Доброго времени суток!
Я решил сперва дать для общего ознакомления несколько материалов, так или иначе,
на мой взгляд, касающихся темы о непроизвольности движений, а затем, постараюсь
высказать свою точку зрения на данную проблему.
А. Г. Литвак
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ОСЛЕПШИХ
Эмоциональная жизнь человека зависит от множества факторов. Эмоции и эмоциональные
состояния возникают при удовлетворении (неудовлетворении) потребностей или же,
как непосредственная реакция на различные внешние воздействия. Наряду со стимулами,
вызывающими эмоциональные реакции у любого человека, утрата зрения провоцирует
возникновение дополнительных, неблагоприятных ситуаций, которые оказываются в
известной мере специфическими и характерными и негативно влияют на эмоциональную
жизнь личности.
Рассмотрим некоторые из них. Весьма типичной является ситуация, в которой
ослепший теряет анонимность. Так, находясь в среде зрячих, он становится центром
непроизвольного внимания, что вызывает со стороны инвалида раздражение, влечет
за собой эмоциональное напряжение. Например, налить в стакан воду, пользуясь
обычным способом (контролируя уровень жидкости при помощи пальца, опущенного
в сосуд), для слепого становится проблемой. У него возникает ощущение, что за
ним наблюдают. Этим же можно объяснить упорные отказы многих инвалидов по зрению
от использования трости, привлекающей внимание окружающих.
Постоянное высокое эмоциональное напряжение может в отдельных случаях повлечь
за собой эмоциональные расстройства вплоть до патологических. Некоторые авторы
причиной таких расстройств считают отношение зрячих к слепоте (озабоченность,
сочувствие, жалость, брезгливость и др.). Иными словами, поведение зрячих родственников,
знакомых и незнакомых людей вызывает у ослепших негативное эмоциональное отношение
к действительности. На фоне утраты анонимности такого рода отношение приводит
к постоянно высокому нервно-психическому напряжению, что является психофизической
основой стрессов. При этом возможны две позиции: во-первых, принятие взглядов
зрячих на свою личность, влекущее за собой утрату самоуважения, развитие комплекса
неполноценности, резкое снижение активности, и во-вторых, эмоциональное сопротивление
представлениям зрячих о себе, своей физической и социальной неполноценности (по
терминологии ряда авторов - малоценности), выражающееся в неприязни к зрячим,
избегании контактов с ними, агрессивности по отношению к окружающим и др.
Здесь следует заметить, что вообще представления зрячих о настроениях слепых
зачастую оказываются ошибочными. Это не мир тьмы, грусти, отчаяния, как они полагают,
хотя первые реакции на утрату зрения, как правило, чрезвычайно болезненны. По
крайней мере, для слепорожденных и ослепших в детстве этот визуально воспринимаемый
зрячими мир должен быть нейтрален. Одновременно отношение зрячих к слепым,
как явно негативное, последними оценивается, как правило, неверно. Опрос зрячих
(как имеющих опыт общения с инвалидами по зрению, так и не имеющих такового)
показал отсутствие у них предубежденности по отношению к инвалидам по зрению,
взглядов на слепых как неполноценных членов общества. Давая обобщенный портрет
слепого, зрячие подчеркивают такие свойства, как внутреннюю сосредоточенность,
самоуглубленность, особый богатый внутренний мир, высокий нравственный уровень,
развитые волевые черты характера и пр. При этом опрошенные подчеркивали, что
слепота не воспринимается ими как физический недостаток. Скорее она оценивается
как форма повседневной бытовой беспомощности. Несмотря на явную идеализацию,
которая, например, отчетливо просматривается в рассказе В. Г. Короленко "Слепой
музыкант", в этом портрете явно отражается положительное отношение зрячих к инвалидам
по зрению. Правда, мы можем столкнуться, и это бывает не так уж редко, с прямо
противоположными представлениями и реакциями зрячих на слепоту.
Отсюда следует, что в ходе коррекционной работы необходимо уточнение представлений
друг о друге, нормализации взаимоотношений в системе зрячий - слепой как у одних,
так и у других. Необходимо преодоление широко распространенного в обществе разделения
на большинство и меньшинство, на "мы" и "они", связанное с его (общества) дезинтеграцией
в различных сферах, жизни - общественной, экономической и т. д. Например, мы
бедные - они богатые, мы рабочие - они интеллигенты, мы здоровые - они ВИЧ-инфицированные,
онкологические больные, глухие, слепые и т. д. Поэтому реальная, а не псевдоинтеграция
инвалидов по зрению в общество может быть осуществлена только при понимании зрячими
проблем незрячих, их действительной личностной ценности, и одновременно при устранении
предубежденности слепых об имеющейся якобы у зрячих оценки о слепых как малоценных
членах общества. Это важный момент в урегулировании эмоциональной жизни инвалидов
по зрению.
Таким образом, можно утверждать, что слепота, ограничивая отражательные
возможности человека, нарушая гомеостаз, вызывает определенные сдвиги в эмоциональной
сфере, некоторые изменения в эмоциональном отношении к отдельным сторонам действительности,
не меняет в целом сущности их эмоций.
Наиболее заметные отклонения при слепоте наблюдаются в области эмоциональных
состояний, к которым относятся настроения, фрустрации, стрессы и дистрессы, аффективные
состояния.
Осознание своей инвалидности, неадекватная оценка своих возможностей, сущности
дефекта влекут за собой астенические, подавляющие активность личности настроения
грусти, тоски, печали либо повышенной раздражительности. Однако в ходе реабилитационной
работы подобные отклонения в эмоциональной сфере, как показывает опыт, преодолеваются.
Человек сознательно овладевает и управляет своим настроением.
Глубокие нарушения зрения или его отсутствие затрудняют или делают невозможным
удовлетворение ряда насущных потребностей. В результате возникает эмоциональное
напряжение - следствие блокирования цели более или менее непреодолимым препятствием.
Подобные состояния в психологии называют фрустрацией. Невозможность реализовать
сиюминутную потребность из-за наличия какого-либо препятствия дезорганизует сознание
и деятельность, создает неблагоприятный эмоциональный фон. Например, стремление
использовать остаточное зрение при чтении рельефного шрифта и в других подобных
операциях, не дающее необходимого эффекта, может вызвать ощущение напряжения,
тревожности, отчаяния и т. п. В результате личность может вести себя агрессивно,
отказываться от деятельности, переносить ее в воображаемый план, с чем связано
болезненное фантазирование. Частые и длительные фрустрации могут привести к появлению
негативных характерологических черт (неуверенность в себе, когнитивная, аффективная
и мотивационная слабость и др.).
При утрате зрения, как и при его наличии, возникают аффективные состояния.
Аффект, нерегулируемое сознанием бурное проявление эмоций, как правило, является
следствием невозможности найти выход из непредвиденной сложной ситуации. Отсутствие
зрения умножает такие ситуации и одновременно сокращает возможности их преодоления.
Поэтому аффективные состояния у инвалидов по зрению возникают чаще, чем в норме.
Однако у незрячих они маскируются тем, что двигательные реакции и сопряженные
с ними действия из-за боязни пространства оказываются редуцированными, а вегетативные
реакции - гипертрофированными.
Огромное количество экстремальных ситуаций, сопровождающих жизнь человека,
вызывает состояние напряженности (стрессовое состояние). Сильные стрессы ведут
к развитию возбуждения, которое дезорганизует поведение человека, а их дальнейшее
усиление - к развитию торможения, обуславливающего пассивность, отказ от деятельности,
Слепые оказываются в стрессогенных ситуациях значительно чаще, чем зрячие,
при пространственной ориентировке, в процессах общения, при изменении вида деятельности
и пр. При этом эмоциональное напряжение в ситуациях общения со зрячими партнерами,
при решении бытовых и личных проблем, различных заболеваниях имеет, как правило,
отрицательную окраску, т. е. слепые испытывают чувство дискомфорта.
Сильные и длительные стрессы, сопровождаемые негативными переживаниями,
называются дистрессами. Высокий уровень и частота дистрессов у слепых сопряжены
со снижением уровня познава-тельных процессов, неадекватным поведением, а их
частое повторение затрудняет адаптацию слепого, расширяет круг стрессоров, ведет
к закреплению негативных реакций, а в конечном итоге - к появлению патохарактерологических
черт личности. Переживаемые при дистрессе отрицательные эмоции (чувство отчужденности,
ненужности, тревожности, виновности, обиды, несправедливости судьбы и т.
п.) оказывают отрицательное влияние на деятельность вплоть до полной ее дезорганизации.
Наиболее отчетливо дисстрессы наблюдаются при внезапной утрате зрения в
зрелом возрасте. Происходит экстремальное изменение жизненной ситуации, окружающий
мир становится как бы непонятным, враждебным, полным опасностей. Появляется необходимость
радикальной перестройки деятельности - ориентировочной, познавательной, коммуникативной.
Именно в последней чаще всего возникают стрессогенные ситуации в связи с неблагополучным
социально-психологическим положением слепого. В этих ситуациях эффективным способом
преодоления дистрессовых реакций является психокоррекционная индивидуальная и
групповая работа, в частности социально-психологический тренинг.
Магистральный же путь преодоления отрицательных эмоциональных состояний
и связанных с ними изменений личности инвалида по зрению - это предупреждение
появления вызывающих их ситуаций, формирование адекватного отношения к дефекту,
установок на преодоление трудностей, новых поведенческих стереотипов, и главное,
видения положительных перспектив дальнейшей жизни.
ЛИТЕРАТУРА:
Бандзавичене Р. П. Стрессогенные ситуации и дистрессовые реакции у лиц с
приобретенной слепотой. Автореф. канд. дисс... - Вильнюс, 1988.
Литвак А. Г. Тифлопсихология. - М.: Просвещение, 1985, гл.14
Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. - М.,1987.
С уважением,
Алексей.
Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек
Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru
Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru