Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Продолжаем чтение нового перевода сдревнегреческого библейской книги "Премудрость Иисуса, сына Сирахова".


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Четверг, 20 (7) декабря 2007 года

Продолжаем чтение нового перевода с древнегреческого библейской книги ("второканонической"), которую обычно называют "Премудрость Иисуса, сына Сирахова".
Сегодня стихи 31:25 – 33:6.

Перевод и комментарии В.Н.Кузнецовой. // Мудрость Иисуса Сираха / М.: 2006.   

(Меня спрашивали о "каноническом достоинстве" данной книги... Кроме указанной выше ссылки на статью свящ. Александра Меня о "неканонических/второканонических" книгах Библии, по этому вопросу можно посмотреть также вот этот довольно подробный очерк о каноне Библии.)

Ср. этот же текст по-церковнославянски
(совр. орфография и шрифт)
.
Синодальный перевод  

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

Комментарий к гл. 31
из  "Брюссельской" Библии
Комментарий к гл. 32
из  "Брюссельской" Библии
  Комментарий к гл. 33
из  "Брюссельской" Библии

25Храбрецом себя с вином не показывай,
ведь многих вино погубило.
26Как печь испытывает железо во время закалки,
так и вино сердца драчунов чванливых.
27Вино в людей вселяет бодрость,
если пьешь его умеренно.
Что за жизнь, если вино отсутствует?
Оно создано людям на радость.
28Отрада для сердца вино, для души веселье,
если знаешь ему время и меру.
29Горесть для души, когда вина пьется много
в раздражении и жажде мести.
30Пьянство гнев глупца во вред ему разжигает,
уменьшает силу, наносит раны.
31Во время пирушки не обличай соседа,
не унижай его, когда ему весело.
Не говори ему обидного слова,
не требуй вернуть долги обратно.

31.25-31 Вино. Как и всюду в Ветхом Завете, вино считается даром Божьим человеку, оно доставляет радость, но пить его надо умеренно (см., например, Пс 104 (103).15; Притч 31.6-7). Об опасностях, связанных с излишним его употреблением, см. Притч 20.1; 23.20-21,29-35.
31.25
Храбрецом себя... — вероятный смысл: а) в схватке с вином победа всё равно останется за ним; б) иногда вино пьют, чтобы показать себя мужчиной. Вероятно, пословичное выражение; ср. Ис 5.22.
31.27-29
Ср. Пс 104 (103).15; 2Мак 15.39 (40).
31.29б
Смысл не совсем ясен; перевод следует евр. тексту; возможный смысл: "и это приводит к раздражению и жажде мести (или ссоре)"; греч. текст: "к ложному шагу".
31.31
Пир — это время радости, веселья, смеха, когда не нужно портить удовольствие соседа напоминанием о неприятных вещах.

32 1 Если выбран ты предводителем пира,
не заносись, веди себя с остальными на равных.
Прежде чем сесть, о них позаботься,
2 лишь выполнив долг, займи свое место,
будешь радоваться сам их удовольствию
и получишь венок за свое поведение.
3Если ты старший, тебе говорить подобает,
но умей замолчать и музыке не препятствуй.
4Не умножай речей, когда есть развлечения,
не выказывай мудрецом себя не ко времени.
5Что рубиновая печатка на кольце из золота,
то и музыка во время пирушки.
6Что изумруд в золотой оправе,
то и приятная музыка вместе с вином хорошим.

7Если же молод ты, говори, когда нужно,
раза два, не больше, лишь когда спросят.
8Говори кратко, о многом в словах немногих,
как человек знающий, но молчать умеющий.
9В кругу вельмож не равняйся с ними,
и, когда говорит другой, умей умолкнуть.
10Как грома удару предшествует молния,
так и почет предваряется скромностью.
11С места вовремя встань, не уходи последним,
домой поспеши без промедления.
12Там развлекайся и делай что хочешь,
только не обижай надменным словом.
13Благословить не забудь тебя Сотворившего,
что чашу твою наполнил дарами.

32.1-13 Предводитель пира.
32.1
В эллинистическом мире существовал обычай выбирать главу, или "царя" пира, затем он был заимствован евреями (см. 2Мак 2.28; Ин 2.8). Быть предводителем пира считалось очень почетным.
32.2
Венками(обычно из роз) на пирах награждали отличившихся (см. также Ис 28.1-4; Прем 2.8).
32.3 На пирах часто велись беседы. В древности старшие по возрасту имели право говорить первыми.
32.36
Совет старшим не увлекаться поучениями и не мешать остальным веселиться. Музыка — в древности так называли не только инструментальную музыку, но и пение, декламацию, а иногда даже небольшие театральные представления.
32.7-13
Наставление молодым: им лучше слушать, что говорят другие.
32.13
После пира традиционно благодарили Бога, потому что все эти хорошие вещи даны Им. Язычники благодарили богов, возливая вино в их честь; ср. Иов 1.5.

32.14-33.6 Страх Господень. Здесь содержатся разные наставления о жизни, согласной с Законом. Ср. 1.11-20.
32.14
спозаранкуищет — традиционное описание благочестивого человека; ср. 4.12; 6.36; 39.5; Пс 63.1 (62.2).
32.16 Евр. текст: "Они узнают праведность и выйдут из тьмы своих мыслей". Волю — возможно иное понимание: "благоволение" (ср. 1.26; 15.15).
32.17
найдет... извинение — в греч. тексте игра слов: в ст. 16 "кр`има" (воля), а здесь "с`юнкрима". В евр. тексте: "преступят Закон".
32.18-19
Рассудительность и обдуманность поступков — неотъемлемые черты человека мудрого, который старается узнать, чего требует от него Закон. Евр. текст отличается: "Мудрый не презирает мудрость, гордый же и пустой не соблюдают Закона".
32.20
и тогда не споткнешься о камни — в евр. тексте и сир. пер.: "не споткнешься дважды о камень"; вероятно, пословица; ср. "наступать на одни и те же грабли".
32.21
ровный путь — возможен другой смысл: "неисследованный, неизвестный путь"; он может лишь казаться гладким; ср. также 21.10.
32.22
В некоторых евр. рукописях не "дети, потомство", а "пути", и тогда смысл иной: "смотри, куда идешь".
32.23
насебя самого полагайся — т. е. доверяй суждению своей совести; в евр.: "наблюдай за собой, храни себя".

33.1 Ср. Притч 12.21; Иов 5.19; Пс 91 (90); см. также 29.12; 51.9,12.
33.2а
В евр. тексте: "Кто ненавидит Закон, тот не мудр".
33.2
неискренний — буквально: "лицемерный"; так назывались прежде всего отступники, ненавидевшие Закон (ср. Иов 8.13; 20.5). О буре см. Иак 1.6.
33.3
Человек разумный... — в евр. тексте: "Мудрый понимает слово Яхве". Оракул Господа — урим и туммим (Числ 27.21; 1Цар 14.42; 28.6; ср. также Сир 45.10) — какие-то предметы в эфоде (нагруднике) первосвященника, некогда служившие для того, чтобы получать ответы на задаваемые Богу вопросы. Неизвестно, пользовались ли ими после царствования Давида. По мнению Сираха, оракулы уже не нужны, так как мудрый и боящийся Бога найдет все ответы в Законе.
33.5
чувства — буквально: "внутренности"; в евр. антропологии считались седалищем чувств.
33.6
Как жеребец не испытывает привязанности к одному господину, так и неистинный друг Закона.

14Боящийся Господа наставление примет,
кто Его спозаранку ищет, получит Его одобрение.
15Кто изучает Закон, им насытится,
лицемеров же Он поймает в ловушку.
16Боящиеся Господа волю Его узнают,
от них Его заповеди просияют светом.
17Грешный человек отклонит обличение
извернется, найдет себе извинение.

18Человек рассудительный не пренебрежет размышлением,
безрассудный и гордый не знает сомнения.
19Ничего не делай необдуманно
и тогда, что-то сделав, не будешь раскаиваться.
20Не ходи по дороге, где много препятствий,
и тогда не споткнешься о камни.
21Но и на ровный путь не полагайся,
22даже с детьми своими будь осторожен.
23Во всяком деле на себя самого полагайся,
это тоже исполнение заповедей.
24Полагающийся на Закон держится заповедей,
доверяющий Господу не потерпит убытка.

33 1 Боящийся Господа со злом не встретится,
из испытаний выйдет снова и снова.
2Мудрый человек не возненавидит Закона,
неискренний же — словно корабль в бурю.
3Человек разумный доверяет Закону:
он надежен, как оракул Господа.

4Речь приготовь — и тебя услышат,
дай ответ, выказав знание.
5Колесо телеги — чувства глупого,
вращающаяся ось — его мысли.
6Насмешливый друг — что жеребец перед случкой,
ржет он под всяким всадником.

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки - со мной можно связаться по имейлу или в icq, или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное