Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2005-09-16

[sbo] Re[2]: О НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЯХ

Здравствуйте, Алексей.

Во-первых, я не нашел вво фрагментах, которые вы направили в лист, что-либо противоречащее
тому, о чем я говорил.
Во-вторых, в большинстве приведенных текстов можно с легкостью убрать слово "незрячий"
и вы получите труды по психокоррекции для
зрячих (полагаю, что львиная доля методик тифлопсихологии и тифлопедагогики являет
собой редуцированные методы и методики
психологии и педагогики обычной).
В-третьих, никакой практической методики для решения поднятого Альбиной вопроса
в том виде, в каком она хотела бы его получить, в
этих научно-канцелярских отчетах о проделанной работе нет.

Вы пишите:
> Анатолий, я не вижу тут ни какой делемы. Я полностью согласен, в данном вопросе
с Литваком...

А я не с Литваком беседую, а с Альбиной. И судя по ее письму, у нее такая диллема
есть. И она твердо уверена, что "это" надо
искоренять...

Все остальное -- исключительно ваше понимание вопроса. Замечу лишь вот этот фрагмент:
> В-третьих, научая ребёнка ходить на гаршок вы формируете у него принудительный
контроль за собой, который, в последствии, пройдя процесс интериоризации...

А Фрейда, наверное, уже никто и не помнит...
> т.е. став неосозноваемым и перейдя в автоматическое действие остаётся с ним
до конца его дней не вызывая ни какого стресса.

Зависит от того, как прошел этот процесс. Можно и неврастеника воспитать .
Сам процесс хождения на горшок стресса, может, и не
будет вызывать, но кто вам сказал, что в детстве это научение не было психотравмирующим
фактором, который с возрастом ушел в
подсознание? А потом проявился в виде неврозов или чего похуже?
С уважением, Анатолий.

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

   "i_chay" 2005-09-16 20:21:04 (#438525)

[sbo] Re[6]: О НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЯХ

Здравствуйте, уважаемые участники листа и Александр!

A> Раскачивание? Пожалуйста, посмотрите на стадион во время футбольного
A> матча. Вы увидите там десятки тысяч "нормальных" зрячих, радостно
A> держащихся за руки, сидящих и стоящих фанов, раскачивающихся словно
A> маятники.
ну, знаете ли, может, не надо путать два совершенно разных явления? где вы
тут навязчивые движения видите? люди осознают, что они делают, прояввляя
радость. а что выражают те, кто навязчиво раскачивается в классе или на
лекции в вузе?

A> А те миллионы, что сидят у теликов делают то же самое. Вы хотите
A> сказать, что это не привычка?
Но повторюсь, они ведь делают это только во время матча. а все ли делают?
тоже не факт.

A> Тогда советую обратиться к вашим лучшим друзьям, чтобы они поведали вам,
A> как ведут себя окружающие.
Я не думаю, что рассказ будет более шокирующим, чем картина, когда люди
постоянно раскачиваются, размахивают руками, давят глаза в конце концов.

A> водили ручкой по бумаге, делая вид, что рисуют... И это далеко не
A> полный перечень этих самых движений. И были среди этих самых
A> "невоспитанных" или "не культурных" людей профессора,канндидаты наук,
я согласна, проявления невоспитанности встречаются среди разных категорий
населения. Но мы ведь тут не говорим о невоспитанности как таковой, а,
скорее, о болезни, нервном сендроме - почитайте письма в лист Алексея
Любимова!

A> А замечали ли вы, что некоторые непроизвольно отстукивают ритм ногой?
A> Или перебирают пальцами одной руки по другой?
A> барабанят пальцами и т.д.? Как по-вашему, это
Да, и это тоже болезнь. вот, например, есть такая распространённая привычка,

присущая не только незрячим- кусать ногти. люди не могут от этого отучиться
в течение всей жизни.

A> Так что же вы называете "навязчивыми движениями"? Какие движения
A> являются паразитами?
Безусловно, все являются в той или иной мере паразитами, но сейчас разговор
идёт о специфике незрячих. поверьте, зрячий ребёнок не будет давить глаза, а

среди нашего брата таких сколько угодно.

A> А вредны ли они вообще?
Конечно, вредны. чем же они полезны, по-вашему?
задумчивости?

Кто A> сказал, что дети не могут впадать в такое состояние?
Да в общем никто не сказал, только состояние такое называется каким-то
медицинским термином (извините, сразу вот так не вспомню), это не совсем
хорошо.

A> У меня есть привычка потирать руки от удовольствия.
А это не навязчивое движение, это просто ваш условный рефлекс, способ
выражения эмоций. Кстати, равно как и отстукивание риттма под музыку ногой.
ВЫ же не потираете руки то и дело, без всякого повода!

A> Да, вертеть головой, раскачиваться и многое другое нам кажется не совсем
A> эстетичным потому, что нам это просто не нравится. А вы попробуйте не
A> замечать этого у других, может и у вас перестанут видеть плохое?!
Нет, это не подход! а может, мы ещё чего похлеще замечать не будем?

With best regards,
Beauty

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

   2005-09-16 18:15:42 (#438445)

[sbo] Re: О НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЯХ

Доброго времени суток!

Выпуск 186. СЕРЖ <
cassano***@t*****.by>
писал:
"Мне кажется, что человек имеющий такие привычки должен поставить себе цель,
(максимально контьролировать своё поведение и акцентировать своё внимание
на таких вот "жестах"). дабы полностью искоренить их из своего повседневного
использования."

СЕРЖ, в том-то вся и проблема, что эти навящивые (не произвольные) движения не
отслеживаются человеком.
Трудно вас заставить что-то не делать, если вы не осознаёте и, в следствие этого,
не отслеживаете вашу двигательную активность.

Выпуск 187. Анатолий пишет:
"Трудности о которых вы говорите, по моему мнению, в основе своей не связаны
с ослаблением или потерей зрения. Склонность к повторяющимся непроизвольным
движениям существует и у зрячих. Это вообще-то
не наследство детства, а наследство более глубокое."

Анатолий, вы правы, говоря об эмоцианальной разбалансировке и стрессогенных ситуациях,
но вы немного, на мой взгляд, смешиваете понятие адекватных и не
адекватных навящивых движениях.

Как я попытался показать предыдущими материалами, наличие навящивых движений,
у незрячих в частности, обусловленно сдвигом в эмоцианальной сфере, повышенной
тревожности и в двигательных реакциях, которые у незрячего человека доминируют,
т.к. познание окружающего мира у него происходит, в большей мере, на ощупь.

"Поэтому возникает извечная дилемма: кто должен измениться? Незрячие должны держать
под контролем свое поведение (непроизвольные движения) или окружающие
должны изменить свое восприятие?"

Анатолий, я не вижу тут ни какой делемы. Я полностью согласен, в данном вопросе
с Литваком:
"Необходимо преодоление широко распространенного в обществе разделения на большинство
и меньшинство, на "мы" и "они", связанное с его (общества) дезинтеграцией
в различных сферах, жизни - общественной, экономической и т. д. Например, мы
бедные - они богатые, мы рабочие - они интеллигенты, мы здоровые - они ВИЧ-инфицированные,
онкологические больные, глухие, слепые и т. д. Поэтому реальная, а не псевдоинтеграция
инвалидов по зрению в общество может быть осуществлена только при
понимании зрячими проблем незрячих, их действительной личностной ценности, и
одновременно при устранении
предубежденности слепых об имеющейся якобы у зрячих оценки о слепых как малоценных
членах общества."

Если вы хотите находится в обществе, то и вести вы должны себя соответственно,
а значит в рамках тех правил, которые действуют в данном обществе. И тут,
на мой взгляд, постановка вопроса "пусть они изменяют своё восприятие..." кажется
не уместной.

"Но ведь речь идет о рефлекторных движениях (то есть той двигательной активности,
которая внутренне присуща данному индивиду, то есть является его внутренне
комфортным поведением в какой-либо ситуации). Если сформировать принудительный
контроль, то это станет источником стрессов и сомнений. Стоит ли насиловать
собственную (или ребенка) психику ради того, чтобы внешни вы (или ваш ребенок)
выглядели как все?"

Во-первых, "как все" в данном контексте не есть тоже самое, что "толпа", "серая
масса" и т.д. "Как все" - это социальные и моральные нормы поведения в коллективе,
обществе и т.д.
Во-вторых, навящевые движения не есть рефлекторные движения. Навящевость это
уже сигнал к тому, что начинается акцентуация или паталогия чего-либо.
В-третьих, научая ребёнка ходить на гаршок вы формируете у него принудительный
контроль за собой, который, в последствии, пройдя процесс интериоризации,
т.е. став неосозноваемым и перейдя в автоматическое действие остаётся с ним
до конца его дней не вызывая ни какого стресса.
Скорее стресс будет возникать, когда воспитатель, учитель или любой другой постаронний
будет всё время говорить: "перестань ковырять в носу...", "перестань
постоянно дёргать ртом..." и т.д.

Обучение, воспитание, коррекция - это не насилие над ребёнком, над человеком,
над личностью.

С уважением,
Алексей.

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

   2005-09-16 15:36:56 (#438334)

[sbo] о навящивых движениях 4.

С. Н. Мишарина, В. А. Булкин

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ

Одним из ведущих компонентов целостного комплекса реабилитации инвалидов
по зрению является расширение диапазона их двигательной активности, что в связи
со спецификой дефекта данного контингента людей представляет определенные трудности.
Для слепого человека деятельность кожно-мышечного анализатора становится
связующим звеном в процессе пространственного анализа и синтеза (А. Г. Литвак,
1966), а основным инструментом создания представления о параметрах и качественных
характеристик движения - само движение.
Традиционная схема механизма обеспечения двигательной деятельности "представление
- движение - деятельность" для инвалида по зрению преобразуется в виде "движение
- представление - движение - деятельность". При этом первый компонент "движение"
для слепого является познавательным и может рассматриваться как моторно-психический,
в то время как второй - реализационный (волевой) может рассматриваться как психомоторный.
Отсутствие зрительных представлений при обучении и совершенствовании двигательным
действиям существенно осложняет и видоизменяет познавательный процесс незрячего.
В результате компенсирующим фактором становится акцентированное развитие кинестезическото
чувства, которое позволяет контролировать, оценивать и координировать движения
исполнительным органом, что подтверждается выводами в трудах А. Г. Литвака (1986),
В. П. Ермакова и Г. А. Якунина (1990). Исследователи отмечают, что повышение
мышечно-суставной чувствительности является наиболее существенным фактором компенсации
слепоты,
Одним из основных компонентов обеспечения приспособляемости инвалидов
по зрению к существованию в окружающем мире является совершенствование двигательной
сферы за счет средств и методов физической культуры.
Физические упражнения для слепого - непременное и определяющее условие
двигательной реабилитации и социальной компенсации, средство профилактики дефицита
двигательной активности, фактор здоровья и социального комфорта.
Теоретической основой двигательной реабилитации слепых может служить концепция
Н. А. Бернштейна многоуровневой иерархии управления и регуляции двигательных
действий. Это связано с тем, что биологические резервы адаптации можно подразделить
на несколько самостоятельных уровней.
На уровне целостного организма резервы реализуются в возможностях осуществления
целостных реакций, обеспечивающих решение двигательных задач различной сложности.
Целостные реакции при выполнении физических упражнений характеризуются возникновением
тормозных и возбудительных процессов коры головного мозга, которые формируют
определенную функциональную систему. Эта система избирательно мобилизует функции
соответствующих мышечных групп. Процесс реализуется при участии всех моторных
структур мозга.
В организме, попавшем в экстремальные условия (а явление слепоты относится
именно к этим условиям) и неадаптированном к ним, функциональная система действует
неэффективно. Страдает координация движений, на низком уровне интенсивность и
продолжительность работ, что связано с несовершенством и недостаточным количеством
межцентральных связей. А в данном случае, как считают С. А. Косилов (1983) и
М. И. Виноградов (1983), отмечается неэффективная эфферентная импульсация, стимулирующая
мышцы.
Систематические занятия физическими упражнениями приводят к расширению межцентральных
связей на всех моторных уровнях мозга, формированию по механизму условно-рефлекторных
связей динамического стереотипа как слаженной системы нервных процессов. При
этом, как отмечается в ряде исследований, формирование стереотипа распространяется
на вегетативные функции, т. е. образуется система эффективного целостного регулирования
выполнения необходимой мышечной деятельности.
Адаптация управляющей системы реализуется в формировании автоматизированных
движений, т. е. закрепленными двигательными навыками, что позволяет выполнять
движения и действия без контроля высшими нервными центрами и является проявлением
экономизации (Н. В. Зимкин, 1969, Е. П. Ильин, 1983).
На исходном уровне формирования устойчивой адаптации эффект воздействия
физических упражнений состоит в возбуждении эфферентных и моторных центров, мобилизации
мышечной деятельности, органов кровообращения и дыхания, которые в совокупности
образуют, как отмечает П. К. Анохин (1975), функциональную систему.
Каждая стадия адаптации связана с утилизацией резервов соответствующего
уровня (А. С. Мозжухин, 1982). Первый мобилизуется при переходе от состояния
относительного покоя к целенаправленной мышечной деятельности и обеспечивает
работу до появления компенсированного утомления. Второй - при работе прогрессирующего
утомления. Однако в процессе выполнения физических упражнений (особенно на втором
уровне мобилизации) все резервы организма не используются, что дает основание
выделить третий уровень, мобилизация которого возможна лишь в борьбе за выживание,
т. е. в экстремальных условиях, к которым мы относим потерю зрения. В экстремальных
условиях люди способны к мобилизации своих функциональных резервов, намного превосходящих
наши представления о резервных возможностях, выявленных в реальной деятельности.
Формирование устойчивой долговременной положительной адаптации может быть
представлено в виде 3-х специфических стадий.
Первая стадия связана с систематической мобилизацией функциональных ресурсов
в процессе выполнения физических упражнений определенной направленности (стимулирование
механизмов адаптации за счет суммирования эффектов многократно повторяющихся
воздействий).
Вторая стадия характеризуется тем, что на фоне возрастающих и систематически
повторяющихся воздействий происходит структурное и функциональное преобразование
в органах и тканях соответствующей функциональной системы. Эта стадия завершается
необходимой гипертрофией органов, слаженностью деятельности механизмов, обеспечивающих
эффективное функционирование в новых условиях.
Третья стадия отличается устойчивой долговременной адаптационной перестройкой,
выражающейся в наличии необходимого резерва обеспечения устойчивого и стабильного
функционирования структур, тесной взаимосвязи регуляторных и исполнительных органов.
Таким образом, эффективное развитие долговременной адаптации связано с применением
систематических воздействий физических упражнений, предъявляющих необходимые
требования к адаптируемой системе. При этом интенсивность формирования долговременных
адаптивных сдвигов определяется величиной воздействия упражнений, частотой их
применения и общей продолжительностью работы.
Необходимо подчеркнуть особую роль физических упражнений не только как наиболее
эффективного средства укрепления здоровья, но и, что самое главное, как средства
компенсации слепоты за счет совершенствования сохранных анализаторов и мышечно-двигательной
чувствительности. При этом мышечная чувствительность является одним из основных
регуляторов движений и в то же время свойством, которое помогает определять положение
тела и его частей в пространстве (как в покое, так и в движении) в каждый данный
момент времени.
Использование физических упражнений в системе реабилитационных мероприятий
связано с определенными требованиями, которые лимитируются специфическими особенностями
контингента занимающихся. Это в первую очередь специфика заболеваний, специфика
психической сферы, определяемая отсутствием зрения, и специфика самой двигательной
деятельности.
Методические приемы дифференцирования реабилитантов по специфике заболеваний
и психическим проявлениям в достаточной мере представлена в литературе по тифлопедагогике,
в то время как специфичность двигательной деятельности слепых практически не
исследована. Это связано с тем, что оценивать двигательную сферу слепых по показателям
выполнения физических упражнений в виде целостных двигательных действий (даже
очень простых) весьма затруднительно. При этом любое двигательное действие, выполняемое
на результат, у слепых во многом лимитируется состоянием психики с доминантой
на охранительное торможение.
Исходя из этого, в качестве основного методического направления выявления
специфики двигательной сферы слепого целесообразно рассматривать методику оценки
моторно-психических реакций, характеризующих способность реабилитантов к регуляции
своих движений и действий по параметрам пространства, времени и усилий, на фоне
определенных психических состояний.

С уважением,
Алексей.

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

   2005-09-16 14:45:49 (#438308)

[sbo] о навящивых движениях 3.

Н. В. Смирнова, Е. В. Заболотская

РОЛЬ РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ ФАКТОРОВ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЗДНООСЛЕПШИХ
(клиническая работа, реабилитационный патронаж на дому)

Одним из важнейших, направлений работы Санкт-Петербургской школы; восстановления
трудоспособности слепых за многолетний период деятельности стало проведение первоначальной
реабилитации в условиях глазных стационаров и на дому (реабилитационный патронаж).
Работой по первоначальной реабилитации охвачены все крупные военные и гражданские
клиники Санкт-Петербурга (ВМедА им. С. М. Кирова, Окружной военный госпиталь,
СПИЭТИН и др.). Особую сложность в этой работе представляет контингент военнослужащих
в возрасте от 18 до 45 лет, получивших травму во время прохождения службы в РВС
либо при исполнении служебных обязанностей.
Работой по первоначальной реабилитации на дому охвачены все районы Санкт-Петербурга.
Здесь определенную сложность представляют больные с ярко выраженной соматикой
(диабет, лица с нарушением опорно-двигательного аппарата, тяжелыми расстройствами
нервной системы и др.) в возрасте от 35 до 65 лет.
Основными направлениями работы по первоначальной реабилитации (ПР) являются:
- снятие нервно-психического напряжения;
- формирование адекватного отношения к своему дефекту, к инвалидности по
зрению;
- формирование мотивации на реабилитацию и обучение специфическим навыкам
и способам действий без зрительного контроля;
- работа с родными и близкими.
За многолетний период деятельности сотрудниками Центра была создана и неоднократно
переработана программа по ПР в клиниках (в объеме 35 уч. ч.) и на дому (в объеме
24 уч. ч.), которая позволила реализовать на практике все вышеперечисленные положения.
Специфику работы по ПР, ее содержание, продолжительность, формы и методы
определяют следующие индивидуальные особенности поздноослепших: возраст; психофизиологический
статус; характер и тяжесть зрительной патологии; стаж слепоты; наличие сопутствующих
заболеваний; ситуация утраты зрения; уровень нервно-психического напряжения:
семейное положение; образовательный уровень и т. д.
Изучив подробно анамнез, историографию и психофизиологические особенности
личности поздноослепшего (диагностический этап работы), тифлопедагог-реабилитолог
выстраивает определенную модель работы (психолого-педагогическая поддержка, реабилитационный
патронаж).
Как было сказано выше, большое внимание на диагностическом этапе работы
уделяется определению психофизиологического статуса поздноослепшего. При этом
учитываются:
1. Возможности всей полисенсорной системы восприятия поздноослепшего в целом
(особенности обонятельного, тактильного, слухового, кинестетического и других
видов восприятия; наличие и особенности сохранного (остаточного) зрения, выявление
ведущего анализатора и др.).
2. Индивидуальные особенности нервной системы: сила, уравновешенность и
подвижность нервных процессов; общие и частные (парциальные) свойства нервной
системы.
3. Уровень развития психомоторных факторов (мелкая и крупная моторика, мышечно-суставная
память, двигательные навыки, дифференцирование пространственных и временных качеств
собственных движений, амплитуда и темп движений, точность воспроизведения движений
в разных условиях и т. д.).
При детальном анализе была обнаружена зависимость уровня развития психомоторных
факторов (ПМФ) от показателей нервно-психического напряжения поздноослепшего,
что наглядно иллюстрирует теорию С. В. Мерлина о стадиальности процесса реабилитации
и фазах психологического конфликта, а также зависимость психомоторных факторов
от уровня реабилитированности авторов Э. М. Стерниной, Т. П. Головиной.
Уже на первоначальном этапе утраты зрения в фазе "бездействия" (I фаза психологического
конфликта личности по С. В. Мерлину), если таковая прослеживается, поздноослепшему
предлагается начать работу по ориентированию в большом и малом пространстве;
обучению чтению и письму по Брайлю; обучению домоводству и самообслуживанию без
зрительного контроля; обучению тифлографике.
Все эти виды деятельности по существу невозможны без включения двигательно-волевого
акта - двигательно-волевой деятельности как таковой, т. е. без развития нового
для каждого конкретного поздноослепшего вида осязательного и осязательно-двигательного
восприятия, в основе которого и лежит развитие психомоторных факторов. Если в
фазе "бездействия" слепой безвольно проделывает, поддаваясь настойчивым просьбам,
уговорам (реабилитолога, врача, соседей по палате, родных и близких), "бессмысленные"
с его точки зрения поисковые движения и различного рода двигательные манипуляции,
то уже в фазе процессуального действия (II фаза) в результате постоянных тренировок
(выполнений заданий типа: пройти по коридору клиники и найти кабинет медсестры,
сделать простой бутерброд, заправить постель, написать первую строку Брайлевского
ключа и т. д.) поздноослепший обретает способность более качественно осязать
предмет, у него начинает формироваться новый образ пространства. Таким образом,
с самого начала работа по ПР способствует включению извне внутренних биологических
компенсаторных функций организма. У незрячего начинает постепенно развиваться,
складываться тактильно-кинестезическое слуховое ядро сенсорной организации, т.
е. полисенсорная система восприятия, что выражается и проявляется в конечном
итоге в повышении чувствительности к различению. Анализаторы различных модальностей
начинают взаимодействовать, выявляется ведущий анализатор. С одной стороны, на
данном этапе педагог побуждает поздноослепшего к совершению тех или иных двигательных
навыков (отработка навыка письма по Брайлю, работа с тростью, элементарные приемы
самообслуживания и др.), развивая тем самым мышечно-суставное чувство и память,
с другой - приток мышечно-суставных раздражителей резко повышает тактильную чувствительность.
Слепой научается "видеть" руками. Формируя пространственные представления, реабилитолог
опирается на мышечно-суставную чувствительность.
Опыт работы по развитию психомоторных факторов показал, что чем выше показатели
различения мышечно-суставной чувствительности, тем больше возможности освоения
незрячим микро- и макропространства.
При формировании и совершенствовании двигательных навыков важное значение
имеет развитие способности тонко дифференцировать пространственные и временные
качества собственных движений.
Таким образом, работа по ПР наглядно демонстрирует зависимость развития
уровня психомоторных факторов от динамики процесса реабилитации. В общей массе
у поздноослепших, проходивших курс ПP, с положительной динамикой наблюдается
улучшение статической координации; скорости движений; общей динамической координации
и динамической координации рук; одновременных движений. Это способствует в свою
очередь улучшению в формировании новых приемов и способов ориентирования в предметно-познавательной
среде (ориентирование в малом и большом пространстве).

С уважением,
Алексей

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

   2005-09-16 14:31:13 (#438291)

[sbo] о навящивых движениях 2.

Доброго времени суток!

Ещё две цитаты из материалов.

Приморская краевая библиотека для слепых
При содействии института "Открытое общество"
Ранняя диагностика, профилактика, коррекция зрительной патологии и задержки психического
развития у детей с нарушением зрения

некоторые рекомендации родителям

Начало цитаты:
"Некоторые родители с первого класса отдают своих детей одновременно в кружок
иностранного языка и в музыкальные классы, спортивные секции и бальные классы.
Будьте разумны, дозируйте нагрузку. Несоблюдение этих элементарных требований
может привести к развитию серьезных проблем в здоровье. Прежде всего- в психическом.
Возможны срывы. В этом возрасте часто из-за непосильных для неокрепшего организма
нагрузок возможно появление различных навязчивых действий, движений. В этом случае
необходимо обратиться за помощью к детскому психиатру, психотерапевту.
После периода адаптации наступает период относительного благополучия, который
длится примерно до ]10- ]12 лет, пока в детском организме не наступают эндокринные
перестройки.
Этот возраст называют пубертатным или подростковым. Самый
опасный в плане развития психических нарушений типа неврозов - это возраст примерно
]14 лет.
По сути дела он представляет собой переход из детского в юношеский возраст.
В этом возрасте дети особенно ранимы, чувствительны ко всему, что касается их
личности, очень легко обижаются. Именно в этом возрасте им так необходимо уважение
к собственной личности, как ни в каком другом.
В плане общения они также испытывают огромную потребность во взаимопонимании.
Этот этап определяет школьную, моральную зрелость. Отсутствие именно этой формы
общения служит при- чиной школьной незрелости.
Последний совет родителям - любите своих детей такими, какие они есть, уважайте
их чувства и желания, прислушивайтесь к их мнению, привлекайте активно к решению
семейных проблем."
Конец цитаты.

