18
1 После этого Павел, покинув Афины, пошел
в Кори́нф. (2) Там
он повстречал одного еврея* по имени
А́квила, родом с Понта, и его жену Приски́ллу. Они
недавно приехали* из Италии, потому что
Клавдий приказал всем евреям* покинуть Рим. Павел
пришел к ним. (3) И посколько
у них было одно ремесло, он остановился у них и вместе
с ними работал: они занимались изготовлением палаток.
4
Каждую субботу Павел беседовал в синагоге, стремясь убедить и евреев*,
и язычников. (5) После
того как из Македонии прибыли Сила с Тимофеем, Павел посвятил всё свое
время проповеди Сло́ва, свидетельствуя перед евреями*,
что Иисус – Помазанник Божий. (6) Но когда
они стали ему резко возражать и осыпать бранью, он отряхнул плащ
и сказал им:
–
Вы сами повинны в своей погибели. Отныне я с чистой совестью
ухожу к язычникам.
7
И он покинул их и перешел в дом некоего Ти́тия
Юста, почитавшего единого Бога; он жил по соседству с синагогой.
(8) Крисп, старейшина синагоги, тоже поверил
в Господа, а с ним и все его домочадцы. Многие кори́нфяне,
услышав Весть, тоже стали обращаться к вере и креститься*.
9
Однажды ночью Павлу было видение, в котором Господь сказал ему: "Не бойся,
говори, не умолкай! (10) Ведь Я с тобой,
и никто не причинит тебе зла, потому что в этом городе много Моего
народа". (11) Павел провел там полтора
года и учил, проповедуя Божью Весть.
12
Но когда проконсулом Аха́йи стал Галлио́н, евреи*,
сговорившись, схватили Павла и привели его к нему на суд.
13 –
Этот человек убеждает людей почитать Бога не так, как велит наш Закон, –
говорили они.
14
Павел не успел рта раскрыть, как Галлион заявил евреям*:
–
Если бы речь шла о преступления или каком-нибудь злодеянии, я бы вас
выслушал. (15) Но раз всё дело в словах,
в мнениях* и в вашем Законе, то разбирайтесь
сами! Тут я не намерен быть судьей!
16
И он прогнал их*. (17) Тогда
все набросились на старейшину синагоги Сосфе́на и стали избивать
его прямо перед судейским помостом. Но Галлиону не было до этого
никакого дела.
18
Павел еще много дней оставался с братьями. Простившись с ними,
он отплыл с Прискиллой и Аквилой в Сирию. В Кенхре́ях
он остриг себе голову, потому что некогда дал обет. (19) В Эфе́се
они сошли на берег. Павел оставил их, а сам пошел в синагогу
и стал беседовать с евреями*. (20) Его просили
задержаться у них, но он не согласился. (21) "Если
будет на то Божья воля, я еще приду к вам", –
сказал он на прощание.
Павел
отплыл из Эфеса. (22) Он прибыл
в Кесарию, а оттуда направился в Иерусалим, навестил общину, а потом
пошел в Антиохию. (23) Он пробыл
там некоторое время, а затем ушел и обошел всю Галатию и Фригию,
укрепляя дух учеников.
24
В Эфесе появился один еврей* по имени
Аполло́с, родом из Александри́и, человек красноречивый и знаток
Писания. (25) Но хотя
он* и был наставлен в Пути, проповедовал
с большим жаром и очень верно учил всему, что касалось Иисуса,
он* знал только омовение Иоанна*.
(26) Он смело стал проповедовать
в синагоге.
Прискилла и Аквила,
послушав его, пригласили его к себе и более точно изложили ему Путь
Божий. (27) Когда он решил отправиться
в Ахайю, братья позаботились о нём и дали ему письмо к ученикам
с просьбой принять его.
Прибыв
туда, он очень помог тем, кто благодаря милости Божьей обрел веру. (28) В открытых
спорах он убедительно опровергал доводы евреев*
и доказывал словами* Писаний, что Иисус –
Помазанник Божий.
9.2
Путь — в Деяниях апостолов христианство называется "Путь"
("Путь Господа" в 18.25-26 и "Путь
спасения" в 16.17).
Это Путь Жизни, которым должны следовать люди, если хотят быть спасенными
Богом.
13.51
отряхнув пыль с ног — когда евреи возвращались из-за
границы, они отряхивали пыль, приставшую к их одежде и обуви,
в знак очищения от скверны язычников. Когда же так поступали евреи по отношению
к другим евреям, это значило, что они рассматривают последних как язычников.
16.6
Часть Фригии входила в римскую провинцию Азия, а часть —
в Галатию. Галатией называлась область, населенная кельтскими
племенами галатов, а также римская провинция Галатия, включавшая в себя
и другие территории. Нет единого мнения по поводу того, какая Галатия
имеется в виду здесь и в Письме галатам ап. Павла.
18.1Коринф — город, расположенный на Коринфском перешейке,
соединяющем Пелопоннес с материковой Грецией. В I в. был процветающим
городом, населенным людьми самых разных национальностей, преимущественно римлянами,
но также греками и евреями.
18.2А́квила (грецизированная форма — Акила) по латыни
значит "орел". Понт — римская провинция в Малой
Азии, на южном побережье Черного моря. Прискилла —
уменьшительная форма имени Приска. Приказал покинуть Рим —
император Клавдий издал такой указ в 49/50 или в 41 г. из-за волнений
в еврейской общине Рима в результате христианской проповеди.
18.3
Палатки изготовлялись из козьей шерсти или из кожи, так что Павел,
возможно, был кожевником.
18.5
Вероятно, они принесли деньги, собранные для Павла македонскими общинами
(см. Флп 4.15),
и Павлу не надо было зарабатывать себе на жизнь. Свидетельствуя —
в некоторых рукописях: "Дух побуждал Павла свидетельствовать".
18.7
Некоторые рукописи опускают имя Титий. Юст —
лат. "справедливый".
18.12Галлион — Марк Анней Новат Галлион, брат знаменитого
философа Сенеки, стал проконсулом (т.е. наместником) римской
провинции Ахайи, включавшей в себя бо́льшую часть Греции,
в июле 51 г.
18.17все — в некоторых рукописях: "все греки".
Если верить этим рукописям, то било Сосфена местное население, но если
Сосфен — тот же человек, который был соавтором Павла в написании
1 Письма коринфянам, то его били сами евреи за симпатии к христианам
(39 ударов плетью за отступничество).
18.18Сирия — римская провинция с главным городом Антиохией.
Кенхреи — порт Коринфа. Остриг себе голову —
Павел дал временный обет назорейства, возможно, в благодарность за спасение
в Коринфе. Человек, давший такой обет, не должен был пить вина и стричь
волос. После того, как время обета заканчивалось, голова стриглась наголо
или обривалась и в Храме приносилась жертва.
18.21
В некоторых рукописях этот стих читается так: "Павел сказал на прощание:
"Мне обязательно нужно провести наступающий праздник в Иерусалиме.
Если будет на то Божья воля, я еще приду к вам". И Павел
отплыл из Эфеса". Эфес — один из важнейших
городов, основанных греками в Малой Азии; особенно славился своим храмом
Артемиды, считавшимся одним из семи чудес света.