С. Н. Мишарина, В. А. Булкин
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ
Одним из ведущих компонентов целостного комплекса реабилитации инвалидов
по зрению является расширение диапазона их двигательной активности, что в связи
со спецификой дефекта данного контингента людей представляет определенные трудности.
Для слепого человека деятельность кожно-мышечного анализатора становится
связующим звеном в процессе пространственного анализа и синтеза (А. Г. Литвак,
1966), а основным инструментом создания представления о параметрах и качественных
характеристик движения - само движение.
Традиционная схема механизма обеспечения двигательной деятельности "представление
- движение - деятельность" для инвалида по зрению преобразуется в виде "движение
- представление - движение - деятельность". При этом первый компонент "движение"
для слепого является познавательным и может рассматриваться как моторно-психический,
в то время как второй - реализационный (волевой) может рассматриваться как психомоторный.
Отсутствие зрительных представлений при обучении и совершенствовании двигательным
действиям существенно осложняет и видоизменяет познавательный процесс незрячего.
В результате компенсирующим фактором становится акцентированное развитие кинестезическото
чувства, которое позволяет контролировать, оценивать и координировать движения
исполнительным органом, что подтверждается выводами в трудах А. Г. Литвака (1986),
В. П. Ермакова и Г. А. Якунина (1990). Исследователи отмечают, что повышение
мышечно-суставной чувствительности является наиболее существенным фактором компенсации
слепоты,
Одним из основных компонентов обеспечения приспособляемости инвалидов
по зрению к существованию в окружающем мире является совершенствование двигательной
сферы за счет средств и методов физической культуры.
Физические упражнения для слепого - непременное и определяющее условие
двигательной реабилитации и социальной компенсации, средство профилактики дефицита
двигательной активности, фактор здоровья и социального комфорта.
Теоретической основой двигательной реабилитации слепых может служить концепция
Н. А. Бернштейна многоуровневой иерархии управления и регуляции двигательных
действий. Это связано с тем, что биологические резервы адаптации можно подразделить
на несколько самостоятельных уровней.
На уровне целостного организма резервы реализуются в возможностях осуществления
целостных реакций, обеспечивающих решение двигательных задач различной сложности.
Целостные реакции при выполнении физических упражнений характеризуются возникновением
тормозных и возбудительных процессов коры головного мозга, которые формируют
определенную функциональную систему. Эта система избирательно мобилизует функции
соответствующих мышечных групп. Процесс реализуется при участии всех моторных
структур мозга.
В организме, попавшем в экстремальные условия (а явление слепоты относится
именно к этим условиям) и неадаптированном к ним, функциональная система действует
неэффективно. Страдает координация движений, на низком уровне интенсивность и
продолжительность работ, что связано с несовершенством и недостаточным количеством
межцентральных связей. А в данном случае, как считают С. А. Косилов (1983) и
М. И. Виноградов (1983), отмечается неэффективная эфферентная импульсация, стимулирующая
мышцы.
Систематические занятия физическими упражнениями приводят к расширению межцентральных
связей на всех моторных уровнях мозга, формированию по механизму условно-рефлекторных
связей динамического стереотипа как слаженной системы нервных процессов. При
этом, как отмечается в ряде исследований, формирование стереотипа распространяется
на вегетативные функции, т. е. образуется система эффективного целостного регулирования
выполнения необходимой мышечной деятельности.
Адаптация управляющей системы реализуется в формировании автоматизированных
движений, т. е. закрепленными двигательными навыками, что позволяет выполнять
движения и действия без контроля высшими нервными центрами и является проявлением
экономизации (Н. В. Зимкин, 1969, Е. П. Ильин, 1983).
На исходном уровне формирования устойчивой адаптации эффект воздействия
физических упражнений состоит в возбуждении эфферентных и моторных центров, мобилизации
мышечной деятельности, органов кровообращения и дыхания, которые в совокупности
образуют, как отмечает П. К. Анохин (1975), функциональную систему.
Каждая стадия адаптации связана с утилизацией резервов соответствующего
уровня (А. С. Мозжухин, 1982). Первый мобилизуется при переходе от состояния
относительного покоя к целенаправленной мышечной деятельности и обеспечивает
работу до появления компенсированного утомления. Второй - при работе прогрессирующего
утомления. Однако в процессе выполнения физических упражнений (особенно на втором
уровне мобилизации) все резервы организма не используются, что дает основание
выделить третий уровень, мобилизация которого возможна лишь в борьбе за выживание,
т. е. в экстремальных условиях, к которым мы относим потерю зрения. В экстремальных
условиях люди способны к мобилизации своих функциональных резервов, намного превосходящих
наши представления о резервных возможностях, выявленных в реальной деятельности.
Формирование устойчивой долговременной положительной адаптации может быть
представлено в виде 3-х специфических стадий.
Первая стадия связана с систематической мобилизацией функциональных ресурсов
в процессе выполнения физических упражнений определенной направленности (стимулирование
механизмов адаптации за счет суммирования эффектов многократно повторяющихся
воздействий).
Вторая стадия характеризуется тем, что на фоне возрастающих и систематически
повторяющихся воздействий происходит структурное и функциональное преобразование
в органах и тканях соответствующей функциональной системы. Эта стадия завершается
необходимой гипертрофией органов, слаженностью деятельности механизмов, обеспечивающих
эффективное функционирование в новых условиях.
Третья стадия отличается устойчивой долговременной адаптационной перестройкой,
выражающейся в наличии необходимого резерва обеспечения устойчивого и стабильного
функционирования структур, тесной взаимосвязи регуляторных и исполнительных органов.
Таким образом, эффективное развитие долговременной адаптации связано с применением
систематических воздействий физических упражнений, предъявляющих необходимые
требования к адаптируемой системе. При этом интенсивность формирования долговременных
адаптивных сдвигов определяется величиной воздействия упражнений, частотой их
применения и общей продолжительностью работы.
Необходимо подчеркнуть особую роль физических упражнений не только как наиболее
эффективного средства укрепления здоровья, но и, что самое главное, как средства
компенсации слепоты за счет совершенствования сохранных анализаторов и мышечно-двигательной
чувствительности. При этом мышечная чувствительность является одним из основных
регуляторов движений и в то же время свойством, которое помогает определять положение
тела и его частей в пространстве (как в покое, так и в движении) в каждый данный
момент времени.
Использование физических упражнений в системе реабилитационных мероприятий
связано с определенными требованиями, которые лимитируются специфическими особенностями
контингента занимающихся. Это в первую очередь специфика заболеваний, специфика
психической сферы, определяемая отсутствием зрения, и специфика самой двигательной
деятельности.
Методические приемы дифференцирования реабилитантов по специфике заболеваний
и психическим проявлениям в достаточной мере представлена в литературе по тифлопедагогике,
в то время как специфичность двигательной деятельности слепых практически не
исследована. Это связано с тем, что оценивать двигательную сферу слепых по показателям
выполнения физических упражнений в виде целостных двигательных действий (даже
очень простых) весьма затруднительно. При этом любое двигательное действие, выполняемое
на результат, у слепых во многом лимитируется состоянием психики с доминантой
на охранительное торможение.
Исходя из этого, в качестве основного методического направления выявления
специфики двигательной сферы слепого целесообразно рассматривать методику оценки
моторно-психических реакций, характеризующих способность реабилитантов к регуляции
своих движений и действий по параметрам пространства, времени и усилий, на фоне
определенных психических состояний.
С уважением,
Алексей.
Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек
Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru
Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru