Здравствуйте!
Однажды, благодаря усилиям нашей дорогой Beauty, данная тематика уже поднималась
на этой рассылке, но особого прилива энтузиазма, к сожалению, у подписчиков не
вызвала. Хотя наш дискуссионный лист и носит наименование: "ВОПРОСЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
И СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ". Думаю, что это достаточно
широкое определение, под которое попадают и взаимоотношения между родителями
и детьми. Особенно сложными такие взаимоотношения получаются в семьях, где либо
ребёнок, либо родители имеют ту либо иную степень инвалидности. Именно этот аспект
и предлагалось обсудить. Изначально жаркой дискуссии не получилось, а жаль...
Что же, можно попробовать и ещё раз, подойдя к проблеме немного с другой стороны.
Тем более, что наши идеи, как показывает практика, пользуются большим спросом
на рынке нарушения авторских прав...
Так вот, если вернуться к вопросу о родителях и детях. Очень часто возникает
сложная психологическая ситуация, когда в семье зрячие родители и незрячий ребёнок.
Я сама неоднократно видела плачевные примеры и последствия. Чаще всего матери
начинают чувствовать себя виноватыми за то, что произошло с их детьми, и пытаются
компенсировать допущенную оплошность излишней опекой и вниманием. В итоге, ребёнок
начинает чувствовать полную безнаказанность за свои поступки, привыкает к постоянному
надзору и тому, что за него всё сделают другие, а когда оказывается в ситуации,
где необходимо проявить самостоятельность и принять решение, теряется и впадает
в депрессивное состояние. Мне кажется, что это очень важный вопрос, который нуждается
во всестороннем обсуждении, т.к. подобное случается очень часто. А материалы
по данной теме можно будет выложить на сайте нашего дискуссионного листа, когда
он начнёт функционировать в полной мере.
Собственно говоря, многие из нас, думаю, на личном опыте сталкивались с подобным
проявлением родительской заботы, именуемой ещё и гиперопекой. Так вот, кто что
может посоветовать детям (если они достаточно взрослые, но потеряли зрение) и
родителям незрячих детей, чтобы избежать данной ошибки и не сломать жизнь себе
и своему ребёнку?
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Светленова Светлада - г. "LIB-TOWN"!
mailto:orientati***@b*****.ru
link:http://villa-13.narod.ru
msn:cilhant***@i*****.ru
icq:312691558
mobile phone: 10 38 066 29 30 784
Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 71 человек
Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru
Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru
← Сентябрь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
9
|
11
|
||||
20
|
21
|
|||||
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт листа:
http://www.lyubimov.su
Открыт:
05-07-2004
Пре-модерация: Нет
Адрес для писем в лист: psychology.orientation-list@subscribe.ru
Адрес
модератора: psychology.orientation-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Ответы:
Добрый день всем!
Лишь вчера подписалась на данный дискуссионный лист и пока не до конца
врубилась в обсуждаемые проблемы. Однако, могу кое-что рассказать о
взаимоотношениях детей и родителей (в случае, когда ребенок слепой, а
родители зрячие). весной этого года я работала по гранту с незрячими
дошкольниками, наша программа предусматривала подготовку ребенка к
поступлению в первый класс специализированной школы. так вот. наблюдается
как правило две тенденции: либо ребека, как говорила светлада всячески
опекают, как бы компенсируя тем самым свой "грех", что приводит к весьма
неутешительным результатам, либо, что встречается почти столь же часто - с м
не особо церимонятся, считая, мягко говоря, неполноценным. однако, как я с
радостью обнаружила, существует и третья сторона этой медали - у нас
обучался мальчик, ему 6 лет. он в этом году пошел в первый класс. родители
вложили в него столько, что нам практически нечего было уже делать. он
прекрасно осознавал, что он не видит, однако это не мешало ему быть активнм,
любознательным, принимать участие в играх зрячих сверстников. когда мы
показали ему трость и прибор для письма по брайлю, у мамы буквально
загорелись глаза. с тех пор прошло 3 месяца. сейчас ребенок прекрасно пишет
и учится читать, ходит везде с тростью без всяких комплексов и стеснения. но
таких примеров, к сожалению, меньше, чем хотелось бы. а проблема, главным
образом, заключается в том, что у нас очень мало специальной литературы для
родителей незрячих детей. от этого и все ошиьбки, и стериотипы поведения в
семье.
с уважением
альбина.
Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 72 человек
Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru
Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru
Здравствуйте, участники листа и Александр из славного города новокузнецка!
вы писали о том, что родители у нас не сильны в тифлопедагогике. Да,
конечно, но, кстати, в своём сккромном эссе о воспитании ребёнка я поднимала
наиболее знакомую мне тему - когда ребёнок зрячий, а родители - ну, скажем,
не совсем. Насколько я понимаю, тифлопедагогика больше подошла бы к случаям,
когда зрячие родители воспитывают незрячего ребёнка.
спасибо за внимание
With best regards,
Beauty
Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 72 человек
Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru
Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru
Доброго времени суток!
Несомненно, тема поднятая на страницах данного дискуссионного листа многопланова
и не проста... Для начала, я хочу поведать вам реальный случай, который меня
немного выбил из колеи на несколько минут, хоть я и привык ко многому, матаясь
по городу и территории бывшего СССр, но тем не менее...
Станция метро "Октябрьская" (радиальная). Иду неспеша на выход в город... Подходят
два поезда и шум на станции стоит невыабразимый. На железной щёточке эскалатора
я задеваю мужчину, который чего-то завис и никак не мог встать на полотно, чтобы
начать подъём. Что он мне сказал я так и не понял, но я дал возможность мужчине
отъехать на приличное расстояние и встал на полотно сам.
Подъехав наверх и сделав шаг с эскалатора я вписался в мужчину и слегка подвинул
его на пару метров. Я даже не успел подумать о том, что он так долго стоял на
самом выходе с эскалатора и разве трудно было бы сделать пару шагов в сторону,
чтобы не заслонять собой выход с эскалатора, как на меня обрушилась терада следующего
содержания:
- (отборный мат), я слепой!
- Извините, говорю я, - Я тоже не вижу.
- Какого... (отборный мат), ты тогда тут ходишь?
- Простите пожалуйста, отвечаю я, - но...
- Пошёл ты... (очередная порция отборного мата)...
Я понял, что диалог сегодня у меня не получился и спокойно вышел из метро. Остановился
неподалёку от выхода, закурил. Дальше картинка следующая:
Открывается дверь метроо и оттуда голос мужчины:
- Я слепой! Не толкайтесь! Дайте выйти!
Небольшая пауза. Дальше:
- Если вы хотите мне помочь, то пожалуйста... Я вас на пять минут задержу...
Нет?.. Да пошла ты!..
После этого, наш незрячий товарищ, выйдя таки из метро, пошёл к Ленинскому проспекту,
но не попрямой, а весьма и весьма замысловатыми зиг-загами.
Поясню сразу: товарищ был трезв, т.к. в момент нашего диалога я не услышал от
него запах алкоголя, а для иных допингов мужчина был уже староват.
Вот стоял я докуривая и думал: о каком вообще ориентировании и камуникабельности
может идти речь, если "собрат" вот так вот себя ведёт, показывая окружающим,
что слепой - это хам, зверь неотёсанный и весьма неприятноя личность.
Обыватель врядли запомнит в суете моё вежливое "спасибо". Он скорее обратит внимание
и запомнит данного субъекта и похожих на него. А в следующий раз он уже подумает,
а стоит ли помочь вон тому незрячему или его очередной раз обольют грязью и отборным
русским матом?
Так вот, Светлада писала:
"...если вернуться к вопросу о родителях и детях. Очень часто возникает сложная
психологическая ситуация, когда в семье зрячие родители и незрячий ребёнок.
Я сама неоднократно видела плачевные примеры и последствия. Чаще всего матери
начинают чувствовать себя виноватыми за то, что произошло с их детьми, и пытаются
компенсировать допущенную оплошность излишней опекой и вниманием. В итоге, ребёнок
начинает чувствовать полную безнаказанность за свои поступки, привыкает к постоянному
надзору и тому, что за него всё сделают другие..."
Я уверен, что надо, в первую очередь, учить ребёнка не только навыкам каммуникации
внутри семьи, но и строить свои отношения так, чтобы ребёнок воспринимал свою
слепоту или слепоту родителей, как данность, не делая из этого выгоду или предмет
для насмешек и издёвок.
Когда ребёнка воспитают в культуре, то и став самостоятельным и взрослым, ребёнок
не будет считать, что весь мир пошёл на него войной. Он не будет считать каждого
человека, который его задел, незаметил, не помог врагом и подонком. Он будет
одекватен в своём положении.
С уважением,
Алексей
Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 72 человек
Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru
Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru