КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 25.07.2019
Новшество для юристов! Изменения в регулировании договоров
Компания "КонсультантПлюс" выпустила новый продукт для юристов "Изменения в регулировании договоров", который позволит отслеживать изменения по интересующим договорам за определенный период.
Теперь не нужно самостоятельно просматривать обзоры, поправки в законы, судебную практику и другие документы, чтобы узнать об изменениях в договоре. Вся эта информация обобщена в одном материале.
С 1 января 2020 года уточняются территории, переселение на которые осуществляется в рамках программы добровольного переселения соотечественников в приоритетном порядке
Согласно Указу к территории приоритетного заселения отнесены территории субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Указывается, что за участниками Государственной программы, которым свидетельство участника выдано до 1 января 2020 года, до окончания срока его действия сохраняется право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения в размерах, установленных до дня вступления настоящего Указа в силу.
Акты Правительства РФ о нормировании в сфере закупок приведены в соответствие с поправками в Закон о контрактной системе
Согласно поправкам к Закону о контрактной системе, внесенным Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ, нормирование в сфере закупок было распространено, в том числе, на наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, а также "Росатом" и "Роскосмос".
Постановлением Правительства РФ корреспондирующие поправки внесены в:
- Общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2015 N 476);
- Требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.05.2015 N 479).
Аэропорт Варандей (Ненецкий АО) исключен из перечня пунктов пропуска через таможенную границу ЕАЭС, где допускается размещение магазинов беспошлинной торговли
Соответствующие изменения внесены в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 12.12.2018 N 1512, предусматривающий пункты пропуска через государственную границу РФ, в которых допускается реализация товаров физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию ЕАЭС воздушным или водным транспортом.
В связи с изменением адресов размещения центральных аппаратов отдельных ведомств внесены изменения в некоторые акты Правительства РФ
Речь идет о положениях, касающихся Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минкомсвязи России, а также о Росаккредитации, Росстандарте и Ростуризме.
Из резервного фонда Правительства РФ выделено более 1,2 млрд рублей на приобретение в 2019 году медицинских изделий для оснащения медицинских организаций Псковской и Омской областей, Алтайского края и Дагестана
Данные средства распределены следующим образом:
- Псковская область - 500 млн рублей;
- Омская область - более 177 млн рублей;
- Алтайский край - более 299 млн рублей;
- Дагестан - более 241 млн рублей.
Минздраву России поручено осуществить контроль за целевым и эффективным использованием данных бюджетных ассигнований с представлением доклада до 1 февраля 2020 года.
Порядок ведения личных дел гражданских служащих приведен в соответствие с поправками в пенсионное законодательство
Уточнено, что к личному делу гражданского служащего приобщается копия документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а не страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, как это было установлено ранее.
Ретроспективное повышение кадастровой стоимости объекта недвижимости может приводить к доначислению налога
Налоговая инспекция доначислила обществу налог на имущество в связи с недостоверным исчислением налоговой базы в отношении объекта недвижимости (здания).
Дело в том, что в спорном налоговом периоде решением комиссии результаты определения кадастровой стоимости данного объекта были признаны недостоверными. Основанием для пересмотра явились обстоятельства, свидетельствующие о фактическом использовании здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, что не было учтено в ходе проведения государственной кадастровой оценки.
Различие между первоначально определенной кадастровой стоимостью и исправленной кадастровой стоимостью являлось многократным.
Суды трех инстанций признали законным решение налогового органа, основанном на исчислении налога с измененной кадастровой стоимости здания, примененной "задним числом".
Верховный суд РФ с таким выводом не согласился и отправил дело на новое рассмотрение. При этом было отмечено следующее.
Налогоплательщик не мог не знать о том, что изначально определенная кадастровая стоимость объекта недвижимости была многократно занижена, поскольку со всей очевидностью не укладывалась в разумный диапазон возможных значений, которые могут быть получены в рамках соблюдения законной процедуры кадастровой оценки.
При этом в рассматриваемой ситуации нельзя применять позицию КС РФ, выраженную в Постановлении от 02.07.2013 N 17-П, на основании которой нормативные правовые акты, которые устанавливают новую кадастровую стоимость, должны применяться со следующего налогового периода.
В такой ситуации величина налога в спорный налоговый период должна определяться расчетным путем на основании объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объектов недвижимости.
В целях обеспечения баланса частных и публичных интересов, надлежащей защиты прав налогоплательщика при новом рассмотрении дела суду следует предложить обществу и налоговому органу представить сведения о достоверной стоимости спорного здания для целей исчисления налога за спорный период, при необходимости решить вопрос о назначении экспертизы по вопросу об определении рыночной стоимости здания, принять законный и обоснованный судебный акт.
Обновлена методика проведения ФНС России анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта для установления наличия угрозы банкротства в случае единовременной выплаты им налога
Анализ финансового состояния проводится в целях решения вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога.
Анализ проводится на основании имеющихся в распоряжении ФНС России и территориальных налоговых органов:
сведений, полученных в рамках проведения налогового контроля;
сведений ФТС России или уполномоченных им таможенных органов о суммах налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС;
сведений органа (должностного лица), уполномоченного совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина, о подлежащей уплате сумме этой пошлины;
сведений других федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов РФ о суммах подлежащих уплате обязательных платежей в бюджетную систему РФ и денежных обязательств;
представленной в соответствии с законодательством РФ в налоговый орган последней годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а в случае наличия - последней промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за завершенный отчетный период, составляющий не менее 3 месяцев, налоговых деклараций (расчетов, в том числе расчетов по страховым взносам), документов налогового учета;
заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога с прилагаемыми к нему документами;
сведений, опубликованных в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве).
На основании указанных сведений налоговым органом делается расчет следующих показателей, свидетельствующих о наличии или отсутствии угрозы банкротства в случае единовременной выплаты им налога:
степени платежеспособности по текущим обязательствам;
коэффициента текущей ликвидности;
суммы налога, на которую возможно предоставление отсрочки или рассрочки;
суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности;
суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности без учета суммы налога, на которую возможно предоставление отсрочки или рассрочки;
суммы поступлений денежных средств (драгоценных металлов) на счета в банках за 3-месячный (6-месячный - для стратегических организаций и субъектов естественных монополий) период, предшествующий подаче заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки.
Утратившим силу признан приказ Минэкономразвития России от 18.04.2011 N 175, которым была утверждена ранее действовавшая аналогичная методика.
Разъяснен порядок возврата регионами субсидий в федеральный бюджет в связи с недостижением показателей результативности и несоблюдением графика мероприятий по проектированию, строительству, приобретению объектов недвижимости
Сообщается, что возврат таких субсидий, а также поступление их в доход федерального бюджета отражается по соответствующим статьям, подстатьям кода вида доходов бюджетов кодов 000 2 19 00000 02 0000 150 "Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов РФ", 000 2 18 00000 01 0000 150 "Доходы федерального бюджета от возврата бюджетами бюджетной системы РФ остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов,
имеющих целевое назначение, прошлых лет" с детализацией подвида доходов бюджетов (14 - 17 разряды кода классификации доходов бюджетов) 1002 "в части возврата остатков, образовавшихся за счет восстановленной в текущем году дебиторской задолженности прошлых лет" соответственно.
При этом 8 - 11 разряды указанных кодов классификации доходов бюджетов (000 2 18 XXXXX 00 0000 150) должны соответствовать 6 - 9 разрядам кода целевой статьи бюджета (XX X XX XXXXX), по которой были предоставлены межбюджетные трансферты.
ФНС России напомнила, что уведомление о представлении единой декларации по налогу на имущество организаций необходимо направлять по утвержденной форме
С 1 января 2020 года юрлицо вправе подавать единую налоговую декларацию в один из налоговых органов субъекта РФ, в котором оно стоит на учете по местонахождению объектов недвижимости, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости (при условии, что законом субъекта РФ не установлены нормативы отчислений налога в местные бюджеты).
Для применения данного порядка необходимо уведомить УФНС России по субъекту РФ до 1 марта отчетного года.
Чтобы сдавать единую декларацию по нескольким объектам недвижимости в 2020 году, уведомление нужно подать с 1 января по 2 марта 2020 года.
Для налогоплательщиков НПД реализована возможность формирования справок о постановке на учет и состоянии расчетов в электронной форме
В мобильном приложении "Мой налог" и в веб-кабинете "Мой налог", размещенном на сайте www.npd.nalog.ru, для указанных налогоплательщиков реализована возможность сформировать в электронной форме следующие справки:
о постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (КНД 1122035);
о состоянии расчетов (доходах) по налогу на профессиональный доход (КНД 1122036).
Законопроект о повышении НДС на пальмовое масло направлен в Совет Федерации
Согласно законопроекту ставка НДС на пальмовое масло составит 20%, вместо ныне установленной ставки в 10%
Одновременно с этим с 20% до 10% снижается ставка НДС на фрукты и ягоды (включая виноград).
Предполагается, что Федеральный закон вступит в силу со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.
Отменен акт Банка России по вопросам рефинансирования кредитных организаций под обеспечение
В связи с прекращением предоставления кредитов согласно Положению Банка России от 04.08.2003 N 236-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг" отменен Приказ Банка России от 28.11.2012 N ОД-793 "О действиях территориальных учреждений Банка России, связанных с изменениями, вносимыми в Положение Банка России от 4 августа 2003 года N 236-П".
Отменен порядок заключения договоров на предоставление Банком России кредитов под залог ценных бумаг
В связи с прекращением предоставления кредитов в соответствии с Положением Банка России от 04.08.2003 N 236-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг" отменено Письмо Банка России от 25.08.2006 N 113-Т "О заключении договоров на предоставление кредитов Банка России".
Обновлены требования к порядку направления информации в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг в Банк России и эмитенту
Перечень лиц, обязанных направлять информацию, а также перечень представляемой информации закреплены в пунктах 19 - 22 статьи 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (в частности, акционер эмитента, владеющий 5 или более процентами голосующих акций такого эмитента, обязан предоставить информацию о лице, которое его контролирует, либо о его отсутствии).
Предусмотрены формы уведомлений, требования к их содержанию и срок направления.
Указание вступает в силу с 1 января 2020 года, за исключением отдельных положений. Со дня вступления в силу Указания не применяется аналогичный Приказ ФСФР России от 04.10.2011 N 11-44/пз-н.
Правительство РФ предложило снизить размеры штрафов за нарушения резидентами валютного законодательства РФ
Поправками к законопроекту предусматривается снижение административных штрафов за невыполнение резидентом в течение 30 календарных дней после окончания срока, установленного внешнеторговым контрактом, обязанности по получению денежных средств на свои банковские счета в уполномоченных банках в соответствии с условиями договора, а также за невыполнение резидентом обязанности по получению денежных средств на свои банковские счета в уполномоченных банках в соответствии с условиями договора займа, в
установленный таким договором срок.
Также предлагается дифференцировать размеры штрафов за нарушения резидентами частей 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ в случае нерепатриации ими денежных средств в российской и иностранной валюте.
Кроме того, устанавливается административная ответственность, в том числе за:
невыполнение резидентом, включенным в перечень профессиональных участников ВЭД, утвержденный в порядке, установленном Правительством РФ по согласованию с Банком России, в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках валютной выручки, или обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Россию товары, невыполненные работы, неоказанные услуги (повлечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 3 до 5% суммы
денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента, или от размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ, соответственно);
невыполнение в установленный срок резидентом обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговым контрактам, заключенным между резидентами и нерезидентами, на которые распространяются требования российского валютного законодательства и актов органов валютного регулирования и валютного контроля, способами, разрешенными законодательством РФ (повлечет наложение штрафа в размере от 5 до 30% размера суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента).
Правительство РФ введет мораторий на оказание новых мер господдержки при разработке нефтяных месторождений в РФ
Правительству РФ поручено:
завершить инвентаризацию запасов нефтяных месторождений, разрабатываемых в РФ, на предмет экономической эффективности освоения (дальнейшей разработки) указанных месторождений в текущих налоговых условиях, и с учетом проводимой инвентаризации разработать единые критерии, требования к экономическому обоснованию и порядок предоставления мер государственной поддержки при разработке нефтяных месторождений в РФ;
ввести мораторий на оказание новых мер государственной поддержки при разработке нефтяных месторождений в РФ до завершения указанной инвентаризации, с учетом финансово-экономического обоснования предложений по оказанию мер господдержки при разработке Приобского нефтяного месторождения.
Обновлен порядок расчета застройщиками нормативов обеспеченности обязательств и целевого использования средств
Норматив обеспеченности обязательств (Н1) рассчитывается как частное от деления суммы активов застройщика на сумму обязательств застройщика по договорам участия в долевом строительстве.
Норматив целевого использования средств (Н2) рассчитывается как частное от деления суммы активов застройщика, не связанных со строительством на сумму размера обязательств застройщика, уменьшенных на величину обязательств по договорам участия в долевом строительстве и размеров чистых активов застройщика.
Информация, необходимая для расчета указанных нормативов оценки финансовой устойчивости его деятельности, формируется на основании данных его бухгалтерского учета, договоров участия в долевом строительстве.
Не подлежащим применению признается Приказ ФСФР России от 30.11.2006 N 06-137/пз-н "Об утверждении Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика" и Приказ ФСФР России от 03.12.2009 N 09-52/пз-н "О внесении изменений в Инструкцию о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, утвержденную Приказом ФСФР России от 30.11.2006 N 06-137/пз-н".
Обновлен порядок взаимодействия саморегулируемой организации, исключенной из государственного реестра саморегулируемых организаций, с Национальным объединением саморегулируемых организаций
Порядок определяет правила взаимодействия Национального объединения СРО изыскателей и проектировщиков, Национального объединения СРО строителей и их членов в случае исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО; а также с СРО, которой принято решение о приеме в свои члены юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являвшихся членами исключенной СРО.
Порядком, помимо прочего, определяется:
порядок и сроки направления Национальным объединением в исключенную саморегулируемую организацию обращения о передаче дел и переводе средств;
сроки выполнения саморегулируемой организацией требований Национального объединения, указанных в обращении;
сроки передачи саморегулируемой организацией дел ее членов;
меры, применяемые к саморегулируемой организации в случае невыполнения требований, указанных в обращении;
порядок действий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае получения от Национального объединения информации об исключении саморегулируемой организации, членами которой они были, из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Утратившим силу признается Приказ Минстроя России от 08.09.2015 N 643/пр, которым был утвержден ранее действовавший аналогичный порядок.
Определен алгоритм действий по проведению государственной кадастровой оценки
Сообщается, что в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка состоит из следующих этапов:
- принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
- определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;
- принятие отчета заказчиком (при наличии положительного экспертного заключения на указанный отчет);
- утверждение результатов определения кадастровой стоимости;
- внесение результатов определения кадастровой стоимости в ЕГРН.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Отменено требование о предоставлении обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов в отношении отдельных видов иностранных товаров, ввозимых в Россию для участия на международных выставках
Обеспечение исполнения указанной обязанности не предоставляется в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ для экспонирования и показа (демонстрации в действии) на международных выставках образцов продукции военного назначения на территории РФ, проводимых в соответствии с перечнями, утверждаемыми Правительством РФ, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) либо на временное хранение в помещениях, на складах, открытых площадках и иных территориях получателя товаров, а также
перевозимых (транспортируемых) по территории РФ в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Основанием для непредоставления обеспечения исполнения обязанности является подтверждение федеральным органом исполнительной власти, являющимся организатором соответствующей выставки, соблюдения установленных положений.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Утверждены технологические показатели наилучших доступных технологий производства оксида магния, гидроксида магния, хлорида магния
Приказом устанавливаются соответствующие НДТ показатели:
выбросов в атмосферный воздух азота оксида, азота диоксида, углерода оксида, серы диоксида, магния оксида, метана, углеводородов предельных С1-С-5 (исключая метан), взвешенных веществ, хлористого водорода при осуществлении производственных процессов производства оксида магния "сухим" способом, производства оксида магния "мокрым" способом, производства гидроксида магния "мокрым" способом, производства хлорида магния;
сбросов в водные объекты сухого остатка, взвешенных веществ, ХПК, сульфат-анионов (сульфатов), хлорид-анионов (хлорида) при осуществлении производственных процессов производства оксида магния "сухим" способом, производства оксида магния "мокрым" способом, производства гидроксида магния "мокрым" способом.
- наличие на электронном документе одной или нескольких усиленных квалифицированных электронных подписей, исполненных в формате отделенной электронной подписи (PKCS#7) должностными лицами органа, выдавшего исполнительный документ.
- наличие метки времени (достоверной информации о дате и времени подписания), которая присоединена к электронному документу или иным образом связана с ним;
- наличие корневого элемента (блока) IId;
- наличие вложенных в корневой блок элементов (блоков, реквизитов), приведенных в описании элементов (блоков, реквизитов) исполнительных документов, вынесенных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа согласно приложению;
- принадлежность корневого блока и вложенных в него элементов (блоков, реквизитов) к пространству имен www.fssprus.ru/namespace/id/2018/1.
Утратившим силу признается Постановление Правительства РФ от 20.10.2015 N 1121 "Об утверждении требований к форматам исполнительных документов, вынесенных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа".
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
Правительством РФ утверждены нормативы обеспеченности регионов лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием
Нормативы устанавливают для субъектов РФ:
- минимальное количество лесопожарных формирований;
- их минимальную численность (в том числе - лесных пожарных, пожарных десантников и парашютистов);
- минимальное количество лесопожарных станций (по типам) и авиаотделений;
- минимальное обеспечение пожарной техникой, оборудованием и иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарным снаряжением и инвентарем (по типам).
Арбитражным судом Дальневосточного округа представлен обзор судебной практики за IV квартал 2018 года
В Обзоре отражены позиции судов при рассмотрении споров, возникающих из административных, гражданских и иных правоотношений.
Приведены, в частности, следующие выводы:
при рассмотрении арбитражным судом спора, связанного с образованием земельного участка путем перераспределения смежных земельных участков, подлежат исследованию вопросы о соблюдении требований, предъявленных к образованию такого земельного участка, а также о соответствии образуемого земельного участка по размеру и видам разрешенного использования положениям земельного и градостроительного законодательства;
непривлечение органа опеки и попечительства к участию в обособленном споре по рассмотрению заявления о признании недействительной сделки должника, затрагивающей интересы несовершеннолетнего лица, отсутствие в деле письменного заключения указанного органа об оценке последствий признания сделки недействительной не являются безусловными основаниями для отмены судебного акта;
признание реальности хозяйственной операции, осуществленной юридическим лицом, является достаточным основанием для включения ее стоимости в состав расходов налогоплательщика в целях исчисления налога на прибыль;
истечение срока действия ранее полученного положительного заключения государственной экологической экспертизы является основанием для получения нового положительного заключения на деятельность экологической направленности вне зависимости от того, что реализация ранее исследованного объекта экологической экспертизы уже осуществляется или данная деятельность не претерпела изменений;
при разрешении спора по иску о взыскании задолженности, предъявленному кредитором к государственному (муниципальному) учреждению в порядке субсидиарной ответственности, следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении в качестве ответчика органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу.