КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 19.07.2019
Новшество для юристов! Перспективы и риски судебных споров
Компания "КонсультантПлюс" выпустила новый продукт для юристов "Перспективы и риски судебных споров". Новшество поможет истцу и ответчику спрогнозировать исход судебного спора по своей ситуации.
Особенно полезно новшество будет в малознакомых и нестандартных ситуациях, с которыми юрист ранее не сталкивался.
На декларантов третьего этапа "амнистии капиталов" распространены условия освобождения от административной ответственности
С 1 июня 2019 года по 29 февраля 2020 года проводится третий этап "амнистии капиталов", в рамках которого физическим лицам, добровольно задекларировавшим зарубежные активы (в том числе оформленные на номинальных владельцев), предоставляются предусмотренные законодательством гарантии (в том числе освобождение от административной ответственности).
Согласно дополнению, внесенному в примечания к статье 14.1 КоАП РФ, условия освобождения от административной ответственности, предусмотренные примечанием 2 к указанной статье, применяются также в отношении лица, являющегося декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в ходе третьего этапа декларирования.
Напомним, что согласно примечанию 2 к статье 14.1 КоАП РФ лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями 15.1, 15.3 - 15.6, 15.11, 15.25 КоАП РФ, при условии, если:
это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации;
если такие действия (бездействие) связаны, в частности, с имуществом, контролируемыми иностранными компаниями, с совершением валютных операций, зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.
Перераспределена компетенция должностных лиц по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях о нарушениях прав инвалидов
В частности:
судьи уполномочены рассматривать дела о правонарушениях в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов образования и предоставляемых услуг в этой сфере (дела будут рассматриваться судьей в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье, при этом составление протоколов возложено на должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования);
органы, уполномоченные в области авиации, будут рассматривать дела указанной категории в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов гражданской авиации и услуг по перевозке пассажиров в этой области;
органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, будут рассматривать дела о правонарушениях, предусмотренных статьей 9.13 КоАП РФ, в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социального обслуживания и предоставляемых услуг в этой сфере.
Общероссийские общественные объединения инвалидов должны информировать Минюст России о создании и прекращении деятельности своих отделений
Информирование осуществляется в течение одного месяца со дня создания (прекращения) с приложением копии соответствующего протокола учредительного съезда или общего собрания.
Уточнено также, что на общества с ограниченной ответственностью, участниками которых являются только указанные объединения или их отделения (территориальные подразделения), действие Закона о развитии малого и среднего предпринимательства распространяется при условии, что сведения о таких обществах внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Установлено, что для ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в уполномоченный орган ежегодно с 1 по 5 июля представляются следующие сведения:
- перечень ООО, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему, и участниками которых являются только указанные объединения или их отделения (в случае если у них за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25 процентов) - соответствующими объединениями;
- перечень объединений и их отделений, сведения о которых по состоянию на 1 июля текущего календарного года переданы в Минюст России - указанным Министерством.
Законодательно закреплен порядок уведомления гражданами России органов внутренних дел об отказе от гражданства или вида на жительства иностранного государства
Установлено, что в случае прекращения гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в нем гражданин РФ вправе подать письменное уведомление в территориальный орган внутренних дел по месту жительства (по месту его пребывания, месту фактического нахождения).
К уведомлению прилагается копия документа о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в нем, а также копия паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего личность.
Закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.
Обновлены правила субсидирования внутренних пассажирских авиаперевозок
Установлено, что для включения в перечень субсидируемых маршрутов объем воздушных перевозок по маршруту за год, предшествующий году предоставления субсидии, не должен превышать 10 тыс. пассажиров (в обоих направлениях) для ДФО и 8 тыс. пассажиров (в обоих направлениях) для других федеральных округов.
Исключение составляют софинансируемые маршруты, а также маршруты, в которых хотя бы один из аэропортов находится в населенных пунктах, расположенных в удаленных и труднодоступных регионах (их перечень приведен в приложении).
Уточнено также, что в перечень субсидируемых маршрутов в первую очередь включаются в том числе маршруты, аэропорты отправления (назначения) которых введены в эксплуатацию после реконструкции (строительства) в соответствии с федеральным проектом "Развитие региональных аэропортов и маршрутов" и отнесены к мероприятиям развития в соответствии с методикой, утвержденной Правительственной комиссией по транспорту.
Определено, что для заключения договора авиаперевозчик представляет в Росавиацию заявление о готовности осуществлять воздушную перевозку не позднее 1 октября (ранее - 1 декабря) года, предшествующего году предоставления субсидии.
Договор о предоставлении субсидии может быть заключен на соответствующий финансовый год и (или) на плановый период, предусмотренный законом о федеральном бюджете.
Изменен показатель результативности субсидии: теперь им является снижение удельной величины размера субсидии на перевозку одного пассажира по каждому субсидируемому маршруту за отчетный год по сравнению с аналогичным показателем за год, предшествующий отчетному, на 3 процента и более.
Кроме того, установлен размер специального тарифа на перевозку одного пассажира в одном направлении в салоне экономического класса воздушного судна для маршрутов протяженностью от 1001 км до 2001 км и более.
Определен перечень мероприятий, необходимых для реализации "регуляторной гильотины"
План включает в себя проекты Федеральных законов, планируемых к внесению на рассмотрение Госдумы, проекты Постановлений Правительства РФ, сроки их внесения, ответственных исполнителей.
В их числе проекты Федеральных законов "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", "Об обязательных требованиях", проекты Федеральных законов, устанавливающие обязательные требования в отдельных сферах или вносящие изменения в законодательство в целях систематизации обязательных требований и исключения установления изъятий из гражданских прав на подзаконном уровне, проекты Постановлений Правительства РФ, предусматривающие признание: утратившими силу с 1
января 2021 г. принятых ранее нормативных правовых актов Правительства РФ, отмену нормативных правовых актов, а также нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, признание утратившими силу нормативных актов РСФСР, признание не действующими на территории РФ нормативных правовых актов СССР, содержащих обязательные требования в соответствующей сфере регулирования.
Регламентирован порядок выдачи Роскомнадзором разрешений на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий на территории России
Заявителями на получение разрешений на распространение зарубежных изданий (т.е. изданий, не зарегистрированных в РФ и имеющих место постоянного пребывания их учредителя или редакции вне ее пределов, а равно финансируемых иностранными государствами, юридическими лицами или гражданами) могут выступать: учредитель издания или лицо, уполномоченное действовать без доверенности от его имени или его уполномоченный представитель (в т.ч. распространитель) при наличии доверенности.
Для получения разрешения заявитель предоставляет соответствующее заявление (форма приведена в приложении) и необходимые документы, в числе которых:
- легализованная копия свидетельства о госрегистрации издания в стране его происхождения,
- один экземпляр издания;
- согласие распространителя издания на распространение его в РФ, в произвольной форме;
- копии учредительных документов учредителя и распространителя;
- выписка из реестра акционеров распространителя (список участников общества с ограниченной ответственностью);
- сведения об уставном капитале или о долях в уставном капитале (для учредителя - юридического лица).
Заявитель может представить комплект документов лично или направить по почте.
Заявление подлежит рассмотрению в течение 30 рабочих дней с даты его регистрации в системе электронного документооборота Роскомнадзора.
За совершение юридически значимых действий при предоставлении госуслуги заявитель должен уплатить госпошлину.
МВД России утверждена форма уведомления об убытии иностранца из места пребывания
Согласно Закону о миграционном учете при убытии иностранца из гостиницы, кемпинга, медицинской организации их администрация обязана не позднее 12 часов дня, следующего за днем убытия, уведомить об этом орган миграционного учета. Получение такого уведомления подразделением по вопросам миграции является основанием для снятия иностранца с учета по месту пребывания.
Форма содержит сведения:
- о лице, подлежащем снятию с учета (ФИО, дата рождения, дата убытия из места пребывания);
- о месте пребывания, из которого лицо, подлежащее снятию с учета, убыло;
- о принимающей стороне (ФИО, документ, удостоверяющий личность, номер телефона (при наличии) и др.).
При заполнении уведомления исправления не допускаются.
Лицо, подающее уведомление, обязано представить уполномоченному должностному лицу подразделения по вопросам миграции, МФЦ или почты документ, удостоверяющий его личность. При направлении уведомления почтовым отправлением бланк заполняется в двух экземплярах, один из которых хранится на почте. При наличии технической возможности передачи МФЦ копии уведомления в подразделение по вопросам миграции в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью, она передается в течение одного
рабочего дня, следующего за днем принятия уведомления, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия либо единой информационно-технологической инфраструктуры государственной системы миграционного и регистрационного учета.
Срок хранения в МФЦ и на почте копии уведомления составляет один год.
Регламентирован порядок приема Фондом социального страхования РФ расчета по форме 4-ФСС
По указанной форме подается расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (утв. Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 N 381).
Заявителями на получение данной госуслуги являются:
- юридические лица любой организационно-правовой формы (в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ и нанимающие российских граждан);
- физические лица, нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Прием расчета в территориальном органе Фонда по месту регистрации заявителя, в том числе, направленного заявителем по почте, через МФЦ, а также в электронной форме (с усиленной квалифицированной электронной подписью), осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем его поступления.
Ряд положений ГК РФ приведен в соответствие с новым процессуальным законодательством
В частности, в связи с заменой в ГПК РФ и АПК РФ термина "подведомственность" на термин "компетенция" соответствующие изменения вносятся в статью 11 и статью 1252 ГК РФ.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
Расширен перечень запретов, в отношении которых Правительство РФ вправе установить общие исключения из действия антимонопольного законодательства
Правительство РФ вправе определить случаи допустимости соглашений и согласованных действий, формально нарушающих запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию и запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов,
Банка России.
Уточнен порядок рассмотрения претензий потерпевших по договорам ОСАГО в связи с введением процедуры рассмотрения спора уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг
Устанавливается, что при наличии разногласий между потерпевшим, являющимся потребителем финансовых услуг, определенным в соответствии с Федеральным законом от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", и страховщиком относительно исполнения последним обязательств по договору ОСАГО до предъявления к страховщику иска, вытекающего из спора по обязательному страхованию, потерпевший должен направить страховщику письменное заявление.
Страховщик обязан рассмотреть заявление потерпевшего в порядке, установленном Федеральным законом от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".
В случае направления указанного заявления потерпевшим, не являющимся потребителем финансовых услуг, оно подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
При наличии определенных обстоятельств страховое возмещение по вкладам предлагается выплачивать в повышенном размере
Согласно законопроекту, особыми обстоятельствами, при которых возникает право вкладчика на получение страхового возмещения в повышенном размере, являются следующие события в отношении вкладчика:
продажа жилья или земельного участка с домом;
получение наследства;
возмещение ущерба жизни, здоровью или личному имуществу, получение социальных выплат и пособий;
исполнение решения суда;
получение грантов в форме субсидий.
Особый порядок устанавливается для страхования денежных средств, размещенных на счетах эскроу, открытых для расчетов по сделке купли-продажи недвижимого имущества и расчетов по договорам участия в долевом строительстве.
Предполагается, что в указанных случаях максимальная сумма выплаты страхового возмещения будет составлять 10 млн. рублей.
Законопроектом предусматривается снижение пороговых значений превышения базового уровня доходности вкладов, установленных в целях уплаты банками дополнительной и повышенной дополнительной ставок страховых взносов.
Кроме того, предлагается распространить страховую защиту на денежные средства некоммерческих организаций социальной направленности и иных общественно полезных организаций (за исключением некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента). Сумма возмещения по таким счетам не будет превышать 1 400 000 рублей.
С 1 января 2020 года разработка прогнозов социально-экономического развития с указанием потребности в иностранных работниках станет обязанностью регионов
Установлено, что:
прогнозы социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период, а также на среднесрочный период содержат прогноз баланса трудовых ресурсов субъекта РФ, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности;
указанные прогнозы в десятидневный срок со дня утверждения (одобрения) размещаются на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в сети Интернет;
разработка органами государственной власти субъекта РФ прогноза баланса трудовых ресурсов (в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти этого субъекта РФ) является их обязанностью, а не правом.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.
Утвержден профессиональный стандарт для операторов-наладчиков электроэрозионных копировально-прошивочных станков
Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является обеспечение качества поверхностей, изготовленных на электроэрозионных копировально-прошивочных станках.
В их функции входит получение поверхностей разной степени сложности с заданной точностью и шероховатостью.
Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.
Вместо профессиональных стандартов для полеводов, овощеводов и садоводов утвержден новый профстандарт для мастеров растениеводства
Признаны утратившими силу Приказы Минтруда России от 04.08.2014 N N 522н, 525н и 527н, которыми были утверждены профстандарты "Полевод", "Овощевод" и "Садовод" соответственно.
Согласно стандарту целью деятельности мастеров растениеводства является получение продукции растениеводства для обеспечения населения продуктами питания растительного происхождения, животноводства, кормами и перерабатывающих производств сырьем.
В функции данных специалистов входит выполнение работ по:
- производству, первичной обработке и хранению продукции полевых культур;
- производству в открытом и защищенном грунте, первичной обработке и хранению продукции овощных культур;
- производству посадочного материала плодовых и ягодных культур;
- производству, первичной обработке и хранению продукции плодовых и ягодных культур.
Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.
Обновлен профессиональный стандарт для операторов-наладчиков электроэрозионных проволочно-вырезных станков
Признан утратившим силу Приказ Минтруда России от 08.09.2014 N 624н, которым был утвержден ранее действовавший профстандарт.
Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является обеспечение требуемого качества поверхностей, изготовленных на электроэрозионных проволочно-вырезных станках.
В их функции входит получение поверхностей разной степени сложности с заданной точностью и шероховатостью.
Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.
Обновлен профессиональный стандарт для врачей-гериатров
Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является оказание медицинской помощи пациентам пожилого и старческого возраста при наличии гериатрических синдромов и заболеваний и состояний с целью сохранения или восстановления их способности к самообслуживанию, физической и функциональной активности, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни.
В функции данных специалистов входит:
- проведение обследования пациентов пожилого и старческого возраста с целью установления диагноза и определения функционального статуса;
- назначение лечения, контроль его эффективности и безопасности;
- проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации, в том числе разработка плана по использованию средств и методов, адаптирующих окружающую среду к функциональным возможностям пациента пожилого и старческого возраста;
- проведение медицинских экспертиз;
- проведение и контроль эффективности мероприятий по первичной и вторичной профилактике старческой астении, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения;
- проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала;
- оказание медицинской помощи в экстренной форме и др.
Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.
Упрощена процедура получения инвалидами мер социальной поддержки и оказания им услуг за счет введения системы межведомственного электронного взаимодействия
Установлено, что принятие госорганами, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими госуслуги, решений о предоставлении инвалидам мер соцподдержки, об оказании им госуслуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в указанном реестре - на основании представленных заявителем документов.
Также предусмотрено, что опознавательный знак "Инвалид", устанавливаемый на транспортных средствах инвалидов, и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов. Такие сведения размещаются в указанном реестре на основании заявления инвалида (его законного или уполномоченного представителя), поданного в Пенсионный фонд РФ, в том числе с использованием портала госуслуг или через МФЦ.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2020 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Согласно уточненному прогнозу, поступления в федеральный бюджет 2019 года увеличатся за счет несырьевого сектора экономики
Скорректированы основные показатели федерального бюджета на 2019 год.
Прогнозируется увеличение на 264,3 млрд. рублей поступлений ненефтегазовых доходов. Нефтегазовые доходы снизятся на 58,7 млрд. рублей. Таким образом, увеличение общего объема доходов составит 205,6 млрд. рублей (всего 20 174,9 млрд. рублей).
Профицит федерального бюджета в 2019 году снизится по сравнению с ранее утвержденным показателем и составит 1 881,2 млрд. рублей
Это связано с тем, что общий объем расходов увеличивается на 256,5 млрд. рублей и составит 18 293,7 млрд. рублей.
Принятым Законом предусматривается увеличение финансирования отдельных статей бюджета не только за счет увеличения поступлений в его доходную часть, но и за счет перераспределения финансирования (сокращены объемы бюджетных ассигнований на реализацию ряда госпрограмм, непрограммных направлений и национальных проектов).
Так, например, сокращено финансирование госпрограмм "Развитие космической деятельности", "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", "Воспроизводство и использование природных ресурсов".
Значительные объемы средств будут направлены на увеличение финансирования госпрограмм "Развитие здравоохранения", "Развитие транспортной системы".
В части непрограммных направлений можно отметить снижение объема межбюджетных трансфертов на обязательное пенсионное страхование и увеличение объемов бюджетных ассигнований на обеспечение функционирования органов государственной власти.
Законом предусмотрено увеличение общего объема бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств в 2019 году в связи с уточнением численности получателей пособий, выплат и компенсаций.
Упрощен порядок установления субъектами РФ размера потенциально возможного к получению ИП годового дохода
Действующими положениями НК РФ установлены виды предпринимательской деятельности, в отношении которых ИП могут применять патентную систему налогообложения (ПСН).
Субъекты РФ вправе устанавливать дополнительный перечень видов деятельности, относящихся к бытовым услугам, и размеры потенциально возможного к получению годового дохода исходя из конкретного кода вида деятельности.
Законом субъектам РФ предоставлено право устанавливать размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода в отношении групп (подгрупп) и (или) отдельных видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, установленных дополнительным перечнем.
Новгородская область стала 13-м участником пилотного проекта по внедрению системы "tax free"
Суть проекта заключается в компенсации физическим лицам - гражданам иностранных государств суммы налога на добавленную стоимость при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.
Также скорректирован перечень мест размещения организаций розничной торговли, участвующих в реализации пилотного проекта в Москве и Санкт-Петербурге.
Уточнен порядок оказания Банком России возмездных услуг по передаче финансовых сообщений
Установлено, что указанные услуги российским юридическим лицам оказываются в порядке, установленном нормативными актами Банка России, и на основании заключенных с ними договоров, а иностранным юридическим лицам, международным организациям, иностранным центральным (национальным) банкам - на основании заключенных с ними договоров.
Подключиться к системе передачи финансовых сообщений Банка России, представляющей собой аналог международной системы SWIFT, могут все российские и иностранные юридические лица, а также международные организации.
Банком России отменено ранее действовавшее положение о порядке предоставления кредитным организациям кредитов Банка России, обеспеченных залогом ценных бумаг
Речь идет о Положении о порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг, утвержденном Банком России 04.08.2003 N 236-П с внесенными в него изменениями и дополнениями.
Отмена положения обусловлена принятием и вступлением в силу Указания Банка России от 22.05.2018 N 4801-У "О форме и условиях рефинансирования кредитных организаций под обеспечение", которым регулируются аналогичные правоотношения.
Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Актуализирована процедура осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки и продажи ценных бумаг по договорам репо
В частности:
действие Порядка осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 09.01.2014 N 1н, распространено на небанковские кредитные организации - центральные контрагенты;
уточнены порядок принятия Федеральным казначейством решения о проведении отбора заявок кредитных организаций на заключение договоров репо и содержание решения;
скорректированы форма письменного обращения о намерении заключить генеральное соглашение о покупке (продаже) ценных бумаг по договорам репо, а также форма генерального соглашения.
Уведомление с информацией, которая не раскрывается, направляется клиринговой организацией, центральным контрагентом, организатором торговли и центральным депозитарием в Банк России в форме электронного документа
Уведомление направляется в соответствии с требованиями Указания Банка России от 03.11.2017 N 4600-У.
Утверждена форма уведомления.
Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Обновлены статистические формы, по которым предоставляются сведения о численности, условиях и оплате труда работников и потребностью в них организаций
Утверждены следующие обновленные формы:
1) годовые (действуют с отчета за 2019 год):
- N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников";
- N 1-Т (условия труда) "Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда";
- N 2-ГС (ГЗ) "Сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации";
- N 2-МС "Сведения о дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих";
- N 1-Т (ГМС) "Сведения о численности и оплате труда работников государственных органов и органов местного самоуправления по категориям персонала";
2) квартальная (с отчета за I квартал 2020 года):
- N П-4 (НЗ) "Сведения о неполной занятости и движении работников";
3) квартальные (с отчета за январь - март 2020 года):
- N ЗП-образование "Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала";
- N ЗП-наука "Сведения о численности и оплате труда работников организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, по категориям персонала";
- N ЗП-здрав "Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала";
- N ЗП-соц "Сведения о численности и оплате труда работников сферы социального обслуживания по категориям персонала";
- N ЗП-культура "Сведения о численности и оплате труда работников сферы культуры по категориям персонала";
4) месячная (с отчета по состоянию на 1 февраля 2020 года):
- N 3-Ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате";
5) месячные (с отчета за январь 2020 года):
- N 1-З "Анкета выборочного обследования рабочей силы";
- N 1-ПР "Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов";
- N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников";
6) периодическая (1 раз в 2 года за нечетные года с отчета за 2019 год):
- N 57-Т "Сведения о заработной плате работников по профессиям и должностям";
7) периодические (1 раз в 3 года с отчета по состоянию на 1 октября 2019 года):
- N 1-ГС "Сведения о составе работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, по полу, возрасту, стажу государственной службы, образованию";
- N 1-МС "Сведения о составе работников, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, по полу, возрасту, стажу муниципальной службы, образованию".
Признаются утратившими силу Приказы Росстата от 05.07.2016 N 325, от 26.06.2017 N 430, от 06.08.2018 N 485 и от 27.12.2018 N 781, которыми были утверждены ранее действовавшие формы.
Росстатом утверждены обновленные месячные статистические формы, по которым подаются сведения о миграции населения (N 1-ПРИБ, N 1-ВЫБ, N 1-ПРИБ_ИнГр, N 1-ВЫБ_ИнГр), действующие с отчета за январь 2020 года
Формы предоставляются территориальным органом МВД России субъекта РФ в территориальный орган Росстата в субъекте РФ на 7-й день после отчетного периода.
Также утверждены указания по их заполнению.
Признаются утратившими силу ранее действовавшие формы, утвержденные Приказом Росстата от 10.08.2018 N 493.
Кроме того, признается утратившим силу Приказ Росстата от 23.07.2015 N 339, которым были утверждены статистические формы N 1-РОД "Сведения о родившихся"; N 1-У "Сведения об умерших"; N БР "Сведения о числе зарегистрированных браков" и N РЗ "Сведения о зарегистрированных разводах", подаваемые органами ЗАГС.
Банк России напомнил о порядке сбора отчетности по форме 1-ПИ, содержащей сведения об остатках и потоках прямых инвестиций
Сообщается, что с 26 января 2019 года сбор отчетности по указанной форме осуществляется с использованием Единого личного кабинета, размещенного по адресу: https://portal5.cbr.ru (ссылка по работе с Единым личным кабинетом: http://cbr.ru/lk_uio).
Шаблон формы необходимо скачать на компьютер, заполнить и предоставить в электронном виде в Банк России через личный кабинет или предоставить в территориальное учреждение Банка России в субъекте РФ по месту государственной регистрации респондента на бумажном носителе с сопровождением в электронном виде на съемных машинных носителях информации.
Даны указания по содержанию формы отчетности.
С августа 2017 года сбор отчетности по форме 1-ПИ осуществляется через операторов электронного документооборота. Бумажный экземпляр при таком способе сдачи направлять не требуется.
устанавливается предельный размер призового фонда лотерей - не более 70% от выручки от проведения лотереи;
уточняется размер целевых отчислений от лотереи, направляемых в бюджет;
с 5 лет до 1 года сокращается срок действия банковской гарантии, обеспечивающей обязательства оператора лотереи по оплате целевых отчислений от проведения лотереи.
Установлен порядок осуществления международных автомобильных перевозок вооружения, военной техники и военного имущества
Международные автомобильные перевозки вооружения, военной техники и военного имущества осуществляются транспортными средствами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в соответствии с международным договором РФ при соблюдении условий, установленных Минобороны России.
Специальное разрешение на проезд крупногабаритных и/или тяжеловесных транспортных средств либо на перевозку опасных грузов может быть дополнительным к российскому разрешению, к специальному разовому разрешению на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства или многостороннему разрешению, если это предусмотрено международными договорами РФ.
Порядок проведения проверки массы транспортного средства, нагрузки на ось или группу осей транспортного средства и его габаритов при осуществлении государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска через Государственную границу РФ устанавливается Минтрансом России.
Действие закона о "дальневосточном гектаре" распространено на территории Республики Бурятия и Забайкальского края
Указом Президента РФ от 03.11.2018 N 632 территории Республики Бурятия и Забайкальского края были включены в состав Дальневосточного федерального округа.
Настоящим Федеральным законом действие Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" распространено на территории указанных субъектов РФ.
До 1 февраля 2020 года "дальневосточный гектар" на территории Забайкальского края и Республики Бурятия смогут получить только жители вышеуказанных регионов, затем - до 1 августа 2020 года - все жители Дальневосточного федерального округа и лишь после этого - любой гражданин России.
Одновременно устанавливается запрет на предоставление земельных участков, расположенных в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Актуализирована форма инвестиционной декларации участника свободной экономической зоны в Крыму
В целях приведения формы инвестиционной декларации в соответствие с действующим законодательством, в нее внесены в том числе следующие поправки:
уточнен подпункт, содержащий информацию о количестве планируемых для создания рабочих мест, в том числе в первые три года реализации инвестиционного проекта, и размер средней заработной платы;
включен график получения предусмотренных нормативными правовыми актами заключений, согласований или разрешений уполномоченных органов (в случае, если реализация инвестиционного проекта связана с необходимостью проектирования, строительства или реконструкции объектов капитального строительства, для осуществления которых требуется получение указанных заключений, согласований или разрешений);
декларация дополнена информацией о штатной численности работников заявителя, о налоговых отчислениях заявителя в бюджеты всех уровней за предшествующий календарный год, обоснованием необходимости предоставления заявителю земельного участка в заявленной площади в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта, сведениями о локализации производства продукции и использовании отечественного сырья, материалов и комплектующих при реализации инвестиционного проекта;
скорректирован порядок заполнения отдельных подпунктов декларации.
В случае выхода из строя одного из средств измерений, входящих в индивидуальный прибор учета, размер платы за коммунальную услугу будет рассчитан по средним значениям
Сообщается, что под индивидуальным прибором учета понимается такое средство измерения или совокупность средств измерений, которые обеспечивают учет всего объема коммунального ресурса, подставляемого в жилое или нежилое помещение многоквартирного дома.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, в частности, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию
индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квар
тирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Таким образом, в случае если одно из средств измерений, входящих в индивидуальный прибор учета, вышло из строя, либо у такого средства измерения истек срок эксплуатации, индивидуальный прибор учета считается вышедшим из строя и размер платы за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного потребления коммунального ресурса, но не более 3 расчетных периодов подряд, а по истечении предельного количества расчетных периодов исходя из норматива потребления коммунальных услуг.
Кроме того, разъясняется, что акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется для всего индивидуального прибора учета в целом.
К субъектам малого и среднего предпринимательства предлагается отнести семейные предприятия
При этом субъект малого и среднего предпринимательства может быть признан семейным предприятием только в случае соответствия одному из следующих условий по итогам предыдущего календарного года:
- участники хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства - члены одной семьи владеют суммарно более чем пятьюдесятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, либо складочном капитале хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства или более чем пятьюдесятью процентами голосующих акций акционерного общества и один из членов семьи является единоличным исполнительным органом такого юридического лица, либо председателем совета
директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества или хотя бы на одного из членов семьи возложено ведение дел хозяйственного товарищества;
- не менее пятидесяти процентов членов производственного кооператива, потребительского кооператива, крестьянского (фермерского) хозяйства относятся к членам одной семьи;
- не менее пятидесяти процентов работников индивидуального предпринимателя, которые работают у него по основному месту работы, относятся к членам его семьи.