Заочная школа для родителей
Т.А. Басилова

Воспитание в семье ребенка раннего возраста
со сложным сенсорным или множественным нарушением

Москва 2001

Начало цитаты:
"В жизни здорового ребенка очень важные достижения в развитии наступают после
первого полугодия жизни. Ребенок может отличить ближайших взрослых от чужих людей
и начинает проявлять интерес к предметам, находящимся в руках взрослого, тянуться
к ним. Он научается хватать предмет. Необходимым условием хватания является зрительное
сосредоточение на предмете, умение проследить за его движением, конвергенция
глаз и рассматривание, которые развиваются к этому времени.
Чтобы вызвать действие хватания у ребенка, достаточно бывает поднести предмет
на расстояние его вытянутой руки и когда ребенок начинает тянуться к предмету,
отдалить его, вынуждая вновь тянуться и, наконец, позволить схватить предмет.
В нашем случае только этого бывает недостаточно, нужно подбирать яркие и блестящие
предметы, приятные на ощупь, проводить ими около глаз ребенка, вкладывать их
в руку, держать предмет его рукой. Если не учить малыша действовать с предметами,
у него очень рано может зафиксироваться интерес только к движениям собственной
руки перед глазами, который скоро превратится в стереотипное движение, повторяемое
без конца."
Конец цитаты.

С уважением,
Алексей.

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

   2005-09-16 14:02:28 (#438273)

[sbo] Re[7]: О НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЯХ

Не, чёрные очки не пойдут, пробовал, правда с целью скрыть глаза ещё на
первых этапах обучения в вузе, потом бросил эту гадость, только мешает.
В любом случае, большое спасибо за совет.

с уважением
Алексей
Самара
slep@s*****.ru

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

   "alexey" 2005-09-16 14:00:21 (#438270)

[sbo] о навящивых движениях.

Доброго времени суток!

Я решил сперва дать для общего ознакомления несколько материалов, так или иначе,
на мой взгляд, касающихся темы о непроизвольности движений, а затем, постараюсь
высказать свою точку зрения на данную проблему.

А. Г. Литвак

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ОСЛЕПШИХ

Эмоциональная жизнь человека зависит от множества факторов. Эмоции и эмоциональные
состояния возникают при удовлетворении (неудовлетворении) потребностей или же,
как непосредственная реакция на различные внешние воздействия. Наряду со стимулами,
вызывающими эмоциональные реакции у любого человека, утрата зрения провоцирует
возникновение дополнительных, неблагоприятных ситуаций, которые оказываются в
известной мере специфическими и характерными и негативно влияют на эмоциональную
жизнь личности.
Рассмотрим некоторые из них. Весьма типичной является ситуация, в которой
ослепший теряет анонимность. Так, находясь в среде зрячих, он становится центром
непроизвольного внимания, что вызывает со стороны инвалида раздражение, влечет
за собой эмоциональное напряжение. Например, налить в стакан воду, пользуясь
обычным способом (контролируя уровень жидкости при помощи пальца, опущенного
в сосуд), для слепого становится проблемой. У него возникает ощущение, что за
ним наблюдают. Этим же можно объяснить упорные отказы многих инвалидов по зрению
от использования трости, привлекающей внимание окружающих.
Постоянное высокое эмоциональное напряжение может в отдельных случаях повлечь
за собой эмоциональные расстройства вплоть до патологических. Некоторые авторы
причиной таких расстройств считают отношение зрячих к слепоте (озабоченность,
сочувствие, жалость, брезгливость и др.). Иными словами, поведение зрячих родственников,
знакомых и незнакомых людей вызывает у ослепших негативное эмоциональное отношение
к действительности. На фоне утраты анонимности такого рода отношение приводит
к постоянно высокому нервно-психическому напряжению, что является психофизической
основой стрессов. При этом возможны две позиции: во-первых, принятие взглядов
зрячих на свою личность, влекущее за собой утрату самоуважения, развитие комплекса
неполноценности, резкое снижение активности, и во-вторых, эмоциональное сопротивление
представлениям зрячих о себе, своей физической и социальной неполноценности (по
терминологии ряда авторов - малоценности), выражающееся в неприязни к зрячим,
избегании контактов с ними, агрессивности по отношению к окружающим и др.
Здесь следует заметить, что вообще представления зрячих о настроениях слепых
зачастую оказываются ошибочными. Это не мир тьмы, грусти, отчаяния, как они полагают,
хотя первые реакции на утрату зрения, как правило, чрезвычайно болезненны. По
крайней мере, для слепорожденных и ослепших в детстве этот визуально воспринимаемый
зрячими мир должен быть нейтрален. Одновременно отношение зрячих к слепым,
как явно негативное, последними оценивается, как правило, неверно. Опрос зрячих
(как имеющих опыт общения с инвалидами по зрению, так и не имеющих такового)
показал отсутствие у них предубежденности по отношению к инвалидам по зрению,
взглядов на слепых как неполноценных членов общества. Давая обобщенный портрет
слепого, зрячие подчеркивают такие свойства, как внутреннюю сосредоточенность,
самоуглубленность, особый богатый внутренний мир, высокий нравственный уровень,
развитые волевые черты характера и пр. При этом опрошенные подчеркивали, что
слепота не воспринимается ими как физический недостаток. Скорее она оценивается
как форма повседневной бытовой беспомощности. Несмотря на явную идеализацию,
которая, например, отчетливо просматривается в рассказе В. Г. Короленко "Слепой
музыкант", в этом портрете явно отражается положительное отношение зрячих к инвалидам
по зрению. Правда, мы можем столкнуться, и это бывает не так уж редко, с прямо
противоположными представлениями и реакциями зрячих на слепоту.
Отсюда следует, что в ходе коррекционной работы необходимо уточнение представлений
друг о друге, нормализации взаимоотношений в системе зрячий - слепой как у одних,
так и у других. Необходимо преодоление широко распространенного в обществе разделения
на большинство и меньшинство, на "мы" и "они", связанное с его (общества) дезинтеграцией
в различных сферах, жизни - общественной, экономической и т. д. Например, мы
бедные - они богатые, мы рабочие - они интеллигенты, мы здоровые - они ВИЧ-инфицированные,
онкологические больные, глухие, слепые и т. д. Поэтому реальная, а не псевдоинтеграция
инвалидов по зрению в общество может быть осуществлена только при понимании зрячими
проблем незрячих, их действительной личностной ценности, и одновременно при устранении
предубежденности слепых об имеющейся якобы у зрячих оценки о слепых как малоценных
членах общества. Это важный момент в урегулировании эмоциональной жизни инвалидов
по зрению.
Таким образом, можно утверждать, что слепота, ограничивая отражательные
возможности человека, нарушая гомеостаз, вызывает определенные сдвиги в эмоциональной
сфере, некоторые изменения в эмоциональном отношении к отдельным сторонам действительности,
не меняет в целом сущности их эмоций.
Наиболее заметные отклонения при слепоте наблюдаются в области эмоциональных
состояний, к которым относятся настроения, фрустрации, стрессы и дистрессы, аффективные
состояния.
Осознание своей инвалидности, неадекватная оценка своих возможностей, сущности
дефекта влекут за собой астенические, подавляющие активность личности настроения
грусти, тоски, печали либо повышенной раздражительности. Однако в ходе реабилитационной
работы подобные отклонения в эмоциональной сфере, как показывает опыт, преодолеваются.
Человек сознательно овладевает и управляет своим настроением.
Глубокие нарушения зрения или его отсутствие затрудняют или делают невозможным
удовлетворение ряда насущных потребностей. В результате возникает эмоциональное
напряжение - следствие блокирования цели более или менее непреодолимым препятствием.
Подобные состояния в психологии называют фрустрацией. Невозможность реализовать
сиюминутную потребность из-за наличия какого-либо препятствия дезорганизует сознание
и деятельность, создает неблагоприятный эмоциональный фон. Например, стремление
использовать остаточное зрение при чтении рельефного шрифта и в других подобных
операциях, не дающее необходимого эффекта, может вызвать ощущение напряжения,
тревожности, отчаяния и т. п. В результате личность может вести себя агрессивно,
отказываться от деятельности, переносить ее в воображаемый план, с чем связано
болезненное фантазирование. Частые и длительные фрустрации могут привести к появлению
негативных характерологических черт (неуверенность в себе, когнитивная, аффективная
и мотивационная слабость и др.).
При утрате зрения, как и при его наличии, возникают аффективные состояния.
Аффект, нерегулируемое сознанием бурное проявление эмоций, как правило, является
следствием невозможности найти выход из непредвиденной сложной ситуации. Отсутствие
зрения умножает такие ситуации и одновременно сокращает возможности их преодоления.
Поэтому аффективные состояния у инвалидов по зрению возникают чаще, чем в норме.
Однако у незрячих они маскируются тем, что двигательные реакции и сопряженные
с ними действия из-за боязни пространства оказываются редуцированными, а вегетативные
реакции - гипертрофированными.
Огромное количество экстремальных ситуаций, сопровождающих жизнь человека,
вызывает состояние напряженности (стрессовое состояние). Сильные стрессы ведут
к развитию возбуждения, которое дезорганизует поведение человека, а их дальнейшее
усиление - к развитию торможения, обуславливающего пассивность, отказ от деятельности,
Слепые оказываются в стрессогенных ситуациях значительно чаще, чем зрячие,
при пространственной ориентировке, в процессах общения, при изменении вида деятельности
и пр. При этом эмоциональное напряжение в ситуациях общения со зрячими партнерами,
при решении бытовых и личных проблем, различных заболеваниях имеет, как правило,
отрицательную окраску, т. е. слепые испытывают чувство дискомфорта.
Сильные и длительные стрессы, сопровождаемые негативными переживаниями,
называются дистрессами. Высокий уровень и частота дистрессов у слепых сопряжены
со снижением уровня познава-тельных процессов, неадекватным поведением, а их
частое повторение затрудняет адаптацию слепого, расширяет круг стрессоров, ведет
к закреплению негативных реакций, а в конечном итоге - к появлению патохарактерологических
черт личности. Переживаемые при дистрессе отрицательные эмоции (чувство отчужденности,
ненужности, тревожности, виновности, обиды, несправедливости судьбы и т.
п.) оказывают отрицательное влияние на деятельность вплоть до полной ее дезорганизации.
Наиболее отчетливо дисстрессы наблюдаются при внезапной утрате зрения в
зрелом возрасте. Происходит экстремальное изменение жизненной ситуации, окружающий
мир становится как бы непонятным, враждебным, полным опасностей. Появляется необходимость
радикальной перестройки деятельности - ориентировочной, познавательной, коммуникативной.
Именно в последней чаще всего возникают стрессогенные ситуации в связи с неблагополучным
социально-психологическим положением слепого. В этих ситуациях эффективным способом
преодоления дистрессовых реакций является психокоррекционная индивидуальная и
групповая работа, в частности социально-психологический тренинг.
Магистральный же путь преодоления отрицательных эмоциональных состояний
и связанных с ними изменений личности инвалида по зрению - это предупреждение
появления вызывающих их ситуаций, формирование адекватного отношения к дефекту,
установок на преодоление трудностей, новых поведенческих стереотипов, и главное,
видения положительных перспектив дальнейшей жизни.

ЛИТЕРАТУРА:
Бандзавичене Р. П. Стрессогенные ситуации и дистрессовые реакции у лиц с
приобретенной слепотой. Автореф. канд. дисс... - Вильнюс, 1988.
Литвак А. Г. Тифлопсихология. - М.: Просвещение, 1985, гл.14
Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. - М.,1987.

С уважением,
Алексей.

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

   2005-09-16 13:59:59 (#438269)

[sbo] Re[6]: О НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЯХ

Здравствуйте, друзья!
тем, кто желает избавиться от привычки давить глаза, Думаю, может помочь
постоянное ношение чёрных очков.
А если кто хочет, чтобы дети лучше слушались,рекомендую все команды
формулировать только в утвердительной форме, без употребления частицы "не".
Например, вместо "не дави глаза" лучше сказать "быстро руки вниз, вместо "не
дёргайся", "не шатайся" лучше сказать "стой прямо". Также при формулировании
команд рекомендуется употреблять слова, содержащие больше звуков "ж", "з",
"р", "ы" так как эти звуки ,Возлдействуя на бессознательном уровне,
усиливают
действие команды.
Всем удачи! Александр, г.Новокузнецк.
22@n*****.net

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

   "22" 2005-09-16 13:11:34 (#438237)

[sbo] Re[6]: О НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЯХ

Приветствую.
А может, ценник она специально не убрала, мож это её цена?
Извините, но так и хочется приколоться.
В России тоже несколько лет назад ввели ставку психолога в интернатах, но,
например, у нас её успешно раздёргали меж остальными, и в других местах,
наверно, что-то похожее, да и понятно, и так денег у людей мало, тут ставка
на голову свалилась.
А вот по-другому немного вопрос задам.
Есть ли у нас в рассылке или у ваших знакомых взрослые люди с такими вот
привычками, которые осознают всю нелепость таких движений, пытаются с ними
бороться и у них получается.
Как это получилось?
Потому как у меня не выходит, иногда по нескольку месяцев всё ок, но это как

запой, потом сорвёшься и вперёд.

с уважением
Алексей
Самара
slep@s*****.ru

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

   "alexey" 2005-09-16 11:14:16 (#438196)

[sbo] Re[5]: О НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЯХ

Здравствуйте, все участники дискуссии.
Здравствуйте, Альбина.
Я предложил вам взглянуть на проблему несколько иначе, не так категорично. Вы,
разумеется, можете поступать так, как считаете
нужным. Но давайте по порядку...
0. избыточная моторика может быть признаком и психологических проблем, и проблем
с нервной системой. Условно говоря (но не строго
по-научному): если человек при концентрации внимания может прекратить телодвижение,
то проблема психологического характера. Если
нет, то весьма вероятно, что имеет место поражение нервной системы. Последний
случай, как я понимаю, мы с вами не обсуждаем.
1. Незрячий ребенок не может понять, почему давить на глаза -- это плохо. Это
обусловлено тем, что дети формируют свое
представление о нормах поведения, следя за тем, как ведут себя окружающие. Незрячий
ребенок отслеживает все ощущения, кроме
зрительных. Следовательно, он не знает, как должен внешне выглядеть он сам.
Если найти способ, как на уровне доступных ощущений передать недоступную часть
информации, то проблему можно было бы успешно
решать. Пример Кирилла как раз показывает, как не имея зрительного канала, человек
получил информацию о своих телодвижениях из
внешней среды (по сути он услышал и ощутил себя со стороны -- для зрячих аналог:
посмотреть на себя со стороны). Это, конечно,
было переживание. Но оно не может быть сопоставимо с тем, что переживает ребенок,
находящийся под гнетом постоянных родительских
одергиваний.

2. Есть много разных психологических теорий, в той или иной степени объясняющих
причины избыточной моторики (у любых людей). Вы
вольны выбрать то, что вам ближе. Из того, что вы предпочтете, будет следовать
конкретная психотехника для коррекции поведения.
Я придерживаюсь той точки зрения, что избыточная моторика есть следствие подавления
психофизической активности. В отношении малых
детей -- это недостаточный контакт с родителями. То есть ребенок хотел бы пообщаться
(в широком смысле), да не с кем. У зрячих
детей остроту проблемы снимает то обстоятельство, что они могут удовлетвориться
тем, что родитель находится в поле их зрения.
Незрячий ребенок нуждается в звуковом или осязательном подтверждении присутствия
родителей. В зависимости от, скажем так,
темперамента ребенок может по-разному компенсировать дефицит внимания. Если он
обнаружит (разумеется, на уровне условных
рефлексов), что на какое-то его действие тут же откликаются родители, то он будет
эксплуатировать это действие до самого конца
жизни (!). Даже после смерти родителей. Как правило, обычным проявлением этого
является голосовой призыв (и у зрячих тоже).
Вспомните "Семнадцать мгновений весны": во время родов радистка "Мама" кричала
по-русски....

3. Зрячие родители, к сожалению, не понимают своего ребенка. Они часто полагают,
что достаточно того, что они сами видят свое
чадо, и успокаиваются. А должны бы понимать, что ребенок их не видит и оттого
беспокоится.

4. У детей с остаточным зрением есть зрительные ощущения и это их очень интересует.
Раздражение глазного нерва задействует весьма
большую зону в коре головного мозга, которая у таких детей остается не загруженной
полностью и поэтому более остро реагирует на
любое раздражение. Кстати, если помните, то когда вы потеряли зрение, то ощутили,
что как бы обострилось обоняние и слух. Вот
что-то подобное, то есть обостренная реакция на любой световой раздражитель существует
у детей с остаточным зрением. Это тоже
может служить причиной их интереса к собственным глазам (а также к интенсивным
источникам света. Любой зрячий будет дергаться,
если ему иголкой колоть в задницу, Яркий источник света -- та же иголка). Напомню
самый важный момент для всех, кто общается с
незрячим человеком: незрячий взаимодействует с миром на ощупь и на слух. Следовательно,
исследовать свои глаза он будет на ощупь.
То, что в результате многовекового развития мир был адаптирован к нуждам зрячих
не облегчает нам жизнь, но и не является фатальным
препятствием.,

5. Зрячие родители , заметив "некрасивые" движения своего ребенка, как правило,
весьма интенсивно начинают его от этого отучать.
Иногда даже бьют по рукам и всячески травмируют психику ребенка своими одергиваниями.
Нетрудно представить такую картину, когда
мамаша выговаривает своему сыну семи лет, а тот от этого еще больше раскачивается
и хватается за глаза. Мамаша от этого просто
сатанеет и ругается еще больше, а ребенок раскачивается еще больше. Спрашивается.
кто из этих двоих умнее? Комплексы, которые при
этом формируются, весьма реальные. Они, разумеется, в основе своей не перебьют
любовь ребенка к родителям, но жизнь ему испортят.
Например, после внушительной беседы по поводу того, что если он будет раскачиваться,
как придурок, то в школе все над ним будут
смеяться, ребенок просто откажется идти в школу, а в последствии будет избегать
любого общества незнакомых ему людей (да и
знакомых тоже).

6. Все это должен был вам рассказать квалифицированный детский психолог. Кроме
того, он должен был вам рекомендовать методику
работы с ребенком. Я бы советовал идти не к тифлопедагогу, а к обычному детскому
психологу (но хорошему) и поговорить с ним. Если
вы проживаете в Москве, то здесь не должно быть сложностей.

7. Самое опасное, по-моему, это заниматься психокоррекцией по электронной почте.
Во-первых, разговор получается общий и к
конкретному ребенку отношение имеет малое. Не зная возраста ребенка, семейных
отношений, бытовых условий, атмосферы в школе или
дошкольном учреждении, никакой психолог конкретных рекомендаций вам не даст.

8. Вопреки п.7. добавлю, что коррекция в игровой форме, на мой взгляд, более
продуктивна и менее опасна.

9. С той поры, как вы потеряли зрение, поведение людей изменилось, но не очень
сильно. Но если бы этот разговор состоялся до
того, как это случилось, то вы были бы более наблюдательны.

10. Несколько слов для Светлады...
К сожалению, такая психокоррекционная технология, как подъем самооценки путем
мысленного унижения другого человека, является самой
распространенной на постсоветском пространстве. Поэтому если вы, заметив ценник
на шиньоне у американки, посчитали ее, мягко
говоря, ненормальной, то... Короче, вы же, как личность незаурядная, сами понимаете,
что лишь потворствовали собственному
тщеславию... Ведь не секрет, что "не такой, как все", у нас означает, что "хуже,
чем все".
С уважением, Анатолий.

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

   "i_chay" 2005-09-16 11:07:34 (#438194)

[sbo] Re[5]: О НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЯХ

Доброго времени суток, господа!

Я не психолог или тифло какой-то! Я просто так. Не понимаю о чём сыр бор? Раскачивание?
Пожалуйста, посмотрите на стадион во время футбольного матча. Вы увидите там
десятки тысяч "нормальных" зрячих, радостно держащихся за руки, сидящих и стоящих
фанов, раскачивающихся словно маятники. А те миллионы, что сидят у теликов делают
то же самое. Вы хотите сказать, что это не привычка? А вы с ними в жизни беседовали?
Нет? Тогда советую обратиться к вашим лучшим друзьям, чтобы они поведали вам,
как ведут себя окружающие.

Лично я наблюдал множество вполне респектабельных людей кои раскачивались сидя,
переступали с ноги на ногу, качались с носка на пятки и наоборот, сидя на стуле
и закинув ногу на ногу весело "качали чертей", дрыгали ногой подобно кадавру
из "понедельник начинается в субботу", водили ручкой по бумаге, делая вид, что
рисуют... И это далеко не полный перечень этих самых движений. И были среди этих
самых "невоспитанных" или "не культурных" людей профессора,канндидаты наук,
даже академик давил на меня своим весьма внушительным пузом, дыша прямо в лицо.
Это, наверное, совсем противоестественно?

А замечали ли вы, что некоторые непроизвольно отстукивают ритм ногой? Или перебирают
пальцами одной руки по другой? барабанят пальцами и т.д.? Как по-вашему, это
"навязчивые движения"? В принципе да! Но! Вы поинтересуйтесь ненароком, а не
музыкант ли тот самый человек? Ведь в них с детства закладывают эти самые движения,
требуя работы над кистями, развивая аппликатуру, чувство ритма и т.д., и т.п.

Так что же вы называете "навязчивыми движениями"? Какие движения являются паразитами?
Может быть сначала надо решить именно это, а потом уже считать или приниматься
считать эти движения вредными. А вредны ли они вообще?

Смотреть на лампочку или дышать в лицо собеседнику? Что лучше? Я не люблю смотреть
на лампочки, но в ходе разговора не всегда надо смотреть в лицо собеседнику.
Это же прописные истины!.. Да и порой, смотря на свет, так задумываешься!.. Гипнотизёры
прошлого, глядя на огонь свечи, учились сосредотачиваться. Отсюда остановившийся
взгляд, не мигающий взгляд. Какая разница куда смотреть в момент глубокой задумчивости?
Кто сказал, что дети не могут впадать в такое состояние?

Не хотел вдаваться в подробности дискуссии, но приведу лишь один пример из собственного
опыта. У меня есть привычка потирать руки от удовольствия. Вот оно паразитное
движение. Когда однажды один мой знакомый сделал мне замечание, я спросил у него:
"А у тебя таких движений нет?" и он заткнулся на завжды, потому что сам имел
кое-что по хлеще!.. Я же свою привычку не считаю вредной. Вот и докажите мне,
что от неё надо отказаться. Зачем? Чем она вредна? Какие плохие эффекты, явления
и т.д. она вызывает?

Да, вертеть головой, раскачиваться и многое другое нам кажется не совсем эстетичным
потому, что нам это просто не нравится. А вы попробуйте не замечать этого у других,
может и у вас перестанут видеть плохое?!

Покажите ребёнку не затыкать пальцами глаза, а закрывать лицо руками, как это
делают "нормальные" зрячие, скрывая за этим то же самое, что и незрячие. Покажите,
как правильно подпирать щёку кулачком, как ставить подбородок на скрещённые пальцы.
Подсмотрите, как надо правильно стоять и научите ребёнка прятать эти самые "навязчивые"
движения за общепринятыми приёмами. Вот и всё решение: замените одно на другое
и все будут удовлетворены!!!

С уважением Александр!

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

   2005-09-16 00:03:35 (#438044)