Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Продолжаем чтение нового перевода сдревнегреческого библейской книги "Премудрость Иисуса, сына Сирахова".


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Четверг, 27 (14) декабря 2007 года

Продолжаем чтение нового перевода с древнегреческого библейской книги ("второканонической"), которую обычно называют "Премудрость Иисуса, сына Сирахова".
Сегодня глава 37.

Перевод и комментарии В.Н.Кузнецовой. // Мудрость Иисуса Сираха / М.: 2006.   

(Меня спрашивали о "каноническом достоинстве" данной книги... Кроме указанной выше ссылки на статью свящ. Александра Меня о "неканонических/второканонических" книгах Библии, по этому вопросу можно посмотреть также вот этот довольно подробный очерк о каноне Библии.)

Ср. этот же текст по-церковнославянски
(совр. орфография и шрифт)
.
Синодальный перевод  

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

 
  Комментарий к гл. 37
из  "Брюссельской" Библии

37 1 Всякий друг говорит: "Я твой друг тоже",
но бывает друг лишь по имени.
2Есть ли горше печаль смертельная,
когда друг и приятель врагом становится?!
3О коварная мысль! Как ты вкралась,
чтобы землю покрыть предательством?!
4Когда весел друг, радуется приятель —
в час беды против тебя обращается.
5Другу приятель помогает ради пищи —
в час войны он за щит берется.
6Никогда не забывай о друге,
забвению не предавай, если разбогатеешь.

37.1-6 Как выбрать друга.
37.1-4
Эти стихи почти дословно повторяют 6.7-13.
37.1
Ср. Притч 20.6.
37.3
Стих плохо сохранился в греч. и евр. текстах, вероятно, из-за нежелания приписывать Богу зло. Коварная мысль — дословно: "злая наклонность". В раввинистической традиции считалось, что Бог создал в человеке некую наклонность ("`ецер"), которая, не будучи контролируемой, обязательно приведет к желанию зла. Роль сдерживающего начала отводилась Закону. Согласно другим представлениям, Богом создано две наклонности — стремление к добру и стремление к злу, причем желание зла в человеке заложено на двенадцать лет раньше, чем желание добра.
37.5
Трудный стих. Возможно, его смысл тот же, что и в ст. 4, или же речь идет о хорошем друге, который не оставляет своего друга в беде. Евр. текст: "Хороший друг сражается против недруга, он поднимает оружие на противника".
37.6
Никогдане забывай... — дословно: "Никогда не забывай в душе..."; в евр. тексте вместо "в душе" — "во время войны". Если разбогатеешь — в евр. тексте: "когда делишь добычу".

37.7-26 Как выбрать советчика.
37.8-9
Вдруг он, замыслив поймать тебя в сети — дословно: "бросит о тебе жребий". Смысл не совсем ясен. Известно, что в древности было множество гаданий об успехе или неуспехе предстоящего дела, но, возможно, здесь слова "бросить о ком-либо жребий" употреблены в переносном смысле: "иметь против кого-либо дурной умысел".
37.9
будет стоять напротив — возможно иное понимание: "ополчится против тебя".

37.11 о сопернице — вероятно, о второй жене; см. прим. к 26.6. [Соперницей некогда называли вторую жену (см. Лев 18.18; Втор 21.15-17). Сирах не одобряет его, потому что жены не могут жить в мире. Хотя полигамия формально была разрешена Законом, к этому времени она практически не встречается и нормой становится моногамия.]
37.12
благочестивым — в евр. тексте: "у кого есть страх [Божий]".
37.14 
душа — здесь в значении "ум, разум; совесть". Семь дозорных, стоящих набашне — речь идет или о часовых, или о звездочетах, пытавшихся по звездам узнать будущее.
37.15
См. Ис 40.3; Иер 42.3; Притч 16.9.
37.17-18a
В евр. тексте: "Корень разумения — сердце, и оно производит четыре ветви, хотя эти четыре в действительности только две: добро и жизнь, зло и смерть".
37.18
Ср. 27.6-7; см. также Притч 18.21; Мф 12.34.
37.19 В евр. тексте: "Для себя самого он дурак".
37.20
В евр. тексте: "Бывает, мудрый общается с многими дураками. Бывает, мудрого презирают за его слова, и он лишается приятного пропитания".
37.24
Ср. Притч 3.35.
37.25
Израиль вечен потому, что в нём обитает мудрость (24.8) и это народ мудрецов (44.13-15). Сираха, в отличие от прежних мудрецов, интересует судьба народа, а не только индивидов.

7Всякий советчик совет свой хвалит,
но, бывает, на пользу себе советует.
8Так береги себя от советчиков,
в чем их нужда, узнай сначала,
может, на пользу себе он советует,
вдруг он, замыслив поймать тебя в сети,
9скажет тебе: "Дорога удачна", —
сам же будет стоять напротив
и смотреть, что с тобою случится.
10 Не советуйся с тем, кто на тебя косится,
от тех, кто завидует, скрой намерения.
11Не советуйся с женщиной о ее сопернице,
о войне с человеком трусливым,
о покупке с купцом не советуйся,
с продавцом о выгодной сделке,
с завистником о благодарности,
с жестоким о благодеянии,
с человеком ленивым о всяком деле,
с наемным рабочим о конце найма,
с лентяем-рабом о всякой работе —
ни у кого из них не проси совета.
12Время проводи с мужем благочестивым,
о котором знаешь, что хранит заповеди,
который с тобой душой и сердцем,
тебе сострадает, когда ты падаешь.
13Но лучше держись собственного мнения,
нет у тебя надежней советчика.
14Ведь душа человека иногда скажет лучше,
чем семь дозорных, стоящих на башне.
15А больше всего молись Всевышнему,
чтобы вел Он тебя путем истины.

16Всякое дело начинается с размышления
и с совета — всякое начинание.
17Выбор коренится в сердце,
является он в четырех видах:
18Добро и зло, жизнь и смерть.
и всегда язык в этом выборе главный.

19Бывает искусный учить других,
себе ж не приносит никакой пользы,
20бывает, речистый приобретает врагов,
так что лишается пропитания,
21Ведь Господь не дал ему милости,
и потому он лишился мудрости.
22Но тот, кто мудро собой управляет, —
его здравым советам можно довериться.
23Если мудрый свой народ наставляет,
его здравому смыслу можно довериться.
24Мудрого человека похвалами осыплют,
все, кто видит его, назовут счастливым.
25Жизнь человека исчисляется днями,
но бесчисленны дни Израиля.
26Мудрый в народе своем заслужит доверие,
имя его будет жить вовеки.

27Всю свою жизнь, сынок, подвергай себя испытанию,
замечай, что во вред тебе, и того не делай,
28ведь не всё идет всем на пользу
и не всем нам нравится одно и то же.
29Не бросайся жадно на всякое лакомство
и на всякую пищу не наваливайся.
30Переедание — причина болезней,
обжорство приводит к поносу.
31 Многие умерли от обжорства,
кто воздерживается, жизнь себе продлевает.

37.27-31 Умеренность в пище. 37.27-28 Пословицы общего характера, но здесь они отнесены к перееданию. Ср. 31.19-22.
37.28 
не всё... напользу — ср. 1Кор 6.12; 10.23.

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки - со мной можно связаться по имейлу или в icq, или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное