Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Продолжаем чтение нового перевода сдревнегреческого библейской книги "Премудрость Иисуса, сына Сирахова".


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Среда, 26 (13) декабря 2007 года

Продолжаем чтение нового перевода с древнегреческого библейской книги ("второканонической"), которую обычно называют "Премудрость Иисуса, сына Сирахова".
Сегодня глава 36.

Перевод и комментарии В.Н.Кузнецовой. // Мудрость Иисуса Сираха / М.: 2006.   

(Меня спрашивали о "каноническом достоинстве" данной книги... Кроме указанной выше ссылки на статью свящ. Александра Меня о "неканонических/второканонических" книгах Библии, по этому вопросу можно посмотреть также вот этот довольно подробный очерк о каноне Библии.)

Ср. этот же текст по-церковнославянски
(совр. орфография и шрифт)
.
Синодальный перевод  

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

 
  Комментарий к гл. 36
из  "Брюссельской" Библии

36 1 Взгляни на нас, Бог вселенной, Владыка, и сжалься,
и все народы порази страхом.
2Руку Свою вознеси над народами чуждыми,
пусть увидят Твое могущество!
3Как средь нас Твою святость они увидели,
так увидеть нам дай среди них Твою силу.
4Пусть узнают они, как и мы это знаем,
что нет Бога, кроме Тебя, Господь.
5Яви новые знаки, повтори чудеса Свои,
яви славу руки Твоей, мощь десницы,
6щедро излей на них Твои гнев и ярость,
уничтожь врага, истреби противника!
7Поторопи время, вспомни о клятве,
пусть возвестят о великих делах Твоих!
8Пусть Твой яростный гнев поразит убегающих.
Кто Твой народ угнетает, пусть встретит погибель!
9Головы сокруши всех начальников вражеских,
"Нет никого, кроме нас!" говорящих.
10Все племена Иакова собери воедино
и даруй им наследие их, как было вначале.
11Сжалься, Господь, над народом, Твое имя носящим,
над Израилем — его Ты назвал Своим первенцем!
12К городу милость яви, в котором Твоя святыня,
к Иерусалиму, в котором Ты обитаешь!
13И исполни Сион хвалой о великих деяниях,
и народ Твой — Твоею славою.
14Дай свидетельство тем, кого сотворил изначально,
и исполни пророчества, во имя Твое изреченные.
15Тех награди, кто на Тебя полагается,
пусть увидят: пророки Твои достойны доверия.
16О Господь, так услышь Твоих слуг моления,
призывающих на народ Твой благословение Аарона.
17Пусть все, кто живет на земле, узнают,
что Ты — Господь, Бог вечности.

36.1-17 Молитвао восстановленииИзраиля. Молитва созвучна псалмам и пророческим высказываниям, отражает настроения, царившие в стране перед началом восстания Маккавеев против иноземных захватчиков. Она имеет сходство с синагогальной молитвой Шмоне Эсре.
36.1
Ср. Пс 79 (78).6; Иер 10.25. Народы — язычники, поработившие Израиль. Во времена Сираха это были греки.
36.2
Ср. Ис 10.33; 19.16; 49.22. Вознеси руку — т.е. яви мощь.
36.3 
Ср. Иез 20.41; 28.22, 25; 38.16, 23. Бог явил Свою святость тем, что наказал жителей Вавилона, и тем, что за грехи отправил народ Израиля в изгнание.
36.4
Ср. Ис 45.14; 1Пар 17.20.
36.5
Знаки и чудеса Бог являл при выводе Своего народа из египетского плена. Ср. Ис 51.9; 62.8; 63.12; Пс 98 (97).1.
36.6
Ср. Ис 42.13; Иер 10.25; Пс 79 (78).6.
36.7
В евр. тексте: "Ускорь конец, вспомни о сроке. Потому что скажет тебе: "Что Ты делаешь?"". Бог клялся Своему народу быть их Богом и защищать их. См. Втор 32.35.
36.10
В это время подавляющее большинство израильтян жило в рассеянии, большая часть племен не сохранилась, и народ жил надеждой на то, что Бог восстановит Израиль (ср. Ис 11.12; 27.13; Иер 3.18; Иез 36.8). Наследие — это обещанная земля, но теперь наследие понимается в более духовном смысле (ср. 4.13,16; 15.6; 24.8).
36.11
См. Втор 28.10; Иер 14.9; 31.9; 0с 11.1. Носить имя Бога значит принадлежать Ему.

36.12 святыня — т. е. Храм.
36.13
См. Ис 2.1-3; Иер 31.6. Хвалой — в евр. тексте: "величием". Народ Твой — в некоторых рукописях: "Твое святилище".
36.14
кого сотворил изначально — возможно, речь идет о праотцах еврейского народа или о всём народе Израиля, о котором мидраш говорит, что он был сотворен первым из всего творения, т.е. прежде сотворения мира. Пророчества — см. Исх 19.6; Втор 7.6; 14.2.
36.16
Твоих слуг — в некоторых рукописях: "молящихся Тебе". Благословение Аарона — см. Числ 6.23-26.
36.17 
Бог вечности — дословно: "Бог веков". Понятие "век" означает и временное ("век"), и пространственное ("мир") измерение вселенной. Бог Израиля — это Бог всего человечества, а также Властелин времени и пространства.

36.18-27 Как выбирать жену.
36.18-20
Каждый стих, вероятно, представляет собой поговорку, смысл которой — необходимость разумного выбора в разных жизненных ситуациях. Возможно, этот отрывок является вступлением к большему разделу (36.18-42.14).
36.19,20
сердце — см. прим. к 13.25.
36.20
кривое — буквально: "извилистое", противоположное "разумному" (ст. 19).

36.21 Дословно: "Женщина примет любого мужчину". Эти слова подчеркивают то, что мужчина в те времена мог выбирать себе жену, а женщина была лишена этой возможности, ее выдавал замуж отец.
36.24
Помощницей в Быт 2.18 названа сотворенная женщина. Есть другое чтение: "второе я"; в еврейском тексте: "укрепленный город".
36.25 
Жена сравнивается с оградой имения. В евр. тексте она названа лучшим виноградником ее мужа.
36.26 
Неженатый похож на вооруженного разбойника, у которого нет постоянного пристанища, возможно, здесь намек на Каина, который стал изгнанником и скитальцем (Быт 4.12,14). Сирах резко осуждает мужчин, не вступающих в брак. Это традиционное отношение, так, рабби Ионатан говорил, что мужчина, который до двадцати лет не женился, проводит все дни своей жизни в грехе.
36.27
Жена подобна гнезду для птицы.

18Желудок принимает всякую пищу,
но одна пища другой лучше.
19Как гортань ощущает вкус дичи,
так и сердце разумное — ложное слово.
20Сердце кривое бед наделает,
но человек многоопытный сумеет воздать ему.
21Женщина может стать женой любого мужчины,
но одна девушка другой лучше.
22Женская красота радует мужчину,
и нет для него ничего вожделеннее.
23Если кротость и доброта на языке у нее,
нет меж людьми ее мужа счастливее.
24Имеющий жену положил начало имению,
это нужная ему помощница, оплот спокойствия.
25Где нет ограды, там имение грабится.
У кого нет жены, тот, блуждая, стонет.
26Поверит ли кто вооруженному разбойнику,
который бродит из города в город?!
27Так и человек, гнезда не имеющий,
ночующий где придется.

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки - со мной можно связаться по имейлу или в icq, или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное