КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 24.06.2016
Трудовой договор с директором – в "Конструкторе договоров"
У директора компании больше полномочий и ответственности, поэтому и трудовой договор с ним имеет ряд особенностей. Составить такой документ поможет сервис "Конструктор договоров", куда включен еще один договор – Трудовой договор с руководителем организации. Конструктор поможет учесть специфику работы директора. Есть выбор условий, предупреждения о рисках, рекомендации.
Законопроект, устанавливающий дополнительные требования к застройщикам, привлекающим денежные средства граждан, направлен в Совет Федерации
Законопроектом, в частности:
определяется минимальный размер уставного капитала застройщика или минимальный размер суммы уставного капитала застройщика и уставных (складочных) капиталов, уставных фондов связанных с застройщиком юридических лиц;
устанавливается порядок раскрытия застройщиком, привлекающим денежные средства участников долевого строительства, информации о своей деятельности;
предусматривается, что в случае заключения с гражданами договоров, объектами долевого строительства по которым являются жилые помещения в многоквартирном доме, застройщик, размер уставного капитала которого не соответствует установленным требованиям, обязан также заключить с одним или несколькими юридическими лицами договор поручительства. Договор поручительства подлежит нотариальному удостоверению и заключается до государственной регистрации первого договора участия в долевом строительстве
многоквартирного дома;
предусматривается возможность утверждения Правительством РФ типового договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома и иных объектов недвижимости;
предусматривается, что в целях дополнительной защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, обязательства перед которыми не исполняются застройщиками, в отношении которых арбитражным судом введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве, по решению Правительства РФ может быть создан фонд, средства которого формируются за счет обязательных отчислений (взносов) застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания)
многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и представлять ее уполномоченным органам
Юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
При этом юридическое лицо обязано:
регулярно, но не реже 1 раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;
хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 указанного Федерального закона, не менее 5 лет со дня получения такой информации.
Юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица определяются Правительством РФ.
Под бенефициарным владельцем в Законе понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.
Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 40 тысяч рублей, а на юридических лиц - от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Законопроект о запрете выращивания и разведения генно-инженерно-модифицированных растений и животных направлен в Совет Федерации
К основным направлениям государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности добавляются мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроль за выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду, которые осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.
Предусматривается, что по результатам мониторинга воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, Правительство РФ вправе запретить ввоз на территорию РФ генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, и/или продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы.
Устанавливается запрет ввоза на территорию РФ и использования для посева (посадки) семена растений, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии и которые содержат генно-инженерный материал, внесение которого не может являться результатом природных (естественных) процессов, за исключением посева (посадки) таких семян при проведении экспертиз и научно-исследовательских работ, а также запрет выращивания и разведения растений и животных, генетическая программа которых
изменена с использованием методов генной инженерии и которые содержат генно-инженерный материал, внесение которого не может являться результатом природных (естественных) процессов, за исключением выращивания и разведения таких растений и животных при проведении экспертиз и научно-исследовательских работ.
Вводится административная ответственность за нарушение законодательства в области генно-инженерной деятельности (размеры штрафа для должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей). Определяются органы, осуществляющие контроль за выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду, рассматривающие дела об указанных правонарушениях.
С 1 января 2017 года вступает в силу порядок раскрытия информации в
области обращения с твердыми коммунальными отходами
Регулируемыми организациями информация раскрывается путем:
обязательного опубликования на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, в сети Интернет;
предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций, а также запросов, поступивших в электронном виде.
Органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, информация раскрывается путем опубликования на его официальном сайте в сети Интернет. Органом местного самоуправления, которому в соответствии с законом субъекта РФ переданы полномочия по утверждению тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, информация раскрывается путем опубликования на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в
области государственного регулирования тарифов, в сети Интернет.
Раскрываемая информация должна быть доступна в течение 5 лет.
Регулируемой организацией подлежит раскрытию следующая информация:
общая информация о регулируемой организации;
о предельных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации (в части регулируемой деятельности) за год;
об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации;
об условиях, на которых осуществляется оказание регулируемых услуг;
о предложении регулируемой организации об установлении предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Также определены состав и порядок раскрытия информации органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными в области государственного регулирования тарифов.
Признаны утратившими силу постановление Правительства РФ от 30.12.2009 N 1140 "Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса" и положения других нормативных правовых актов Правительства РФ.
Размер единовременной выплаты за счет средств материнского капитала в 2016 году составит 25 000
рублей
Принятым законом предоставляется право на единовременную выплату в размере 25 000 рублей лицам, получившим государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и проживающим на территории РФ, если право на его получение возникло (возникает) по 30 сентября 2016 года включительно независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.
Если в результате использования размер средств материнского капитала меньше указанной суммы, выплата будет производиться в размере фактического остатка.
Заявление о предоставлении единовременной выплаты необходимо подать в территориальный орган ПФР не позднее 30 ноября 2016 года. Действие закона ограничено сроком по 31 декабря 2016 года.
По 31 декабря 2020 года освобождены от НДС ввоз и реализация на территории РФ племенного крупного рогатого
скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы, яйца, а также полученных от них семени и эмбрионов
Льгота применяется при наличии у налогоплательщика племенного свидетельства (при условии представления в таможенный орган разрешения), выданного в соответствии с Федеральным законом "О племенном животноводстве".
Ходатайство, заявление,
жалоба и иные документы могут быть поданы в суд в форме электронного документа
Федеральным законом внесены изменения в УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ, а также в некоторые федеральные законы в части установления особенностей применения электронных документов.
Так, глава 56 УПК РФ дополнена новой статьей 474.1 "Порядок использования электронных документов в уголовном судопроизводстве", которая предоставляет участникам уголовного судопроизводства право направлять в суд ходатайства, заявления, жалобы, представления и прилагаемые к ним документы в виде электронного документа посредством заполнения электронной формы документа, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и подписания этого
электронного документа лицом, направившим такой документ, электронной подписью в соответствии с законодательством РФ.
Судебное решение, за исключением решения, содержащего сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну, затрагивающие безопасность государства, права и законные интересы несовершеннолетних, решения по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности, также может быть изготовлено в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Предусматривается, что при изготовлении судебного решения в форме
электронного документа дополнительно изготавливается экземпляр судебного решения на бумажном носителе. По просьбе либо с согласия участника уголовного судопроизводства копия судебного решения в электронной форме может быть направлена ему с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Изменениями, внесенными в АПК РФ и ГПК РФ, предоставляется право участвующим в деле лицам направлять исковые заявления, заявления, жалобы, представления и иные документы в суд в виде электронных документов, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Также изменениями, внесенными в КАС РФ установлено, что административное исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом определено, что документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет", а также документы, подписанные электронной подписью, могут быть допущены в качестве письменных доказательств. Если копии документов представлены в суд в электронном виде, суд может потребовать представления подлинников этих документов.
Порядок заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", устанавливается Верховным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ в пределах своих полномочий.
Требования к техническим и программным средствам, используемым при выполнении судебных актов и иных документов в форме электронных документов и подписании (заверении) их усиленной квалифицированной электронной подписью, к использованию информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для направления таких электронных документов, иные требования, связанные с использованием документов в электронном виде при рассмотрении дела, перечень таких документов, подлежащих приобщению к делу на
бумажном носителе, определяются в порядке, установленном Верховным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ в пределах своих полномочий.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Положения УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются при наличии технической возможности в суде.
С 1 января 2017 года ужесточаются требования к новостным агрегаторам в Интернете
Установлено, что владелец новостного агрегатора на русском языке и иных языках РФ, доступ к которому в течение суток составляет более миллиона пользователей, обязан, в частности:
- соблюдать требования законодательства, регулирующие порядок распространения массовой информации;
- не допускать использование агрегатора в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений гостайны, распространения экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;
- проверять достоверность распространяемых общественно значимых сведений до их распространения и незамедлительно прекратить их распространение на основании предписания Роскомнадзора;
- не допускать использование агрегатора в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения недостоверной общественно значимой новостной информации под видом достоверных сообщений, а также распространения информации с нарушением законодательства;
- не допускать распространение новостной информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями;
- не допускать распространение новостной информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства;
- соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций;
- хранить в течение 6 месяцев распространенную ими новостную информацию, сведения об источнике ее получения, а также сведения о сроках ее распространения.
Определено также, что владельцем новостного агрегатора может быть только российское юридическое лицо или гражданин РФ.
Роскомнадзор будет вести реестр новостных агрегаторов, организовывать мониторинг соответствующих информационных ресурсов.
В случае обнаружения на агрегаторе нарушений уполномоченные государственные органы вправе обратиться в Роскомнадзор посредством заполнения электронной формы на его сайте, с приложением решения суда или решения указанного государственного органа с требованием принять меры по прекращению распространения такой информации.
За нарушение указанных требований предусмотрена административная ответственность. Так, неисполнение владельцем агрегатора предписаний Роскомнадзора о прекращении распространения новостной информации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до ста тысяч рублей, на юридических лиц - до миллиона рублей.
К сельскохозяйственным товаропроизводителям, имеющим право применять ЕСХН, отнесены
организации и ИП, оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства
Речь идет об услугах, которые относятся в соответствии с ОКВЭД к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции (посев сельхозкультур, обрезка фруктовых деревьев, уборка урожая, выпас скота и пр.).
Доля дохода от реализации перечисленных услуг должна составлять не менее 70 процентов.
Лица, соответствующие установленным условиям, и изъявившие желание перейти на применение ЕСХН с 1 января 2017 года, уведомляют налоговый орган о переходе на данный режим налогообложения не позднее 15 февраля 2017 года.
Ограничен размер неустойки по кредитному договору, обязательства заемщика по которому
обеспечены ипотекой
Согласно дополнению в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" размер неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по возврату кредита (займа) и уплате процентов по договору не может превышать:
ключевую ставку Центрального банка РФ на день заключения договора в случае, если по условиям договора предусмотрено начисление процентов за соответствующий период нарушения исполнения обязательств;
0,06 процента от суммы просроченной задолженности за каждый день нарушения исполнения обязательств в случае, если по условиям договора проценты за пользование кредитом (займом) за период нарушения обязательств не начисляются.
С 1 января 2017 года не допускаются производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом более 1,5 литра
За розничную продажу алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом более 1,5 литра на должностных и юридических лиц будет налагаться административный штраф от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей соответственно, с конфискацией предметов нарушения или без таковой. Аналогичные меры административного взыскания предусмотрены также за производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции в полимерной
потребительской таре объемом более 1,5 литра.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Уточнена процедура банкротства страховых организаций
Федеральным законом унифицируется механизм осуществления конкурсного производства в делах о банкротстве страховых организаций по аналогии с банкротством кредитных организаций. В частности, Агентство по страхованию вкладов наделяется полномочиями конкурсного управляющего в делах о банкротстве страховых организаций.
Уточняется также ряд мер по предупреждению банкротства страховых организаций, в частности, предусматривается, что введение временной администрации, в состав которой входят сотрудники Банка России и Агентства по страхованию вкладов, возможно в целях принятия мер по финансовому оздоровлению, возможно уже в преддверии банкротства, когда Банк России фиксирует его финансовые признаки.
Федеральным законом, кроме того:
- определяются особенности осуществления конкурсного производства в деле о банкротстве страховой организации;
- особенности установления требований кредиторов в ходе конкурсного производства;
- особенности ликвидации страховой организации;
- особенности банкротства отсутствующей страховой организации.
Из состава субъектов кредитной истории исключаются заемщики - участники накопительно-ипотечной системы
жилищного обеспечения военнослужащих
Платежи в погашение ипотечных кредитов военнослужащих осуществляет Минобороны России. В этой связи формирование кредитной истории в отношении военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы не является корректным.
Законом установлен также порядок исключения из кредитной истории уже имеющейся информации по ипотечным кредитам (займам), полученным военнослужащими.
Подписан закон, регулирующий порядок организации и деятельности региональных
общественных палат
В настоящее время региональные общественные палаты сформированы во всех субъектах РФ. Законом устанавливаются общие принципы организации и деятельности региональных общественных палат, что обусловлено необходимостью создания равных условий функционирования для общественных палат на всей территории РФ путем обеспечения унифицированных подходов к статусу палат, их целям и задачам, порядку формирования, составу и полномочиям.
Установлено, что правом на выдвижение кандидатов в члены палаты обладают общественные объединения и иные некоммерческие организации. Каждая организация вправе предложить одного кандидата из числа граждан, имеющих место жительства на территории субъекта РФ, чей опыт работы в сфере представления и защиты прав и законных интересов профессиональных и социальных групп составляет не менее 3 лет.
Количественный состав членов палаты определяется законом субъекта РФ, но не может составлять менее 21 человека и более 102 человек. При этом одна треть состава палаты утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ по представлению зарегистрированных на территории субъекта РФ структурных подразделений общероссийских и межрегиональных общественных объединений. Еще одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению зарегистрированных на
территории субъекта РФ региональных общественных объединений и некоммерческих организаций. Затем утвержденные две трети состава определяют состав оставшейся одной трети из числа кандидатур, представленных местными общественными объединениями, зарегистрированными на территории субъекта РФ.
Срок полномочий членов палаты составляет три года и исчисляется со дня проведения первого заседания палаты нового состава.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.
Подписан закон, регулирующий обращение биомедицинских клеточных продуктов, предназначенных для профилактики, диагностики и лечения заболеваний
или состояний пациента, сохранения беременности и медицинской реабилитации пациента
Закон регулирует отношения, возникающие в связи с их разработкой, доклиническими и клиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, производством, контролем качества, реализацией, применением, хранением, транспортировкой, ввозом и вывозом в/из РФ и уничтожением.
Кроме того, Закон регулирует отношения, возникающие в связи с донорством биологического материала в целях производства биомедицинских клеточных продуктов.
Действие Закона не распространяется на отношения, возникающие при разработке и производстве лекарственных средств и медицинских изделий, донорстве органов и тканей человека в целях их трансплантации (пересадки), донорстве крови и ее компонентов, при использовании половых клеток человека в целях применения вспомогательных репродуктивных технологий, а также на отношения, возникающие при обращении клеток и тканей человека в научных и образовательных целях.
Закон вступает в силу с 1 января 2017 года, кроме отдельных положений.
Утверждены новые Правила проведения идентификации
контролируемых товаров и технологий
Идентификация контролируемых товаров и технологий проводится в 2 этапа. На первом этапе устанавливается соответствие товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них) товарам и технологиям, включенным в контрольные списки. На втором этапе определяются действующие в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них) запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности, установленные Федеральным законом
"Об экспортном контроле", другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Результаты идентификации контролируемых товаров и технологий отражаются в идентификационном заключении. Утверждены форма идентификационного заключения и правила ее заполнения.
Кроме того, изменениями, внесенными в Правила получения российскими организациями специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля (Постановление Правительства РФ от 21.06.2001 N 477), предусмотрено, что необходимым условием для получения специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы является наличие, помимо прочего, квалификационного аттестата специалиста
в области экспортного контроля (для должностных лиц российской организации, наделенных полномочиями удостоверять своей подписью идентификационное заключение, указанное в статье 24 Федерального закона "Об экспортном контроле").
Признано утратившими силу Положение о проведении независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21.06.2001 N 477, и ряд положений нормативных правовых актов Правительства РФ.
С 1 сентября 2016 года сведения, необходимые для идентификации клиента банка, могут представляться в форме электронного документа
С указанной даты вступает в силу закон, предусматривающий упрощение порядка открытия банковских счетов экономическим субъектам, а также совершенствование процедуры идентификации клиентов.
Согласно закону организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях идентификации (обновления информации о клиенте) будут вправе использовать представленные клиентами сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Кредитной организации предоставлено право (за исключением установленных случаев) открыть банковский счет клиенту - российской организации без личного присутствия ее представителя в случае, если такой представитель является физическим лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ЮЛ, при этом:
ранее было идентифицировано при личном присутствии;
находится на обслуживании в данной кредитной организации;
в отношении его с учетом установленной периодичности обновляется информация.
Обновлены требования безопасности,
предъявляемые к субъектам транспортной инфраструктуры
Согласно принятому Федеральному закону, субъекты транспортной инфраструктуры, осуществляющие проектирование, строительство и (или) реконструкцию (в результате которой площадь реконструируемого объекта транспортной инфраструктуры и число прибывающих и отправляемых в течение календарного года пассажиров увеличатся более чем на 20 процентов) аэропортов, метрополитенов, а также морских терминалов, речных портов и железнодорожных вокзалов, соответствующих первой и второй категориям,
предусмотренным законодательством о транспортной безопасности, обязаны уведомлять о предстоящем проектировании, строительстве и реконструкции на этапе подготовки задания на проектирование объектов транспортной инфраструктуры или разработки технического задания на их строительство или реконструкцию территориальные органы МВД России и соответствующие органы ФСБ России.
Также на субъектов транспортной инфраструктуры возложена обязанность предусматривать служебные и подсобные помещения на указанных объектах транспортной инфраструктуры, предназначенные для предоставления на безвозмездной основе территориальным органам полиции на объектах транспортной инфраструктуры и органам ФСБ России.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Лицам, осуществляющим деятельность, связанную с перемещением товаров,
предоставлено право на бесплатный доступ к имеющейся у таможенных органов информации о выпуске товаров
Получение такой информации осуществляется на основании обращения, направленного в таможенный орган в письменной форме либо через официальный сайт ФТС России.
Обращение должно содержать сведения о регистрационном номере декларации на товары и наименовании страны происхождения товара, указанные в декларации на товары, о количестве товара в килограммах (вес брутто и (или) вес нетто) и (или) в других единицах измерения, а также о номере декларируемого товара.
Предоставляемая таможенными органами на основании поступившего обращения информация о выпуске товаров должна содержать сведения о их наименованиях, статусе в части их выпуска, производителях (при наличии сведений о них), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах товара, а также о соответствии сведений о количестве товара в килограммах (вес брутто и вес нетто) и (или) в других единицах измерения сведениям, указанным в декларации на товары.
Типовые формы обращения о предоставлении информации о выпуске товаров определяются ФТС России.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
Деятельность страховых организаций, осуществляющих исключительно деятельность по обязательному медицинскому страхованию, исключена из перечня видов деятельности, подлежащих обязательному актуарному оцениванию
Таким образом, в скорректированном перечне находятся следующие виды деятельности:
- деятельность уполномоченного органа при разработке страховых тарифов по обязательному страхованию; негосударственных пенсионных фондов;
- деятельность страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование);
Доступ к национальным стандартам и другим документам
национальной системы стандартизации осуществляется через сайт Росстандарта
Свободный доступ к документам национальной системы стандартизации, размещенным на сайте Росстандарта, позволяет заинтересованным лицам, после прохождения процедур самостоятельной регистрации и авторизации, на безвозмездной основе ознакомиться с текстами документов национальной системы стандартизации. Доступ предоставляется к следующим документам:
- национальным стандартам РФ, которые включены в перечень национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
- основополагающим национальным стандартам РФ;
- правилам стандартизации;
- рекомендациям по стандартизации;
- информационно-техническим справочникам.
Документы размещаются в электронной форме, защищенной от их копирования и изменения. Свободный доступ к документам осуществляется в круглосуточном режиме.
Уточнен порядок проведения независимой
технической экспертизы поврежденного транспортного средства
В частности, указано, что в случае непредставления потерпевшим поврежденного имущества или его остатков для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) в согласованную страховщиком дату потерпевший не вправе самостоятельно организовать независимую техническую экспертизу или независимую экспертизу (оценку), а страховщик вправе вернуть представленное потерпевшим заявление о страховой выплате или прямом возмещении убытков без рассмотрения.
Кроме того, принятым Федеральным законом установлено, что:
- срок действия установленных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов не может быть менее одного года;
- по соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора ОСАГО;
- договор ОСАГО может быть составлен в виде электронного документа;
- страховщики и их профессиональные объединения обязаны обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- срок рассмотрения претензии потерпевшего, направляемой страховщику до предъявления в суд иска относительно исполнения страховщиком своих обязательств по договору ОСАГО, в отношении ДТП, имевшего место после вступления настоящего Федерального закона в силу, увеличивается с 5 до 10 дней, за исключением нерабочих праздничных дней.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Работники, выполняющие работы на высоте, должны иметь квалификацию, соответствующую характеру выполняемых работ, уровень которой подтверждается документом о профессиональном образовании (обучении) или о квалификации
Отмечается, что квалификация является одним из требований к работникам, допускаемым к работам на высоте, и не отменяет необходимость проведения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте.
Работодатель (уполномоченное им лицо) обязан организовать до начала проведения работы на высоте обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работников:
- допускаемых к работам на высоте впервые;
- переводимых с других работ, если указанные работники ранее не проходили соответствующего обучения;
- имеющих перерыв в работе на высоте более одного года.
Все указанные работники, а также работники, отнесенные к определенной группе по безопасности работ на высоте, проходят соответствующее обучение (первичное, периодическое) в образовательной организации по разработанной этой организацией программе.
Ежегодная проверка знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте может проводиться в комиссии работодателя.
Фонд содействия развитию
жилищного строительства решено ликвидировать
Федеральным законом от 29.12.2015 N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" предусмотрено, что функции Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд) выполняются единым институтом развития в жилищной сфере, функции Фонда сводятся лишь к выполнению технических действий. Принятым законом предусматривается ликвидация Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства.
Законом также устанавливается, что предоставление единому институту развития в жилищной сфере сведений органами государственной власти, в том числе посредством системы межведомственного электронного взаимодействия, осуществляется без взимания платы. Ликвидация и реорганизация единого института развития в жилищной сфере допускается только на основании федерального закона о реорганизации, ликвидации. Положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" к единому институту не
применяются.
Кроме того, Федеральным законом уточняется порядок выкупа земельных участков единого института развития, переданных в аренду, а также регулирование деятельности жилищно-строительных кооперативов, созданных в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства"; отменяются требования о предельной стоимости одного квадратного метра и о площади жилья экономического класса.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2016 года.
При соблюдении ряда условий застройщики смогут выкупить арендованные ранее у ликвидируемого Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства земельные участки по договорной цене
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2014 N 356-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" было прекращено право собственности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переданные ему в качестве имущественного взноса Российской Федерации земельные участки. Указанные участки были возвращены в собственность Российской Федерации. Вместе с тем,
стоимость земельных участков, указанная в договорах аренды с правом выкупа между застройщиками и Фондом, отличается от кадастровой стоимости этих участков. Принятым законом установлено, что арендаторы, заключившие до 1 января 2015 года с Фондом договоры аренды земельных участков для целей строительства, могут выкупить указанные земельные участки до 1 января 2018 года по ценам, указанным в договоре аренды, в случае если они не имеют задолженности по арендным платежам и
(или) неустойке (пени) по договорам аренды указанных земельных участков и выполнили все предусмотренные данными договорами условия для реализации такого права.
Аналогичное правило предусматривается в отношении лиц, заключивших договоры безвозмездного пользования земельными участками для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается, в том числе, строительство жилья экономического класса, или договоры аренды земельных участков для их комплексного освоения, предусматривающие право выкупа соответствующих земельных участков.
В России будет создан Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния
Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния представляет собой систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения иных юридически значимых действий. В реестр будут включаться также сведения о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории РФ по законам соответствующих
иностранных государств в отношении граждан РФ.
Оператором федеральной информационной системы, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, определена ФНС России.
Положениями закона предусмотрены условия и порядок предоставления сведений из информационной системы.
Регламентирован порядок проведения работ по переводу в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния путем конвертации записей, составленных на бумажных носителях. Перевод актовых книг в электронную форму должен быть завершен не позднее 31 декабря 2019 года.
Принят закон, направленный на установление единой системы профилактики правонарушений
Под системой профилактики правонарушений понимается совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений. Законом сформулированы, помимо прочего, принципы профилактики правонарушений (приоритет прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении профилактики правонарушений; законности; обеспечения
системности и единства подходов при осуществлении профилактики правонарушений; открытость, непрерывность, последовательность, своевременность объективность, достаточность и научная обоснованность принимаемых мер профилактики правонарушений; компетентность; ответственность за обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина. Субъектами профилактики правонарушений являются федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры РФ, следственные органы Сле
дственного комитета России, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.
Устанавливаются основные направления профилактики правонарушений; полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений; организационные основы функционирования системы профилактики правонарушений.
Федеральные органы власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ в целях реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений разрабатывают государственные программы РФ и государственные программы субъектов РФ в сфере профилактики правонарушений.
Законом предусматриваются общая и индивидуальные виды профилактики правонарушений, а также формы профилактического воздействия: правовое просвещение и правовое информирование, профилактическая беседа, объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, профилактический учет, внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению
правонарушения, профилактический надзор, социальная адаптация, ресоциализация, социальная реабилитация, помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковым.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.
Смягчена административная ответственность за отдельные правонарушения в области таможенного
дела
В частности:
за совершение правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 16.1, частями 3 и 5 статьи 16.12, статьей 16.14, частью 3 статьи 16.19 КоАП РФ, вводится наказание, в числе прочего, в виде предупреждения;
по части 3 статьи 16.2, статьям 16.3, 16.4, 16.7, 16.15, частям 2 и 3 статьи 16.19, части 1 статьи 16.20 КоАП РФ существенно снижаются минимальные размеры административных штрафов;
примечание к статье 16.2 КоАП РФ дополнено положением, согласно которому в случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное частью 2 названной статьи, освобождается от
административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности иные условия, предусмотренные в данном примечании.
Установлена административная ответственность за невыполнение резидентом
требования по получению на свои счета в банках валюты РФ по внешнеторговым контрактам, для которых предусматривается оформление паспорта сделки
Соответствующая обязанность введена с целью увеличения доли использования валюты РФ в качестве платежного средства по внешнеторговым операциям.
Согласно принятому Закону невыполнение установленного требования повлечет наложение штрафа:
на должностных лиц - в размере от 4 тыс. до 5 тыс. рублей;
на юридических лиц - в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей.
За
отдельные нарушения таможенных правил может быть назначено наказание в виде предупреждения
В частности, указанное наказание предусматривается для административных правонарушений, классифицируемых частью 2 статьи 16.6, статьями 16.8 и 16.11 КоАП РФ (ранее за совершение данных правонарушений налагался административный штраф).
Кроме того, в диспозицию административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, внесены уточнения с учетом разъяснения Пленума ВАС РФ, изложенные в постановлении от 8 ноября 2013 г. N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", согласно которым указание в таможенной декларации неверного классификационного кода по ТН ВЭД ЕАЭС, не связанное с заявлением при описании товара неполных, недостоверных сведений о количестве, свойствах и
характеристиках товара, влияющих на его классификацию по ТН ВЭД ЕАЭС, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
Стоимость перемещения и хранения транспортных средств на специализированной
стоянке будет оплачиваться по тарифам, определяемым субъектами РФ по методике ФАС России
Закон, вносящий соответствующие изменения в статью 27.13 КоАП РФ "Задержание транспортного средства", направлен на устранение имеющейся правовой неопределенности в порядке определения размера платы за перемещение и хранение задержанных транспортных средств.
Установлена также обязанность вручения копии протокола о задержании транспортного средства, составленного в отсутствие водителя, с решением о возврате задержанного транспортного средства владельцу (его представителю, лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления транспортным средством), незамедлительно после устранения причины задержания транспортного средства.
Отдельные нормы КоАП РФ приведены в соответствие с постановлением Конституционного Суда РФ
Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. N 20-П (далее - Постановление N 20-П) положение пункта 2 статьи 31.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно предполагает прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, если отмена законом административной ответственности за административное правонарушение одновременно сопровождается
введением уголовной ответственности за то же деяние.
В абзаце втором пункта 4.2 Постановления N 20-П указано, что криминализация федеральным законодателем деяний, ранее признаваемых административными правонарушениями, представляет собой ужесточение публично-правовой ответственности за их совершение, проявляющееся в повышенной строгости уголовных санкций по сравнению с административными санкциями, большей степени ограничения прав при применении уголовно-правового института судимости по сравнению с институтом административной наказанности.
Отмена законом административной ответственности за определенное деяние с одновременным переводом такого деяния под действие Уголовного кодекса Российской Федерации означает, что законодатель не только продолжает оценивать данное деяние как правонарушающее, но и считает возросшей степень его общественной опасности.
Соответственно, применительно к вопросу о возможном прекращении на основании пункта 2 статьи 31.7 КоАП РФ в подобных случаях исполнения вступившего в законную силу постановления суда о назначении административного наказания отмена административной ответственности за конкретное деяние с его одновременной криминализацией по своим правовым последствиям от ужесточения административной ответственности за административное правонарушение принципиально не отличается: и в том и в другом случае для
прекращения исполнения судебного постановления нет оснований.
Данный вывод базируется, в частности, на вытекающих из конституционных принципов справедливости и равенства требованиях неотвратимости ответственности за совершенное правонарушение, а также определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в общей системе правового регулирования.
В целях реализации указанных положений Постановления N 20-П внесены изменения в пункт 2 статьи 31.7 КоАП РФ, направленные на решение вопроса о продолжении исполнения ранее вынесенных постановлений о назначении административного наказания в случае отмены законом административной ответственности за административное правонарушение при одновременном введении уголовной ответственности за то же деяние, а также в пункт 5 части 1 статьи 24.5 КоАП, исключающие прекращение производства по делу об
административном правонарушении в связи с отменой или признанием утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность, в случае введения уголовной ответственности за то же деяние.
В уголовном законодательстве закреплены критерии признания материалов и предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних
Соответствующим примечанием дополнена статья 242.1 УК РФ (к таким материалам отнесены, в частности, изображения (описания) половых органов несовершеннолетнего, полового акта с участием несовершеннолетнего (или его имитацию), за исключением изображений, имеющих историческую, художественную или культурную ценность либо предназначенных для использования в научных или образовательных целях).
Кроме того, полномочия по предварительному расследованию преступлений, предусмотренных данной статьей, переданы следователям Следственного комитета РФ (ранее данные функции исполнялись следователями Министерства внутренних дел РФ).
Подписан закон, направленный на расширение
применения института присяжных заседателей
В частности:
обвиняемым в совершении особо тяжких преступлений против личности по уголовным делам, которые относятся к подсудности районного суда и гарнизонного военного суда, предоставлено право ходатайствовать о рассмотрении их дел коллегией в составе судьи районного суда, гарнизонного военного суда и шести присяжных заседателей;
в постановлении о назначении уголовного дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей должно быть определено количество кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в судебное заседание и которых должно быть не менее четырнадцати в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и не менее двенадцати в районном, гарнизонном военном суде;
уточнены процедуры формирования коллегии присяжных заседателей, порядка судебного следствия с участием присяжных заседателей, формулирования вопросного листа и содержания напутственного слова председательствующего.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2017 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 июня 2018 года.
Минфином России представлен временный порядок
подключения к подсистеме управления закупками системы "Электронный бюджет"
В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Положением о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2015 N 658, в подсистеме управления закупками системы "Электронный бюджет" обеспечена возможность формирования планов закупок для
представления их главным распорядителям бюджетных средств.
Для обеспечения доступа к подсистеме управления закупками системы "Электронный бюджет" необходимо выполнить подготовительные мероприятия и предоставить в орган Федерального казначейства по месту обслуживания главных распорядителей бюджетных средств и подведомственных им госзаказчиков, действующих от имени Российской Федерации, соответственно, заявки на подключение к подсистеме управления закупками системы "Электронный бюджет", содержащие информацию о сотрудниках госзаказчиков,
действующих от имени Российской Федерации, ответственных за формирование планов закупок, и главных распорядителей бюджетных средств, ответственных за рассмотрение представленных планов закупок (по формам согласно приложениям к Письму).
Россией ратифицированы изменения в соглашение с Сингапуром об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы
Протокол о внесении соответствующих изменений в соглашение был подписан 17 ноября 2015 года в Москве.
В соответствии с протоколом изложена в новой редакции статья "Проценты" соглашения, которая обеспечит освобождение от налогообложения у источника выплаты в одном договаривающемся государстве процентов, выплачиваемых по кредитам и займам, предоставленным банками другого договаривающегося государства.
Кроме того, стороны договорились освободить от налогообложения у источника выплаты дивиденды, выплачиваемые правительствам договаривающихся государств, их центральным банкам и т.п. Статья "Дивиденды" также дополнена положениями, позволяющими у источника выплаты облагать выплаты, осуществляемые инвестиционными фондами недвижимости, которые для этой цели приравнены к дивидендам.
Уточнены положения статей "Доходы от независимых личных услуг", "Пенсии", "Недискриминация". Статья "Ограничение преимуществ" изложена в новой редакции.
Также в новой редакции изложена статья "Обмен информацией", положения которой полностью соответствуют требованиям Организации экономического сотрудничества и развития, Группы 20 и Глобального форума по транспарентности и обмену налоговой информацией.
Протоколом также приводятся в соответствие с Налоговым кодексом РФ названия российских налогов, дается новое определение термина "Сингапур", осуществляется корректировка положений о стройплощадке и об оказании услуг.
Кроме того, стороны зафиксировали взаимный отказ от легализации и апостилирования любых документов и информации, выдаваемых и направляемых компетентными органами для применения соглашения.