Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2007-06-13

[LVR] Re[4]: ориентировка в пространстве

здравствуйте, друзья! вы тут настолько активно обсуждаете тему
ориентирования, что мне тоже захотелось высказаться. правда, я не владею
данным вопросом с научной точки зрения, поэтому буду отталкиваться от
личного опыта. у нас в харьковском интернате для слепых имени в.г.
короленко, который я закончил в 1994 году было несколько ребят, с которыми я
лично общался, потерявших зрение в очень раннем возрасте или же вообще
родившихся незрячими. так вот, в отличии от меня, потерявшего зрение в 12
лет, они просто суперски ориентировались по територии школьного помещения и
двора, в то время, как мне нужен был постоянный чёткий ориентир в виде
стены, бордюра или чего-либо ещё, что можно было потрогать и ощутить. а
ребята шли, как на ультразвуке. с другой стороны, когда пришло мне время
устраиваться на работу и решать какие-то более серьёзные жизненные проблемы,
я научился ориентироваться по родному днепропетровску и даже за его
пределами. а вот когда к нам на завод поступил мужик, ослепший в 54 года-
это было просто жалкое зрелище. первое время такие же незрячие мужики
вынуждены были водить его, я извиняюсь, в туалет. потом он, правда, привык и
освоился, но на это у него ушло много времени. всё-таки, мне кажется, что
человек, утративший зрение после сорока имеет больше чисто психологических
проблем в связи с изменившейся ситуацией. а вообще, было бы желание, а
научиться можно чему угодно и в любом возрасте. приведу такой пример немного
из другой оперы, но он ярко иллюстрирует мою мысль. старики в подавляющем
большинстве жутко боятся компьютеров и всякой новой техники. а вот моя тёща
в 60 лет освоила компьютер и 1с-бухгалтерию и работает сейчас по своей
специальности, как ни в чём не бывало. точно также и в нашем вопросе-
хочешь, значит научишься, не хочешь- ну кто ж тебе доктор. воспитание,
конечно, имеет огромное значение, но всё-таки, когда человек видит, что
другой человек в таком же положении добивается гораздо большего, у него по
идее возникает желание самому попробовать. как это- он может, а я нет? по
крайней мере так у меня. вот то, что я хотел сказать по данной теме. your
maxim varfolomeev mailto: maxva***@g*****.net

   максим варфоломеев 2007-06-13 22:01:18 (#672968)

[LVR] МСЭ

здравствуйте. хочется поговорить на тему МСЭ. мне, как думаю и многим другим
не понятно как она работает. как получается что люди имеющие 50-70 процентов
зрения имеют первую группу, люди имеющие 1-2 процента вторую, а то и третью.
к примеру у меня, зрение 1 процент на левый глаз, правый и того меньше. и мне
при таком мизерном зрении 2 или даже 3 раза давали вторую группу, и только потом
первую, и то не безсрочную, а то же раза 2 или 3 на 1-2 года, и лишь после этого
смилостивившись дали безсрочную, как бы сделав большое одолжение. а часто и густо
встречаешь в восе людей имеющих первую группу при 50-70 процентах зрения. как
так получается?!
с уважением вадим. тихорецк. vam***@r*****.ru vad***@m*****.com im2phone: 1281415
skipe az-vadim

   2007-06-13 21:13:47 (#672955)

[LVR] Re[3]: ориентировка в пространстве

Доброго времени суток!

Original Message From: "Назик Мурзалимова" <nasda***@r*****.ru>
"Ориентироваться в пространстве, могут также помочь говорят, различные методы,
например, метод Бронникова."
Я бы не назвал метод товарища Бронникова, впрочем, как и другие аналогичные методы,
тем, что помогает ориентированию незрячего или слабовидящего в пространстве.

Original Message From: "Светлана Медведева" <project_fen***@i*****.ru>
"насколько могу судить по тем отзывам, которые мне известны, этот метод весьма
серьёзно дискридитировал себя. Не думаю, что он реально может помочь в овладении
методиками ориентирования в пространстве."

Ну, на самом деле, многие методы самосовершенствования, назовём это так, либо
дескридитировали себя, либо применяются с нарушением технологии.
Например, если брать товарища Бронникова, то, насколько я помню, методика обещала
открыть "третий глаз" и помочь людям обрести зрение. Обретение зрения ещё не
есть способность и умение ориентироваться.
Если же рассматривать подобные методики как нечто, что помогает и облегчает ориентирование,
то тут, на мой взгляд, больше пользы будет от занятий лёгкой атлетикой, фигурным
катанием и другими видами спорта. Задача не в том, чтобы, занимаясь тем или иным
видом спорта, стать накаченным, сильным, крутым и т.д, а в том, что человек улудшает
свою координацию движений, тренирует вестибулярный аппарат и т.д. А вот это,
в свою очередь, уже очень здорово выручает при ориентировании.

С уважением Алексей Любимов,
Инструктор по ориентированию и мобильности.
Россия, г. Новосибирск
mailto:project_fen***@m*****.ru ICQ: 495224138
mobil. tel.: +7 (913) 458 1228 http://fenix.mostinfo.ru

   Алексей Любимов 2007-06-13 19:38:08 (#672934)

[LVR] Re: ориентировка в пространстве.

Здравствуйте, уважаемые участники рассылки, и Катя!
По моему ненаучном у мнению, способность ориентироваться в пространстве не
связана непосредственно с потерей зрения в сознательном возрасте или с его
отсутствием от рождения. Некоторые зрячие блуждают в трёх соснах. Авот,
например, наш, к сожалению, ныне покойный, учитель математики Кочергин Иван
Архипович, будучи слепым от рожденья, прекрасно ориентировался . Он мог
добраться в любую точку тогдашнего Куйбышева, и не только. И таких примеров
можно привести множество. Мне кажется, это зависит оттого, насколько у
человека развито воображение и пространственное представление. И ещё,
наверное, от желания быть самостоятельным.
Всяческого всем добра!
С уважением - Надежда.
nadezh***@u*****.ru

   Киселёва Надежда 2007-06-13 19:26:02 (#672932)

[LVR] Re: ориентировка в пространстве.

Доброго времени суток!

Original Message From: "Катя Захаркина" <zef***@m*****.ru>
"может ли с рождения незрячий человек самостоятельно ориентироваться в пространстве?"
Конечно может. Но, я бы, поставил вопрос немного иначе. Ориентироваться может
опсалютно любой человек, вопрос только в том, насколько этот навык или умение,
называйте как хотите, развит.
Ориентирование - это умение, способность определять своё местоположение на местности,
как вообще, так и относительно тех или иных объектов.
Ориентироваться можно в квартире, в здании, в открытом пространстве, в транспорте,
на определённом маршруте и т.д. Ориентироваться можно в знакомом и не знакомом
пространстве. Вобщем, вариантов здесь масса.
Теперь что касается времени утраты зрения. "С рождения" - это может быть как
слепорождённый ребёнок, так и утративший зрение в процессе родов или в первые
дни жизни. На первый взгляд разница не велика, но на самом деле у ребёнка утратившего
зрение при рождении или в первые дни жизни, впрочем, как и в любой из моментов
его жизни вообще, зрительная система создана и либо развивается, либо остаётся
на своём уровне развития на момент утраты зрения. У слепорождённого ребёнка может
быть ситуация недоразвития зрительной системы вообще, вплодь до отсутствия тех
или иных частей этой системы.
Вобщем, тут, опять же, вариантов масса и, на мой взгляд, в каждой конкретной
ситуации свои особенности и свои нюансы.

Original Message "При каких условиях это может осуществится? Кто успешнее в вопросах ориентировки
незрячий с рождения или тот, кто потерял зрение в сознательном возрасте?"
Условий тут много. Если брать основные моменты, то это родители: это то, как
занимались с ребёнком, чему учили, на какие ценности ориентировали. Затем, я
бы поставил семью и все остальные социальные институты воспитания подрастающего
поколения.

"Кто успешнее?" - я бы вопрос так не ставил. Каждый человек вырос в отличных
от другого условиях. Один, например, успешно ориентируется в квартире, другой
же на конкретном маршруте. Один использует сохранные анализаторы в полном объёме
и думает, а другой ориентируется от точки до точки и совсем не хочет "включать
голову". Люди, бывает, имея 100% зрения блудят в трёх соснах, а тотально незрячий
пешком путешествует из города в город.
Ну и один из основных факторов - это мотив. А насколько человеку нужно или необходимо
самостоятельно ориентироваться? Если человеку имеющему остаточное зрение 0,1
всё время говорить, что он слепенький, что он пусть не моет посуду, не ходит
в магазин, не моет полы потому что... и далее длинный список причин, по которым
ему это делать не стоит, то тотально незрячий мало-мальски самостоятельный будет
гораздо успешнее.

Тему Вы затронули интересную, но давайте немного изменим формулировку вопроса
и обсудим это в немного иной плоскости.

С уважением Алексей Любимов,
Инструктор по ориентированию и мобильности.
Россия, г. Новосибирск
mailto:project_fen***@m*****.ru ICQ: 495224138
mobil. tel.: +7 (913) 458 1228 http://fenix.mostinfo.ru

   Алексей Любимов 2007-06-13 19:12:44 (#672927)

[LVR] Re[3]: ориентировка в пространстве

Вижу Вас как наяву, Катя!
Дата: Wed, 13 Jun 2007 17:48:36 +0400
Вы писали в "psychology.orientation (0)" :

КЗ> Хоть вы и сказали, что мной вопрос задан некорректно,
КЗ> но все же я вам очень благодарна за ответ.

Я не сказала, Катя, что вопрос Вами задан некорректно. :) Боюсь, что Вы меня
не совсем правильно поняли. Имелось в виду, что сама постановка проблематики,
как цели исследования, не слишком корректна, поскольку тема является очень многогранной
и многофакторной. Нужно учитывать не только дихотомию: слепорождённый и потерявший
зрение, но и массу прочих характеристик, о которых упоминалось в моём предыдущем
сообщении. Ваш же вопрос, разумеется, имеет право на существование. И очень хорошо,
что Вы его задали. Возникло, на мой взгляд, вполне плодотворное обсуждение, в
результате которого наш опыт обогатился новыми знаниями. Так что огромное Вам
спасибо за активное участие в дискуссии. :)

КЗ> Вы мне помогли в ответе на этот вопрос и задели слабое место в моей работе.

Рада, что смогла чем-то помочь. Хотя, судя по тому, что написано дальше, ещё
есть о чём поговорить и что обсудить. :) Данную тему, по моему мнению, рано закрывать
и отправлять в архив. Она не исчерпала себя. Да и высказавшихся более-менее развёрнуто
было не так много, чтобы стало возможным делать окончательные выводы.

КЗ> Я веду пространственную ориентировку у незрячих
КЗ> детей. Но все мои результаты ничего не стоят, потому что окружение этих детей
КЗ> противоречит мне.

Окружение - страшная сила. Я это говорила и буду говорить. Человек, как известно
ещё со времён античности, - социальное животное. И это значит, что он не просто
нуждается в обществе себеподобных, но также и то, что эти себеподобные, которые
его окружают, оказывают определённое (и довольно серьёзное) воздействие, имея
влияние на мнения, постановку целей, одобрение или неприятие тех либо иных поступков.
Однако, вместе с тем, мы - педагоги, инструкторы, тифлоспециалисты, реабилитологи
- тоже окружение. И наша задача не признавать своё поражение в борьбе с гиперопекой,
а бороться с этим явлением. Ведь в наших силах формировать окружение. Особенно,
если речь идёт о школьниках, обучающихся и проживающих в интернате. Я считаю,
что для того, чтобы окружение не имело той всесокрушающей силы, которую мне удалось
ему тут приписать, необходимо стимулировать желание учеников осваивать навыки
ОИМ. Формировать у них мотивацию. Тем более, что Вы сами говорите об их радости,
когда начинает что-то получаться. Если человек приобретает уверенность в том,
что его действия правильны, справедливы, социально одобряемы, то даже родители
вряд ли смогут повлиять на позитивные установки, нацеленные на изучение методик
пространственного ориентирования. Другой вопрос, что различить, где истинная
мотивация, а где лишь показная - довольно сложно.
Но это уже совсем другая история. :)

Одним словом, Катя, хочу пожелать Вам не отчаиваться и не опускать рук. Вы вполне
способны повлиять на ход событий. :) Окружение и его влияние вполне преодолеваются.
Особенно при наличии обоюдного желания (у преподавателя и ученика) отдавать и
получать новые знания. Вы можете не только советовать и рекомендовать, но конкретными
действиями, своими достижениями и достижениями Ваших учеников наглядно показывать
и доказывать окружению собственную правоту и нужность того, что Вы делаете. Управление
общественным мнением (тем же самым окружением) давно стало наукой, о которой
можно много прочитать, узнать, взять на вооружение некоторые инструменты. :)
В этом Вам поможет психология, public relation, менеджмент внепроизводственных
сфер (т.е. менеджмент персонала, и всё, что с этим связано). Удачи Вам на Вашем
нелёгком, но таком нужном и важном пути!

С уважением, модератор - Светлана Медведева,
mailto:orientati***@b*****.ru
http://fenix.mostinfo.ru
msn:cilhant***@i*****.ru icq:312691558

   2007-06-13 19:09:08 (#672923)

[LVR] Re[2]: ориентировка в пространстве

Здравствуйте, Светлана! Хоть вы и сказали, что мной вопрос задан некорректно,
но все же я вам очень благодарна за ответ.Вы мне помогли в ответе на этот вопрос
и задели слабое место в моей работе.Я веду пространственную ориентировку у незрячих
детей. Но все мои результаты ничего не стоят, потому что окружение этих детей
противоречит мне. Да, безопасней ходить за руку, безопасней сидеть просто на
диване...Безопасней, но приносить ли это радость.Я могу рекомендовать, я могу
советовать, но яне могу поменять семейные уклады... К сожалению
Я люблю свою работу именно за эту радость, которую я вижу на лицах детей, когда
они доходят до цели самостоятельно.Может, когда-нибудь они поборят свое окружение.

   2007-06-13 18:06:19 (#672909)

[LVR] Re[2]: ориентировка в пространстве

Вижу Вас как наяву, Назик!
Дата: Wed, 13 Jun 2007 12:23:43 +0400
Вы писали в "psychology.orientation (0)" :

НМ> Ориентироваться в пространстве, могут также помочь говорят, различные
НМ> методы, например, метод Бронникова.

Не буду ничего говорить конкретно, т.к. сама обладаю лишь поверхностными знаниями
о данном методе, однако, насколько могу судить по тем отзывам, которые мне известны,
этот метод весьма серьёзно дискридитировал себя. Не думаю, что он реально может
помочь в овладении методиками ориентирования в пространстве. Скорее в этом помогут
хорошие книги и специальные методики, рекомендуемые авторитетными тифлопедагогами.
И то к ним нужно относиться с определённой долей скептецизма, поскольку метод
- это обобщённый опыт многих, который далеко не всегда и далеко не всем подходит.
Освоение программ ОИМ (ориентирования и мобильности) очень индивидуально. Полагаться
на некоторые общепринятые методы, полагаю, можно и нужно, но с оглядкой и пониманием
того, что не всё, написанное в исследовании или монографии, необходимо принимать
за аксиому. :) Опыт, навыки, способности у каждого человека различные. Именно
поэтому общая (официально принятая) методика ОИМ терпит столько нареканий со
стороны самих незрячих и слабовидящих, прибегающих к её помощи. Она, к сожалению,
несовершенна. И быть совершенной, по моему мнению, не может. Не может просто
в силу того, что нельзя "объять необъятное". :) Есть общие принципы и механизмы,
их стоит использовать - они не повредят, но на это обобщённое знание в процессе
самостоятельного хождения всё равно будут накладываться новые знания, которые
строго методическими уже всё равно не будут.

Администратор реабилитационного портала "ФЕНИКС",
Светлана Медведева, г. Одесса
mailto:project_fen***@i*****.ru
http://fenix.mostinfo.ru
msn:cilhant***@i*****.ru icq:312691558

   2007-06-13 17:42:46 (#672903)

[LVR] Re: ориентировка в пространстве

Добрый день.
Ориентироваться в пространстве, могут также помочь говорят, различные
методы, например, метод Бронникова.
Кстати, кто проходил его курсы расскажите..., а то я сама знаю по
наслышке...
С уважением, Назик.

   2007-06-13 16:51:15 (#672882)

[LVR] Ориентировка в пространстве

Добрый день всем!
Хороший и насущный вопрос об ориентировке в пространстве, так как является
главным условием самостоятельности человека с проблемами зрения. Всё конечно
индивидуально и зависит от многого, например: работы центральной нервной
системы; степени развития всех органов чувств; наличия, даже малюсенького
остатка зрения или светоощущения; возраста, когда было нарушено или утрачено
зрение; навыков самостоятельной ориентировки. Преимущество, конечно же, на
стороне рожденных с патологией зрения или потерявшим его в раннем возрасте,
при условии своевременном ( чем раньше - тем лучше ) и правильном воспитании
и обучении. У таких людей лучше развиты органы чувств и особенное "шестое
чувство", свойственное только незрячим. Конечно это не закономерность, но
часто наблюдаемое явление.
Мне приходилось быть свидетелем и участником одного эксперимента.
Участвовали два человека: один - родился незрячим и
впервые находился на даной местности; другой была я, потерявшая зрение,
будучи взрослой и находившаяся на знакомой ранее местности, так как прожила
там более 20 лет. Нужно было добраться до определённой точки с помощью
словесного описания местности и ориентиров. Надо сказать, что мой товарищ
очень точно и быстро справился с этой задачей. Я же, ходившая на том участке
миллионное количество раз, будучи еще зрячей, очень плохо справлялась в тот
момент. Я путалась в поворотах, сбивалась в направлении, натыкалась на
преграды, которых даже и не ожидала и т.д. В конце-концов, незрячий товарищ
нашел меня по стуку трости и помог добраться к нужному месту. И это не
единичный случай наблюдения. Конечно, у нас разный опыт хождения, да и
представления о нужном маршруте строятся по разному.
Так что, Катя,научиться ориентироваться может каждый и дальше
усовершенствоваться в разной степени, взависимости от того, кому и насколько
это нужно и важно. А то, что это нужно - бесспорно.
Хочу сказать пару слов об обсуждаемом раньше вопросе о маршрутках. По своей
практике самостоятельного передвижения, я могу сделать вывод, что
самостоятельное перемещение на таком виде транспорта просто невозможно без
общения с пассажирами. Я имею ввиду, что минимум 1-2 вопроса необходимо
будет задать по любому, если вы конечно хотите сесть в нужный номер
маршрутки и доехать до нужного места. В салоне ориентируется каждый по
своему, тоесть приспосабливается, как ему удобно. Кто-то чувствует "шестым
чувством", что сидение занято, кто-то аккуратно рукой обследует или с
помощью слуха, кто-то спрашивая у пассажиров, а кто-то вообще сидеть не
любит и старается устроиться недалеко от двери.
Всем удачи и всего доброго!
С уважением Ирина.
ir-d@m*****.ru

   2007-06-13 16:47:05 (#672879)

[LVR] Re: ориентировка в пространстве

Здравствуйте!

