24
Через пять дней прибыл первосвященник Анания и с ним несколько старейшин,
а также адвокат – некий Терту́лл. Они выдвинули перед
прокуратором обвинения против Павла. (2) Затем
был вызван сам Павел, и Тертулл начал обвинительную речь:
–
Сиятельный Феликс! Тебе и твоему мудрому правлению мы обязаны прочным
миром. Мы благодарны тебе и за ряд важных преобразований для нашего
народа, которые мы всюду и всегда с готовностью принимаем.
4 Я не хочу
отнимать у тебя много времени, поэтому прошу благосклонно выслушать наш краткий
рассказ*. (5) Мы находим,
что этот человек хуже чумы: он во всём мире сеет смуту среди евреев*,
будучи одним из предводителей назарянской*
секты. (6) Он даже
попытался осквернить Храм, и мы его задержали. (7)
(8) Если ты допросишь его, ты сам
убедишься в обоснованности всех наших обвинений.
9
Евреи* поддержали его, утверждая, что дело
обстоит именно так. (10) Прокуратор
подал Павлу знак, и тот заговорил:
–
Я знаю, что в течение многих лет ты осуществляешь правосудие в нашей
стране, и поэтому с готовностью приступаю к своей защите. (11) Ты сам
сможешь удостовериться, что я прибыл в Иерусалим в качестве паломника*
не далее как двенадцать дней тому назад. (12) Они
не застигли меня ни когда я спорил*
с кем-либо в Храме, ни когда подстрекал*
народ в синагогах или в другом месте города. (13) Они
не могут доказать обвинений, которые выдвигают против меня. (14) Я заявляю
тебе: именно потому, что я придерживаюсь Пути, который они называют
сектой, я почитаю Бога наших отцов. Я верю во всё то, что написано
в Законе Моисея и у Пророков. (15) У меня
то же упование на Бога, что и у них самих, а именно:
что будет воскресение как праведных, так и неправедных. (16) Как
и они, я всегда стараюсь, чтобы совесть моя была чиста перед Богом и людьми.
17
После многих лет отсутствия я пришел в Иерусалим, чтобы доставить моему
народу денежную помощь и совершить жертву. (18) Они застали
меня в Храме после того, как я совершил обряд очищения. Не было
вокруг меня ни сборищ, ни каких-либо беспорядков. (19) Но несколько
азийских евреев... Вот они и должны были*
предстать перед тобой и обвинить меня, если у них есть для этого
основания... (20) Или пусть вот эти
скажут: в каком преступлении они меня признали виновным, когда я стоял
перед Советом? (21) Разве только
в том, что я, стоя там, выкрикнул: "Вы су́дите меня сегодня
за воскресение мертвых!"
22
На этом Феликс, лучше многих знающий*, что такое
Путь Господень, закрыл судебное заседание, сказав:
–
Я решу ваше дело, когда прибудет трибун Лисий.
23
Он приказал центуриону держать Павла под стражей, впрочем, без излишней
строгости, и не запрещать его друзьям заботиться о его нуждах.
24 Спустя
несколько дней Феликс пришел со своей женой Друзи́ллой (она была
еврейка), позвал к себе Павла и выслушал то, что он рассказывал
о вере в Христа Иисуса. (25) Но когда
тот стал говорить о праведном образе жизни, о воздержании и о грядущем
суде, Феликс испугался.
–
На сегодня хватит, ступай, – сказал он. – Когда у меня
будет время, я позову тебя.
26 Но вместе
с тем он надеялся, что Павел даст ему денег, и поэтому
довольно часто посылал за ним и вел с ним беседы.
27 Прошло
два года, и Феликса сменил в должности прокуратора По́ркий*
Фест. Но Феликс, желая угодить евреям*,
оставил Павла под стражей.
9.2
Путь — в Деяниях апостолов христианство называется "Путь"
("Путь Господа" в 18.25-26
и "Путь спасения" в 16.17).
Это Путь Жизни, которым должны следовать люди, если хотят быть спасенными
Богом.
21.29
и его привел в Храм — в иерусалимском Храме
язычникам позволялось находиться только во Дворе язычников. Входить в другие
дворы им было запрещено под страхом смертной казни, которую санкционировали
римляне. Если язычники входили туда, это рассматривалось как осквернение
Храма. Трофим же был христианином из язычников.
24.2-4
На самом деле во время правления Феликса были постоянные волнения и отношения
между евреями и Римом постоянно ухудшались. О его жестокости говорят
и Тацит, и Иосиф Флавий.
24.5-6сеет смуту — первое обвинение политическое: Павел обвиняется
в разжигании антиримских настроений, что должно было вызвать гнев Феликса,
известного своей жестокостью к мятежникам. Непонятно, почему Павла обвиняют
перед римлянином в принадлежности к назорейской секте. Может быть,
предполагалось, что Феликс, женатый на еврейке, и сам в какой-то
мере является сторонником еврейской ортодоксии. Это единственное место в Новом
Завете, где христиане названы назореями. Секта —
греческое слово "х`айресис" еще не имело отрицательного оттенка,
это — "направление, движение, партия"; так в 5.17
названы саддукеи, а в 15.5
и 26.5 —
фарисеи. Христианство еще понималось как одна из еврейских сект.
Попытался осквернить Храм — см. прим.
к 21.29. Обвинители уже не настаивают на факте осквернения
Храма, а инкриминируют Павлу попытку осквернения, что опровергнуть гораздо
труднее.
24.6и мы его задержали — некоторые рукописи добавляют:
"и хотели судить по нашему закону. (7) Но пришел
трибун Лисий и, применив насилие, вырвал его из наших рук и увел, приказав
его обвинителям прийти к тебе".
24.10в течение многих лет — риторическое преувеличение,
так как на самом деле Феликс к этому времени пробыл в Иудее
не более двух или трех лет.
24.14Путь — см. прим. к 9.2. Закон
Моисея и Пророки — так часто называли всё Священное Писание
Ветхого Завета.
24.24Друзилла — дочь Ирода Агриппы, которую Феликс, с помощью
некоего кипрского мага, уговорил развестись с мужем и выйти замуж за него.
24.26
Хотя взятки и были запрещены римским законом, но взяточничество
процветало.
24.27два года — это срок, который провел Павел в тюрьме,
до того как Феликса сменил Фест, или, по мнению некоторых ученых, столько
времени Феликс занимал свой пост. Поркий Фест был прокуратором,
вероятно, с 58 или 60 г. до своей смерти в 62 г.
24.17-18 Деян 21.17-28 24.21
Деян 23.6
*Заглавие
В СРП: "Деяния святых апостолов" (это и нижеследующие
примечания сделаны редактором рассылки). *24:4
В СРП: "прошу выслушать наш краткий рассказ
с присущей тебе кротостью". *24:5,9,27b
В СРП: "иудеев", "Иудеи", "иудеям". *24:5b В СРП:
"назоре́йской". *24:11
В СРП: вместо "в качестве паломника" –
"как паломник". *24:12
В СРП вм. "ни когда я спорил",
"ни когда подстрекал" – "ни спорящим",
"ни подстрекающим". *24:19
В СРП: "были бы". *24:22
В СРП: "знавший". *24:27a
В СРП: "По́рций".
Проект
"Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.
Буду
рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.
Постараюсь ответить на вопросы.