12
1 Примерно в то же время царь Ирод
начал гонения на некоторых членов церкви. (2) Он обезглавил
Иакова, брата Иоанна. (3) Увидев,
что евреям* это пришлось по нраву,
он арестовал и Петра. Это было во время праздника Пресных
Хлебов. (4) Схватив Петра,
он велел держать его в тюрьме, назначив для его охраны четыре смены
караула по четыре воина в каждой смене. Сразу же после праздника Пасхи
он* намеревался судить его в присутствии
народа. (5) Всё это время Петра держали
в тюрьме, а церковь неустанно молилась за него Богу.
6 Ночью,
накануне того дня, когда Ирод собирался вывести его, чтобы судить перед народом,
Петр спал между двух воинов, скованный* двумя
цепями, а у дверей тюрьмы стояли еще стражники. (7) Вдруг явился
ангел Господень, и всё помещение залил свет. Ангел разбудил Петра толчком
в бок.
–
Скорей вставай! – сказал ему ангел.
И цепи
упали с рук Петра.
8 –
Завяжи пояс и обуй сандалии, – продолжал ангел.
Петр
сделал это.
–
Надень плащ и следуй за мной, – говорит ангел.
9 Петр
вышел и последовал за ним, не понимая, вправду ли происходит то,
что делал ангел, или ему это только видится. (10) Они миновали
первый, а затем второй пост и подошли к железным воротам, ведущим
в город. Ворота сами открылись перед ними. Они вышли через них и прошли
всю улицу, как вдруг ангел исчез из виду. (11) А Петр,
придя в себя, сказал:
–
Вот теперь я точно знаю, что Господь послал Своего ангела вырвать
меня из рук Ирода и спасти от того, чего дожидался еврейский*
народ.
12 Поняв
это, он направился к дому Марии, матери Иоанна (его еще звали Марк);
сюда многие собирались на молитву. (13) Когда
он постучался, служанка по имени Ро́да подошла к двери. (14) Узнав
голос Петра, она так обрадовалась, что вместо того, чтобы открыть дверь,
побежала сообщить, что у входа стои́т Петр.
16 А Петр
продолжал стучать. Открыв дверь, они увидели его и ахнули от удивления.
(17) Он сделал им знак
рукой, призывая к тишине, и рассказал о том, как Господь вывел
его из тюрьмы.
–
Дайте знать Иакову и братьям, – сказал Петр и, покинув их, пошел
в другое место.
18 А когда
наступил день, среди воинов был немалый переполох: что сталось с Петром?
19
Ирод разыскивал его, но безуспешно. Допросив стражников, он велел их казнить,
а сам уехал из Иудеи в Кесарию и остался там.
20 Ирод
был в сильном гневе на жителей Ти́ра и Сидо́на. Но они
сообща отправили к нему посольство и, заручившись поддержкой Бла́ста,
управителя царского двора, попросили о мире, потому что зависели от поставок
продовольствия, которое поступало к ним из царских владений*.
(21) Был назначен
день приема, и Ирод, облаченный в царские одежды, уселся на троне
и обратился к ним с речью. (22) Народ
шумно приветствовал его.
–
Это говорит не человек, а сам Бог! – кричали они.
23
И тут же поразил его ангел Господень за то, что он не воздал
славу Богу. Ирод умер, изъеденный червями.
24 Тем временем
Божья Весть продолжала* распространяться всё шире
и шире.
25
А Варнава и Саул*, исполнив в Иерусалиме
порученное им дело, возвратились назад, взяв с собой Иоанна Марка*.
8.40Кесария Приморская — город в 60 км от Иерусалима,
построенный Иродом Великим и ставший резиденцией римских наместников. Вероятно,
Кесария была родиной Филиппа.
12.1Ирод — Ирод Агриппа I (11–44), внук Ирода Великого
и Мариамны, в 37 г. получил от императора Гая Калигулы
титул царя и тетрархии Филиппа и Лисания (см. Лк 3.1),
в 39 г., после смещения и высылки своего дяди Ирода Антипы, Галилею
и Перею, а в 41 г., после прихода к власти Клавдия, также
Иудею и Самарию. Он старался завоевать любовь народа, тщательно исполняя
все обряды и покровительствуя фарисеям. Некоторые члены церкви —
вероятно, апостолы, отношение к которым со стороны народа изменилось,
возможно, из-за того, что Петр общался с Корнелием — язычником
и офицером оккупационной армии.
12.3Праздник Пресных Хлебов — первоначально
весенний сельскохозяйственный праздник, позднее слившийся с праздником Пасхи;
продолжался семь дней.
12.4Пасха — самый важный праздник, знаменующий освобождение
израильтян из египетского рабства; он празднуется 15 нисана (март–апрель).
12.15Его ангел — евреи верили, что у людей есть ангелы-хранители,
имевшие ту же внешность, что и люди, которых они охраняли.
12.17Иаков — брат Господа Иисуса. В другое место —
вероятно, он отправился в Антиохию (см. Гал 2.11-14).
12.19уехал из Иудеи — имеется в виду Иудея в узком
смысле слова, т.е. Иерусалим. Кесария — см. прим.
к 8.40. Этот город стал резиденцией Ирода Агриппы.
12.21-23
Похожий рассказ об обстоятельствах смерти Ирода Агриппы содержится у Иосифа
Флавия (Иудейские Древности, 19.343-350). Изъеденный червями —
возможно, болезнь была вызвана червями-паразитами, но эти слова употреблялись
также при описании смерти тиранов и негодяев, как, например: Антиоха
IV, Ирода Великого, Иуды Искариота (у Паппия) и др. (ср. русское
"собаке собачья смерть"). После смерти Агриппы в 44 г.
Иудея снова стала римской провинцией под управлением префектов или прокураторов.
12.25возвратились назад — т.е. из Иерусалима в Антиохию;
но в некоторых рукописях: "возвратились в Иерусалим".