Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Н. В. Смирнова, Е. В. Заболотская

РОЛЬ РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ ФАКТОРОВ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЗДНООСЛЕПШИХ
(клиническая работа, реабилитационный патронаж на дому)

Одним из важнейших, направлений работы Санкт-Петербургской школы; восстановления
трудоспособности слепых за многолетний период деятельности стало проведение первоначальной
реабилитации в условиях глазных стационаров и на дому (реабилитационный патронаж).
Работой по первоначальной реабилитации охвачены все крупные военные и гражданские
клиники Санкт-Петербурга (ВМедА им. С. М. Кирова, Окружной военный госпиталь,
СПИЭТИН и др.). Особую сложность в этой работе представляет контингент военнослужащих
в возрасте от 18 до 45 лет, получивших травму во время прохождения службы в РВС
либо при исполнении служебных обязанностей.
Работой по первоначальной реабилитации на дому охвачены все районы Санкт-Петербурга.
Здесь определенную сложность представляют больные с ярко выраженной соматикой
(диабет, лица с нарушением опорно-двигательного аппарата, тяжелыми расстройствами
нервной системы и др.) в возрасте от 35 до 65 лет.
Основными направлениями работы по первоначальной реабилитации (ПР) являются:
- снятие нервно-психического напряжения;
- формирование адекватного отношения к своему дефекту, к инвалидности по
зрению;
- формирование мотивации на реабилитацию и обучение специфическим навыкам
и способам действий без зрительного контроля;
- работа с родными и близкими.
За многолетний период деятельности сотрудниками Центра была создана и неоднократно
переработана программа по ПР в клиниках (в объеме 35 уч. ч.) и на дому (в объеме
24 уч. ч.), которая позволила реализовать на практике все вышеперечисленные положения.
Специфику работы по ПР, ее содержание, продолжительность, формы и методы
определяют следующие индивидуальные особенности поздноослепших: возраст; психофизиологический
статус; характер и тяжесть зрительной патологии; стаж слепоты; наличие сопутствующих
заболеваний; ситуация утраты зрения; уровень нервно-психического напряжения:
семейное положение; образовательный уровень и т. д.
Изучив подробно анамнез, историографию и психофизиологические особенности
личности поздноослепшего (диагностический этап работы), тифлопедагог-реабилитолог
выстраивает определенную модель работы (психолого-педагогическая поддержка, реабилитационный
патронаж).
Как было сказано выше, большое внимание на диагностическом этапе работы
уделяется определению психофизиологического статуса поздноослепшего. При этом
учитываются:
1. Возможности всей полисенсорной системы восприятия поздноослепшего в целом
(особенности обонятельного, тактильного, слухового, кинестетического и других
видов восприятия; наличие и особенности сохранного (остаточного) зрения, выявление
ведущего анализатора и др.).
2. Индивидуальные особенности нервной системы: сила, уравновешенность и
подвижность нервных процессов; общие и частные (парциальные) свойства нервной
системы.
3. Уровень развития психомоторных факторов (мелкая и крупная моторика, мышечно-суставная
память, двигательные навыки, дифференцирование пространственных и временных качеств
собственных движений, амплитуда и темп движений, точность воспроизведения движений
в разных условиях и т. д.).
При детальном анализе была обнаружена зависимость уровня развития психомоторных
факторов (ПМФ) от показателей нервно-психического напряжения поздноослепшего,
что наглядно иллюстрирует теорию С. В. Мерлина о стадиальности процесса реабилитации
и фазах психологического конфликта, а также зависимость психомоторных факторов
от уровня реабилитированности авторов Э. М. Стерниной, Т. П. Головиной.
Уже на первоначальном этапе утраты зрения в фазе "бездействия" (I фаза психологического
конфликта личности по С. В. Мерлину), если таковая прослеживается, поздноослепшему
предлагается начать работу по ориентированию в большом и малом пространстве;
обучению чтению и письму по Брайлю; обучению домоводству и самообслуживанию без
зрительного контроля; обучению тифлографике.
Все эти виды деятельности по существу невозможны без включения двигательно-волевого
акта - двигательно-волевой деятельности как таковой, т. е. без развития нового
для каждого конкретного поздноослепшего вида осязательного и осязательно-двигательного
восприятия, в основе которого и лежит развитие психомоторных факторов. Если в
фазе "бездействия" слепой безвольно проделывает, поддаваясь настойчивым просьбам,
уговорам (реабилитолога, врача, соседей по палате, родных и близких), "бессмысленные"
с его точки зрения поисковые движения и различного рода двигательные манипуляции,
то уже в фазе процессуального действия (II фаза) в результате постоянных тренировок
(выполнений заданий типа: пройти по коридору клиники и найти кабинет медсестры,
сделать простой бутерброд, заправить постель, написать первую строку Брайлевского
ключа и т. д.) поздноослепший обретает способность более качественно осязать
предмет, у него начинает формироваться новый образ пространства. Таким образом,
с самого начала работа по ПР способствует включению извне внутренних биологических
компенсаторных функций организма. У незрячего начинает постепенно развиваться,
складываться тактильно-кинестезическое слуховое ядро сенсорной организации, т.
е. полисенсорная система восприятия, что выражается и проявляется в конечном
итоге в повышении чувствительности к различению. Анализаторы различных модальностей
начинают взаимодействовать, выявляется ведущий анализатор. С одной стороны, на
данном этапе педагог побуждает поздноослепшего к совершению тех или иных двигательных
навыков (отработка навыка письма по Брайлю, работа с тростью, элементарные приемы
самообслуживания и др.), развивая тем самым мышечно-суставное чувство и память,
с другой - приток мышечно-суставных раздражителей резко повышает тактильную чувствительность.
Слепой научается "видеть" руками. Формируя пространственные представления, реабилитолог
опирается на мышечно-суставную чувствительность.
Опыт работы по развитию психомоторных факторов показал, что чем выше показатели
различения мышечно-суставной чувствительности, тем больше возможности освоения
незрячим микро- и макропространства.
При формировании и совершенствовании двигательных навыков важное значение
имеет развитие способности тонко дифференцировать пространственные и временные
качества собственных движений.
Таким образом, работа по ПР наглядно демонстрирует зависимость развития
уровня психомоторных факторов от динамики процесса реабилитации. В общей массе
у поздноослепших, проходивших курс ПP, с положительной динамикой наблюдается
улучшение статической координации; скорости движений; общей динамической координации
и динамической координации рук; одновременных движений. Это способствует в свою
очередь улучшению в формировании новых приемов и способов ориентирования в предметно-познавательной
среде (ориентирование в малом и большом пространстве).

С уважением,
Алексей

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   Fri, 16 Sep 2005 14:26:41 +0400 (#438291)