–
Израильтяне и те, кто чтит единого Бога, послушайте! (17) Бог
нашего народа Израиля избрал наших отцов и превратил их в многочисленный
народ на чужбине, в земле Египта. Затем Своей могучей рукой Он вывел
их оттуда (18) и в течение
сорока лет в пустыне был терпелив с ними. (19) Истребив
в земле Ханаа́на семь языческих народов, Он отдал им во владение
их зе́мли. (20) Так прошло
четыреста пятьдесят лет. Потом Он дал им судей, и судьи были вплоть
до времен пророка Самуила. (21) Потом
они попросили себе царя, и Бог дал им Саула, сына Ки́ша,
из племени Вениамина, который правил сорок лет. (22) Затем
Бог низложил его и поставил им в цари Давида, о котором Он сказал
так: "Я избрал Себе Давида, сына Иешая, Мне*
по сердцу этот человек, он исполнит все Мои повеления".
23
Как и было обещано, Бог послал Спасителем Израилю его потомка,
Иисуса, (24) приход которого предвозвестил
Иоанн, призвавший весь народ Израиля омыться в знак возвращения к Богу*.
(25) Иоанн в конце своего пути сказал:
"За кого вы меня принимаете? Я не тот, кого вы ждете.
Но вслед за мной идет Тот, у кого я недостоин снять обувь
с ног!"
26
Братья! Потомки Авраама и те из вас, кто чтит единого Бога! Эта Весть
о спасении послана нам! (27) Жители Иерусалима
и их начальники, не узнав в Нём Спасителя и не поняв
слов пророков, которые читаются каждую субботу, тем не менее исполнили
их, осудив Его. (28) Не найдя никаких
оснований для смертного приговора, они добились от Пилата Его казни
(29) и тем исполнили
всё сказанное о Нём в Писании. Он был снят с креста и погребен,
(30) но Бог поднял*
Его из мертвых. (31) Много дней Он являлся
тем, кто вместе с Ним совершал путь из Галилеи в Иерусалим,
и теперь свидетельствует* о Нём перед
народом. (32) А мы сообщаем вам Радостную
Весть о том, что исполнилось обещание, данное предкам. (33) Бог исполнил
его для потомков, для нас, воскресив Иисуса, как об этом написано
во втором псалме:
36
Давид всю свою жизнь служил целям Божьим, а потом почил, был похоронен
с предками и истлел. (37) А Тот,
кого поднял* Бог, не истлел.
38
Так знайте же, братья, что это через Него Бог возвестил о прощении
грехов, всех грехов – даже тех, которые не мог простить Закон
Моисея*. (39) И всякий,
кто верит в Него, свободен от грехов.*
40
Так берегитесь, чтобы с вами не случилось то, о чём говорили
пророки:
41
"Вот, посмотри́те, насмешники! Поразитесь
и пропадите! Ибо Я совершаю сейчас, в ваши дни, нечто
великое – если бы вам рассказали об этом, вы
бы никогда не поверили".
42
Когда они покидали синагогу, их пригласили в следующую субботу
продолжить разговор на ту же тему. (43) А когда
собравшиеся стали расходиться, то многие, как евреи*,
так и благочестивые люди из обращенных, пошли вместе с Павлом и Варнавой,
и те, беседуя с ними, убеждали их и дальше жить, вверяя себя
Божьей милости.
44
В следующую субботу чуть ли не весь город собрался послушать Весть от Господа.
(45) Когда евреи*
увидели эти толпы, они, охваченные завистью, стали с бранью возражать
Павлу. (46) Но Павел и Варнава смело
сказали:
–
Мы должны были принести Божью Весть вам первым. Но раз вы отвергаете
ее и не считаете себя достойными вечной жизни, мы уходим к язычникам.
(47) Так заповедал нам Господь:
"Я сделал
Тебя светом для язычников*, чтобы
Ты стал спасением до края земли".
48
Слыша это, язычники ликовали и славили Слово Господа, и те, кто был предназначен
для вечной жизни, уверовали.
49
Слово Господа распространялось по всей стране. (50) Но евреи*
восстановили против них благочестивых женщин из знати и первых людей
города. Павла и Варнаву начали преследовать и выгнали из тех краев.
(51) И тогда они,
отряхнув пыль с ног, ушли в Ико́ний. (52) А ученики
в Антиохии были исполнены радости и Святого Духа.
2.9-11
Обращенные язычники — этим словосочетанием переводится
греческое слово "прозелиты", означающее язычников, которые уверовали
в единого Бога и стали соблюдать Закон Моисея.
10.2
Почитающие единого Бога — дословно: "боящиеся Бога".
Так назывались язычники, уже уверовавшие в Бога Израиля, но еще
не принявшие обрезания.
10.7-8
Благочестивый — то же, что почитающий единого
Бога (см. прим. к 10.2).
13.18был терпелив с ними — в некоторых рукописях
другое чтение: "кормил их" или "заботился о них".
13.20четыреста пятьдесят лет — 400 лет плена + 40 лет
блуждания в пустыне + 10 лет на завоевание Ханаана. Судьями
назывались правители народа Израиля до установления царской власти. Последним
судьей был пророк Самуил.
13.21сорок лет — эту цифру подтверждает Иосиф Флавий, хотя
текст 1Цар 13.1, очевидно испорченный, говорит всего лишь о двух годах.
13.51отряхнув пыль с ног — когда евреи возвращались из-за
границы, они отряхивали пыль, приставшую к их одежде и обуви,
в знак очищения от скверны язычников. Когда же так поступали евреи по отношению
к другим евреям, это значило, что они рассматривают последних как язычников.
Иконий — город в 145 км от Антиохии Писидийской.
*Заглавие
В СРП: "Деяния святых апостолов" (это и нижеследующие
примечания сделаны редактором рассылки). *13:22СРП: "сына Иессе́я. Мне". *13:24СРП: "весь народ Израиля принять
крещение в знак покаяния". *13:30,37СРП: "воскресил". *13:31СРП: "тем, которые вместе
с Ним совершали путь из Галилеи в Иерусалим и теперь свидетельствуют". *13:33СРП:
"Я сегодня родил Тебя". *13:34СРП: "Я исполню для вас
святые / и нерушимые обещания, / которые Я дал Давиду". *13:35СРП: "Святому Твоему видеть мир
тлена". *13:38СРП: "и тех, которые не могли
быть прощены по Закону Моисея". *13:39СРП: "И благодаря Ему всякий,
кто верит в Него, прощен". *13:43,45,50СРП: "иудеи". *13:47СРП: "для народов".
Проект
"Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.
Буду
рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.
Постараюсь ответить на вопросы.