[LVR] ориентировка в пространстве
Доброго времини суток Катя,и все участники рассылки! Ну разумеется,человек
полностью незрячий может ориентироваться в пространстве! Скажу более: он
может плавать,лазать по деревьям ,ездить на велосипеде! правда для двух
последних пунктов нужны специальные условия. По моему мнению человек
незрячий с рождения лучше ориентируется,чем потерявший зрение во взрослые
годы. По собственному опыту знаю,что когда незрячий ребёнок ростёт в
сельской местности или в маленьком городке,а родители его постоянно на
работе,а друзья у него уличные мальчишки,создаются идеальные условия для
того,чтобы этот человек ставший взрослым не знал проблем с оринтировкой.
Удачи!
Здравствуйте!
Мне кажется, что нельзя так ставить вопрос: кто лучше ориентируется, слепорождённые
или те, кто утратил зрение во взрослой жизни. Это несколько некорректно. Некорректно
с точки зрения исследователя. Сейчас мы не касаемся никаких морально-этических
сторон. Дело в том, что ситуации бывают очень различные. И уровень адаптации
незрячего человека к окружающей действительности (в частности, навыки ориентирования
в пространстве) зависят от его окружения. Например, вполне стандартной является
ситуация, когда слепорождённый ребёнок воспитывается в абсолютно зрячей семье,
не знающей и не желающей знать, что необходимо сделать для того, чтобы ребёнок,
когда станет достаточно взрослым, мог самостоятельно себя обслуживать и обходиться
без посторонней помощи. Другая ситуация, которая, увы, не столь распространена,
описана Георгием. В этом случае незрячий ребёнок быстрее и плодотворнее реабилитируется,
приобретая многие жизненно важные навыки. Теперь, что касается потерявших зрение
в зрелые годы. Каков критерий "зрелости"? считать ли потерю зрения в 16-18 лет
потерей зрения в зрелые годы, когда человеку уже трудно начать ориентироваться
самостоятельно? И перестроиться к изменившимся условиям восприятия? Или, допустим,
если человек теряет зрение медленно, почти незаметно. Процесс адаптации в такой
ситуации происходит менее болезненно, и человек довольно легко приспосабливается
к новой действительности. Могу судить об этом на основе собственного опыта. Окончательная
потеря зрения произошла уже тогда, когда мне было 16-17 лет. Со временем я вполне
успешно научилась ходить сама, чем сейчас ежедневно и вполне благополучно пользуюсь.
Знаю и другие подобные случаи. В противовес им могу сказать, что знакома с людьми,
невидившими с раннего детства или с рождения, но при этом они не имеют навыков
ориентирования и не могут обходиться без помощи со стороны родственников, друзей
и т.д. Мне думается, что Вам, Катя, стоит более точно поставить проблему: цель
и задачу, которых Вы хотите достичь в итоге. Тогда, возможно, нашим уважаемым
подписчикам будет легче сориентироваться и дать более развёрнутые ответы. По
крайней мере, лично я придерживаюсь той точки зрения, что слепорождённые (незрячие
с раннего детства) равно как и люди, утратившие зрение во взрослом возрасте,
находятся в приблизительно равных условиях. Однако существенным является, во-первых,
отношение самого человека к проблеме потери зрения, а во-вторых, тот социальный
круг, в рамках которого он постоянно пребывает. Влияние окружения весьма значимо,
и во многом именно от тех, кто находится рядом с нами, зависит то, как мы будем
действовать в дальнейшем. Если слепорождённому (незрячему с раннего детства)
внушить, что ему не требуется опыт пространственной ориентировки, что его будут
водить за ручку и самостоятельность - это лишь ненужная ответственность и опасность
для здоровья, то он и не станет приобретать соответствующих навыков. Вместе с
тем, если человеку, утратившему зрение в зрелом возрасте, позволить уйти в себя
и замкнуться на том, что с потерей зрения заканчивается всякая полноценная жизнь,
то и он окажется столь же беспомощен, как и слепорождённый. И, наоборот, если
стимулировать желание быть независимым и не нуждаться в посторонней помощи, то
и слепорождённый, и утративший зрение будут стремиться максимально задействовать
компенсаторную схему организма, что приведёт, в принципе, к одному и тому же
результату - приобретению определённых навыков и способностей. Естественно, у
каждого на том уровне, который ему доступен. То, что здесь написано, конечно,
является упрощённым механизмом. Местами утрированным, местами идеализированным,
но вцелом, как мне представляется, действенным и справедливым.
Администратор реабилитационного портала "ФЕНИКС",
Светлана Медведева, г. Одесса
mailto:project_fen***@i*****.ru
http://fenix.mostinfo.ru
msn:cilhant***@i*****.ru icq:312691558