Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Мудрость Иисуса Сираха, 38:24 — 39:11: Люди физического труда и мудрость / 31.XII.07 пн


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Понедельник, 31 (18) декабря 2007 года

Продолжаем чтение нового перевода с древнегреческого библейской книги ("второканонической"), которую обычно называют "Премудрость Иисуса, сына Сирахова".
Сегодня стихи 38:24 – 39:11.

Перевод и комментарии В.Н.Кузнецовой. // Мудрость Иисуса Сираха / М.: 2006.   

(Меня спрашивали о "каноническом достоинстве" данной книги... Кроме указанной выше ссылки на статью свящ. Александра Меня о "неканонических/второканонических" книгах Библии, по этому вопросу можно посмотреть также вот этот довольно подробный очерк о каноне Библии.)

Ср. этот же текст по-церковнославянски
(совр. орфография и шрифт)
.
Синодальный перевод  

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

Комментарий к гл. 38
из  "Брюссельской" Библии
  Комментарий к гл. 39
из  "Брюссельской" Библии

24 Мудрость ученого — от избытка досуга,
лишь свободный от дел обретает мудрость.
25 Может ли мудрым быть тот, кто шагает за плугом,
чем похвалится тот, кто бичом машет,
погонщик быков, своим занятый делом?
Лишь о скотине у них беседа.
26 Занят их ум одними лишь бороздами,
трудятся допоздна, коровам корм задавая.
27 Так же ремесленник всякий, так же строитель —
все свои дни и ночи они за работой проводят,
резчики заняты резьбою печатей,
терпеливо разнообразят рисунок,
добиваются схожести в изображении,
трудятся допоздна, чтобы закончить работу.
28 Так же кузнец, что рядом сидит с наковальней,
думает лишь о вещах, что сделаны из железа.
Дым и огонь его изнуряют тело,
борется он с печным жаром,
только стук молотка и слышит,
глаз не отводит от образца сосуда,
думает лишь о том, как закончить работу,
трудится допоздна, украшая изделие.
29 Так и горшечник, который сидит за работой,
крутит ногами круг гончарный,
весь постоянно в заботе о деле,
вся работа им рассчитана точно,
30 формует из глины руками посуду,
весь согнутый, он истощает силы,
погружен он в мысли о глазури,
трудится допоздна, печь от золы вычищая.
31 Все эти люди на руки свои полагаются,
каждый из них в своем ремесле искусен.
32 Никакой город без них не населится,
не будет ни обитателей в нем, ни путников.
33 Но не зовут их на советы,
они не займут в собрании высокого места,
не сидят они в кресле судейском,
не принимают судебных решений,
34 не излагают ни порицаний, ни приговоров
и притч изречь не способны.
Но держится ими быт житейский,
и о своем ремесле — их молитва.

39 Но не так у того, кто предан сердцем
и мыслью погружен в Закон Всевышнего.
Он исследует мудрость прошлых поколений,
занимает себя изучением пророчеств,
сохраняет речения мужей знаменитых
и в тонкости притч погружается,
проникает в сокровенный смысл изречений
и притч загадки разгадывает.
Вельможи пользуются его служением,
и он будет среди правителей,
будет путешествовать в чужие страны,
добро и зло их узнает на опыте.
С раннего утра он искать стремится
Господа, своего Создателя,
перед Всевышним он молится:
отверзает уста в молитве
и о грехах своих совершает моление.
Если Господь великий захочет,
Он наполнит его духом разума,
и будут источать слова его мудрость,
в молитве воздаст он Господу благодарность.
Волю и ум его Господь направит,
и будет он размышлять о Его тайнах,
он явит воспитанность и ученость,
похвалится законом Завета с Господом.
Восхвалят многие его разум,
он вовеки забыт не будет,
память о нем никогда не погибнет,
имя его будет жить в поколениях.
10 О мудрости его расскажут народы,
хвалу воздадут ему в собрании.
11 Пока он жив, его имя ведомо тысячам,
когда умрет, оно не исчезнет.

38.24-39.11 Люди физического труда и мудрость. Весь этот отрывок имеет большое сходство с егип. текстом периода Среднего Царства о превосходстве работы "писца" над теми, кто занят физическим трудом. Вероятно, Сирах и его ученики были достаточно богатыми, чтобы не трудиться, вряд ли они имели какое-нибудь ремесло. В более поздние времена рабби, как правило, занимались также физическим трудом (ср. Деян 18.3).
38.24 
ученого — буквально: "писца". Это слово постепенно перестало означать простого переписчика и приобрело значение ученого, или мудреца. Такой человек занимается тем, что изучает Священное Писание и обучает других. В Египте у мудрости и писцового искусства был свой Бог по имени Набу. Герой ассирийской легенды писец Ахикар назван
также советником всей Ассирии и хранителем печати царя Сеннахериба.
38.25-30 Сирах, в отличие от позднейших фарисеев, презиравших всех тех, кто не изучал Закон так же, как они, не относится пренебрежительно к пастухам, пахарям и ремесленникам, но лишь констатирует факт, что у них нет времени на изучение мудрости, потому что они работают с утра до ночи. Хотя на них держится жизнь города, им не быть судьями, учителями, законодателями, правителями.

39.1-3 Законом часто называлось всё Священное Писание, состоявшее из трех частей: собственно Закона, или Торы, Пророков и Писаний. Первые две названы прямо, третью же, включавшую в себя Псалмы, Иова и Притчи, Сирах, вероятно, называет мудростью.
39.2 сохраняет речения мужей знаменитых — известно, что фарисеи и учителя Закона наряду с письменным Законом почитали устную традицию, т. е.предания отцов (см. 8.8-9; ср. Мк 7.3-5).
39.4 Такие люди часто бывали советниками, послами, министрами, казначеями и занимали другие важные посты. О пользе путешествий см. 34.9-12. Евр. мудрецы иногда подражали бродячим философам эллинистического периода. Важные должности, которые они исполняли, также часто были связаны с путешествиями. Добро и зло — словосочетание, имевшее на Востоке значение "всё" (ср. Быт 2.9); здесь может быть в значении: "положительные и отрицательные явления".
39.5 См. прим. к 32.14. [Традиционное описание благочестивого человека; ср. 4.12; 6.36; 39.5; Пс 63.1 (62.2).]
39.6-11 Напоминание о том, что мудрость — дар Господа (ср. 6.37; 51.17).
39.7 
Под тайнами понимается знание о Боге, открытое в Писаниях и доступное лишь тем, кто их изучает.
39.8-11
Эти стихи продолжают и расширяют тему 37.23-26.
39.11б 
Смысл не совсем ясен; перевод условен. Слава о нём или переживет его, или во много раз увеличится.

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки - со мной можно связаться по имейлу или в icq, или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное