КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 29.07.2019
Новшество для юристов! Перспективы и риски судебных споров
Компания "КонсультантПлюс" выпустила новый продукт для юристов "Перспективы и риски судебных споров". Новшество поможет истцу и ответчику спрогнозировать исход судебного спора по своей ситуации.
Особенно полезно новшество будет в малознакомых и нестандартных ситуациях, с которыми юрист ранее не сталкивался.
Политические партии освобождены от необходимости отчитываться о количестве выдвинутых ими кандидатов в депутаты и на иные выборные должности
Ранее закон обязывал партии предоставлять указанные сведения один раз в три года в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган. Теперь такие сведения будут предоставляться ЦИК России по запросу федерального уполномоченного органа на основе данных ГАС "Выборы".
Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета может осуществляться контрольно-счетным органом субъекта РФ
Указанная проверка может осуществляться в случае заключения соглашения представительным органом муниципального образования с контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации о передаче ему полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля с соблюдением установленных требований.
Ужесточена административная ответственность за некоторые правонарушения против порядка управления
В частности, нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации повлечет за собой наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ранее штраф составлял от пятисот до одной тысячи рублей). При повторном совершении указанного административного правонарушения размер штрафа составит от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения
административного правонарушения или без таковой.
Представление заведомо ложных сведений для получения документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), в том числе заграничного паспорта, либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство, является основанием для наложения административного штрафа: на граждан - в размере от трех до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти до десяти тысяч рублей (ранее размер штрафа составлял: для граждан - от ста до трехсот рублей; для должностных лиц - от пятисот до одной тысячи
рублей).
Размер административного штрафа в случае подделки документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделки штампа, печати, бланка, их использования, передачи либо сбыта составит для юридических лиц от тридцати до пятидесяти тысяч рублей (ранее - до сорока тысяч рублей) с конфискацией орудий совершения административного правонарушения. При этом повторное совершение указанного административного правонарушения обойдется нарушителю в
сумму от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения.
Дифференцирована административная ответственность водителей, перевозчиков и должностных лиц за неиспользование на транспортных средствах тахографов
Так, например, ответственность водителя за управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством, установлена в виде штрафа в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей. Должностные лица, индивидуальные предприниматели и юрлица несут ответственность за выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка предусмотрена законодательством, либо с нарушением установленных требований. При этом
максимальный размер штрафа предусмотрен для юрлиц (до 50 тысяч рублей).
Так же дифференцирована ответственность за несоблюдение установленных норм времени управления транспортным средством и отдыха (штраф предусмотрен для водителя в размере от 1500 до 2000 рублей, для должностных лиц - от 7 тысяч до 10 тысяч рублей, для ИП - от 15 тысяч до 25 тысяч рублей, и юрлиц - от 20 тысяч до 50 тысяч рублей). Добавлено примечание, согласно которому юрлица и должностные лица несут ответственность за это нарушение в случае, если оно совершено в результате фактического установления
ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов РФ.
Усилена административная ответственность за отдельные нарушения на водном и воздушном транспорте
В частности:
усилена административная ответственность граждан и должностных лиц за нарушение федеральных правил использования воздушного пространства, а также за нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (для юридических лиц ответственность за данные нарушения не изменилась);
увеличен размер штрафа за нарушение правил плавания и стоянки судов на морском, внутреннем водном транспорте, входа судов в порт и выхода их из порта, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков (установлена ответственность за повторное совершение указанного правонарушения), а также за нарушение правил эксплуатации судов, управление судном лицом, не имеющим права управления.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Предусмотрена административная ответственность за незаконную реализацию билетов на матчи чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года
Ответственность в виде штрафа предусмотрена для граждан, должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц за следующие нарушения:
незаконная реализация входных билетов на матчи или документов, дающих право на их получение (максимальный штраф установлен для юрлиц - до 1 миллиона рублей);
реализация поддельных входных билетов или поддельных документов, дающих право на получение входных билетов (максимальный размер штрафа предусмотрен для юрлиц - до 1,5 миллионов рублей).
Юрлица и ИП вместо штрафа за указанные правонарушения могут быть привлечены к ответственности в виде административного приостановления деятельности до 90 суток.
Рассмотрение указанной категории дел относится к компетенции судей, составлять протоколы о таких правонарушениях вправе должностные лица органов внутренних дел (полиции).
Усилена административная ответственность за нарушения порядка проведения техосмотра транспортных средств
Так, в частности:
осуществление при проведении техосмотра технического диагностирования транспортных средств лицом, сведения о котором отсутствуют в реестре операторов техосмотра, либо лицом, не уполномоченным на осуществление технического диагностирования данной категории транспортных средств, либо лицом, не уполномоченным на осуществление технического диагностирования в данном пункте техосмотра или на передвижной диагностической линии, повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 3 тысяч рублей, на
должностных лиц - от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, на юрлиц - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;
нарушение порядка ведения реестра операторов техосмотра повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 30 тысяч рублей, на юрлиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей;
управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, повлечет наложение штрафа в размере 2000 рублей (при этом лицо, совершившее данное правонарушение, не привлекается к ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение 24 часов с момента его первого выявления);
дифференцирована ответственность за оформление диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен техосмотр или при его проведении выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности (к ответственности будут привлекаться не только юридические лица, но и граждане и должностные лица).
При этом за повторное совершение отдельных правонарушений для должностных лиц предусмотрена дисквалификация от одного года до трех лет. Определены должностные лица и органы, уполномоченные рассматривать указанные категории дел и составлять протоколы.
Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.
За навязывание сотрудникам зарплатного банка установлена административная ответственность
За воспрепятствование работодателем осуществлению работником своих прав на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, вводится штраф:
для должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
для юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Увеличены размеры административных штрафов за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию
Эксплуатация объекта капитального строительства без указанного разрешения, за исключением случаев, если выдача разрешения не требуется, повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей, на должностных лиц - от 20 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических лиц - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.
Ранее граждан штрафовали на сумму от 500 до 1 тысячи рублей, должностных лиц - от 1 тысячи до 2 тысяч рублей, юрлиц - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.
Усилена административная ответственность за непредоставление преимущества в движении транспортному средству с включенными спецсигналами
Непредоставление преимущества в движении автомобилю, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, повлечет наложение штрафа от 3 тысяч до 5 тысяч рублей или лишение права управления на срок от 3 месяцев до 1 года (ранее был предусмотрен штраф в размере 500 рублей или лишение права управления на срок от 1 до 3 месяцев).
Кроме того, установлена административная ответственность за воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи (за исключением случаев непредоставления преимущества в движении транспортному средству с включенными спецсигналами), если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния. Это нарушение повлечет наложение штрафа в размере от 4 тысяч до 5 тысяч рублей. Рассмотрение дел указанной категории отнесено к
компетенции судей. Составлять протоколы о таких правонарушениях будут должностные лица органов внутренних дел (полиции).
Бывшие граждане СССР, получившие российский паспорт до 1 января 2010 года, у которых впоследствии не было определено наличие гражданства РФ, смогут получить его в упрощенном порядке
Речь идет о лицах:
- в отношении которых было принято решение об отмене ранее предоставленного им гражданства РФ и о признании недействительными либо изъятии у них паспорта гражданина РФ (при наличии гражданства иностранного государства и при условии отсутствия действительного документа, подтверждающего право на проживание в нем);
- не приобретших гражданства РФ в установленном порядке (если они не имеют гражданства иностранного государства или действительного документа, подтверждающего право на проживание в нем).
Ранее упрощенным порядком могли воспользоваться указанные граждане, получившие паспорт до 1 июля 2002 года.
Упрощенный порядок предусматривает принятие в гражданство без необходимости представления разрешения на временное проживание и вида на жительство и без учета требований о проживании в РФ в течение пяти лет непрерывно, а также о наличии законного источника средств к существованию и о владении русским языком.
Действие главы Закона о гражданстве, регулирующей упрощенный порядок предоставления гражданства РФ, продлено до 1 января 2020 года.
Определены меры господдержки, оказываемой социальным предприятиям малого и среднего бизнеса
Новыми поправками в Закон о развитии малого и среднего предпринимательства закрепляется понятие социального предприятия, осуществляющего деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей, способствующую решению социальных проблем граждан и общества. Установлено, что такому предприятию может быть оказана господдержка, если оно:
1) обеспечивает занятость лиц, нуждающихся в социальном обслуживании, в том числе: инвалидов; одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов; пенсионеров и граждан предпенсионного возраста; выпускников детдомов в возрасте до 23 лет; лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих неснятую или непогашенную судимость; беженцев и вынужденных переселенцев; малоимущих граждан; лиц без определенного места жительства и занятий;
2) обеспечивает реализацию производимых указанными лицами товаров (работ, услуг);
3) осуществляет деятельность по производству товаров (работ, услуг), предназначенных для указанных лиц (бытовых, медицинских, психологических, педагогических, трудовых, образовательных и др.);
4) осуществляет деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем общества (оказание психолого-педагогических услуг по укреплению семьи; организация отдыха детей; услуги в сфере дошкольного, общего, дополнительного образования детей; деятельность частных музеев, театров, библиотек, архивов, школ-студий, творческих мастерских и пр.; развитие межнационального сотрудничества, сохранение культуры народов РФ; выпуск книжной продукции, связанной
с образованием, наукой и культурой и др.).
Для получения статуса социального предприятия необходимо выполнение определенных требований к численности работающих лиц из указанных категорий и к доле расходов на оплату их труда, а также к доле доходов от осуществления указанной деятельности и доле чистой прибыли от нее за предшествующий календарный год.
Поддержка социальным предприятиям может осуществляться, в том числе, в виде: предоставления субсидий; предоставления государственного и муниципального имущества на льготных условиях; содействия в поиске деловых партнеров; организации профессионального обучения работников и др.
Статус социального предприятия будет указываться в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Для этого перечень социальных предприятий будет ежегодно передаваться региональными властями в уполномоченный орган.
Перечень субъектов РФ, в которых полномочия органов местного самоуправления в области использования атомной энергии могут осуществляться органами государственной власти, дополнен городом Севастополем
В данный перечень помимо города Севастополя входят также города Москва и Санкт-Петербург.
Статус Севастополя как города федерального значения отражен в Основах законодательства о нотариате и Законе об особо охраняемых природных территориях
В Основах законодательства о нотариате Федеральная нотариальная палата определена как НКО, представляющая собой профессиональное объединение нотариальных палат, в том числе, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Теперь в их число включен Севастополь.
Закон об особо охраняемых природных территориях определяет, что в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований по участию в согласовании положений о природных парках определяются с учетом особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения. В число этих городов также включен Севастополь.
Акватории водных объектов могут включаться в территории опережающего социально-экономического развития (ТОР)
Также в инфраструктуру таких территорий теперь могут включаться объекты инфраструктуры морских портов.
Предложение о создании или об изменении границ ТОР, в которую предполагается включить акваторию водного объекта, должно согласовываться уполномоченным федеральным органом с ФСБ, ФСО, Минобороны, Минприроды, Минтрансом России.
Правительство РФ уполномочено утверждать методику оценки эффективности функционирования ТОР.
Установлено также, что обязательства региона и муниципалитетов по финансовому обеспечению размещения объектов инфраструктуры ТОР исполняются посредством, в том числе, осуществления строительства и реконструкции объектов ее инфраструктуры.
Соглашение об осуществлении деятельности в ТОР должно предусматривать ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по такому соглашению.
Установлено, что особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в ТОР не предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти, добычу природного газа или газового конденсата, заготовку древесины и их реализацию, а также банковскую, страховую или клиринговую деятельность, организациям, являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг или НПФ.
Максимальный срок продления (в исключительных случаях) плановой проверки малых предприятий уменьшен с 10 дней до 30 часов. В отношении других резидентов ТОР он составляет 15 рабочих дней (кроме микропредприятий). Установлено, что представитель уполномоченного федерального органа и управляющей компании вправе присутствовать при проведении плановых проверок.
Минсельхоз России уполномочен утверждать порядок подачи заявлений об осуществлении искусственного воспроизводства водных биоресурсов без предоставления их в пользование
Соответствующие изменения внесены в положение о Минсельхозе России (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2008 N 450).
Функции по обеспечению разработки программного обеспечения федерального реестра государственных и муниципальных услуг переданы от Минэкономразвития Минкомсвязи России
Минэкономразвития России уполномочено обеспечивать по согласованию с Минкомсвязи России формирование функциональных, технических, качественных и эксплуатационных требований к реестру, включая определение его архитектуры.
Минкомсвязи России уполномочено обеспечивать:
- разработку программного обеспечения реестра в соответствии с функциональными, техническими, качественными и эксплуатационными требованиями;
- администрирование, эксплуатацию и развитие программно-технических средств реестра и его бесперебойное функционирование;
- соответствие реестра требованиям законодательства в области защиты информации;
- публикацию необходимой общедоступной информации, в том числе в форме открытых данных.
Роспотребнадзор разъяснил сроки, в течение которых потребитель вправе требовать ремонта, обмена или возврата товара
Сообщается, что действующее законодательство различает сроки годности, сроки службы и гарантийные сроки на товары.
Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Однако, для сезонных товаров (обувь, одежда) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется субъектами РФ исходя из климатических условий места нахождения потребителей. Если продажа товара осуществляется дистанционным способом, через интернет, по почте либо каким-либо другим способом, то гарантийный срок
товара исчисляется со дня доставки товара.
Если на товар не установлен срок годности или гарантийный срок, потребитель вправе предъявить свои требования изготовителю или продавцу в пределах двух лет со дня передачи товара, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
В случае, если товары доставлялись в один день, а устанавливались или подключались в другой, гарантийный срок исчисляется со дня, когда появилась возможность полноценно использовать товар. Но, если товар приобретался у одного продавца, а установку и сборку через некоторое время осуществляет другая организация, то сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.
Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на само изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на
основное изделие, если иное не предусмотрено договором.
Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, то потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар.
В случае обнаружения в товаре недостатков после того, как прошел его гарантийный срок, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования по замене, ремонту или возврату товара, если сможет доказать, что недостатки товара возникли до его передачи или по причинам, возникшим до этого момента.
Если же недостатки существенные (т.е. они не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения) и потребитель докажет, что они возникли до передачи товара, то даже в случае, если прошло более двух лет со дня передачи товара, но срок службы товара не истек, потребитель также можете предъявить претензию изготовителю, импортеру либо продавцу. Однако, в таком случае со дня передачи товара должно пройти не более
десяти лет.
При устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на них устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные, следовательно, гарантийный срок исчисляется со дня выдачи этого товара по окончании ремонта.
Принят Закон, направленный на создание механизма по завершению строительства "проблемных" объектов недвижимости и защиты прав обманутых дольщиков
Из общей нормы о предоставлении из федерального бюджета субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям в том числе на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в их собственности, сделано исключение в части капитальных вложений, осуществляемых в целях реализации мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой
компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Предполагается, что данная мера позволит Фонду защиты прав граждан - участников долевого строительства выкупать договоры долевого участия у застройщиков-банкротов и осуществлять достройку проблемных объектов.
Установлен запрет на уступку прав требования по взысканию задолженности по ЖКХ третьим лицам
Федеральным законом вводится запрет на уступку права (требования) по взысканию просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц.
Право взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возлагается только на наймодателя жилого помещения, управляющую организацию, иное юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.
При этом допускается уступка права (требования) по возврату такой задолженности на основании соответствующего договора только вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В случае уступки права (требования) по возврату задолженности третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц, заключенный договор считается ничтожным.
Кроме того, установлено, что каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом (в том числе по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги) и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Срок сообщения работодателю об изменении кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата работника, увеличен с 5 рабочих дней до 15 календарных дней
Увеличенный срок позволит исключить риск невыполнения работодателем норм трудового законодательства из-за причин, независящих от него (например, из-за необходимости технической обработки большого количества подобных заявлений).
Исключено требование, содержащееся в статье 53 БК РФ, о сроке принятия законов, приводящих к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы
Указанная норма устанавливала, что федеральные законы о внесении изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы РФ и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Госдуму проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Данное требование было направлено на обеспечение предсказуемости и стабильности формирования доходной базы бюджетов бюджетной системы РФ.
В связи с нестабильной экономической ситуацией действие данной нормы приостанавливалось.
Теперь принятым законом срок "не позднее одного месяца" исключен.
С 1 сентября 2019 года изменяется состав госпошлин, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов
Согласно новой редакции абзаца 16 пункта 2 статьи 61.1 БК РФ в бюджет муниципального района подлежат зачислению по нормативу 100 процентов суммы государственной пошлины за совершение нотариальных действий уполномоченными должностными лицами органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 61 БК РФ и пунктом 2 статьи 61.5 БК РФ (это, в частности госпошлина за выдачу спецразрешения на движение по автомобильной дороге ТС, осуществляющего перевозки опасных,
тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов).
Приняты поправки в НК РФ, касающиеся НДФЛ при продаже единственного жилья, льгот для учреждений культуры, инвестиционного налогового вычета
Законом предусматривается, в частности:
распространение минимального (3-летнего) срока владения объектом недвижимого имущества в виде комнаты, квартиры, жилого дома (доли в указанном имуществе) на единственное жилое помещение налогоплательщика, в целях освобождения доходов, полученных от продажи такого имущества, от НДФЛ;
освобождение от НДФЛ дохода в виде суммы задолженности перед кредитором, признанной безнадежной к взысканию (при условии, что заемщик не является взаимозависимым лицом с кредитором, не состоит с ним в трудовых отношениях и др.);
введение нулевой ставки по налогу на прибыль организаций в отношении доходов региональных или муниципальных музеев, театров и библиотек;
уточнение условий применения инвестиционного налогового вычета по расходам, связанным с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств, а также включение в состав вычета расходов на создание объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур.
От НДС освобождены услуги по обращению с ТКО, оказываемые региональными операторами
Льгота применяется к операциям по реализации услуг, в отношении которых уполномоченным органом утвержден предельный единый тариф без учета налога.
Льгота подлежит применению в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на такие услуги, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с учетом налога в течение указанного периода.
Кроме того, для организаций, которым присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО, законами субъектов РФ может устанавливаться налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, в размере 0 процентов.
Законом также предусмотрено, что в случае принятия такого решения налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов.
Дополнен перечень банковских операций, освобождаемых от НДС
От налогообложения НДС освобождены следующие, в частности, операции:
привлечение драгметаллов во вклады (за исключением монет из драгоценных металлов), открытие и ведение банковских счетов в драгоценных металлах, осуществление переводов по поручению физических и юридических лиц по их банковским счетам в драгоценных металлах;
осуществление банками и банком развития - государственной корпорацией отдельных операций, в том числе исполнение банковских гарантий, выдача поручительств за третьих лиц, оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "клиент-банк".
Расширен перечень случаев, когда операции по счетам бюджетного учреждения не приостанавливаются
При нарушении бюджетным учреждением сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, операции по его счетам приостанавливаются до момента устранения нарушений. При этом установлен перечень операций, совершение которых не приостанавливается.
Настоящим Федеральным законом в указанный перечень включены операции по выплате стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Расширены полномочия ФНС России по контролю за деятельностью лиц, осуществляющих организацию азартных игр
Федеральный закон наделяет ФНС России рядом полномочий, позволяющих выявлять лиц, осуществляющих незаконные организацию и проведение азартных игр и лотерей, в частности:
проводить контрольные закупки при осуществлении федерального государственного надзора за проведением лотерей и в области организации и проведения азартных игр в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
выполнять действия по совершению сделки в целях установления российского или иностранного юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность:
по организации и (или) проведению лотерей без решения Правительства РФ о ее проведении, либо без заключения контракта с организатором лотереи на проведение лотереи, либо после истечения установленного срока проведения лотереи;
по распространению (реализации, выдаче) лотерейных билетов, лотерейных квитанций или электронных лотерейных билетов или приему лотерейных ставок среди участников лотереи без заключения договора в соответствии с законодательством о лотереях;
по организации и (или) проведению азартных игр без лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах или разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
В целях установления (выявления) сайтов в сети "Интернет", с использованием которых в нарушение требований закона осуществляются организация и проведение лотерей и (или) азартных игр, выполнять действия по совершению сделки, в том числе путем заключения договора об участии в лотерее, получения выигрыша по результатам розыгрыша призового фонда лотереи с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа, заключения основанного на риске соглашения о выигрыше, получения
выигрыша по результатам азартной игры с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа.
Скорректирован порядок представления Гохраном России в Минфин России отчета о пополнении и расходовании за финансовый год ценностей Госфонда России
Уточнено, что указанный отчет оформляется по прилагаемой к Постановлению форме для последующего представления в органы государственной власти в соответствии с законодательством РФ.
Банк России 26 июля 2019 года принял решение снизить ключевую ставку до 7,25% годовых
С момента предыдущего заседания Совета директоров Банка России денежно-кредитные условия продолжили смягчаться. По прогнозу регулятора годовая инфляция вернется к 4% в начале 2020 года.
При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России допускает возможность дальнейшего снижения ключевой ставки на одном из ближайших заседаний и переход к нейтральной денежно-кредитной политике в первой половине 2020 года.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 6 сентября 2019 года.
Банк России наделен полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в РФ
В настоящее время предусматривается включение резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в РФ в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера, в перечень, утвержденный ФНС России.
В целях обеспечения стабильности внутреннего валютного рынка принятым Законом Банк России наделен полномочиями по согласованию указанного перечня.
Кроме того, установлено, что резидент признается исполнившим обязанность по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные товары (работы, услуги и т.д.) в случае, если он обеспечил получение на свои банковские счета выплаты по банковской гарантии, выданной нерезиденту в пользу резидента в соответствии с законодательством о контрактной системе и госзакупках.
Принят закон о совершенствовании бухгалтерского учета в бюджетной сфере
Законом предусматривается введение в текст закона единообразного термина "организации бюджетной сферы", создание отдельного экспертного органа по вопросам экспертизы проектов стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, определение порядка передачи полномочий по ведению бюджетного учета и отчетности централизованным бухгалтериям.
Также законом вносится ряд поправок и дополнений в общее регулирование бухгалтерского учета.
В частности, устанавливается, что:
программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета при необходимости уточняются в целях обеспечения их соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, международным стандартам, уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
в случае, если федеральными законами и (или) учредительными документами предусмотрено утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности, внесение исправлений в такую отчетность после ее утверждения не допускается;
в случае исправления ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательный экземпляр которой представлен в целях формирования государственного информационного ресурса, экземпляр отчетности, в котором ошибка исправлена, представляется в налоговый орган в виде электронного документа не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения исправления либо за днем утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если утверждение отчетности предусмотрено федеральными
законами и (или) учредительными документами.
Согласно общему правилу Порядок применения КОСГУ, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н, применяется при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2019 года. При этом для ряда положений данного порядка установлен более поздний срок начала применения - с 1 января 2021 года.
Вносимыми поправками отменен отложенный порядок применения для положений, предусмотренных подпунктами 13.4.9, 13.6.9, 14.4.9, 14.6.9, 15.3.9, 16.3.9 (данные положения устанавливают правила применения ряда подстатей КОСГУ при расчетах с нерезидентами).
Кроме того, уточнен порядок отнесения сектором государственного управления операций на группы статьи и подстатьи КОСГУ.
Так, например, введено положение, согласно которому поступление в доход платежа, который объединяет различные по своей экономической сути поступления (доходы) и является неделимым, подлежит отражению в рамках той статьи (подстатьи) КОСГУ, которая является основной при получении дохода.
Приказ также содержит уточнения, касающиеся отражения отдельных операций по статьям (подстатьям) КОСГУ.
Закреплен порядок получения права на управление локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом и специальным самоходным подвижным составом
Установлено, что документом, подтверждающим право на управление курсирующими по железнодорожным путям локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом и/или специальным самоходным подвижным составом, является свидетельство, выдаваемое органом государственного надзора. Перечень мотор-вагонного подвижного состава, перечень специального самоходного подвижного состава определяются Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными федеральным органом исполнительной власти
в области транспорта.
Также предусмотрено, что на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, не принимаются лица, включенные в предусмотренный статьей 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Расширен перечень объектов, на которые не распространяются требования об обязательной организации учета используемых энергетических ресурсов
К таким объектам отнесены:
многоквартирные дома, физический износ которых превышает 70% и которые не включены в региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в связи с принятием решения об их сносе или реконструкции;
многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение 3-х лет.
Расширены полномочия Правительства РФ в области газоснабжения
Устанавливается, что Правительство РФ, помимо прочего, утверждает методику расчета ущерба, причиненного в результате хищения, совершенного из газопровода, или определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на утверждение указанной методики.
Уточнен перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных давать предварительное согласие на совершение действий акционерными обществами в случае требований со стороны иностранных государств
Изменения касаются полномочий Минпромторга России, Минфина России и Роскосмоса.
Согласно Указу Президента РФ от 11.09.2012 N 1285 "О мерах по защите интересов Российской Федерации при осуществлении российскими юридическими лицами внешнеэкономической деятельности" в случае предъявления требований со стороны органов иностранных государств акционерные общества, включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, вправе только с предварительного согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ, предоставлять
этим органам информацию, касающуюся своей деятельности, вносить изменения в договоры и др.
С 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года в 12 городах будет проводиться эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Эксперимент проводится в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.
В рамках эксперимента на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха будет осуществляться квотирование выбросов. В перечень квотируемых объектов будут включаться влияющие на превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха на территории эксперимента объекты. Определение перечня таких объектов возложено на Росприроднадзор при участии Роспотребнадзора и уполномоченного органа субъекта РФ.
Для каждой территории, на которой будет проводиться эксперимент, Правительством РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) будет утверждаться комплексный план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Комплексный план будет включать значения целевых показателей, которые должны быть достигнуты в процессе его реализации, перечень мероприятий, направленных на снижение
выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с показателями снижения этих выбросов, перечень других мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха.
Планом будет определяться срок выполнения этих мероприятий, объемы и источники их финансирования, ответственные за выполнение мероприятий плана федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Кроме того, планируется создание федеральной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в указанных 12 городах. Предоставление общедоступной информации, содержащейся в данной системе, будет осуществляться на безвозмездной основе.
Федеральный закон вступает в силу с 1 ноября 2019 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
В рамках подготовки к проведению эксперимента в городах, участвующих в эксперименте, проводятся:
- до 1 мая 2020 года - сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха;
- до 1 августа 2020 года - расчет и оценка рисков для здоровья человека;
- до 1 ноября 2020 года - утверждение перечней квотируемых объектов, для которых устанавливаются квоты выбросов, утверждаются перечни компенсационных мероприятий и устанавливаются квоты выбросов;
- до 1 марта 2021 года вносятся изменения в комплексные планы проведения мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Подписан Федеральный закон о создании федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами
Определены понятия федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности, российского экологического оператора и оператора по обращению с отходами I и II классов опасности. Предусмотрено создание государственной информационной системы (далее - ГИС) учета ТКО, а также ГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.
Устанавливается, что федеральная схема обращения с ТКО включает в себя информацию, содержащуюся в территориальных схемах обращения с отходами и относящуюся к обращению с ТКО, и иную информацию, определенную Правительством РФ. Федеральная схема обращения с ТКО разрабатывается российским экологическим оператором и утверждается Правительством РФ в установленном им порядке.
Электронная модель федеральной схемы обращения с ТКО является частью ГИС учета ТКО. Оператором ГИС учета ТКО определено Минприроды России.
Кроме того, законом предусмотрена федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности, утверждаемая Правительством РФ. Схема разрабатывается и корректируется с учетом сведений, содержащихся в территориальных схемах обращения с отходами и ГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.
ИП и организации, в результате деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, а также федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с ТКО обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.
Полномочия по созданию ГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности закреплены за Госкорпорацией "Росатом".
Федеральный закон вступает в силу по истечении 60 дней после дня его официального опубликования.
Заключенные до дня вступления настоящего закона в силу договоры, предметом которых являются сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I и II классов опасности, могут действовать до истечения одного календарного года со дня утверждения федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности.
Правительство РФ уполномочено утверждать порядок возмещения убытков, причиненных малочисленным народам, в результате нанесения ущерба исконной среде их обитания
Право на возмещение таких убытков малочисленным народам, их объединениям, а также лицам, относящимся к ним, предусмотрено Законом о гарантиях прав коренных малочисленных народов.
Конкретизированы требования к передаче сведений в информационную адресную систему
В Закон о федеральной информационной адресной системе внесен ряд изменений, в том числе:
скорректировано понятие объекта адресации. Согласно новой редакции это объект капитального строительства, земельный участок или другой объект, предусмотренный перечнем адресации (ранее - один или несколько объектов недвижимого имущества либо иной объект, которому присваивается адрес);
в связи с образованием новых субъектов РФ - Республики Крым и города Севастополя, на данные субъекты распространены положения Закона о федеральной информационной адресной системе;
введено требование, касающееся необходимости соблюдения органами госвласти и органами местного самоуправления установленных Правительством РФ требований к структуре адреса при его написании;
уполномоченный на ведение ЕГРН федеральный орган (подведомственное ему учреждение) в порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра обязаны в установленные сроки передать оператору федеральной информационной адресной системы сведения о создании (снятии с учета, исключении из ЕГРН) объекта недвижимости.
ФАС России представлены типовые нарушения законодательства в сфере наружной рекламы
Распространенными случаями нарушений федеральных законов "О защите конкуренции", "О рекламе" в сфере наружной рекламы являются, например:
несоответствие установки рекламной конструкции в определенном месте схеме их размещения (в случае, если место установки определяется схемой размещения рекламных конструкций);
предоставление места для размещения и эксплуатации рекламной конструкции для размещения рекламы конкретному хозяйствующему субъекту без проведения конкурентных процедур;
указание в извещении о проведении аукциона и аукционной документации информации о рекламной конструкции, противоречащей схеме их размещения на территории муниципального образования (неверно указаны сведения о количестве сторон, размере информационного поля в отношении рекламной конструкции и др.);
необоснованный отказ в допуске к участию в открытом аукционе на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности на территории муниципального образования;
установление необъективных критериев определения победителя конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, которые могут привести к необъективной оценке и сопоставлению таких заявок.
Отмечается также, что государственное регулирование вопросов, связанных с наружной рекламой, локализовано на муниципальном уровне, ввиду чего лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере наружной рекламы, находятся в прямой зависимости от принимаемых органами местного самоуправления решений в данной области. Зачастую на практике хозяйствующие субъекты сталкиваются с ситуацией, когда действия органов местного самоуправления на местном уровне в области наружной рекламы являются
необоснованными и несоответствующими требованиям, установленным законодательством о рекламе и антимонопольным законодательством.
Данные рекомендации направлены на предотвращение и профилактику нарушений антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы в целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства органами местного самоуправления.
∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Упрощены условия для морского туризма на Дальнем Востоке и на Русской Арктике
Определено, что в утверждаемом Правительством РФ перечне портов и пунктов Арктической зоны РФ и ДФО, в которые разрешен заход иностранных туристских судов, теперь также указываются порты и пункты, в которых иностранным туристским судам разрешается осуществлять посадку и высадку на берег пассажиров-туристов.
Установлено также, что такие суда, перевозящие пассажиров-туристов, могут осуществлять погрузку припасов в портах.
Правила предоставления гостиничных услуг приведены в соответствие с законодательством РФ
Постановлением в связи со вступлением в силу Федерального закона от 05.02.2018 N 16-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии" уточняется, в частности:
- перечень средств размещения, на которые распространяется действие Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 (далее - Правила);
- ряд понятий, используемых в Правилах;
- реквизиты нормативного акта, которым утверждена форма свидетельства о присвоении гостинице определенной категории.
Уточнена ответственность депутатов представительных органов местного самоуправления за коррупционные правонарушения
Устанавливается, что в случае представления депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если искажение этих сведений является несущественным, к ним могут быть применены следующие меры ответственности:
предупреждение;
освобождение от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в указанном органе до прекращения срока его полномочий;
освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий;
запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;
запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления указанных мер ответственности будет определяться муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта РФ.
Страховым организациям предоставлено право использовать институт упрощенной идентификации клиентов
Страховые организации, за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования, могут:
на основании договора поручать кредитной организации проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица, а также идентификации представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца;
в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора с лицом, которому поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации в случае несоблюдения таким лицом установленных требований по идентификации или упрощенной идентификации;
получать от лица, которому поручено проводить идентификацию клиентов в полном объеме, сведения, полученные при проведении идентификации или упрощенной идентификации;
проводить упрощенную идентификацию клиента - физического лица посредством направления клиентом - физическим лицом, в том числе в электронном виде, сведений о себе.
Одновременно с этим на страховые организации, осуществляющие упрощенную идентификацию клиентов, возлагается обязанность сообщать Банку России информацию о лицах, которым поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации.
Упрощен порядок декларирования доходов депутатами представительных органов сельских поселений, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе
Федеральным законом, в частности, установлено, что указанные лица предоставляют сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супругов) и несовершеннолетних детей за каждый предшествующий год, в случае совершения сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах
организаций).
В случае если в течение отчетного периода указанные сделки не совершались, лицо сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в порядке, установленном законом субъекта РФ.
Установлена уголовная ответственность за воспрепятствование оказанию медицинской помощи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью пациента или его смерть
Воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью пациента, будет наказываться штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на
срок до двух лет.
То же деяние, повлекшее смерть пациента, будет наказываться ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
Предварительное следствие по указанным делам будет производиться следователями органов внутренних дел РФ.
Кроме того, статьи 115 УК РФ "Умышленное причинение легкого вреда здоровью" и 119 УК РФ "Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью" дополнены новым квалифицирующим признаком - совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга.
Установлена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без аккредитации в национальной системе аккредитации или в сфере техосмотра транспортных средств
Уголовная ответственность будет наступать в случаях, когда такая аккредитация обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Ответственность за это деяние аналогична уголовной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии.
Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.
Установлены обязанности администрации учреждения, исполняющего наказание, при освобождении несовершеннолетнего осужденного от отбывания наказания
Указывается, что в случае освобождения от отбывания наказания несовершеннолетнего осужденного администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет о его предстоящем освобождении комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства осужденного.
Соответствующее уведомление должно быть направлено не позднее чем за 2 месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока принудительных работ или лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до 6 месяцев - после вступления приговора в законную силу.
Ужесточена ответственность за подделку документов и использование подложных документов
Законом внесены дополнения в статью 327 УК РФ, согласно которым подделка паспорта гражданина или удостоверения, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт таких документов будут наказываться ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Приобретение, хранение, перевозка в целях использования или сбыта, а равно использование заведомо поддельных паспорта гражданина, удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, штампов, печатей, бланков повлечет за собой наказание в виде ограничения свободы на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до одного года.
В связи с внесением в статью 327 УК РФ указанных изменений законом также предусматриваются дополнения статей 31 и 150 УПК РФ в части определения подсудности и формы предварительного расследования по названным деяниям.
СК России получил право создавать свои экспертные подразделения
Подписанный Федеральный закон относит СК России к федеральным государственным органам, в которых могут создаваться государственные судебно-экспертные учреждения и экспертные подразделения в целях организации и производства судебной экспертизы, назначенной в соответствии с законодательством.
Указанные учреждения будут проводить молекулярно-генетическую, компьютерно-техническую, видеотехническую, информационно-аналитическую, строительно-техническую, фоноскопическую, лингвистическую, финансово-аналитическую, психофизиологическую (с использованием полиграфа), почерковедческую, баллистическую, дактилоскопическую, портретную, трасологическую, пожарно-техническую, медико-криминалистическую и другие виды экспертиз.
Вместе с тем, в целях обеспечения независимости экспертных учреждений СК России устанавливается запрет на наделение сотрудников и руководителей указанных учреждений полномочиями следователей и руководителей следственных органов СК России.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования. При этом устанавливается, что до создания в системе СК России судебно-экспертного учреждения, но не позднее чем до 1 января 2022 года, организацию и производство судебных экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ, в СК России могут осуществлять экспертные подразделения СК России (главное управление, управления и отделы по федеральным округам, управления и отделы
по субъектам РФ), которые действуют на основе подчинения нижестоящих сотрудников и руководителей экспертных подразделений вышестоящим руководителям экспертных подразделений. Сотрудники и руководители экспертных подразделений СК России не могут быть наделены полномочиями следователей и руководителей следственных органов СК России.
Обновлены перечни статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности
Перечни применяются в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений".
К ним относятся, например:
перечень преступлений по уголовным делам, предварительное расследование по которым производится в форме дознания;
перечень преступлений экономической направленности по уголовным делам, предварительное расследование по которым производится в форме предварительного следствия;
перечень преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов, сильнодействующих веществ, растений (либо их частей), содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ, и др.
Признано утратившим силу прежнее аналогичное Указание Генпрокуратуры России и МВД России от 25.12.2018 N 853/11/5.
Определены полномочия Пленума Верховного Суда РФ в части проведения судебного примирения
Пленум Верховного Суда РФ наделяется полномочиями по утверждению Регламента проведения судебного примирения, а также на основе предложений кассационных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов по формированию и утверждению списка судебных примирителей.
Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.
Установлены новые примирительные процедуры при осуществлении судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах
Законом, в частности:
в АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ закреплены порядок и сроки проведения примирительных процедур (к их видам относятся проведение переговоров, посредничество, в том числе медиация, судебное примирение или другие, если это не противоречит федеральному закону);
предусмотрены требования к форме и содержанию мирового соглашения, процедура его утверждения судом и порядок исполнения;
предусмотрено право судьи, пребывающего в отставке, быть медиатором, судебным примирителем;
установлена процедура удостоверения нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами в соответствии с соглашением о проведении процедуры медиации, предусмотренным Федеральным законом "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)";
к числу исполнительных документов, направляемых судебному приставу-исполнителю, отнесены нотариально удостоверенные медиативные соглашения или их нотариально засвидетельствованные копии.
Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.
Дополнены основания для частичного возврата госпошлины при рассмотрении дел в суде
Установлено, что при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца от иска, признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу подлежит 70 процентов суммы уплаченной им госпошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50 процентов, судом кассационной инстанции и пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30 процентов.
Ранее возврату истцу подлежало 50 процентов суммы уплаченной им госпошлины при заключении мирового соглашения до принятия решения Верховным Судом РФ, арбитражными судами.
Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
Уточнен порядок выполнения судебного поручения в гражданском процессе
Предусмотрено, что о выполнении судебного поручения выносится определение, которое с протоколами и со всеми собранными при выполнении судебного поручения доказательствами немедленно пересылается в суд, направивший судебное поручение. При невозможности выполнения судебного поручения по причинам, не зависящим от суда, на это указывается в определении.
Аналогичные положения уже были закреплены в Арбитражном процессуальном кодексе РФ и Кодексе административного судопроизводства РФ.
Уточнены сроки давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, влекущие применение дисквалификации
Ранее КоАП РФ было установлено, что за такие правонарушения лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее года со дня их совершения (при длящемся правонарушении - одного года со дня его обнаружения).
Новыми поправками уточнено, что указанное справедливо, если частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности.
Исключение составляет ряд правонарушений в сфере конкуренции, по которым лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня вынесения соответствующего решения антимонопольного органа.
Должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере нотариата (Минюст России), уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по отдельным составам правонарушений
Речь идет о правонарушениях, предусмотренных:
- частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ "Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль";
- частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ "Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства";
- статьей 19.7 КоАП РФ "Непредставление сведений (информации)".
Закон вступает в силу с 1 сентября 2019 года.
∙ ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
Уточнены основания освобождения прокуроров от должности
Федеральным законом вводятся следующие новые основания для увольнения прокуроров:
- отказ от назначения на должности, предложенные в связи с истечением срока полномочий или досрочным прекращением полномочий;
- отсутствие на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы.
Кроме того, предусматривается, что прокуроры субъектов РФ, городов, районов и приравненные к ним специализированные прокуроры (за исключением военных прокуроров) по окончании срока полномочий по замещаемой должности, а также в случае досрочного прекращения полномочий для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы могут быть зачислены соответственно в распоряжение Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта РФ, приравненной к ней специализированной прокуратуры на
срок до двух месяцев.
В период нахождения в распоряжении органа прокуратуры к прокурорскому работнику могут применяться меры поощрения и дисциплинарной ответственности, предусмотренные Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Скорректирован перечень нотариальных действий, которые вправе совершать должностные лица местного самоуправления, и круг таких лиц
Федеральным законом, в частности, установлено, что право совершать отдельные нотариальные действия имеют:
в поселении, в котором нет нотариуса, - глава местной администрации поселения и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации поселения;
в расположенном на межселенной территории населенном пункте, в котором нет нотариуса, - глава местной администрации муниципального района и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации поселения;
во входящем в состав территории муниципального округа, городского округа населенном пункте, не являющемся его административным центром, в котором нет нотариуса, - уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального округа, городского округа в случае, если такое должностное лицо в соответствии со своей должностной инструкцией исполняет должностные обязанности в данном населенном пункте.
Из перечня нотариальных действий, которые вправе совершать должностные лица местного самоуправления, исключается удостоверение завещаний и удостоверение доверенностей на распоряжение недвижимым имуществом.
Нотариальные действия будут осуществляться только для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах.
Минюст России наделяется полномочиями по контролю за исполнением должностными лицами местного самоуправления полномочий при совершении нотариальных действий.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2019 года.
Россией ратифицирована Конвенция Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму, подписанная от имени РФ 9 июня 2017 года в Астане
Участниками ШОС являются Россия, Китай, Индия, Пакистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.
Конвенция определяет экстремизм как идеологию и практику, направленные на разрешение политических, социальных, расовых, национальных и религиозных конфликтов путем насильственных и иных антиконституционных действий.
Конвенцией предложен перечень мер по противодействию экстремизму на национальном уровне, определены перечень деяний экстремистского характера, за совершение которых стороны обязуются установить гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность, и меры, направленные на предупреждение и пресечение участия юридических лиц в экстремистской деятельности, а также определен порядок выдачи, передачи осужденных и оказания компетентными органами сторон взаимной помощи по вопросам, входящим в
сферу применения Конвенции.