Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Мудрость Иисуса Сираха, 24:1-22: РЕЧЬ МУДРОСТИ / 07.XII.07 пт


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Пятница, 07 декабря (24 ноября) 2007 года

Продолжаем чтение нового перевода с древнегреческого библейской книги ("второканонической"), которую обычно называют "Премудрость Иисуса, сына Сирахова".
Сегодня стихи 24:1-22.

Перевод и комментарии В.Н.Кузнецовой. // Мудрость Иисуса Сираха / М.: 2006.   

(Меня тут спрашивали о "каноническом достоинстве" данной книги... Кроме указанной выше ссылки на статью свящ. Александра Меня о "неканонических/второканонических" книгах Библии, по этому вопросу можно посмотреть также вот этот довольно подробный очерк о каноне Библии.)

Ср. этот же текст по-церковнославянски
(совр. орфография и шрифт)
.
Синодальный перевод  

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

 
  Комментарий к гл. 24
из  "Брюссельской" Библии

24 1 Мудрость сама себя прославит,
посреди народа собой похвалится,
2 начнет речь в собрании Всевышнего,
перед воинством Его похвалится:
3 «Я вышла из уст Всевышнего,
словно туманом, покрыла землю.
4 Я поселилась в небесной выси,
в облаках престол свой поставила.
5 Я одна обошла кругом небо
и спустилась в глубины бездны.
6 Волны морские и вся земля,
племена и народы все — в моей власти.
7 Между всеми искала я место покоя,
где, у кого мне поселиться?
8 И тогда повелел мне Творец вселенной.
Сотворивший меня указал мне жилище:
Он сказал: «Поселись у Иакова,
пусть Израиль станет твоим наследием».
9 Раньше вечности, изначально меня сотворил Он,
буду жить до скончания вечности.
10 Я служила пред Ним в святилище,
вот так утвердилась я на Сионе.
11 Он велел мне жить в любимом городе,
отныне власть моя — в Иерусалиме.
12 Я пустила корень в народе прославленном,
ведь в удел Себе сам Господь его выбрал.

13 Разрослась я там, словно кедр ливанский,
словно кипарис на склоне Гермона,
14 словно в Эн-геди финиковая пальма,
словно роз кусты в Иерихоне,
словно маслина в долине прекрасная,
я разрослась, подобно платану.
15 Благоухала корицей и дроком я,
словно лучшая мирра, аромат изливала,
словно гальбан, камедь и оникс,
словно ладана дым в святилище.
16 Ветви раскинула я, как терпентинное дерево,
ветви, полные славы и милости.
17 Я побеги пустила, как лоза виноградная,
и цветы мои — честь и богатство.

19 Приходите ко мне, все, кто жаждет меня,
насыщайтесь моими яствами!
20 Помнить обо мне слаще меда,
владеть мной медовых сот слаще.
21 Те, что едят меня, не могут насытиться,
те, что пьют меня, еще больше жаждут.
22 И кто слушает, тот не будет стыдиться,
И кто трудится надо мной, с пути не собьется».

23 Всё это — книга Договора Бога Всевышнего,
Закон, что возложен на нас Моисеем,
наследие для собраний Иакова.

24.1-22 Речь мyдpocти. Это хвалебный гимн в честь мудрости и центральная глава книги. Мудрость персонифицирована, она неотделима от Бога, но мыслится почти что самостоятельной личностью. Вероятно, эта глава оказала влияние на богословие евангелиста Иоанна, который, в Прологе своего Евангелия, относит к Слову ряд свойств Мудрости Божьей. Ср. 1.1-10; Притч 1.20-33; 8.1-36; 9.1-12; Иов 28; Вар 3.9-4.4.
24.1 пocpeди наpoда — т. е. Израиля.
24.2 в coбpaнии Вceвышнeгo — в Небесном Совете (ср. Откр 4.4-11). Вoинcтвoм Бoжьим назывались звезды, за которыми стояли небесные силы или ангелы. См. также 43.9.
24.3 вышла из ycт — этим мудрость отождествляется со Словом Бога (ср. 43.26; Пс 33 (32).6) и Его Духом (Быт 1.2). Бог в Быт 1 сотворил мир Своим Словом. В Быт 2.6 тyман (в синод. «пар») окутывает всю землю до начала творения всего живого. Это говорит о предсуществовании мудрости; см. также ст. 9.
24.4 пoceлилаcь — буквально: «поставила шатер» (ср. Ин 1.14, где употреблен тот же глагол по отношению к Слову-Логосу). Облакo — традиционный образ Божьего присутствия (Шехин`а). В oблакаx — подобно Богу, шедшему вместе с народом Израиля в облачном столбе (Исх 14.19-20; 33.9-10).
24.5-6 Всеприсутствие мудрости, она всюду там, где Бог. Бeздна — см. прим. к 1.3 [в древности вселенная представлялась как "трехэтажная": вверху небо, посередине земля, внизу преисподняя  — некое подземное пространство, соединенное с землей чем-то вроде колодца (см. Откр 9.1). Иногда бездной называли и море.]. Ср. также Притч 8.28-29.
24.8-12 Хотя мудрость есть и у других народов, ее жилище — в Израиле. Этим народ Израиля выделен из всех остальных народов. Ср. Иер 10.12-16. Но ср. 1Енох 42.1: «Мудрость не нашла на земле места, где бы ей жить, и потому жилище ее стало на небесах».

24.9 См. прим. к 1.4. [Мудрость, которая изначально с Богом, в отличие от всего сотворенного, не имеет ни начала, ни конца. Она не относится к тварным вещам. Предсуществование мудрости  — общая тема книг мудрости (ср. Иов 28.12-13; Притч 8.22-31; Вар 3.20-32). Но здесь она из свойства Бога начинает превращаться в Его ипостась, которая уже к Нему не сводится, а воспринимается как нечто отличное от Него.] Ср. Притч 8.22-31.
24.10 Мудрость также присутствует в храмовом богослужении в иерусалимском Храме. Автор постоянно отождествляет мудрость с Законом.
24.12 кopeнь — образ, подчеркивающий силу и плодородие.
24.13-17 Описание мудрости — яркий пример пышной восточной образности.
24.13 Геpмoн — гора в Галилее, недалеко от Кесарии Филипповой.
24.14 Эн-геди — в рукописях много разночтений; вероятно, оазис на западном берегу Мертвого моря. Иepиxoн — город недалеко от Иерусалима.
24.15 Шесть благовоний, вероятно употреблявшихся во время храмового богослужения. Так как не было единого определителя растений, то точная идентификация их невозможна. Mиppа, или смирна — благовонная смола кустарника, растущего в Аравии. Гальбан и камeдь — благовонные смолы из дерева наподобие мирта. Оникc — ароматические выделения из раковины моллюска. Ладан — смола из коры ладанного дерева.
24.16-17 тepпeнтиннoe дepeвo, или теревинф — дерево с раскидистой кроной; винoгpадная лoза — символ изобилия. Их плоды такие же, как у мудрости (ср. 4.21; Притч 3.16; 8.18).
(24.18) В некоторых рукописях есть ст. 18: «Я — мать чистой любви, страха, знания и святой надежды».
24.19-22 Приглашение мудрости. Ср. Притч 9.1-6; Мф 11.28-30. 24.20 Ср. Пс 19.10 (18.11); Притч 24.13-14. 24.21 Ср. Ин 6.35.

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки - со мной можно связаться по имейлу или в icq, или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное