13 1
А в Антиохии, в их церкви*
были пророки и учителя́: Варнава, Симео́н по прозвищу Ни́гер,
киренец Лу́кий, Мана́эн*, который
в детстве воспитывался с тетрархом, и Саул*.
(2) Однажды, когда они служили
Господу и постились, Святой Дух сказал им:
Отдайте мне Варнаву и Саула для дела, к которому Я их призвал.
3
После поста и молитвы на них возложили ру́ки и отпустили.
4
Варнава и Саул*, посланные Святым Духом,
пришли в Селевки́ю, а оттуда отплыли на Кипр. (5) Прибыв
в Салами́н, они возвестили Божью Весть в еврейских*
синагогах. Иоанн был у них помощником. (6) Они прошли
весь Кипр до самого Па́фоса, где повстречали одного человека,
чародея и лжепророка; он был еврей*,
и звали его Бар-Иешуа, что значит "сын Иисуса"*.
(7) Он был из окружения проконсула
Се́ргия Павла, человека большого ума. Проконсул, пожелав услышать Божью Весть,
позвал к себе Варнаву и Саула*. (8) Этот чародей,
которого звали также Эли́ма, то есть маг так переводится
это имя, противился* им, стараясь
отвратить проконсула от веры. (9) Тогда
Саул* (он же Павел), исполнившись Святого
Духа, воскликнул, пристально глядя на него:
10
Ты, воплощение лжи и бесстыдства, сын дьявола, враг всякой
правды! Думаешь, и дальше будешь извращать прямые пути Господни? (11) Но вот
теперь тебя настигла рука Господа! Ты ослепнешь и какое-то время
не будешь видеть солнца!
И тут же
темная мгла окутала его глаза, и он заметался в поисках провожатых.
(12) Тогда проконсул, увидевший, что произошло,
и пораженный учением о Господе, уверовал.
13
Отплыв из Пафоса, Павел со спутниками прибыл в Пе́ргу, что
в Памфи́лии. Там Иоанн Марк оставил их и вернулся в Иерусалим.
(14) Они же из Перги
направились в Антиохию, которая в Писиди́и,*
и, придя в субботний день в синагогу, там сели. (15) После
чтения из Закона и Пророков старейшины синагоги велели передать гостям:
Братья, если у вас есть что сказать народу в ободрение, говорите.
Израильтяне и те, кто чтит единого Бога, послушайте! (17) Бог
нашего народа Израиля избрал наших отцов и превратил их в многочисленный
народ на чужбине, в земле Египта. Затем Своей могучей рукой Он вывел
их оттуда (18) и в течение
сорока лет в пустыне был терпелив с ними. (19) Истребив
в земле Ханаа́на семь языческих народов, Он отдал им во владение
их зе́мли. (20) Так прошло
четыреста пятьдесят лет. Потом Он дал им судей, и судьи были вплоть
до времен пророка Самуила. (21) Потом
они попросили себе царя, и Бог дал им Саула, сына Ки́ша,
из племени Вениамина, который правил сорок лет. (22) Затем
Бог низложил его и поставил им в цари Давида, о котором Он сказал
так: "Я избрал Себе Давида, сына Иешая, Мне*
по сердцу этот человек, он исполнит все Мои повеления".
23
Как и было обещано, Бог послал Спасителем Израилю его потомка,
Иисуса, (24) приход которого предвозвестил
Иоанн, призвавший весь народ Израиля омыться в знак возвращения к Богу*.
(25) Иоанн в конце своего пути сказал:
"За кого вы меня принимаете? Я не тот, кого вы ждете.
Но вслед за мной идет Тот, у кого я недостоин снять обувь
с ног!"
10.2
Почитающие единого Бога дословно: "боящиеся Бога".
Так назывались язычники, уже уверовавшие в Бога Израиля, но еще
не принявшие обрезания.
13.1Нигер лат. "черный"; воспитывался
с тетрархом вероятно, мальчиком его взяли ко двору,
в свиту юного принца в качестве слуги, придворного или товарища
для игр. Ирод Ирод Антипа, сын Ирода Великого.
13.2постились в древности пост заключался в полном
отказе от пищи на определенный период времени.
13.4-5Селевкия морской порт Антиохии; отсюда расстояние до острова
Кипр всего лишь 96 км. Кипр в это время был сенаторской
провинцией со значительным еврейским населением.
13.6-8
В городе Пафос была резиденция проконсула
наместника провинции. Хотя Закон запрещал заниматься магией, некоторые евреи этот
запрет нарушали. У этого чародея два имени и оба "говорящие":
Бар-Иешуа ("сын Иисуса") и Элима
("маг"). Он противился апостолам, боясь потерять свое положение.
13.9Павел начиная с этого стиха, Лука называет Саула его римским
именем Павел; будучи римским гражданином, Павел, вероятно, имел три имени,
но нам известно только третье Paulus ("маленький").
13.10сын дьявола обращаясь к магу, Павел отказывает
ему в праве именоваться "сыном Иисуса", так как он противится
Богу и может быть только сыном дьявола.
13.13-14Памфилия прибрежная область, до 43 г. была отдельной
провинцией, а потом была соединена в одну провинцию с Ликией. Перга
греческий город в Малой Азии. Антиохия Писидийская была римской
колонией и главным городом Фригии Галатики.
13.15-16
Синагогальная служба начиналась молитвами, затем следовали чтение из Закона
(т.е. Пятикнижия Моисея) и из Пророков и проповедь, которую мог произнести
любой уважаемый и сведущий человек, особенно гость. Среди евреев рассеяния,
возможно, принято было произносить ее стоя (ср. Лк 4.20).
Кто чтит единого Бога см. прим.
к 10.2.
13.18был терпелив с ними в некоторых рукописях
другое чтение: "кормил их" или "заботился о них".
13.20четыреста пятьдесят лет 400 лет плена + 40 лет
блуждания в пустыне + 10 лет на завоевание Ханаана. Судьями
назывались правители народа Израиля до установления царской власти. Последним
судьей был пророк Самуил.
13.21сорок лет эту цифру подтверждает Иосиф Флавий, хотя
текст 1Цар 13.1, очевидно испорченный, говорит всего лишь о двух годах.
*Заглавие
В СРП: "Деяния святых апостолов" (это и нижеследующие
примечания сделаны редактором рассылки). *13:1СРП: "А в антиохийской Церкви". *13:1bСРП:
"Мена́хем". *13:1c,4,7,9СРП: "Савл", "Савла". *13:5СРП: "иудейских". *13:6СРП: "иудей". *13:6bСРП: "звали его Бар-Иисус". *13:8СРП: "то есть маг, противился". *13:14СРП: "в Антиохию Писиди́йскую". *13:22СРП: "сына Иессе́я. Мне". *13:24СРП: "весь народ Израиля принять
крещение в знак покаяния".
Проект
"Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.
Буду
рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.
Постараюсь ответить на вопросы.