Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2005-09-24

[sbo] Re: Ещё в тему

Привет всем и Светладе.

Раз уж здесь зашла речь об университетах и вообще адаптации незрячих в
обществе,
то мне бы хотелось заметить, что это ничуть не меньшая проблема, чем та,
которая
связана с непроизвольными движениями. Тем более, что обе части обсуждения
тесно
переплетены между собой, поскольку человеку, имеющему те самые
непроизвольные
движения, по определению, гораздо сложнее пройти процесс социализации, т.к.
не
смотря ни на что, он ощущает свои комплексы и недостатки. Это вызывает
замкнутость
Народб, вот мне интересно, чтго считать адаптацией, или, иначе говоря, когда
человек может сказать себе (людям это совершенно, кстати, неинтересно), я,
мол, уже адаптировался. Да, действительно, мы нуждаемся в посторонней
помощи, как, впрочем, и любой другой человек. Скажем, если тётя Галя клеит
обои лучше тёти Зои, то зачем тёте Зое их клеить, если она может позвать
тётю галю и та с удовольствием ей поможет, получвив за это причитающееся.
Если, скажем, незрячий, обучающийся в ВУЗе, покупает продукты в
супермаркете, подаёт их себе на стол, самостоятельно досирается до места
обучения, предоставляет заданное, сдаёт сессии на отлично, при этом красит
волосы в парикмахерской и покупает одежду в магазине, используя или не
используя помощь зрячих, в зависимости от того, насколько это ему нужно, он
адаптирован или нет? А если из набора что-то отсутствует: ну, скажем,
человека есть кому сопроводить на занятия, а всё остальное присутствует,
тогда как? Да, к специалисту обращаться нужно, но, пардон, где я в Харькове
Матроскина-то возьму, а те, с кем довелось говорить, пересказывают то, что я
и без них знаю.

и необщительность, а зачастую озлобленность и неудовлетворённость собой и
окружающими.
Многие незрячие, стараясь оставаться в тени, практически ни с кем из зрячих
не
общаясь, тем не менее пытаются выглядеть адаптированными и
реабилитированными.

А вот тут ещё сложнее, я, например, получила квартиру четыре года назад,
первое, что я услышала, было: О, слепых поселили, теперь всеп домом с ними
будем водиться. Ладно, подарила, чтобы не быть озлобленной, замкнутой и
неудовлетворённой собой. Подарила также, что, мол, что же вы так, дороги до
остановки не знаете, все незрячие сами ходят, а я вот Вас провожу. сказала
человеку голосом киев-стар-сервиса спасибо, дорогу до остановки за два дня
выучила, но вот общаться мне с этой дамой никак, ну совсем никак не хочется,
да и ей со мной, не потому, что кто-то из нас плохой, нам просто делать друг
с другом нечего, она смотрит сериалы, я -- книжки читаю, и спокойно общаюсь
о них со слепыми и зррячими. Ну, умолчу уже о том, что когда залили соседей
четырьмя этажами выше, подхожу к остановке и слышу: ой, там слепые полдома
залили. заметим, что мы ещё не залили никого, хотя это возможно, и
необязательно по нашей небрежности, скажем, сорвало смеситель. а к чему это
я всё веду: люди, в основном, сходятся по интересам, и если у кого больше
слепых друзей, то это совершенно необязательно, что они плохо адаптированы.
Например, если выбирать между лежащим под киоском 36 часов Ванечкой, кстати,
осознающим, насколько он рангом выше меня, и незрячей Светладой, я бы
выбрала ураган местного значения. Мои зрячие друзья звонят мне из разных
концов света не потому, что я суперадаптирована, я, кстати, не умею вязать,
шить, собирать радиоприёмники и печь блины. а вот моим друзьям почему-то со
мной интересно.
С уважением ко всем, Татьяна

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 76 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

   "Tatyana & Vadim Muhamedshin" 2005-09-24 18:06:29 (#442674)

[sbo] Re: Ещё в тему

Здравствуйте, уважаемые участники листа!
хотелось бы немного добавить к теме светлады. не смогла не вступить в
дискуссию, т.к. восхищаюсь способностями и умениями этой девушки.
я в университете не обучалась, по сему хотела бы несколько изменить
тему, т.к. все эти темы - звенья одной цепи. я хотела бы остановиться на
дальнейшей реабилитации нашего брата в мире зрячих, т.е. на адаптации
незрячих уже по окончании учебного заведения при поступлении на работу.
я никогда не работала в структурах вос. мне всегда приходилось вести
свою трудовую деятельность в мире обычных людей. моя работа очень сильно
связана с людьми. приходится иметь дело с разными людьми, причём, как с
начальственным составом, так и с клиентами. в принципе, у меня никогда не
было серьёзных проблем на рабочем месте как с одной, так и с другой
стороной. но это стоило огромных усилий. во-первых, всегда втройне
внимательно необходимо следить за внешним видом - чтобы стрижка была свежей,

чтобы руки и лицо были ухожены, чтобы одежда была чистой... да все мелочи
приходится учитывать. Во-вторых, подсознательно проверяешь себя на предмет
всего, что связано с жестикуляцией и движениями. малейший неудачный поворот
головы может вызвать косые взгляды или сочувственный тон. в связи с этим
хочется заметить, что этому вопросу не уделяется достаточно внимания в
школах для незрячих. Кто не наблюдал картину, когда незрячие идут по улице,
задрав нос кверху, беспорядочно шаря руками во всех направлениях, когда они
даже не повернут головы в сторону сообеседника, который предлагает помощь...

Воспитательница, взявшая нас ещё малышами, сызмальства всему этому учила наш

класс, за что мы все ей очень благодарны. Конечно, родители тоже должны
учить этому детей. Ещё, нужно во сто крат более ответственно выполнять ту
работу, которой ты занимаешься на своём рабочем месте - ведь над нами всегда

висит угроза, что зрячий человек, по мнению начальства, выполнит её лучше.
Это лишь некоторая часть того, на что стоит обратить внимание незрячему
человеку. постоянно стараясь и работая над собой, мне удавалось избежать
излишнего акцента со стороны окружающих на мой физический недостаток.
конечно, многое ещё зависит от каких-то природных факторов и черт характера,

но всё же немалая доля личной инициативы имеет огромное значение для
достижения успеха.
Мой круг зрячих знакомых огромен. Я очень этому рада. я рада тому, что в

большинстве своём люди что-то спрашивают о нашей жизни, быти и др. только
после вкрадчивого: "Извини, что спрошу, а..." или я сама просто-напросто
рассказываю, как происходит у нас то или иное событие, т.е. как наш брат
приспосабливается к быту. Конечно, бывают сложности, курьёзы, но по большей
части люди воспринимают меня как равную, как свою среди своих. но это для
нас - великий труд, быть равной среди равных. Но, поверьте те, кто не
верит - это огромное счастье!
с уважением
Beauty

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 76 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

   2005-09-24 16:55:38 (#442615)

[sbo] Ещё в тему

Здравствуйте!

Раз уж здесь зашла речь об университетах и вообще адаптации незрячих в обществе,
то мне бы хотелось заметить, что это ничуть не меньшая проблема, чем та, которая
связана с непроизвольными движениями. Тем более, что обе части обсуждения тесно
переплетены между собой, поскольку человеку, имеющему те самые непроизвольные
движения, по определению, гораздо сложнее пройти процесс социализации, т.к. не
смотря ни на что, он ощущает свои комплексы и недостатки. Это вызывает замкнутость
и необщительность, а зачастую озлобленность и неудовлетворённость собой и окружающими.
Многие незрячие, стараясь оставаться в тени, практически ни с кем из зрячих не
общаясь, тем не менее пытаются выглядеть адаптированными и реабилитированными.
Однако стоит лишь немного копнуть глубже, как тут же становится ясно, насколько
всё это показное и надуманное.

Мир незрячих, пусть даже в крупных городах, вроде Москвы, замкнут и весьма тесен.
Поэтому нам приходится выходить за его рамки, налаживать контакты и связи со
внешней средой. Не всем это удаётся одинаково легко и свободно. Одни более приспособлены
и сразу готовы влиться в инородный коллектив, другим требуется тщательная подготовка
и работа с психологом. Но, увы, незрячие имеют и ещё такой неприятный комплекс,
как закрытость и наигранная недоступность. Зачастую большинство придерживается
того мнения, что они ни в чьей помощи, особенно специалиста, не нуждаются. Хотя,
в действительности, дело обстоит совершенно наоборот.

Особенно подобное становится заметно по окончании школы и при поступлении в университет.
У нас в городе, например, существует такая достаточно показательная тенденция.
Обычно, окончив двенадцать классов, бывшие ученики стараются, если надумали идти
в высшее учебное заведение, определяться на один и тот же факультет группами
по два-три человека. Это делается нарочно (иногда, были примеры, ради того, чтобы
поступить вместе с подругой или другом, жертвовали своими личными интересами
и пристрастиями), дабы не терять связи с миром незрячих и всегда иметь под руками
верную поддержку на случай, если отношения с однокурсниками не заладятся. Другая
характерная черта заключается в том, что даже поступая в университет, местные
незрячие всеми способами стремятся оставаться жить в специальном общежитии для
нашего брата, а не селиться в университетских общагах, чтобы ни дай бог не столкнуться
с трудностями общения со зрячими. Хотя, конечно, встречаются и такие, кто живут
в университетских общежитиях, но чаще всего у них отношения не складываются,
и они испытывают постоянный дискомфорт.

Одна из девочек, в этом году окончившая традиционный филологический факультет,
жаловалась мне на то, что её соседки по комнате всячески над ней издевались,
зная о её слепоте. Впрочем, это и не удивительно. Девочка настолько нереабилитирована,
что не умеет поставить себя даже в обществе равных себе по статусу, т.е. среди
незрячих, а что уже говорить про более сложный и жестокий мир зрячего студенчества.

Другой пример ещё более трагичен. Девочка занимается в специальном училище массажистов
в группе таких же незрячих, как и она сама. Но при этом мать, испытывая чувство
вины за то, что дочка потеряла зрение, настолько опекает и оберегает своего ребёнка,
что предпочитает заплатить девочкам-соседкам за то, чтобы они ухаживали и присматривали
за её чадом. Сама девочка об этом не знает, однако может догадываться. И тем
не менее, складывается ложное чувство того, что всего она добилась собственными
силами, а отношение к ней столь лояльное исключительно благодаря проявленным
ею положительным качествам.

Сама я поступала в университет три года назад. Причём, выбрала тот факультет,
на котором никто из наших незрячих в Одессе ещё не занимался. Товарищи и поддержка
мне были не нужны, да и у кого, кроме меня, могла возникнуть охоьта идти на философский?..
Поэтому со всем справлялась самостоятельно. Первый год было весьма сложно. Непривычная
обстановка, косые взгляды, сочувственный тон преподавателей. Однако постепенно
со всеми нашла общий язык. Однокурсники всегда и везде помогают мне, а я помогаю
им, доставая редкие книги и принося самые подробные на курсе конспекты, поскольку
пользуюсь диктофоном, а дома переписываю лекции на компьютер.

Во втором семестре первого курса даже был забавный случай. Преподаватели мне
попались весьма сердобольные. Они полагали, что университет для меня - это сугубо
средство самореабилитации, а потому можно не сильно грузить и спрашивать незрячую
студентку. Пришлось их переубеждать. Сейчас с меня требуют, как с хорошей. Да
ещё и побольше, чем со всех остальных.

Так вот. В этом самом семестре у нас была математическая логика. Причём, велась
она одним из самых грозных преподавателей в университете. Он славился своей жёсткостью
и категоричностью взглядов. Пары проходили приблизительно следующим образом:
преподаватель входил в аудиторию, брал в руки кусок мела и тряпку, подходил к
доске и полтора часа выписывал какие-то формулы и таблицы, перемежая их фразами
типа: "ПОСМОТРИТЕ СЮДА...", "КАК ВЫ ВИДИТЕ...", "ВОТ ЗДЕСЬ МЫ ЗАМЕЧАЕМ...". Естественно,
что мой диктофон тут был абсолютно бессилен. Я подошла к преподавателю и сказала
о своей проблеме. Он посоветовал брать конспекты у однокурсников и пытаться разбираться.
После нескольких неудачных попыток добиться хоть более-менее сносного объяснения
того, что изображено, от своих соучеников, я была вынуждена признать эту затею
бесперспективной и забросить её. Когда подошло время зачёта, преподаватель сам
подошёл ко мне и сказал, что поставит мне автомат безо всяких ответов. Просто
за то, что я посещала пары. Но меня это не устраивало. Я знала, что другим придётся
очень тяжело отдуваться на письменной контрольной, в виде которой и проходил
зачёт. Тогда мне пришла в голову идея. Я предложила преподавателю ответить одну
из чисто устных тем, которые у нас всё-таки были. Он жутко удивился тому, что
меня не устроила оценка нахаляву, но согласился. Тогда-то я ему и ответила весь
теоретический материал. Он с удовольствием мне поставил заслуженную оценку. А
на следующий год уже терзал точно так же, как и всех прочих, но по устным темам.

С уважением и наилучшими пожеланиями,
Светленова Светлада - г. "LIB-TOWN"!
mailto:orientati***@b*****.ru
link:http://villa-13.narod.ru
msn:cilhant***@i*****.ru
icq:312691558
mobile phone: 10 38 066 29 30 784

Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 76 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

   2005-09-24 13:45:06 (#442506)