Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

дОБРЫЙ ДЕНЬ ВСЕМ!
МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ ПОДНЯТЬ ОДИН, КАК МНЕ КАЖЕТСЯ, ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ВОПРОС. кОГДА В СЕМЬЕ
РОЖДАЕТСЯ СЛЕПОЙ РЕБЕНОК, РОДИТЕЛИ, КОНЕЧНО, ВПАДАЮТ В НЕКИЙ СТУПОР. ДОЛГОЕ ВРЕМЯ
ОНИ ВООБЩЕ НЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО И КАК ДЕЛАТЬ. К СОЖАЛЕНИЮ, У НАС НЕТ СПЕЦИАЛЬНЫХ
СЛУЖБ, ГДЕ РАБОТАЛИ БЫ ОПЫТНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ ДЕТСКОЙ ТИФЛОПСИХОЛОГИИ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, РОДИТЕЛЯМ ПРИХОДИТСЯ БОРОСТЬСЯ С ВОЗНИКАЮЩИМИ ТРУДНОСТЯМИ САМОСТОЯТЕЛЬНО,
РАЗ ЗА РАЗОМ СОВЕРШАЯ ОДНИ И ТЕ ЖЕ ОШИБКИ. ОДНОЙ ИЗ ТАКИХ ОШИБОК ЯВЛЯЕТСЯ ПОЯВЛЕНИЕ
У РЕБЕНКА НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЙ, ТАК НАЗЫВАЕМЫХ "БЛИНДЕСМЕНОВ", ОТ КОТОРЫХ ПРАКТИЧЕСКИ
НЕВОЗМОЖНО ОТУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗА ВСЮ ЖИЗНЬ. ВАМ, НАВЕРНОЕ ПРИХОДИЛОСЬ СТАЛКИВАТЬСЯ
С ЛЮДЬМИ, КОТОРЫЕ, БУДУЧИ УЖЕ ВЗРОСЛЫМИ, СОВЕРШАЮТ НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, КАЧАЮТТСЯ,
КРУТЯТ ГОЛОВОЙ, ТРЯСУТ КИСТЯМИ РУК, ЗАЖИМАЮТ ПАЛЬЦАМИ ГЛАЗА И ТАК ДАЛЕЕ. САМ
НЕЗРЯЧИЙ ЧЕЛОВЕК ЭТОГО ПОЧТИ НЕ ЗАМЕЧАЕТ И ЕМУ КАЖЕТСЯ ЭТО ВПОЛНЕ НОРМАЛЬНЫМ,
ОДНАКО ОКРУЖАЮЩИЕ, УВИДЕВШИЕ ЭТОТ ФЕНОМЕН ВПЕРВЫЕ, НЕ ЗНАЮТ, КАК РЕАГИРОВАТЬ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ АБСОЛЮТНО НОРМАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК, УМНЫЙ И ОБРАЗОВАННЫЙ, В ГЛАЗАХ НЕСВЕДУЩЕГО
ВЫГЛЯДИТ НЕАДЕКВАТНЫМ. ЭТО ОЧЕНЬ МЕШАЕТ НЕ ТОЛЬКО В ОБЩЕНИИ, НО И В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОТНОШЕНИИ. ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ ПОСМОТРИМ, ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ. ЭТУ ТЕМУ ПОЧЕМУ-ТО ПРИНЯТО
ОБХОДИТЬ СТОРОНОЙ, ПОСКОЛЬКУ ЛЮДИ СТЕСНЯЮТСЯ ПРОИЗНОСИТЬ ВСЛУХ ЭТИ ВЕЩИ, НО НА
САМОМ ДЕЛЕ, СТЫДИТЬСЯ ЗДЕСЬ НЕЧЕГО, НАДО БОРОТЬСЯ, ИСКАТЬ КАКИЕ-ТО ПУТИ ИЗЛЕЧЕНИЯ.
МЫ ВЕДЬ ХОТИМ, ЧТОБЫ НАС ПРИНИМАЛИ В ОБЩЕСТВЕ КАК РАВНЫХ, ЗНАЧИТ И ВЕСТИ СЕБЯ
МЫ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВЕННО, КАЖДОМУ ЗРЯЧЕМУ ВРЯД ЛИ МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО Я - НЕ
ДЕБИЛ, А ЭТО У МЕНЯ ПРОСТО ТАКОЕ ВОТ МИЛОЕ НАСЛЕДСТВО ИЗ ГЛУБОКОГО ДЕТСТВА.
С горячим приветом Альбина

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 73 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   Mon, 12 Sep 2005 17:59:40 +0400 (#435842)

 

Ответы:

Привет, альбина.

Мне кажется, что человек имеющий такие привычки должен поставить себе
цель, (максимально контьролировать своё поведение и акцентировать своё
внимание на таких вот "жестах"). дабы полностью искоренить их из
своего повседневного использования.

Вы писали 12 сентября 2005 г., 17:59:40:

ОДНОЙ ИЗ ТАКИХ ОШИБОК ЯВЛЯЕТСЯ ПОЯВЛЕНИЕ

КАЧАЮТТСЯ,

Ответить   cassanova Mon, 12 Sep 2005 22:55:27 +0400 (#436183)

 

Здравствуйте, Альбина.

Трудности о которых вы говорите, по моему мнению, в основе своей не связаны с
ослаблением или потерей зрения. Склонность к
повторяющимся непроизвольным движениям существует и у зрячих. Это вообще-то
не наследство детства, а наследство более глубокое.
Однако у зрячих есть возможность (а я бы сказал -- неизбежный примат)зрительного
контроля реакции окружающих, хотя если человек
находится в эмоционально разбалансированном состоянии, то и он зачастую не может
себя контролировать. Поэтому возникает извечная
дилемма: кто должен измениться? Незрячие должны держать под контролем свое поведение
(непроизвольные движения) или окружающие
должны изменить свое восприятие?
Уровень тревожности и душевной замкнутости в российском обществе, безусловно,
высок. По этой причине, если человек видит что-то,
непривычное, то он скорее испугается, чем пойдет на контакт.
Казалось бы, следует в таком случае пытаться контролировать свое поведение самим
незрячим, если они хотят общаться с окружающими.
Но ведь речь идет о рефлекторных движениях (то есть той двигательной активности,
которая внутренне присуща данному индивиду, то
есть является его внутренне комфортным поведением в какой-либо ситуации). Если
сформировать принудительный контроль, то это станет
источником стрессов и сомнений. Стоит ли насиловать собственную (или ребенка)
психику ради того, чтобы внешни вы (или ваш ребенок)
выглядели как все?
С регидной психикой взрослого человека вообще, по-моему, лучше не связываться
ради каких-то "косметических" коррекций поведения. С
детьми -- и проще, и труднее. Проще -- потому что еще можно застать тот момент,
когда привычка еще не закрепилась. Тогда следует
искать причину ее возникновения. Например, если психоаналитическая и телесно-ориентированная
модели человеческой психики приемлимы
для вас, то считайте, что возникновение таких движений (при отсутствии поражения
нервной системы) связаны с подавлением какой-либо
психической или физической активности. В этом случае родители должны обратить
внимание на свое поведение в присутствии ребенка. С
другой стороны, развитие ребенка во многом основано на подражании. Незрячий ребенок
изначально не может подражать тому, что не
может воспринять своими органами чувств. Поэтому словесное объяснение того, что
ребенок трясет рукой или головой и это выглядит
некрасиво, ему ни о чем не говорит. Понятие "некрасиво" в зрительном смысле для
него несформировано. Перевести это понятие на
доступный ему язык, скорее всего, не выйдет.
С уважением, Анатолий.

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   "i_chay" Tue, 13 Sep 2005 11:24:22 +0500 (#436335)

 

Здравствуйте, друзья!
Согласен с Анатолием в том, что навязчивые движения трудноискоренимы по
причине их невербальности. Тут, кроме врача-психотерапевта, может помочь
аутогенная тренировка, а особенно повышение уровня общей уверенности и
ощущения контроля над ситуацией. При этом удержать себя от бессознательных
движений куда как легче. Я думаю, что и к детям это относится - чем больше
они будут уверены в родительской любви, тем меньше будет "БЛИНДЕСМЕНОВ". К
тому же, думаю, ребёнку будет вполне понятно слово "некрасиво", ведь слово,
выражающее какое-либо понятие, - это всего лишь ярлык и смысл не обязательно
вкладывать визуальный. В конце концов, возможно объяснить, что такое
поведение вызывает неприязнь и как бы выражать её самим при виде навязчивых
движений ребёнка.
С уважением, Александр, г.Новокузнецк.

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   "22" Wed, 14 Sep 2005 00:51:48 +0800 (#436698)

 

Здравствуйте,друзья!
Прошу прощения за досадный ляп в предыдущем моём письме.Вместо слова
"невербальности" нужно было написать "неосознанности", хотя как я думаю,
если начать снабжать такие движения словестным комментарием, типа
"ай-яй-яй", то легче будет их в себе подавить.
Александр, г.Новокузнецк.

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   "22" Wed, 14 Sep 2005 03:43:14 +0800 (#436809)

 

Здравствуйте.
Вот у ребёнка эти навязчивые движения и надо убирать, у меня сестрёнка тоже
глаза давить начинала, так быстро и безболезненно была отучена, сейчас уж
взрослая почти и ничего такого нет, а я-то первый был, все бабушки-знакомые
говорили, мол, не трогай, он пусть так и делает, вот и теперь и пытаюсь с
этим бороться, пока не очень успешно.

с уважением
Алексей
Самара
slep@s*****.ru

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   "alexey" Wed, 14 Sep 2005 11:57:09 +0500 (#437172)

 

Здравствуйте, друзья!

Ну, я не могу просто не рассказать об очень забавном случае, который
отучил моего друга от уже упамянутых приславутых раскачек.
Слава богу я этим не страдаю, но у него это дело очень и очень
процветало с возрастом.

Он уже и сам не надеялся, что вобще возможно избавиться от этого дела,
но тут произошло событие, про которое он и мы, т.е те, кто были тогда с
ним будем помнить очень долго...

На одной из улиц нам предстаяло задержаться для нормальной посадки на
общественный транспорт, потому что как раз мы попали в утренний час-пик,
и сесть в первый попавшийся автобус просто не представлялось возможным
по понятным причинам, да и как-то никто не торопился...

Естественно мы направились в привычный уголок, имеющийся на каждой
остановке, но район надо сказать не очень-то интересовал властей города,
раз так обстаят дела с общественными местами...

Усевшись на той скамейке, которая находилась как раз в этой железной
будке, этот Товарищ естественно принялся заниматься своим привычным
делом, но как не странно все, кто находился в этом месте это моментально
заметили!
И не потому что это было таким притигательным явлением, что глаза людей
быстро его замечали, а совсем по-другому поводу.

Я только успел сесть на лавку, как услышал страшный скрежет железых стен,
сразу даже не поймёшь от чего это может быть, но захотев в то время
опереться на стену, находящуюся сзади меня, я прекрасно понял, что
звуки, которые данеслиьсь перед этим означали движение всей железной
комнаты, в которой мы и находились.

Это надо было почувствовать, чтобы навсегда запомнить.
Вот мой друг и почувствовал, и запомнил...

Я не знаю как это место ещё не снесло ветром, просто действительно
раскачка была нешуточная!

С тех пор такие движения наблюдаются у моего друга только при большом
напряжении, но это бывает крайне редко.
А раньше он и минуты не мог спокойно просидеть.

Я конечно извеняюсь, если моё письмо какбы не в тему но случай как мне
кажется несовсем обычный.

Это ещё раз показывает, что обсалютно у всего есть свои плюсы и минусы.
Я про проблемы обустройства города.
С уважением,
Кирилл
mailto:kirillaz***@l*****.ru
web:http://www.kirilllaz.narod.ru

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   Wed, 14 Sep 2005 23:31:55 +0800 (#437310)

 

Здравствуйте все и Алексей!
А не подскажите, как вы сестрёнку отучили от этой привычки?

С уважением,
Наталья

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   Wed, 14 Sep 2005 22:32:26 +0300 (#437458)

 

Здравствуйте все и Алексей!
А не подскажите, как вы сестрёнку отучили от этой привычки?

Здравствуйте.
Да очень просто, мама уже со мной на эти грабли наступила, и как сестра ещё
в раннем возрасте, года в два начала так же заморачиавться, так всегда
обращали внимание, что нельзя, не красиво и т.д., всегда обращали внимание
на это, оно само и прошло.

с уважением
Алексей
Самара
slep@s*****.ru

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   "alexey" Thu, 15 Sep 2005 11:58:19 +0500 (#437637)

 

Приветствую.
Да, действительно, такие движения наблюдаются у многих, да и у меня есть
приятный пакетик таких движений, типа на глаза нажимать.
Вроде и пытаюсь за этим следить, но само собой получается, иногда замечаешь,

когда уже всё есть.
Действительно, как с этим кардинально бороться не знаю, мож кто подскажет,
что для этого можно сделать.

