КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 18.02.2019
HR Legal
Актуальные вопросы трудового законодательства, трудовых отношений в цифровой экономике и лучшие практики решения трудовых споров обсудят представители органов власти, крупного и среднего бизнеса, юристы и консультанты в области трудового права.
Установлены правила проведения проверок
операторов персональных данных
Правилами установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся операторами персональных данных, а также порядок организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных иными лицами, являющимися операторами персональных данных.
Действие настоящих правил не распространяется на контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О персональных данных".
Указывается, что государственный контроль и надзор осуществляется Роскомнадзором и ее территориальными органами и включает в себя организацию и проведение плановых и внеплановых проверок; принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений; проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с операторами; проведение мероприятий по профилактике нарушений.
Приказом устанавливается, в частности:
порядок проведения плановых и внеплановых проверок;
права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля;
особенности проведения документарных проверок;
правила проведения выездных проверок;
порядок оформления результатов проверок;
перечень мер, принимаемых в отношении фактов нарушения требований;
порядок организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с операторами;
порядок организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений требований;
досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц в ходе проведения проверок.
Регламентирован порядок установления ПФР страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
Госуслуга предоставляется гражданам России (кроме граждан, выехавших на постоянное жительство за пределы РФ и не имеющих подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на ее территории), иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в РФ. Положения регламента не распространяются на федеральных государственных гражданских служащих, обращающихся за назначением пенсии за выслугу лет.
Результатом предоставления госуслуги является назначение пенсии, перевод с одной пенсии на другую.
Граждане при обращении за назначением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) представляют документы, подтверждающие периоды работы и иные периоды, включаемые в страховой стаж. Кроме того, представляются, в частности, следующие документы:
- об обстоятельствах, предусмотренных федеральным законом о трудовых пенсиях, с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости, размер трудовой пенсии по инвалидности по состоянию на 31 декабря 2014 года;
- о нетрудоспособных членах семьи;
- подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении гражданина;
- о периодах работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- о периодах работы в сельском хозяйстве, дающей право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Рассмотрение заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и принятие по нему решения, в общем случае, осуществляется территориальным органом ПФР не позднее 10 рабочих дней со дня его приема со всеми необходимыми документами.
В приложении к документу приведены формы заявлений о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и о перерасчете размера пенсии.
Установленная в отношении
конкретного объекта недвижимости кадастровая стоимость, даже если она еще официально не используется в субъекте РФ для целей налогообложения, может применяться в качестве приемлемого правового инструмента с учетом соответствующего размера налоговой ставки
Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ пункты 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса РФ, поскольку они не исключают права налогоплательщика требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора) в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом
исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.
Конституционный Суд РФ, в частности, указал следующее.
Законодательство РФ не исключает определения кадастровой стоимости конкретного объекта недвижимости в период до завершения в субъекте РФ кадастровой оценки: в случаях осуществления кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости; при включении сведений в Единый государственный реестр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости; при осуществлении кадастрового учета изменений уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости. Однако в
таком случае кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки на основе указанных результатов (статья 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статья 16 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", Приказ Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года N 113).
С учетом этого для недопущения существенного (во всяком случае - в два раза и более) различия в размере налога на имущество физических лиц (в отношении одного и того же объекта налогообложения за один и тот же налоговый период) в зависимости от разных показателей налоговой базы (инвентаризационной и кадастровой стоимости), а также соответствующих им размеров налоговых ставок, т.е. для недопущения ситуаций, свидетельствующих о несправедливом налогообложении имущества граждан, следует исходить из того,
что, если применительно к конкретному налогооблагаемому объекту недвижимости уже установлена кадастровая стоимость, хотя она еще официально не используется в субъекте РФ для целей налогообложения, в качестве приемлемого правового инструмента может рассматриваться применение такой стоимости (в отсутствие установленных в надлежащем порядке фактов ее недостоверности) с учетом соответствующего размера налоговой ставки. Если же кадастровая стоимость конкретного объекта недвижимости
не определена, это не исключает применения взамен нее для целей налогообложения (по решению налогового органа, а при наличии спора - суда) рыночной стоимости соответствующего объекта, определенной в соответствии с требованиями нормативного регулирования оценочной деятельности. Отсутствие возможности исходить в указанных случаях из кадастровой (рыночной) стоимости и соответствующих ставок налога на имущество означало бы недопустимое отступление от принципов равенства и справедливости в сфере
налогообложения. Поэтому не должны являться препятствием к использованию для целей налогообложения кадастровой или рыночной стоимости объекта недвижимости неудобства, связанные с налоговым администрированием, поскольку цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод.
Таким образом, пункты 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса РФ не противоречат Конституции РФ, поскольку они не исключают права налогоплательщика - в тех субъектах РФ, в которых не утверждены в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и (или) не установлена единая дата начала применения на их территориях порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости, - требовать в индивидуальном порядке (при
разрешении налогового спора) в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.
При этом такой порядок, направленный на выравнивание налоговой нагрузки на граждан, не предполагает дополнительного применения при перерасчете налоговой базы по налогу на имущество физических лиц в индивидуальном порядке понижающих коэффициентов (пункт 8 статьи 408 Налогового кодекса РФ), предназначенных для недопущения резкого роста размера налоговых обязательств у налогоплательщиков после исчисления налога на имущество с учетом кадастровой стоимости объектов недвижимости по сравнению с уровнем таких
обязательств за предыдущий налоговый период, имея в виду, что в рассматриваемом аспекте речь идет об улучшении положения указанных налогоплательщиков в результате применения к ним нового порядка исчисления налога, а также что федеральным законодателем применение указанных понижающих коэффициентов связывается с моментом перехода субъекта РФ в целом на использование кадастровой стоимости в целях налогообложения.
Обновлены особенности постановки на учет в налоговых органах иностранных организаций
Новым порядком конкретизируется порядок постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами такого соглашения, с учетом условий ведения ими деятельности на территории РФ. Регламентирован порядок постановки на учет в налоговых органах иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме.
Уточнены требования к документам, необходимым для учета организации в налоговом органе.
В частности, установлено, что заверение перевода на русский язык документов, легализация или проставление апостиля документов, выданных или удостоверенных компетентными органами иностранных государств, не требуются, если эти документы и заявление о постановке на учет в налоговом органе иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме, представляются в налоговый орган через официальный сайт ФНС России в сети "Интернет" в соответствии с главой IX, регламентирующей порядок
постановки на учет таких организаций.
Установлено также, что в случае, если несколько обособленных подразделений иностранной организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет может быть осуществлена в налоговом органе по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа указываются в
уведомлении, представляемом в выбранный налоговый орган по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 НК РФ.
Признан утратившим силу Приказ Минфина РФ от 30.09.2010 N 117н, регулирующий аналогичные вопросы.
Приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Операторам электронных площадок разрешили взимать плату с лиц, с которыми заключаются контракты по
результатам проведения электронных процедур, при проведении совместных конкурса или аукциона при госзакупках
Оговорено, что такая плата может взиматься однократно.
Поправками также усовершенствованы нормативные правовые акты в сфере закупок, в том числе в части:
требований к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета;
дополнительных требований к функционированию электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства;
требований к банкам (включая требования к их финансовой устойчивости), в которых участниками закупок открываются специальные счета, на которые вносятся денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг.
Минфин России
установил форму расчета производственной мощности основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи
Также утвержден порядок составления расчета производственной мощности основного технологического оборудования. Она рассчитывается отдельно по каждому виду продукции. Приведена формула расчета. Указаны виды основного технологического оборудования, используемого для расчета производственной мощности.
Скорректирован порядок формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по операциям с ценными бумагами
Уточнено, в частности, что в расчетную базу резерва включается стоимость ценных бумаг с учетом переоценки, увеличивающей или уменьшающей стоимость ценных бумаг, без учета процентных доходов и корректировок, увеличивающих или уменьшающих стоимость ценных бумаг, формирующих в соответствии с нормативными актами Банка России о порядке бухгалтерского учета в кредитных организациях балансовую стоимость ценных бумаг.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Во II квартале 2019 года участники микрофинансового рынка будут использовать
ограничение дневной ставки, а не среднерыночные значения полной стоимости краткосрочного микрозайма
Сообщается, что Банк России опубликовал среднерыночные значения полной стоимости потребительского микрозайма (ПСК) микрофинансовых организаций (МФО).
ПСК, рассчитанные в процентах годовых по всем категориям потребительских займов на основе отчетности МФО за IV квартал 2018 года, должны применяться во II квартале 2019 года. Согласно законодательству, предельное значение ПСК не может превышать среднерыночное более чем на одну треть.
В то же время согласно вступившим в силу изменениям в действующее законодательство ежедневная процентная ставка по краткосрочным потребительским займам с 28 января 2019 года ограничена размером 1,5 процента в день, а с 1 июля 2019 года снизится до 1 процента в день при ограничении значения ПСК ставкой 365 процентов годовых.
В связи с этим участники микрофинансового рынка во II квартале 2019 года будут использовать ограничение дневной ставки, а не указанные среднерыночные значения ПСК.
В связи с вступившими изменениями Банк России ожидает существенного снижения стоимости краткосрочных потребительских микрозаймов (на срок до 30 дней на сумму до 30 тыс. рублей).
Правила раздельного учета при п
олучении целевых средств установлены приказом Минфина России
Правила раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия структуры цены государственного (муниципального) контракта, контракта о поставке товаров (работ, услуг) должны соблюдаться юрлицами, КФХ и ИП в случае получения субсидий и иных целевых средств в случаях, предусмотренных Законом о федеральном бюджете на 2019 - 2021 годы.
Получатель целевых средств ведет раздельный учет доходов, расходов, активов, а также иных объектов учета по каждому контракту.
Раскрытие структуры цены договора осуществляется путем формирования информации по укрупненным кодам перечня направлений расходования целевых средств (в части плановых показателей) и на основании фактических кассовых выплат (в части фактических показателей).
Установлены особенности осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя
в отдельных случаях
Так, указывается, что при подключении теплопотребляющих установок потребителя к закрытым водяным системам теплоснабжения по независимой схеме, максимальная тепловая нагрузка которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, допускается отсутствие в составе узла учета расходомера теплоносителя в обратном трубопроводе при наличии расходомера (водосчетчика) на подпиточном трубопроводе.
Также установлено, что для теплопотребляющих установок, максимальная тепловая нагрузка которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, при использовании типового проектного решения от изготовителя теплосчетчика разработка проекта узла учета и его согласование не требуются.
Кроме того, установлены специальные требования к содержанию технической документации на теплосчетчик, если в ее составе производителем предоставляется проектная документация, разработанная на основании унификации и типизации конструктивно-технических и технологических решений и предназначенная для многократного применения (типовое проектное решение).
Максимальное время ожидания начала государственного контроля в пунктах пропуска через госграницу РФ будет устанавливаться только в морских портах
Установлено, что в технологических схемах организации пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных должна быть установлена продолжительность осуществления государственного контроля в пунктах пропуска, а для пунктов пропуска, расположенных в морских портах, - максимальное время ожидания начала государственного контроля.
Технологические схемы для каждого пункта пропуска будут разрабатываться администрациями пунктов пропуска, а не Минтрансом России.
Поправками в числе прочего установлено, что:
в автомобильных пунктах пропуска транспортный контроль осуществляется только в отношении грузовых автотранспортных средств или автобусов;
в морских и речных (озерных) пунктах пропуска контроль исполнения владельцами транспортных средств обязанности по страхованию своей гражданской ответственности осуществляется только в отношении автотранспортных средств, перемещаемых водным транспортом.