Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Кн. Эсфирь 3-6 / 12.VII.23 (ср)


=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуа, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 12 июля 2023 года, среду.

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/es3-6.htm.

Продолжаем чтение Книги Эсфири. Главы 3–6.

Перевод: Е.Б.Смагина. Комментарии: Е.Б.Смагина и М.Б.Селезнев.
Издано: ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. КНИГА ДАНИИЛА. КНИГА ЭСФИРИ. // М.: РБО, 2004.

А.С.Десницкий

Этот же текст на церковнославянском.

Синодальный перевод.

Современный русский перевод.

Перевод п/ред. М.Кулакова.

Ком-
мен-
та-
рии
к книге:

из "Брюссельской" Библии.
из "Толковой Библии Лопухина"
.
из "Новой Иерусалимской Библии"

к

гла-
вам:

из 'Брюссельской' Библии и из "Толковой Библии Лопухина" —
см. "Комментарии:" после текста на bible-center.ru
.

Книга Эсфири

3 Через некоторое время царь Артаксеркс возвеличил Амана, сына Хаммеда́ты-агаге́янина, — возвысил его и определил ему место выше всех своих вельмож. И все придворные, состоявшие при вратах царя, преклоняли колена перед Аманом и простирались перед ним ниц, потому что так повелел царь. А Мардохей не преклонял колен и не простирался ниц. Придворные, состоявшие при вратах царя, говорили Мардохею:

Что же ты пренебрегаешь повелением царя?

Изо дня в день говорили они так, но он не слушал. Тогда они рассказали всё Аману, желая посмотреть, устоит ли Мардохей (а он говорил им, что он еврей). Увидел Аман, что Мардохей не преклоняет перед ним колен, не простирается ниц, — и преисполнился злобы. Но расправиться с одним лишь Мардохеем он счел ниже своего достоинства. А ему рассказывали, к какому народу принадлежит Мардохей. И замыслил Аман истребить по всему царству Артаксеркса всех евреев, народ Мардохея.

В первом месяце, то есть в месяце нисан, на двенадцатый год правления Артаксеркса, перед Аманом бросали «пур» (что означает «жребий») о каждом дне и месяце — вплоть до двенадцатого месяца, то есть месяца ада́р.

3:1 Имена «Аман» (евр. Хама́н) и «Хаммедата», очевидно, иранского происхождения.

...агагеянина... — Такой народ нигде более не упоминается. Еврейская традиция связывает слово «агагеянин» с именем «Агаг» (царь амалекитян, противник Саула; 1Цар 15). Это, возможно, объясняет, почему Мардохей не желал воздавать почести Аману: амалекитяне считаются исконными (со времен Исхода) врагами Израиля.

3:6 ...народ Мардохея. — Возможно, вместо евр. ам («народ») следует читать им («с, вместе»): «вместе с Мардохеем». Это устраняет некоторую синтаксическую неувязку в тексте.

3:7 Вероятно, этот стих — вставка в текст, связывающая повествование об Эсфири с названием праздника Пурим. Ср. 9:24-26.

По еврейскому календарю, нисан — первый месяц года (март — апрель). Это слово происходит от названия месяца нисанну в вавилонском календаре; оно заменило более раннее название — ави́в.

Пур — это слово происходит от аккадского пуру «жребий» (и, как производное значение, «судьба»).

...бросали... жребий... — Начало года считалось благоприятным для гадания: по вавилонским представлениям, в это время боги определяют судьбу людей на следующий год. Аман велит бросить жребий, чтобы установить благоприятный день для осуществления своего замысла.

∙ ...о каждом дне и месяце — вплоть до двенадцатого месяца, то есть месяца адар. — Букв.: «...от дня к дню и от месяца к месяцу двенадцатому, то есть месяцу адар». Здесь масоретский текст производит впечатление неполного. В Септуагинте сказано: «...от дня к дню и от месяца к месяцу, чтобы погубить в один день племя Мардохея, и выпал жребий на четырнадцатое число месяца, именуемого адар».

Ада́р — двенадцатый месяц еврейского календаря (февраль — март). Это слово происходит от названия вавилонского месяца аддару.

 

3:9 ...казны... — Здесь употреблено слово генази́м, заимствованное из персидского.

Киккар (традиционно переводится «талант») — древнееврейская мера веса, примерно 30 кг. Таким образом, десять тысяч киккаров серебра — около 300 тонн. Некоторые комментаторы понимают эту фразу так, что Аман обещает царю собственное серебро в уплату за разрешение истребить врагов. Но более логичным представляется другое толкование: Аман имеет в виду богатство, которое будет изъято у перебитых евреев. Такое толкование отчасти объясняет фантастическую величину суммы. (Ср. 3:13 — «...а имущество их разграбить».)

3:10 Передав Аману перстень с печаткой, которым запечатывались царские указы, царь предоставил Аману полномочия для исполнения его замысла.

3:11 Серебро — твое... — Царь отказывается от предложенного Аманом серебра, не желая брать деньги за дело, совершаемое «для блага государства».

3:15 ...город Сузы... — Есть предположение, что имеется в виду собственно город (где обитали и евреи), в противоположность «твердыне Сузы», то есть царской резиденции.

Аман сказал царю Артаксерксу:

— Есть один народ, рассеянный по всем областям твоего царства среди других народов, но чуждый им; законы у этих людей совсем не такие, как у прочих народов, и законов царя они не соблюдают. Не подобает царю с этим мириться. Если царю угодно, пусть он издаст указ о том, чтобы истребить их, и тогда казначеи получат от меня для царской казны десять тысяч кикка́ров серебра.

10 Царь снял с руки перстень с печаткой и передал Аману, сыну Хаммедаты-агагеянина, врагу евреев.

11 И сказал царь Аману:

— Серебро — твое, а с этим народом поступай, как тебе угодно.

12 И вот, тринадцатого числа первого месяца позвали царских писцов, и был составлен указ, в точности как распорядился Аман, — послание сатрапам царя, наместникам всех областей и правителям всех народов, в каждую область местными письменами, каждому народу на его языке. Указ был составлен от имени царя Артаксеркса и запечатан печатью царя.

13 Во все владения царя был разослан с гонцами этот указ, где повелевалось истребить, перебить и уничтожить всех евреев, от мала до велика, с детьми и женщинами, в один день, тринадцатого числа двенадцатого месяца, то есть месяца адар, а имущество их разграбить. 14 Такие грамоты, имеющие силу закона, предписывалось огласить по всем областям, всем народам, чтобы все были готовы к этому дню. 15 Гонцы отправились немедля, по велению царя. Указ был оглашен в твердыне Сузах. Царь и Аман сели пировать, а город Сузы пришел в смятение.

4 Когда Мардохей узнал об этом, он разорвал на себе одежды, оделся в рубище, осыпал себя пылью и с громким, горестным воплем пошел по городу. Дошёл он только до врат царя, потому что во врата царя нельзя было входить одетым в рубище. (В какую бы область ни приходил этот указ с повелением царя, везде начинались у евреев глубокая скорбь и пост, плач и рыдания; многие лежали на рубищах, в пыли.) Служанки и евнухи Эсфири пришли и доложили ей. Царица очень встревожилась и послала Мардохею одежду, чтобы Мардохей надел ее вместо рубища, но он отказался. Тогда Эсфирь позвала Хата́ха, одного из царских евнухов, приставленного к ней царем, и поручила ему узнать у Мардохея, что всё это значит и к чему это. Хатах вышел к Мардохею на городскую площадь, что перед вратами царя. Мардохей рассказал Хатаху, что с ним произошло, и сказал, сколько серебра Аман обещал отвесить для царской казны за истребление евреев. Дал он евнуху и грамоту — изданный в Сузах указ об истреблении евреев. Он велел показать Эсфири эту грамоту, рассказать обо всём и передать: пусть она идёт к царю, просит его и молит за свой народ. Хатах вернулся и передал Эсфири слова Мардохея.

10 Но Эсфирь велела Хатаху передать Мардохею:

11 — Все приближенные царя и народы во всех владениях царя знают: если кто-нибудь, мужчина или женщина, войдет к царю, во внутренний двор, незваным, один ему приговор — смерть. Только если царь протянет в его сторону золотой жезл, этого человека оставят в живых. А меня уже тридцать дней не звали к царю.

 

12 Передали Мардохею слова Эсфири. 13 И Мардохей дал Эсфири такой ответ:

— Не думай, что ты, одна из всех евреев, спасешься — там, в царском дворце. 14 Если в такой день ты смолчишь, избавление и спасение придет к евреям другим путем, а ты погибнешь, и с тобой весь род твой. Кто знает, не ради такого ли дня, как этот, ты сделалась царицей?

 

15 Тогда Эсфирь передала Мардохею ответ:

16 — Пойди, собери всех евреев, какие есть в Сузах, и поститесь ради меня — не ешьте и не пейте три дня и три ночи. И я с моими служанками буду поститься так же, а потом пойду к царю, хоть это и не по закону. Если я погибну — значит, погибну.

17 Мардохей пошел и сделал всё, как велела ему Эсфирь.

 

5 На третий день Эсфирь облачилась в царские одежды, пошла и встала во внутреннем дворе царского дворца, перед царскими покоями. А царь восседал на своем престоле — в царском чертоге, лицом ко входу.

Когда царь увидел, что во дворе стоит царица Эсфирь, он почувствовал расположение к ней. Царь протянул в сторону Эсфири золотой жезл, который был у него в руке. Эсфирь подошла и коснулась верхушки жезла.

Царь спросил у нее:

— Что тебе, царица Эсфирь? Какая у тебя просьба? Проси хоть полцарства — всё получишь.

 

Эсфирь сказала:

— Если царь соблаговолит, пусть возьмет с собой Амана и придет сегодня на пир, который я устрою для царя.

Царь сказал:

— Немедля позовите Амана, и пусть будет так, как хочет Эсфирь! Царь с Аманом прибыли на пир, который устроила Эсфирь.

 

Они выпили вина, и царь сказал Эсфири:

— О чём ты просишь? Ты получишь всё. Какая у тебя просьба? Проси хоть полцарства — всё будет исполнено.

Эсфирь отвечала:

— Прошу и молю, если я снискала милость царя, если царю угодно сделать то, о чём я прошу, исполнить мою просьбу, — пусть царь с Аманом прибудут на пир, который я устрою для них завтра, и тогда я отвечу царю.

5:8 ...и тогда я ответу царю. — Букв.: «...сделаю по слову царя». Очевидно, имеется в виду, что Эсфирь изложит свою просьбу.

В тот день Аман уходил радостный и довольный. Но когда при вратах царя он увидел Мардохея и тот не встал перед ним, даже не дрогнул, — преисполнился Аман злобы на Мардохея, 10 однако сдержался и пошел домой.

 

Велев позвать своих друзей и жену Зе́решь, 11 Аман стал говорить им о своей славе и богатстве, и о том, как много у него сыновей, и о том, как царь возвеличил его и возвысил над прочими вельможами и приближенными.

12 — И еще, — сказал Аман, — царица Эсфирь, устроив пир, пригласила прийти к ней вместе с царем не кого-нибудь, а меня! И завтра я тоже зван к ней вместе с царем. "Но всё это для меня ничто, когда я вижу Мардохея-еврея при вратах царя.

 

14 Его жена Зерешь и друзья посоветовали ему: 

— Пусть установят столб высотой в пятьдесят локтей, а наутро попроси царя, чтобы Мардохея повесили на этом столбе, и с легким сердцем иди на пир вместе с царем.Эти слова пришлись Аману по душе, и он велел установить столб.

 

6 В ту ночь царю не спалось. Он велел принести Памятную книгу, то есть летопись, и стали ее читать царю. Была там и запись о том, как Мардохей разоблачил Бигтану и Тереша, двух царских евнухов, стражей порога, замысливших покушение на царя Артаксеркса.

Царь спросил:

— Какую честь воздали за это Мардохею, как его отличили? И приближенные, что служили царю, ответили:

— Его никак не наградили.

Царь спросил:

— Кто это там во дворе?

А это Аман пришел во внешний двор царского дворца — просить, чтобы царь велел повесить Мардохея на столбе, который он, Аман, установил.Приближенные доложили царю:

— Это Аман стоит во дворе.Царь приказал:

— Пусть войдет.Аман вошел, и царь спросил его:

— Что сделать для человека, которому царь желает воздать почести?Аман подумал: «Кому же, как не мне, царь желает воздать почести?» И ответил Аман царю:

— Если царь желает воздать кому-нибудь почести, то пусть принесут одеяние царское, в которое облачается царь, и приведут увенчанного царским убором коня, на котором ездит царь. Пусть передадут это одеяние и коня кому-нибудь из самых знатных царских вельмож, а тот облачит человека, которому царь желает воздать почести, посадит его на коня и проведет коня под уздцы по городской площади, возглашая: «Вот что делают для человека, которому царь желает воздать почести!» 10 Тогда царь велел Аману:

— Немедля возьми одеяние и коня, о которых ты говорил, и сделай все это для еврея Мардохея, который состоит при вратах царя! Сделай всё, как сам говорил, ничего не упусти.

11 И взял Аман одеяние и коня, облачил Мардохея, посадил его на коня и провел коня под уздцы по городской площади, возглашая: «Вот что делают для человека, которому царь желает воздать почести!»

12 Потом Мардохей вернулся к вратам царя, а Аман поспешил домой, удрученный, накрыв голову. 13 Аман рассказал своей жене Зерешь и всем друзьям, что с ним приключилось. И ответили ему мудрецы и жена его Зерешь:

—Если этот Мардохей, из-за которого началось твое падение, родом из евреев, то не одолеешь ты его, падешь ты перед ним!

6:8-9 Ср. Быт 41:42-43 (о почестях, оказанных фараоном Иосифу).

...увешанного царским убором коня... — Изображения царских коней в таком убранстве есть на древнеперсидских барельефах.

...а тот облачит ...посадит... и проведет... — В еврейском тексте здесь употреблено множественное число в неопределенно-личном значении.

 

 

 

6:12 ...накрыв голову. — В знак печали.

 

 

 

14 Не успели они договорить, как явились царские евнухи и спешно повели Амана на пир, который устроила Эсфирь.

 

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
священник Александр Поляков
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

Сайт "Христианское просвещение" –> www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«



В избранное