с уважением
Алексей
Самара
slep@s*****.ru

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   "alexey" Wed, 14 Sep 2005 10:04:11 +0500 (#436947)

 

Добрый день всем!
здравствуйте, алексей!
вот в этом-то и вся проблема, что пытаешься себя контролировать, но это идет
на каком-то подсознательном уровне и далеко не всегда человек уже даже
взрослый замечает, что он делает. я говорила очень со многими людьми,
которые так же имеют такие пакетики милых привычек. и знаете, что самое
удивительное? когда пытаешься объяснить, что это нужно к ак-то искоренять,
многие возмущаются и начинают говорить, что это будет для них неестественно,
что им придется постоянно напрягаться, чтобы не совершить чего-то
ненужного... расскажите про вашу сестренку, это, и может быть еще кто-то
поделится своим опытом или опытом своих друзей. наши тифлопедагоги и
тифлопсихологи предпочетают махнуть на это я вление рукой и сделать вид, что
все нормально. но людям ведь жить с этим, работать, с людьми другими
общаться. конечно, можно встать в позу, сказать мол пусть нас воспринимают
такими, какие мы есть. однако, это дела не изменит, а факт остается фактом.
с уважением
альбина

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   Thu, 15 Sep 2005 14:16:12 +0400 (#437711)

 

Здравствуйте, Альбина и все остальные.

расскажите про вашу сестренку, это, и может быть еще кто-то
поделится своим опытом или опытом своих друзей. наши тифлопедагоги и
тифлопсихологи предпочетают махнуть на это я вление рукой и сделать вид, что
все

А что тут особо рассказывать, в раннем детстве были у неё, как вы
выразились, милые привычки, хороший прикол, но были жёстко искоренены,
сейчас учится в школе в Набережных челнах, в последнем классе, никакой
перспективы на трудоустройство нет, в вуз особого желания идти не имеет, в
массажисты тоже.

с уважением
Алексей
Самара
slep@s*****.ru

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   "alexey" Thu, 15 Sep 2005 15:40:49 +0500 (#437727)

 

Здравствуйте, Альбина.
Где вы таких слов набрались -- "искоренять"?
Да вам любой детский психолог голову за это оторвет (в фигуральном смысле) ...
Общаться с детьми нужно побольше, чтобы не сложилась такая ситуация, когда единственное,
что слышит ребенок от родителей - это "не
трогай глаза" или " не тряси головой". В этом случае ребенок будет неосознанно
(а позже вполне осознанно) все это проделывать,
чтобы только на него обратили внимание.
Непонятно, почему вы решили, что внешне человек с пакетом таких движений вызывает
чрезмерную реакцию окружающих. Вы, должно быть,
не видели, как видут себя зрячие и какие фокусы выделывают.

Кстати, скованность в поведении на улице бросается в глаза многим европейцам,
когда они приезжают в города бывшего СССР (сейчас,
конечно, в меньшей степени).
Если вы постоянно будете одергивать своего ребенка и покрикивать на него, то
весьма реально получите набор комплексов более
проблемных, чем неосознанная моторика.
Кирилл привел весьма показательный пример, когда визуальное впечатление случайно
было переведено в аудиальное и осязательное, что
немедленно было воспринято человеком. Уверен, что до этого ему не раз говорили
о его "дергании", но он просто не воспринимал это.
Я бы посоветовал вам обратиться к детскому психологу и обсудить с ним этот вопрос.
Есть различные текники отвадить детей от
вредных навязчивых движений, возможно, что-то можно будет адаптировать для незрячего
ребенка.
С уважением, Анатолий.

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   "i_chay" Thu, 15 Sep 2005 19:56:21 +0500 (#437859)

 

Здравствуйте!

В свете того, что данная дискуссия вызвала столь ощутимый резонанс и оказалась
по-настоящему актуальной, у меня тоже появилось желание вставить несколько слов
в общий разговор. Тем более, как мне кажется, вопрос в действительности намного
шире и глубже, чем мы себе представляем.
Расскажу об одном случае, который с одной стороны укладывается в рамки обсуждения,
а с другой - совершенно за них выходит.
У меня есть одна знакомая (филолог по образованию, ныне преподавательница школы-интерната
для слепых детей города-героя Одессы). Она с неплохим остаточным зрением, а потому
носит очки. И тем не менее у неё в полном объёме наличествует та же проблема,
о которой первой заговорила Альбина - наборчик стандартных (извините за грубость
выражения) слепецких телодвижений. Ни единой минуты этот человек не может провести
спокойно. Как только она садится, сразу же начинаются раскачивания из стороны
в сторону, сдвинув очки с толстыми линзами на самый кончик носа. Смотрится отвратительно,
хоть девушка ещё молодая и симпатичная.
Казалось бы: человек визуально способен оценивать и определять своё поведение.
Но комплекс остаётся и никуда не исчезает. Говори ей или не говори, что это выглядит
неэстетично и наводит на какие-то неприятные мысли - это не подействует. Она
только обижается и считает, что над ней издеваются.
Тогда появляется логичный вопрос: откуда и почему у полузрячего человека формируется
нечто подобное тому, что возникает у незрячих детей? И как бороться с такими
проявлениями "БЛИНДЕСМЕНОВ" не у слепорождённых?
Я уже молчу о давно всем известном феномене людей с едва-едва остаточным зрением,
которые различают только яркий свет. Мне порой в школе становилось страшно, когда
я видела детей, бессмысленно пялившихся на лампочки под потолком. Причём, делали
они это постоянно и очень упорно. Происходило такое как в процессе разговора
с кепм-то, так и просто, безо всякой причины, на перерыве или во время урока.

С уважением и наилучшими пожеланиями,
Светленова Светлада - г. "LIB-TOWN"!
mailto:orientati***@b*****.ru
link:http://villa-13.narod.ru
msn:cilhant***@i*****.ru
icq:312691558
mobile phone: 10 38 066 29 30 784

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   Thu, 15 Sep 2005 19:54:46 +0300 (#437906)

 

добрый вечер, светлана!
точно не могу сказать, но предполагаю (опираясь на некоторый опыт близкого
общения со случаями, подобными тому, который вы описали), что речь идет о
человеке с врожденной катарактой. объясню для тех, кто не знает. человек с
врожденной тотальной катарактой рождается практически слепым и до тех пор
пока ему не сделают операцию и не удалят мутные хрусталики, он различает
лишь свет. и вот в этот первый год жизни и формируется этот наборчик. у меня
была одна приятельница, так она с упоением рассказывала о том, что ее
полугодовалый малыш, ну надо же, такой смышленный!... сидит в кроватке и сам
себе находит занятия - раскачивается, как будто на качельках... вот так все
и начинается, повидимому.
с уважением
альбина.

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   Thu, 15 Sep 2005 21:51:56 +0400 (#437963)

 

Доброго времени суток, господа!

Я не психолог или тифло какой-то! Я просто так. Не понимаю о чём сыр бор? Раскачивание?
Пожалуйста, посмотрите на стадион во время футбольного матча. Вы увидите там
десятки тысяч "нормальных" зрячих, радостно держащихся за руки, сидящих и стоящих
фанов, раскачивающихся словно маятники. А те миллионы, что сидят у теликов делают
то же самое. Вы хотите сказать, что это не привычка? А вы с ними в жизни беседовали?
Нет? Тогда советую обратиться к вашим лучшим друзьям, чтобы они поведали вам,
как ведут себя окружающие.

Лично я наблюдал множество вполне респектабельных людей кои раскачивались сидя,
переступали с ноги на ногу, качались с носка на пятки и наоборот, сидя на стуле
и закинув ногу на ногу весело "качали чертей", дрыгали ногой подобно кадавру
из "понедельник начинается в субботу", водили ручкой по бумаге, делая вид, что
рисуют... И это далеко не полный перечень этих самых движений. И были среди этих
самых "невоспитанных" или "не культурных" людей профессора,канндидаты наук,
даже академик давил на меня своим весьма внушительным пузом, дыша прямо в лицо.
Это, наверное, совсем противоестественно?

А замечали ли вы, что некоторые непроизвольно отстукивают ритм ногой? Или перебирают
пальцами одной руки по другой? барабанят пальцами и т.д.? Как по-вашему, это
"навязчивые движения"? В принципе да! Но! Вы поинтересуйтесь ненароком, а не
музыкант ли тот самый человек? Ведь в них с детства закладывают эти самые движения,
требуя работы над кистями, развивая аппликатуру, чувство ритма и т.д., и т.п.

Так что же вы называете "навязчивыми движениями"? Какие движения являются паразитами?
Может быть сначала надо решить именно это, а потом уже считать или приниматься
считать эти движения вредными. А вредны ли они вообще?

Смотреть на лампочку или дышать в лицо собеседнику? Что лучше? Я не люблю смотреть
на лампочки, но в ходе разговора не всегда надо смотреть в лицо собеседнику.
Это же прописные истины!.. Да и порой, смотря на свет, так задумываешься!.. Гипнотизёры
прошлого, глядя на огонь свечи, учились сосредотачиваться. Отсюда остановившийся
взгляд, не мигающий взгляд. Какая разница куда смотреть в момент глубокой задумчивости?
Кто сказал, что дети не могут впадать в такое состояние?

Не хотел вдаваться в подробности дискуссии, но приведу лишь один пример из собственного
опыта. У меня есть привычка потирать руки от удовольствия. Вот оно паразитное
движение. Когда однажды один мой знакомый сделал мне замечание, я спросил у него:
"А у тебя таких движений нет?" и он заткнулся на завжды, потому что сам имел
кое-что по хлеще!.. Я же свою привычку не считаю вредной. Вот и докажите мне,
что от неё надо отказаться. Зачем? Чем она вредна? Какие плохие эффекты, явления
и т.д. она вызывает?

Да, вертеть головой, раскачиваться и многое другое нам кажется не совсем эстетичным
потому, что нам это просто не нравится. А вы попробуйте не замечать этого у других,
может и у вас перестанут видеть плохое?!

Покажите ребёнку не затыкать пальцами глаза, а закрывать лицо руками, как это
делают "нормальные" зрячие, скрывая за этим то же самое, что и незрячие. Покажите,
как правильно подпирать щёку кулачком, как ставить подбородок на скрещённые пальцы.
Подсмотрите, как надо правильно стоять и научите ребёнка прятать эти самые "навязчивые"
движения за общепринятыми приёмами. Вот и всё решение: замените одно на другое
и все будут удовлетворены!!!

С уважением Александр!

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   Thu, 15 Sep 2005 22:44:21 +0300 (#438044)

 

Здравствуйте, друзья!
тем, кто желает избавиться от привычки давить глаза, Думаю, может помочь
постоянное ношение чёрных очков.
А если кто хочет, чтобы дети лучше слушались,рекомендую все команды
формулировать только в утвердительной форме, без употребления частицы "не".
Например, вместо "не дави глаза" лучше сказать "быстро руки вниз, вместо "не
дёргайся", "не шатайся" лучше сказать "стой прямо". Также при формулировании
команд рекомендуется употреблять слова, содержащие больше звуков "ж", "з",
"р", "ы" так как эти звуки ,Возлдействуя на бессознательном уровне,
усиливают
действие команды.
Всем удачи! Александр, г.Новокузнецк.
22@n*****.net

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   "22" Fri, 16 Sep 2005 16:58:43 +0800 (#438237)

 

Не, чёрные очки не пойдут, пробовал, правда с целью скрыть глаза ещё на
первых этапах обучения в вузе, потом бросил эту гадость, только мешает.
В любом случае, большое спасибо за совет.

с уважением
Алексей
Самара
slep@s*****.ru

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   "alexey" Fri, 16 Sep 2005 14:46:59 +0500 (#438270)

 

Здравствуйте, уважаемые участники листа и Александр!

ну, знаете ли, может, не надо путать два совершенно разных явления? где вы
тут навязчивые движения видите? люди осознают, что они делают, прояввляя
радость. а что выражают те, кто навязчиво раскачивается в классе или на
лекции в вузе?

Но повторюсь, они ведь делают это только во время матча. а все ли делают?
тоже не факт.

Я не думаю, что рассказ будет более шокирующим, чем картина, когда люди
постоянно раскачиваются, размахивают руками, давят глаза в конце концов.

я согласна, проявления невоспитанности встречаются среди разных категорий
населения. Но мы ведь тут не говорим о невоспитанности как таковой, а,
скорее, о болезни, нервном сендроме - почитайте письма в лист Алексея
Любимова!

Да, и это тоже болезнь. вот, например, есть такая распространённая привычка,

присущая не только незрячим- кусать ногти. люди не могут от этого отучиться
в течение всей жизни.

Безусловно, все являются в той или иной мере паразитами, но сейчас разговор
идёт о специфике незрячих. поверьте, зрячий ребёнок не будет давить глаза, а

среди нашего брата таких сколько угодно.

Конечно, вредны. чем же они полезны, по-вашему?
задумчивости?

Кто A> сказал, что дети не могут впадать в такое состояние?
Да в общем никто не сказал, только состояние такое называется каким-то
медицинским термином (извините, сразу вот так не вспомню), это не совсем
хорошо.

А это не навязчивое движение, это просто ваш условный рефлекс, способ
выражения эмоций. Кстати, равно как и отстукивание риттма под музыку ногой.
ВЫ же не потираете руки то и дело, без всякого повода!

Нет, это не подход! а может, мы ещё чего похлеще замечать не будем?

With best regards,
Beauty

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   Fri, 16 Sep 2005 16:55:32 +0400 (#438445)

 

здравствуйте, анатолий!
а чем вам так не понравилось слоо "искоренять"? не знаю, какие психологи
оторвут мне голову, но те, с которыми мы вместе пытались решать эту проблему
в группе детей, которых я недавно готовила к поступлению в школу, качали
головами и говорили, что они бессильны что-либо предложить. и здесь совсем
не при чем комплексы. это уже совсем другая история. общаться с ребенком,
когда он при этом стоит к тебе спиной, качается, выдавливает глазные
яблоки, - это вы считаете нормальным? пока он ребенок - это еще можно как-то
принять и окружающие тоже это примут, подумав, что ребенок просто
непоседлив. но когда взрослый человек, например, в аудитории университета,
на лекции, начинает раскачиваться взад-вперед, это нормально? а как ведут
себя зрячие? простите, можно аналогичный вопрос? а вы это видели? я потеряла
зрение 11 лет назад, может, с этих пор что-то сильно изменилось? во всяком
случае, когда я могла это видеть, такой уж гипертрафированной картины не
было, да, случаются всякие вещи. но что обычно говорят про такого человека?:
нервно-больной. и я так говорила и продолжаю говорить, потому что
неосознанная моторика - это явное нарушение нервной системы. а то, что сами
же слепые называют это компенсаторными движениями,- бред собачий. в раннем
детстве, может быть. но стало быть, здесь всецело вина родителей, которые не
сумели организовать досуг ребенка... а еще - детские сады. большинство тех,
с кем мне приходилось общаться на этот предмет, говорят, что они сами или их
дети принесли эти привычки именно из садика... да и потом, еще одно.
вспомните, что тот же кирилл писал, что его знакомый теперь качается только
когда нервничает. о чем это говорит? не о том ли, что это вызвано
расстройством, потрясением в данный момент... и потом, я не могу понять, что
вы хотите всем этим сказать: каждый человек должен вести себя так, как ему
заблагорассудится, не прислушиваясь к тому, как ведут себя люди вокруг, что
принято и не ринято в обществе, я правильно поняла? может, вам так нравится.
а я, например, после того, как потеряла зрение и немного пришла в себя от
потрясения, почти два месяца училась просто нормально ходить, надевала туфли
на каблуках разной длины и на сплошной подошве и часами прогуливалась по
квартире. зачем? а затем что мне хотелось, чтобы человек, который будет со
мной рядом, чувствовал себя спокойно и не стеснялся моей походки, внешности,
мимики... я не хвастаюсь, я рассказываю о своем собственном опыте, кстати,
те, кто меня знает, могут вам все это подтвердить, я даже через 11 лет после
наступления темноты, разговаривая с человеком, всегда смотрю ему "в глаза",
хотя, честное слово, проще было бы просто закатить их куда-нибудь и
расслабиться:-) дети не понимают всей серьезности происходящего, а когда они
вырастают, уже ничего не могут с этим поделать. об этом нам писал алексей из
самары, я тоже слышала об этом неоднократно. и мне очень больно от того, что
мы, взрослые, так невнимательны. мы говорим о каких-то комплексах, какие-то
общие фразы о том, что с детьми надо разговаривать и т.д. а что мы реально
сделали для того, чтобы те, кто сейчас еще писает в пеленки, завтра мог идти
по жизни с гордо поднятой головой и не стеснялся того, что его могут
воспринять неадекватно?!
с уважением
альбина.

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   Thu, 15 Sep 2005 20:36:50 +0400 (#437907)

 

Здравствуйте!

Позволю себе также не согласиться с мнением Анатолия в некоторых аспектах. Может
быть, идти путём наказаний и постоянных одёргиваний, искореняя (именно искореняя!)
нехорошие привычки у незрячих детей, действительно, не стоит. Ведь, как известно,
всё недоступное или запрещённое является наиболее желаемым и вожделенным. Впрочем,
ни в коем случае нельзя отрицать, что проблема (между прочим, весьма серёьзная!)
существует уже давно, а решения до сих пор никакого так и не изобрели. Конечно,
универсального способа здесь найти не удастся, но хотя бы выработать некую методику,
адаптированную для детей-инвалидов за прошедшие годы, когда психология, как наука
и неотъемлимая отрасль современной человеческой жизнедеятельности, сделалась
достаточно влиятельной и быстро развивающейся, как мне кажется, можно было. И
тем не менее, не смотря на то, что на Украине в школы-интернаты официально ввели
должность детского психолога, который должен отвечать за стабильную психологическую
атмосферу в детском коллективе, на эти места назначаются абсолютно некомпетентные
специалисты, способные проводить разве что бумажную работу по регистрации нарушений
школьного режима детьми из вспомогательных классов (имеются в виду дети с замедленным
умственным развитием). Хотя, по идее, уже внедрены и широко распространяются
отрасли психологии, посвящённые работе с детьми, имеющими физический недостаток,
будь то отсутствие зрения или нарушение опорно-двигательного аппарата.
А тем временем незрячие, неадекватно ведущие себя в социуме, формируют мнение
обо всех незрячих в обществе здоровых людей. Как верно было подмечено Алексеем,
внимание на улице вряд ли привлечёт вежливое "СПАСИБО" или "БЛАГОДАРЮ". Наоборот,
люди скорее с ужасом и неприязнью посмотрят на человека, который давит пальцами
глаза в трамвае или раскачивается из стороны в сторону на лекции в университете.
Именно такими и запоминают незрячих, пугаясь и отворачиваясь от них в последствие.
У меня в своё время был одношкольник. Так вот, хоть он тоже имел некоторый подгляд
(пусть и весьма слабенький), но предпочитал везде и всегда вести себя таким образом,
как будто все вокруг совершенно слепые. И не важно: происходило это во дворе,
на базаре, в общественном транспорте или в школьном классе. При этом он позволял
себе ковыряться пальцами в носу или спичками в зубах, грызть ногти или подолгу
чесаться. Подобное поведение привлекало огромное внимание к нему, но он относился
к этому абсолютно равнодушно. Дескать, я слабовидящий, а потому имею право делать
многое из того, что недозволительно обычным людям: мне простительно!..
Что же касается неких диких и разнузданных привычек у зрячих людей, о которых
вскользь упомянул Анатолий, то лично я не видела ничего подобного, а зрение потеряла
сравнительно недавно: около пяти лет тому назад. Если же считать раскованной
и незакомплексованной манерой поведения то, что мне довелось наблюдать по приезде
американцев в нашу школу, то увольте меня от такого! Это действительно абсолютная
незакомплексованность... Да чтобы наша женщина, пусть даже и незрячая, позволила
себе нечто похожее?.. Картину надо было видеть: американка носила шеньон (если
кто не в курсе - это такой хвостик или косичка из натуральных волос, которую
можно использовать для увеличения или создания определённой причёски). Данное
изделие было явно новым и ещё не побывало даже в какой-то минимальной обработке.
Видимо, и расчёской в том числе. А потому на нём красовалась переливающаяся всеми
цветами радуги этикетка и ценник. Если учитывать такие мелочи в купе с ожесточённой
жестикуляцией и вполне дежурной улыбкой, то можно сказать, что это достойно подражания.

С уважением и наилучшими пожеланиями,
Светленова Светлада - г. "LIB-TOWN"!
mailto:orientati***@b*****.ru
link:http://villa-13.narod.ru
msn:cilhant***@i*****.ru
icq:312691558
mobile phone: 10 38 066 29 30 784

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   Thu, 15 Sep 2005 20:59:00 +0300 (#437957)

 

Приветствую.
А может, ценник она специально не убрала, мож это её цена?
Извините, но так и хочется приколоться.
В России тоже несколько лет назад ввели ставку психолога в интернатах, но,
например, у нас её успешно раздёргали меж остальными, и в других местах,
наверно, что-то похожее, да и понятно, и так денег у людей мало, тут ставка
на голову свалилась.
А вот по-другому немного вопрос задам.
Есть ли у нас в рассылке или у ваших знакомых взрослые люди с такими вот
привычками, которые осознают всю нелепость таких движений, пытаются с ними
бороться и у них получается.
Как это получилось?
Потому как у меня не выходит, иногда по нескольку месяцев всё ок, но это как

запой, потом сорвёшься и вперёд.

с уважением
Алексей
Самара
slep@s*****.ru

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   "alexey" Fri, 16 Sep 2005 12:12:51 +0500 (#438196)

 

Здравствуйте, все участники дискуссии.
Здравствуйте, Альбина.
Я предложил вам взглянуть на проблему несколько иначе, не так категорично. Вы,
разумеется, можете поступать так, как считаете
нужным. Но давайте по порядку...
0. избыточная моторика может быть признаком и психологических проблем, и проблем
с нервной системой. Условно говоря (но не строго
по-научному): если человек при концентрации внимания может прекратить телодвижение,
то проблема психологического характера. Если
нет, то весьма вероятно, что имеет место поражение нервной системы. Последний
случай, как я понимаю, мы с вами не обсуждаем.
1. Незрячий ребенок не может понять, почему давить на глаза -- это плохо. Это
обусловлено тем, что дети формируют свое
представление о нормах поведения, следя за тем, как ведут себя окружающие. Незрячий
ребенок отслеживает все ощущения, кроме
зрительных. Следовательно, он не знает, как должен внешне выглядеть он сам.
Если найти способ, как на уровне доступных ощущений передать недоступную часть
информации, то проблему можно было бы успешно
решать. Пример Кирилла как раз показывает, как не имея зрительного канала, человек
получил информацию о своих телодвижениях из
внешней среды (по сути он услышал и ощутил себя со стороны -- для зрячих аналог:
посмотреть на себя со стороны). Это, конечно,
было переживание. Но оно не может быть сопоставимо с тем, что переживает ребенок,
находящийся под гнетом постоянных родительских
одергиваний.

2. Есть много разных психологических теорий, в той или иной степени объясняющих
причины избыточной моторики (у любых людей). Вы
вольны выбрать то, что вам ближе. Из того, что вы предпочтете, будет следовать
конкретная психотехника для коррекции поведения.
Я придерживаюсь той точки зрения, что избыточная моторика есть следствие подавления
психофизической активности. В отношении малых
детей -- это недостаточный контакт с родителями. То есть ребенок хотел бы пообщаться
(в широком смысле), да не с кем. У зрячих
детей остроту проблемы снимает то обстоятельство, что они могут удовлетвориться
тем, что родитель находится в поле их зрения.
Незрячий ребенок нуждается в звуковом или осязательном подтверждении присутствия
родителей. В зависимости от, скажем так,
темперамента ребенок может по-разному компенсировать дефицит внимания. Если он
обнаружит (разумеется, на уровне условных
рефлексов), что на какое-то его действие тут же откликаются родители, то он будет
эксплуатировать это действие до самого конца
жизни (!). Даже после смерти родителей. Как правило, обычным проявлением этого
является голосовой призыв (и у зрячих тоже).
Вспомните "Семнадцать мгновений весны": во время родов радистка "Мама" кричала
по-русски....

3. Зрячие родители, к сожалению, не понимают своего ребенка. Они часто полагают,
что достаточно того, что они сами видят свое
чадо, и успокаиваются. А должны бы понимать, что ребенок их не видит и оттого
беспокоится.

4. У детей с остаточным зрением есть зрительные ощущения и это их очень интересует.
Раздражение глазного нерва задействует весьма
большую зону в коре головного мозга, которая у таких детей остается не загруженной
полностью и поэтому более остро реагирует на
любое раздражение. Кстати, если помните, то когда вы потеряли зрение, то ощутили,
что как бы обострилось обоняние и слух. Вот
что-то подобное, то есть обостренная реакция на любой световой раздражитель существует
у детей с остаточным зрением. Это тоже
может служить причиной их интереса к собственным глазам (а также к интенсивным
источникам света. Любой зрячий будет дергаться,
если ему иголкой колоть в задницу, Яркий источник света -- та же иголка). Напомню
самый важный момент для всех, кто общается с
незрячим человеком: незрячий взаимодействует с миром на ощупь и на слух. Следовательно,
исследовать свои глаза он будет на ощупь.
То, что в результате многовекового развития мир был адаптирован к нуждам зрячих
не облегчает нам жизнь, но и не является фатальным
препятствием.,

5. Зрячие родители , заметив "некрасивые" движения своего ребенка, как правило,
весьма интенсивно начинают его от этого отучать.
Иногда даже бьют по рукам и всячески травмируют психику ребенка своими одергиваниями.
Нетрудно представить такую картину, когда
мамаша выговаривает своему сыну семи лет, а тот от этого еще больше раскачивается
и хватается за глаза. Мамаша от этого просто
сатанеет и ругается еще больше, а ребенок раскачивается еще больше. Спрашивается.
кто из этих двоих умнее? Комплексы, которые при
этом формируются, весьма реальные. Они, разумеется, в основе своей не перебьют
любовь ребенка к родителям, но жизнь ему испортят.
Например, после внушительной беседы по поводу того, что если он будет раскачиваться,
как придурок, то в школе все над ним будут
смеяться, ребенок просто откажется идти в школу, а в последствии будет избегать
любого общества незнакомых ему людей (да и
знакомых тоже).

6. Все это должен был вам рассказать квалифицированный детский психолог. Кроме
того, он должен был вам рекомендовать методику
работы с ребенком. Я бы советовал идти не к тифлопедагогу, а к обычному детскому
психологу (но хорошему) и поговорить с ним. Если
вы проживаете в Москве, то здесь не должно быть сложностей.

7. Самое опасное, по-моему, это заниматься психокоррекцией по электронной почте.
Во-первых, разговор получается общий и к
конкретному ребенку отношение имеет малое. Не зная возраста ребенка, семейных
отношений, бытовых условий, атмосферы в школе или
дошкольном учреждении, никакой психолог конкретных рекомендаций вам не даст.

8. Вопреки п.7. добавлю, что коррекция в игровой форме, на мой взгляд, более
продуктивна и менее опасна.

9. С той поры, как вы потеряли зрение, поведение людей изменилось, но не очень
сильно. Но если бы этот разговор состоялся до
того, как это случилось, то вы были бы более наблюдательны.

10. Несколько слов для Светлады...
К сожалению, такая психокоррекционная технология, как подъем самооценки путем
мысленного унижения другого человека, является самой
распространенной на постсоветском пространстве. Поэтому если вы, заметив ценник
на шиньоне у американки, посчитали ее, мягко
говоря, ненормальной, то... Короче, вы же, как личность незаурядная, сами понимаете,
что лишь потворствовали собственному
тщеславию... Ведь не секрет, что "не такой, как все", у нас означает, что "хуже,
чем все".
С уважением, Анатолий.

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   "i_chay" Fri, 16 Sep 2005 11:00:11 +0500 (#438194)

 

Привет всем! Если бы не Вы, Y.chaY, в жисть бы в дискуссию не ввязалась. но
кое-что расскажу. хоть к исповедям и несклонна, расскажу о себе. я пришла в
школу с полным комплектом этих самых милых привычек, и тут узнала, что всего
этого делать нельзя. мои зрячие сверстники воспринимали всё, как надо,
потому что я классно плавала и бегала, в шкоду лезла вместе с ними. моим
родственникам, когда они обратились к врачам до школы, сказали, что, мол,
так надо, само пройдёт. и кучу привычек я действительно, как говорят,
переросла. а рук из глаз не вынимала где-то лет до двадцати пяти, и держала
там бы их до сих пор, не простудись я и не приобрети конъюнктивит (язык не
поворачивается сказать (слава богу). В результате, с повреждением слизистой
оболочки, привычка начисто прошла, несколько лет до глаз я дотронуться не
могла. Теперь об "искоренении). что только со мной ни делали: от увещеваний,
обучению вязанию, перебирания бус, до натравливания класса (не
разговаривайте с ней, она глаза давит!" класс не натравился, потому что
половина из него у меня списывала. Но от этого искоренения осталось
неприятное чувство, когда моим незрячим друзьям делают замечания в моём
присутствии. впечатление, что подсматриваешь что-то запретное, я чувствую,
как собеседник становится напряжённым. Альбинушка, ещё случай. Учителя из
меня не вышло по известным всем причинам, а вот практику проходить пришлось.
перед каникулами в моём классе (заметьте, шестой) у человечка истерика.
подхожу, спрашиваю, что случилось. оказывается, что учительница (выпускница
Герценки) написала маме письмо, что человек крутит головой, и мама теперь
человека на каникулы не заберёт, а в школе из его класса никто не остаётся.
подхожу к спецу, начинаю разговаривать, оказывается, письма она не писала,
просто решила искоренять привычку. ну, позвонили мы с человечком маме, мама,
естественно,приехала, и всё кончилось, как в мексиканском сериале. но
человек-то спросил: "мама, а правда, ты меня не любишь, что я головой
кручу?". так к чему эти душещипательные истории. Альбина, мы с вами
филологи, а, следовательно, воспитаны на детерминизме. Милые привычки -
следствие, очень хотелось бы услышать тифлопсихологов, чем они их объясняют,
ведь смотрите: они у наших примерно одинаковы: давят глаза, раскачиваются,
крутят головой, трясут кистями рук (значительно режже). есть же этому
объяснение?
С уважением ко все
м, Татьяна

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   "Tatyana & Vadim Muhamedshin" Thu, 15 Sep 2005 20:44:12 +0300 (#437964)

 

Доброго времени суток!

Выпуск 186. СЕРЖ <
cassano***@t*****.by>
писал:
"Мне кажется, что человек имеющий такие привычки должен поставить себе цель,
(максимально контьролировать своё поведение и акцентировать своё внимание
на таких вот "жестах"). дабы полностью искоренить их из своего повседневного
использования."

СЕРЖ, в том-то вся и проблема, что эти навящивые (не произвольные) движения не
отслеживаются человеком.
Трудно вас заставить что-то не делать, если вы не осознаёте и, в следствие этого,
не отслеживаете вашу двигательную активность.

Выпуск 187. Анатолий пишет:
"Трудности о которых вы говорите, по моему мнению, в основе своей не связаны
с ослаблением или потерей зрения. Склонность к повторяющимся непроизвольным
движениям существует и у зрячих. Это вообще-то
не наследство детства, а наследство более глубокое."

Анатолий, вы правы, говоря об эмоцианальной разбалансировке и стрессогенных ситуациях,
но вы немного, на мой взгляд, смешиваете понятие адекватных и не
адекватных навящивых движениях.

Как я попытался показать предыдущими материалами, наличие навящивых движений,
у незрячих в частности, обусловленно сдвигом в эмоцианальной сфере, повышенной
тревожности и в двигательных реакциях, которые у незрячего человека доминируют,
т.к. познание окружающего мира у него происходит, в большей мере, на ощупь.

"Поэтому возникает извечная дилемма: кто должен измениться? Незрячие должны держать
под контролем свое поведение (непроизвольные движения) или окружающие
должны изменить свое восприятие?"

Анатолий, я не вижу тут ни какой делемы. Я полностью согласен, в данном вопросе
с Литваком:
"Необходимо преодоление широко распространенного в обществе разделения на большинство
и меньшинство, на "мы" и "они", связанное с его (общества) дезинтеграцией
в различных сферах, жизни - общественной, экономической и т. д. Например, мы
бедные - они богатые, мы рабочие - они интеллигенты, мы здоровые - они ВИЧ-инфицированные,
онкологические больные, глухие, слепые и т. д. Поэтому реальная, а не псевдоинтеграция
инвалидов по зрению в общество может быть осуществлена только при
понимании зрячими проблем незрячих, их действительной личностной ценности, и
одновременно при устранении
предубежденности слепых об имеющейся якобы у зрячих оценки о слепых как малоценных
членах общества."

Если вы хотите находится в обществе, то и вести вы должны себя соответственно,
а значит в рамках тех правил, которые действуют в данном обществе. И тут,
на мой взгляд, постановка вопроса "пусть они изменяют своё восприятие..." кажется
не уместной.

"Но ведь речь идет о рефлекторных движениях (то есть той двигательной активности,
которая внутренне присуща данному индивиду, то есть является его внутренне
комфортным поведением в какой-либо ситуации). Если сформировать принудительный
контроль, то это станет источником стрессов и сомнений. Стоит ли насиловать
собственную (или ребенка) психику ради того, чтобы внешни вы (или ваш ребенок)
выглядели как все?"

Во-первых, "как все" в данном контексте не есть тоже самое, что "толпа", "серая
масса" и т.д. "Как все" - это социальные и моральные нормы поведения в коллективе,
обществе и т.д.
Во-вторых, навящевые движения не есть рефлекторные движения. Навящевость это
уже сигнал к тому, что начинается акцентуация или паталогия чего-либо.
В-третьих, научая ребёнка ходить на гаршок вы формируете у него принудительный
контроль за собой, который, в последствии, пройдя процесс интериоризации,
т.е. став неосозноваемым и перейдя в автоматическое действие остаётся с ним
до конца его дней не вызывая ни какого стресса.
Скорее стресс будет возникать, когда воспитатель, учитель или любой другой постаронний
будет всё время говорить: "перестань ковырять в носу...", "перестань
постоянно дёргать ртом..." и т.д.

Обучение, воспитание, коррекция - это не насилие над ребёнком, над человеком,
над личностью.

С уважением,
Алексей.

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   Fri, 16 Sep 2005 15:38:07 +0400 (#438334)

 

Здравствуйте, Алексей.

Во-первых, я не нашел вво фрагментах, которые вы направили в лист, что-либо противоречащее
тому, о чем я говорил.
Во-вторых, в большинстве приведенных текстов можно с легкостью убрать слово "незрячий"
и вы получите труды по психокоррекции для
зрячих (полагаю, что львиная доля методик тифлопсихологии и тифлопедагогики являет
собой редуцированные методы и методики
психологии и педагогики обычной).
В-третьих, никакой практической методики для решения поднятого Альбиной вопроса
в том виде, в каком она хотела бы его получить, в
этих научно-канцелярских отчетах о проделанной работе нет.

Вы пишите:

с Литваком...

А я не с Литваком беседую, а с Альбиной. И судя по ее письму, у нее такая диллема
есть. И она твердо уверена, что "это" надо
искоренять...

Все остальное -- исключительно ваше понимание вопроса. Замечу лишь вот этот фрагмент:

контроль за собой, который, в последствии, пройдя процесс интериоризации...

А Фрейда, наверное, уже никто и не помнит...

до конца его дней не вызывая ни какого стресса.

Зависит от того, как прошел этот процесс. Можно и неврастеника воспитать .
Сам процесс хождения на горшок стресса, может, и не
будет вызывать, но кто вам сказал, что в детстве это научение не было психотравмирующим
фактором, который с возрастом ушел в
подсознание? А потом проявился в виде неврозов или чего похуже?
С уважением, Анатолий.

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   "i_chay" Fri, 16 Sep 2005 20:47:37 +0500 (#438525)

 

здравствуйте, анатолий!
такая делема есть не у меня лично, а у сотни и тысяч родителей, дети которых
вдруг начинают проявлять эти признаки. зрячие родители, не сталкивавшиеся с
такими явлениями могут, действительно, поверить врачам и психологам и
решить, что это нормальное явление для слепого, но мы-то с вами знаем, что
это ненормально. а если родители незрячие? даже зная о том, что такая
проблема возможна, они могут ее упустить из-за элементарного отсутствия
визуального контроля за ребенком... и я бы все же не стала говорить о том,
что все, о чем мы тут говорим в полной мере свойственно зрячим. как говорила
светлана, у незрячих есть некий набор привычек, которые отличают его от
остальных... ненужно обобщать. в конце концов мы говорим здесь не о
неконтролируемой моторике вообще, а о конкретном случае - с незрячими
детьми. мы поставили одной из основных задач работу над этим в своем детском
центре, однако это оказалось самым сложным и практически безрезультативным.
лично я не качаюсь и головой не трясу, если вы это имели ввиду, а детишек
пока нет:-) однако, среди нас есть и первые, и вторые. и помочь друг другу -
наша задача.
с уважением
альбина

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   Sat, 17 Sep 2005 13:57:09 +0400 (#438937)

 

Здравствуйте, Альбина.
Могу лишь повторить, что истоки лежат в подавлении психической и физической активности,
вызванной утратой зрения. В дополнение к
тому, что я уже говорил, советую вам обратиться к фрагменту, присланному Алексеем
Любимовым, где речь идет о физической активности
незрячих.
То есть вполне возможна такая схема: ребенок активно пытается двигаться и натыкается
на предметы (ударяется руками и т.п.), то
есть терпит неудачу. Постепенно он сокращает свою двигательную активность до
такой области вокруг себя, в которой не встречает
предметов. Речь идет о совсем маленьких детях. Однако желание двигаться у ребенка
не изчезает, поэтому мышечную энергию он
расходует на малоамплитутдные и безаварийные движения типа раскачиваний. Поскольку
в этом случае ребенок не испытывает
дискомфорта и удовлетворяет свою потребность в физической активности, то такое
поведение закрепляется и становится внутренне
комфортным.
Если это действительно так, то достаточно при первых проявлениях такого поведения
организовать для ребенка физичискую нагрузку,
способную удовлетворить его потребности в физической активности. Например, поместить
ребенка в просторный манеж и находиться с
ним рядом, помогая ему совершать полноамплитутдные движения руками и ногами,
ползать и играть с малогабаритными предметами. Когда
ребенок устанет, его можно вернуть в кроватку. Если во время игры не оставлять
ребенка одного, то, кроме физической активности, он
получит и необходимый психо-эмоциональный контакт.
Движения типа "давить глаза" имеют, по-моему, другую природу, а именно -- недостаточное
возбуждение коры головного мозга,
взаимодействующей с глазным нервом. Надавливая на глаза, ребенок как бы симулирует
некие ощущения, которых ему недостает.
Если это действительно так, то возможны какие-нибудь игровые модели типа "А
что это такое?", в которых ребенок ощупывает себя и
родителей, а последние комментируют все, что трогает ребенок (речь идет о лице).
Возможно, в конце концов удовлетворив
любопытство, ребенок больше не будет возвращаться к этой части тела.
Все это сопровождается словом "возможно", потому что проверяется на практике
и требует индивидуального подхода к ребенку.
С уважением, Анатолий.

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   "i_chay" Sat, 17 Sep 2005 18:57:28 +0500 (#439246)

 

Здравствуйте.
По-моему, надо немножко разделить.
Я не психолог, потому говорю, как простой юзер.
Барабанить пальцами по столу можно и зрячему и слепому, потому как таковые
движения, (не только барабанить, но ещё много) присущи многим, это может
только вызвать отношение, как присущее именно данному индивиду движение, а
давить глаза, или, не дай бог, раскачиваться, движения, присущие слепым,
может, ещё каким группам, о чём я не знаю, не присущее большинству, всё таки

пока будем делить вот так.
Человек, совершающий такие движения в любом месте, например, в общественном
транспорте, на глаз обычных людей будет считаться дураком, ведь только
дураки качаются, это распространённое мнение, и глаза трогают тоже.
Ещё считают, что слепые "глаза трут" (это я в кавычках написал), потому что
у них глаза болят.
Я был крайне удивлён, что в рассылке открылась такая тема, я думал, что это
очень редкое и неприятное явление, потому как у нас в школе считанные
единицы обладают подобными движениями, глаза давили я да ещё двое, а качался

только один, между прочим, далеко не дурак, оказывается, эта проблема хорошо

распространена...

с уважением
Алексей
Самара
slep@s*****.ru

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   "alexey" Mon, 19 Sep 2005 11:19:00 +0500 (#439885)

 

здравствуйте!
срочно нужны любые материалы на тему выражения эмоций через мимику у
незрячих, может кто что подскажет?
спасибо!
лена
ele***@g*****.com

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 74 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

Ответить   "Elena Goryanskaya" Thu, 22 Sep 2005 00:28:54 +0400 (#441500)