4
1 В то время, когда Пётр с Иоанном
говорили с народом, к ним подошли священники, начальник Храма и саддукеи.
(2) Они были очень раздражены тем, что апостолы
учат народ и возвещают воскресение из мертвых через веру в Иисуса.*(3) Они схватили их и отдали
под стражу до следующего дня, потому что уже был вечер. (4) Но из тех,
кто слушал Весть, многие поверили, и число братьев возросло до пяти
тысяч.
5
На следующий день члены Совета, старейшины и учителя́ Закона собрались
в Иерусалиме. (6) В их числе
были первосвященник Анна, Кайа́фа, Иоанн, Александр и другие члены
семей первосвященников*. (7) Апостолов
поставили перед собранием и спросили:
–
Как вы это сделали? Чьей властью и именем действовали?
8
Тогда Пётр, исполнившись Святого Духа, заговорил:
–
Правители народа и старейшины! (9) Раз
сегодня нас подвергают допросу по поводу доброго дела, что сделано для больного,
и того, как он был исцелен, (10) то да
будет известно вам и всему народу Израиля: человек этот стоит сейчас перед
вами здоровым благодаря имени Иисуса Назарянина, Помазанника, которого вы распяли,
но Бог поднял* Его из мертвых! (11) Он –
"камень,
отвергнутый вами, строителями, ставший краеугольным
камнем".
12
Ни в ком другом нет спасения! И нет другого имени под небесами,
которым мы можем спастись!
13
Члены Совета, видя бесстрашие Петра и Иоанна и поняв, что это люди неученые
и простые, сначала удивились, но потом догадались, что перед ними спутники
Иисуса. (14) Но они видели исцеленного,
стоявшего рядом с Петром и Иоанном, и им нечего было возразить.
(15) Приказав апостолам выйти, члены Совета
стали совещаться.
16
– Что нам делать с этими людьми? – говорили они. –
Всем жителям Иерусалима уже ясно, что благодаря им произошло это великое
чудо, и мы не можем этого отрицать. (17) Но чтобы
всё это и дальше не распространялось в народе, мы должны пригрозить
им и приказать не говорить больше об Иисусе.
18
Они снова позвали апостолов и потребовали от них полностью прекратить
всякие речи и больше не учить во имя Иисуса. (19) Но Пётр
с Иоанном ответили:
–
Посудите сами, вправе ли мы* перед Богом слушаться
вас больше, чем Его? (20) Мы не можем
не говорить о том, что видели и слышали!
21
Те, пригрозив, всё же отпустили апостолов, так как не нашли ничего, за что
их можно было бы наказать, не боясь народа. А весь народ прославлял
Бога за то, что случилось. (22) Ведь человеку,
с которым произошло это чудо, было уже за сорок.
23
Когда же их отпустили, Пётр и Иоанн вернулись к своим и сообщили
им, что сказали старшие священники и старейшины. (24) Услышав
их рассказ, они все вместе громким голосом воззвали к Богу:
–
Владыка, Ты создал небо, землю, море и всё, что в них! (25) Ты
сказал через Святого Духа устами Твоего служителя, нашего отца Давида:
"Зачем
разъярились язычники и замыслили пустое народы? 26Цари земли
пошли войной и правители заключили союз против
Господа и Его Помазанника".*
27
И ведь действительно, против Святого Служителя Твоего Иисуса, которого Ты
помазал, заключили в этом городе союз И́род и По́нтий Пилат
с язычниками и народом Израиля, (28) чтобы исполнилось
то, что предначертали Твое могущество и воля. (29) И теперь,
о Господь, услышь их угрозы и даруй Твоим слугам безбоязненно
возвещать Твое Слово. (30) Протяни исцеляющую
руку Твою, и пусть свершатся знаки и чудеса именем Святого Служителя
Твоего Иисуса.
31
После их молитвы дом, в котором они собрались, сотрясся, и все
исполнились Святого Духа и стали безбоязненно возвещать Слово Бога.
32
У всего множества поверивших было одно сердце и одна душа. Ни один
человек не называл своим ничего из того, что ему принадлежало,
всё у них было общее. (33) С великой
силой свидетельствовали они о воскресении Господа Иисуса, и Бог щедро
одарял их всех Своей милостью. (34) Не было
среди них ни одного нуждающегося: у кого были земли или дома,
те продавали их и вырученные деньги приносили (35) и вручали
апостолам, а затем деньги распределялись среди тех, кто нуждался.
