КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 18.09.2018
XII Профессиональная конференция "Трудовое право: актуальные вопросы и лучшие практики"
На конференции будут обсуждаться изменения в трудовом законодательстве: проверки ГИТ, сокращение численности/штата работников, электронный документооборот, срочные трудовые договоры и заемный труд, увольнение работника по инициативе работодателя и многое другое.
Установлен перечень грубых нарушений
лицензионных требований по осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
Поправками, в том числе:
уточнен перечень лицензионных требований по управлению многоквартирными домами, предъявляемыми к лицензиату;
установлен перечень грубых нарушений лицензионных требований (например, к ним отнесено нарушение лицензионного требования в части непроведения лицензиатом испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах и др.);
предусмотрено, что при повторном совершении грубых нарушений лицензионных требований из реестра лицензий субъекта РФ подлежат исключению сведения о многоквартирных домах, в отношении которых такие грубые нарушения совершены, либо обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению;
установлено, что решение о продлении срока действия лицензии принимается лицензирующим органом при условии, что в результате проверки лицензиата установлено соблюдение срока подачи заявления о продлении срока действия лицензии, его соответствие лицензионным требованиям, а также отсутствие грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
уточнен перечень технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением домом документов, технических средств и оборудования, которые ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать;
предусмотрено, что в состав документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включается реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса РФ, а также составленный с учетом требований законодательства о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);
к предмету проверок в рамках государственного жилищного надзора отнесено, в том числе, соблюдение требований к обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которыми не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, а также к порядку размещения информации в ГИС ЖКХ в соответствии с
законодательством РФ, и требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме;
расширены полномочия и компетенция главного государственного жилищного инспектора (в т.ч. они наделены правом издания в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ приказов (распоряжений) о назначении внеплановой проверки для ее проведения органом государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля).
Минпромторгом России предложены меры по исключению избыточных ограничений деятельности розничных рынков
Проектом, в частности, предусматривается:
организация рынка на основе бессрочно выдаваемого разрешения, выданного органом местного самоуправления, определенным законом субъекта РФ, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка (плата за выдачу разрешения и за переоформление не взимается);
закрепление закрытого перечня оснований для отказа в выдаче разрешения, для его переоформления, а также оснований для аннулирования разрешения по решению суда;
размещение торговых мест на рынке на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (места на рынке предоставляются управляющей рынком компанией лицам, осуществляющим торговлю на рынке, на основании гражданско-правового договора, который заключается на срок, составляющий
один и более дней);
закрепление нормы о допустимости продажи алкоголя на сельскохозяйственных рынках и сельскохозяйственных кооперативных рынках;
в отношении сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, расположенных на территориях городов с численностью населения менее одного миллиона человек, а также на иных территориях субъекта РФ, требование о размещении рынков в капитальных зданиях или строениях, сооружениях устанавливается законом субъекта РФ с учетом социально-экономических и климатических факторов (на сельскохозяйственных рынках и сельскохозяйственных кооперативных рынках, для которых установлена обязанность
использования исключительно капитальных зданий или строений, сооружений, для размещения торговых мест в пределах занимаемого рынком земельного участка допускается продажа товаров вне капитальных зданий или строений, сооружений с использованием временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Период работы указанных объектов в течение года и требования к их внешнему виду устанавливаются нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта РФ).
При заполнении расчета по страховым взносам необходимо отражать актуальные персонифицированные сведения о застрахованных
лицах
Сообщается, что персонифицированные сведения о застрахованных лицах должны быть актуальны по состоянию на момент формирования данного расчета.
Правильность заполнения расчета можно проверить с помощью программ "TESTER" и "Налогоплательщик", которые обновлены в соответствии с требованиями, вступившими в силу с 1 января 2018 года. В программы интегрированы контроли, при несоблюдении которых расчет будет считаться непредставленным.
Налог на имущество физлиц с кадастровой стоимости отдельно стоящих гаражей исчисляется с применением налоговых ставок, не превышающих 2 процентов
Сообщается о порядке применения ставок по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимого имущества (отдельно стоящих гаражей), включенных в Перечень, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Минфин России поддержал позицию ФНС России о применении в отношении указанных объектов налоговых ставок в размерах, не превышающих 2 процентов (подпункт 2 пункта 1 статьи 406 НК РФ).
Ряд магазинов в центре Москвы присоединились к системе "tax free"
Правительство РФ дополнило перечень мест размещения организаций розничной торговли (их обособленных подразделений), участвующих в системе "tax free".
С 2018 года граждане иностранных государств, не входящих в ЕАЭС, вправе вернуть НДС за покупки на территории РФ, совершенные в течение одного дня на сумму не менее 10 тысяч рублей в одном из магазинов розничной торговли, включенных в Перечень.
Постановлением данный Перечень пополнился организациями розничной торговли, расположенными в Москве по установленным адресам, в частности, на Красной площади, на улицах Большая Дмитровка, Кузнецкий Мост, Никольская, Новый Арбат, Петровка.
Также в Перечень включен магазин, расположенный в г. Казань, просп. Ибрагимова, д. 56.
Конституционный Суд РФ отказал в рассмотрении жалобы общества на невозможность ретроспективного применения положений статьи 54.1 НК РФ
Положения данной статьи о бремени доказывания налоговыми органами получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды применимы к налоговым проверкам, назначенным после 19 августа 2017 года.
С указанной даты вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2017 N 163-ФЗ, которым часть первая НК РФ дополнена статьей 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов". Данной статьей определены, в частности, действия налогоплательщиков, которые признаются злоупотреблением правами. При этом доказывание наличия соответствующих обстоятельств возложено на налоговые органы.
Общество, ссылаясь на положения части 2 статьи 45 Конституции РФ, пыталось обжаловать статью 2 указанного федерального закона, спорные положения которой не позволяют применять новый порядок, предусматривающий дополнительную защиту налогоплательщикам, к отношениям, которые возникли до вступления его в силу.
Конституционный Суд РФ указал, что установленное законодателем регулирование согласуется с общим принципом действия закона во времени и по кругу лиц в том виде, как это вытекает из статей 54 и 57 Конституции РФ, а также положений статьи 5 "Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени" Налогового кодекса РФ.
Налоговая инспекция доказала безвозмездность перечисленных иностранной компании денежных средств и правомерно доначислила
обществу налог
Инспекция в ходе проверки российской организации получила сведения от налоговой службы Канады в рамках соглашения "Об обмене информацией", что иностранная компания является фирмой-однодневкой, у которой отсутствуют активы и доходы, а весь документооборот, который она вела с российской организацией, формален.
В связи с этим были сделаны следующие выводы:
российская организация неправомерно отнесла затраты по хозяйственным операциям с иностранной компанией в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль;
безвозмездно полученные иностранной компанией денежные средства являются ее пассивным доходом, который подлежит обложению налогом в Российской Федерации.
Следует отметить, что суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали российскую организацию, посчитав, что признание сделки притворной не означает, что денежные средства были перечислены иностранной компании безвозмездно.
Однако Верховный Суд РФ в определении от 07.09.2018 N 309-КГ18-6366 указал, что выплаченные иностранной компании денежные средства при отсутствии иных доказательств, объясняющих природу платежа, по факту представляли собой часть имущества (капитала) общества, связанного по источнику своего образования с территорией РФ, распределенного в пользу иностранной компании с ее ведома и на безвозвратной основе, то есть была осуществлена выплата пассивного дохода.
Также Верховный Суд отметил, что налогообложение рассматриваемого пассивного дохода соответствует п. 2 ст. 21 соглашения, согласно которому другие доходы, не упомянутые в предыдущих его статьях, могут облагаться налогами в том государстве, где они возникают. Применение ст. 7 соглашения в данном случае неверно, поскольку она посвящена налогообложению доходов, полученных от обычной (активной) предпринимательской деятельности.
Верховный Суд РФ поддержал выводы налогового органа, который переквалифицировал выплаченные иностранной компании доходы от "активных
операций" в "пассивные" доходы и доначислил налог на прибыль организаций
Согласно пп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ перечень облагаемых налогом доходов иностранных организаций является открытым. При этом положения данного подпункта применяются к пассивным доходам, источником возникновения которых является территория Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 309 НК РФ предусматривает исключение из состава налогооблагаемых доходов тех поступлений, которые получены иностранной организацией от "активных операций" - продажи товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории РФ (кроме доходов от реализации акций (долей) и доходов от реализации недвижимого имущества).
При возникновении спора о наличии у российской организации, выплачивающей доход в пользу иностранного лица, обязанностей налогового агента, на налоговом органе лежит бремя доказывания следующих условий: возможность отнесения произведенных выплат к категории пассивного дохода; связь дохода с территорией Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства налоговым органом была доказана недостоверность документов, на основании которых общество рассматривало выплаченные иностранной компании денежные средства в качестве доходов от активных операций (оказания услуг).
Судами было установлено также, что денежные средства получены иностранной компанией безвозмездно, поскольку услуги по заключенным договорам не были оказаны данным лицом, а также отсутствовало намерение их оказать.
С учетом изложенного Верховный Суд РФ указал, что выплаченные денежные средства при отсутствии иных доказательств, объясняющих природу платежа, по факту представляли собой часть имущества (капитала) общества, связанного по источнику своего образования с территорией РФ, распределенного в пользу иностранной компании с ее ведома и на безвозвратной основе, то есть была осуществлена выплата пассивного дохода.
В связи с этим Верховный Суд РФ счел обоснованным вывод о том, что у общества в рассматриваемом случае возникла задолженность перед бюджетом в размере налога, не удержанного при выплате дохода иностранной компании, а также соответствующих сумм пеней.
Дополнен состав отчетности страховщиков в системе ОПС, направляемой Банком России в Агентство по страхованию вкладов
В связи с принятием отраслевых стандартов бухгалтерского учета актуализированы формы отчетности НПФ, расширен их состав, а также определены документы и информация, касающиеся деятельности страховщиков, направляемые Банком России в ГК "Агентство по страхованию вкладов".
Установлены также новые сроки направления отчетности в Агентство.
Признано утратившим силу Указание Банка России от 30.11.2014 N 3461-У, ранее предусматривающее состав отчетности и сроки ее направления в Агентство.
Минэкономразвития России переданы функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма и туристской деятельности
Также к функциям данного Министерства отнесена координация деятельности по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в РФ, а также осуществление государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма.
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) исключено из ведения Минкультуры России и передано в ведение Минэкономразвития России. Правительству РФ поручено обеспечить решение организационных, финансовых, материально-технических и иных вопросов, связанных с реализацией Указа.