Мне кажется, что нельзя так ставить вопрос: кто лучше ориентируется, слепорождённые
или те, кто утратил зрение во взрослой жизни. Это несколько некорректно. Некорректно
с точки зрения исследователя. Сейчас мы не касаемся никаких морально-этических
сторон. Дело в том, что ситуации бывают очень различные. И уровень адаптации
незрячего человека к окружающей действительности (в частности, навыки ориентирования
в пространстве) зависят от его окружения. Например, вполне стандартной является
ситуация, когда слепорождённый ребёнок воспитывается в абсолютно зрячей семье,
не знающей и не желающей знать, что необходимо сделать для того, чтобы ребёнок,
когда станет достаточно взрослым, мог самостоятельно себя обслуживать и обходиться
без посторонней помощи. Другая ситуация, которая, увы, не столь распространена,
описана Георгием. В этом случае незрячий ребёнок быстрее и плодотворнее реабилитируется,
приобретая многие жизненно важные навыки. Теперь, что касается потерявших зрение
в зрелые годы. Каков критерий "зрелости"? считать ли потерю зрения в 16-18 лет
потерей зрения в зрелые годы, когда человеку уже трудно начать ориентироваться
самостоятельно? И перестроиться к изменившимся условиям восприятия? Или, допустим,
если человек теряет зрение медленно, почти незаметно. Процесс адаптации в такой
ситуации происходит менее болезненно, и человек довольно легко приспосабливается
к новой действительности. Могу судить об этом на основе собственного опыта. Окончательная
потеря зрения произошла уже тогда, когда мне было 16-17 лет. Со временем я вполне
успешно научилась ходить сама, чем сейчас ежедневно и вполне благополучно пользуюсь.
Знаю и другие подобные случаи. В противовес им могу сказать, что знакома с людьми,
невидившими с раннего детства или с рождения, но при этом они не имеют навыков
ориентирования и не могут обходиться без помощи со стороны родственников, друзей
и т.д. Мне думается, что Вам, Катя, стоит более точно поставить проблему: цель
и задачу, которых Вы хотите достичь в итоге. Тогда, возможно, нашим уважаемым
подписчикам будет легче сориентироваться и дать более развёрнутые ответы. По
крайней мере, лично я придерживаюсь той точки зрения, что слепорождённые (незрячие
с раннего детства) равно как и люди, утратившие зрение во взрослом возрасте,
находятся в приблизительно равных условиях. Однако существенным является, во-первых,
отношение самого человека к проблеме потери зрения, а во-вторых, тот социальный
круг, в рамках которого он постоянно пребывает. Влияние окружения весьма значимо,
и во многом именно от тех, кто находится рядом с нами, зависит то, как мы будем
действовать в дальнейшем. Если слепорождённому (незрячему с раннего детства)
внушить, что ему не требуется опыт пространственной ориентировки, что его будут
водить за ручку и самостоятельность - это лишь ненужная ответственность и опасность
для здоровья, то он и не станет приобретать соответствующих навыков. Вместе с
тем, если человеку, утратившему зрение в зрелом возрасте, позволить уйти в себя
и замкнуться на том, что с потерей зрения заканчивается всякая полноценная жизнь,
то и он окажется столь же беспомощен, как и слепорождённый. И, наоборот, если
стимулировать желание быть независимым и не нуждаться в посторонней помощи, то
и слепорождённый, и утративший зрение будут стремиться максимально задействовать
компенсаторную схему организма, что приведёт, в принципе, к одному и тому же
результату - приобретению определённых навыков и способностей. Естественно, у
каждого на том уровне, который ему доступен. То, что здесь написано, конечно,
является упрощённым механизмом. Местами утрированным, местами идеализированным,
но вцелом, как мне представляется, действенным и справедливым.

Администратор реабилитационного портала "ФЕНИКС",
Светлана Медведева, г. Одесса
mailto:project_fen***@i*****.ru
http://fenix.mostinfo.ru
msn:cilhant***@i*****.ru icq:312691558

   2007-06-13 16:38:28 (#672874)

[LVR] Re: Кде учиться инвалидам?

Здравствуйте, уважаемые участники рассылки!

Александр Качанов в конце мая поместил в рассылке нижеследующую информацию:
Original Message > Кде учиться инвалидам?
>
> В Москве обсуждают проблему интеграции молодых инвалидов
> 24.05.2007 МОСКВАВ Москве проходит двухдневная конференция "Социальная
> интеграция,
> доступное качественное
> образование, проблемы семьи и молодежи". Открывая конференцию, ректор
> МГСГИ Вагиф
> Байрамов отметил:
...

+++Подробный отчёт об этой конференции можно будет найти на сайте движения
инвалидов "Наше право", пока же выложено начало этого отчёта по ссылке:
http://www.nashepravo.org/index.php?name=News&op=article&sid=65

Будьте здоровы!

С уважением
Сергей Новиков
sergu***@b*****.net

   "Serguei A. Novikov" 2007-06-13 11:32:42 (#672853)