А трибун,
узнав, что он надел цепи на римского гражданина, испугался.
30
На следующий день трибун, желая выяснить, в чём евреи*
обвиняют Павла, снял с него цепи и велел собраться старшим священникам
и всему Совету. Он доставил Павла в Совет и поставил его перед
ними.
23
Павел, устремив глаза на членов Совета, заговорил:
–
Братья! Всю свою жизнь вплоть до сегодняшнего дня я служил Богу
честно и добросовестно.
2
Первосвященник Анания приказал служителям ударить Павла по лицу.
3 –
А тебя ударит Бог, ты, побеленная стена! – сказал ему Павел. –
Ты сидишь здесь, чтобы судить меня по Закону, а сам нарушил Закон,
приказав меня бить!
4 –
Ты оскорбляешь первосвященника Божьего?! – возмутились служители.
5 –
Братья, я не знал, что он первосвященник, – ответил
Павел. – В Писании сказано: "Не говори дурно о правителе
народа".
6
Увидев, что часть Совета состоит из саддукеев, а часть –
из фарисеев, Павел громко воскликнул:
–
Братья, я фарисей и сын фарисеев! Меня судят за то, что мы уповаем
на воскресение мертвых!
7
После этих слов между фарисеями и саддукеями начался ожесточенный спор, и собрание
раскололось. (8) Дело в том, что саддукеи
утверждают, что нет ни воскресения, ни ангелов, ни духов,
а фарисеи всё это признаю́т. (9) Поднялся
громкий крик. Несколько учителей Закона из фарисеев встали и возмущенно
заявили:
–
Мы не находим ничего преступного в этом человеке! А вдруг с ним
действительно говорил дух или ангел!
10
Спор разгорелся до такой степени, что трибун, опасаясь, как бы Павла
не разорвали на части, приказал отряду воинов войти в зал заседания,
забрать у них Павла и отвести в крепость.
11
На следующую ночь Господь предстал перед Павлом. "Смелее! –
сказал Он Павлу. – Так же, как ты свидетельствовал в Иерусалиме,
ты должен будешь теперь свидетельствовать в Риме".
4.1Саддукеи — члены крайне консервативной религиозно-политической
группировки, состоявшей из влиятельного священства и старейшин. Они признавали
авторитет только Писаний, но не принимали устной традиции и, в отличие
от фарисеев (см. прим. к 5.34), отвергали веру
в воскресение мертвых и в ангелов.
4.5
Совет — это высший религиозно-политический орган, в функции
которого входило и судопроизводство. Он назывался Санхедр`ин, или Синедрион,
что значит по"гречески "совет". Совет собирался в здании
недалеко от Храма. В Совет входил 71 человек: первосвященник, старшие
священники, старейшины и учителя Закона.
5.34Фарисеи — члены религиозного движения, ставившего своей целью
неукоснительное соблюдение не только Закона Моисея, но и устных
отеческих преданий, а также той степени ритуальной чистоты, которая
требовалась только от священников. В I в. их было около 5–6 тысяч.
7.58сложили свои плащи — по Закону (Втор 17.7),
свидетели обвинения должны были первыми бросить камни в приговоренного. Они сняли
с себя длинную верхнюю одежду, чтобы было удобнее это делать.
16.37Римские граждане — только небольшое количество людей,
живших в Римской империи, обладали римским гражданством, которое давало им
целый ряд прав и привилегий. В частности, их нельзя было подвергать
телесным наказаниям.
21.31Трибун, или "военный трибун" — римский
офицер, командовавший когортой.
22.9не слышали — некоторые рукописи добавляют: "и испугались".
22.23размахивали плащами и взметали пыль — вероятно,
так выражалась ярость или ужас, вызванный кощунственными, по мнению
толпы, словами Павла.
22.24бичевать — при допросах подозреваемых и рабов
римляне применяли пытки: они избивали их кожаными бичами с вшитыми в них
кусочками кости или металла.
22.25бичевать римского гражданина — такие методы были запрещены
при допросе римских граждан. См. также прим. к 16.37.
22.28
Со времен императора Клавдия римское гражданство легко можно было приобрести
за крупную взятку государственным чиновникам. Известно, что жена Клавдия
Мессалина и ее фавориты торговали римским гражданством, чтобы иметь
деньги на оплату своих огромных расходов. Вряд ли Павел, помятый в толпе,
имел представительный вид, так что в вопросе трибуна сквозят насмешка
и недоверие. Трибуна звали греческим именем Лисий (см. 23.26),
вероятно, он был богатым греком, сумевшим приобрести себе за деньги
не только римское гражданство, но и высокий пост в армии.
22.30снял цепи — на римского гражданина нельзя было надевать
цепи без серьезных на то оснований. Совет —
см. прим. к 4.5.
23.2Анания был первосвященником с 47 по 58/59 гг. В 66 г.
убит еврейскими повстанцами за проримские настроения. Ударить по лицу —
дословно: "по рту, по губам" — за то, что,
по мнению Анании, Павел говорил ложь. Иосиф Флавий и раввинистическая
традиция подтверждают, что Анания был грубым и вспыльчивым человеком,
недостойным своего сана.
23.3
Назвать человека побеленной стеной, вероятно, значило обвинить его
в лицемерии. Возможно и другое толкование: стена, которая выглядит устойчиво,
упадет от порыва ветра (ср. Иез 13.10-16).
23.5я не знал, что он первосвященник — одни
считают, что Павел не узнал его из-за плохого зрения; другие —
потому, что для Павла Анания был новым человеком, которого он не знал
в лицо; но, вероятнее всего, в словах Павла горькая ирония: "я не думал,
что человек, отдающий такие приказы, может быть первосвящеником".
*Заглавие
В СРП: "Деяния святых апостолов" (это и нижеследующие
примечания сделаны редактором рассылки). *22:10
В СРП: "Там тебе будет сказано". *22:13
В СРП: "Савл". *22:16
В СРП: "Чего же ты ждешь?" *22:25
В СРП: "Но когда". *22:28
В СРП вм. "стоило кучи денег" – "обошлось
в уйму денег". *22:30
В СРП: "иудеи".
Проект
"Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.
Буду
рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.
Постараюсь ответить на вопросы.