36
Был, к примеру, один левит родом с Кипра, по имени Иосиф; апостолы
прозвали его Варна́вой, что переводится как "утешающий".
(37) У него было поле, он продал его,
а деньги принес и вручил апостолам.
4.1начальник Храма — священник, занимавший второй по значению
пост после первосвященника; в его ведении также находилась храмовая стража,
и он должен был следить за порядком в Храме. Саддукеи —
члены крайне консервативной религиозно-политической группировки, состоявшей из влиятельного
священства и старейшин. Они признавали авторитет только Писаний, но
не принимали устной традиции и, в отличие от фарисеев (см. прим.
к 5.34), отвергали веру в воскресение мертвых и в ангелов.
4.5Совет — это высший религиозно"политический орган, в функции
которого входило и судопроизводство. Он назывался Санхедри́н,
или Синедрион, что значит по-гречески "совет". Совет собирался
в здании недалеко от Храма. В Совет входил 71 человек: первосвященник,
старшие священники, старейшины и учителя Закона. Старейшины —
наиболее богатые и уважаемые люди в Израиле. Учителя Закона —
люди, занимавшиеся углубленным изучением и истолкованием Писания, прежде всего
Закона Моисея; как правило, принадлежали к фарисеям.
4.6Анна (евр. Хананья́ или Ханан) был первосвященником
с 6 по 15 гг., а его зять Кайафа — с 18
по 37 гг. Но и после своего смещения Анна продолжал быть очень
влиятельным, и поэтому евангелист Лука называет его первосвященником. Об Иоанне
и Александре никаких сведений нет.
4.10человек этот стоит перед вами — исцеленный был под стражей
вместе с апостолами или был вызван в качестве свидетеля.
4.13неученые и простые — т.е. не получившие специального
богословского образования. Совет был удивлен тем, что они знают тексты Священного
Писания и способны участвовать в богословском споре с учеными и высшим
духовенством.
4.25-26язычники — это римляне, а народы —
народ Израиля; цари представлены Иродом Антипой, а правители —
Понтием Пилатом. Помазанник — см. прим.
к Лк 2.11. [Помазанник, или греч.
"Христос" (евр. Маши́ах) — долгожданный
царь из рода Давида, который, по мнению народа, должен был свергнуть
иноземное иго и восстановить былое могущество Израиля. Постепенно эта фигура
земного могущественного царя и полководца всё чаще видится в эсхатологическом
свете: Он явится в конце времен, перед наступлением Царства Бога, и принесет
победу не только над земными врагами народа Божьего, но и освобождение
от грехов. С Его приходом установится мессианское царство мира с Богом,
счастья и изобилия.]
4.27Ирод — Ирод Антипа, сын Ирода Великого, правивший Галилеей
и Переей с 4 г. до н.э. по 39 г. н.э. Понтий Пилат был римским
префектом Иудеи с 26 по 36/37 гг. Против Божьего Помазанника выступает весь мир,
даже противники, забыв о вражде, заключают против Него союз.
4.31сотрясся — это означало, что молитва была услышана
Богом (ср. Исх 19.18; Ис 6.4).
4.33Господа Иисуса — некоторые рукописи добавляют: "Христа".
5.34Фарисеи — члены религиозного движения, ставившего своей целью
неукоснительное соблюдение не только Закона Моисея, но и устных
отеческих преданий, а также той степени ритуальной чистоты, которая
требовалась только от священников. В I в. их было около 5–6 тысяч.
*Заглавие
В СРП: "Деяния святых апостолов" (это и нижеследующие
примечания сделаны редактором рассылки). *4:2
В СРП: "Они были очень раздражены тем, что апостолы,
кода учаили народ и возвещали воскресение из мертвых, говорили, что
об этом свидетельствует воскресение Иисуса". *4:6
В СРП: "из семей старших священников". *4:10
В СРП: "воскресил". *4:19
В СРП: "справедливо ли". *4:25-26
В СРП: "Почему народы бушуют / Почему повторяют пустое?
/ Собрались цари земные, / властелины вступили в сговор / против Господа
и Помазанника".
Проект "Христианское просвещение"
нуждается в материальной поддержке. Как это можно сделать, можно узнать
на странице messia.ru/pomoch.htm.
Буду
рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.
Постараюсь ответить на вопросы.