Для целей определения семейного предприятия к членам семьи относятся супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, братья и сестры родителей каждого из супругов, усыновители, усыновленные.
Оказание поддержки семейным предприятиям может осуществляться в формах и видах, предусмотренных на федеральном, региональном и местном уровнях.
В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства будет содержаться указание на то, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является семейным предприятием.
Определен порядок установки средств обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, в том числе в банковской сфере, на объектах критической информационной инфраструктуры
Для согласования установки таких средств субъект такой инфраструктуры не позднее чем за 45 календарных дней до планируемой установки направляет в ФСБ России структурно-функциональную схему их подключения к информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям, автоматизированным системам управления, а также сведения:
- об устанавливаемых средствах (наименование, предназначение, версия);
- о местах их установки (место нахождения зданий или сооружений, в которых планируется установка средств);
- о лицах, ответственных за их эксплуатацию (ФИО, должность, телефонные номера);
- о контролируемых средствами объектах (наименования информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей, автоматизированных систем управления).
ФСБ России в срок до 45 календарных дней рассматривает представленные сведения на предмет отсутствия или наличия оснований для отказа в согласовании установки средств и направляет субъекту письмо о согласовании или об отказе. Субъект, осуществляющий деятельность в банковской сфере и в иных сферах финансового рынка, должен направить указанную информацию в Банк России в течение 5 календарных дней с даты получения письма о согласовании.
Установка, настройка, проверка работоспособности и подключение средств к указанным системам и сетям проводятся субъектом и (или) привлекаемой организацией в области защиты информации в соответствии с эксплуатационной документацией на данные средства.
Субъект после приема средств в эксплуатацию информирует об этом Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам в течение 5 календарных дней.
Субъект обеспечивает круглосуточную и бесперебойную работу средств. При аварийном отключении электропитания субъект должен обеспечивать работу средств в текущем режиме или корректное завершение их работы с реализацией функции автоматического оповещения лиц, ответственных за их эксплуатацию.
Субъекты критической информационной инфраструктуры должны информировать ФСБ России обо всех компьютерных инцидентах, связанных с функционированием ее объектов
Информирование осуществляется путем направления информации в Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (НКЦКИ) с использованием его технической инфраструктуры, предназначенной для отправки, получения, обработки и хранения уведомлений и запросов в рамках информационного взаимодействия с субъектами критической информационной инфраструктуры, а также с иными органами и организациями, в том числе иностранными и международными.
При отсутствии подключения к данной технической инфраструктуре информация передается посредством почтовой, факсимильной или электронной связи на адреса НКЦКИ, указанные на сайте http://cert.gov.ru.
Информация об инциденте, касающемся значимого объекта, направляется не позднее 3 часов с момента его обнаружения, а в отношении иных объектов - не позднее 24 часов с такого момента.
Если инцидент связан с функционированием объекта в банковской сфере и в иных сферах финансового рынка, информация также направляется в Банк России с использованием технической инфраструктуры ЦБ РФ в указанные сроки, а при отсутствии такой возможности - посредством почтовой, факсимильной или электронной связи.
Субъектом в срок до 90 календарных дней со дня включения объекта в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры РФ разрабатывается план реагирования на компьютерные инциденты и принятия мер по ликвидации последствий компьютерных атак.
В план, при необходимости, включаются условия привлечения подразделений и должностных лиц ФСБ России (Банка России) к реагированию на инциденты и порядок такого реагирования. В этом случае он подлежит согласованию с ФСБ России (Банком России).
О результатах реагирования на инциденты и принятия мер по ликвидации последствий субъект информирует НКЦКИ не позднее 48 часов после их завершения, а в отношении объектов банковской и финансовой сферы также - Банк России.
Органам государственной власти и местного самоуправления могут предоставляться в безвозмездное пользование объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности
Речь идет о получении на основании договора безвозмездного пользования объектов культурного наследия, включенных в государственный реестр таких объектов.
Кроме того, такие объекты могут предоставляться в безвозмездное пользование ассоциациям, уставной целью деятельности которых является сохранение объектов культурного наследия, а также фондам, созданным указами и распоряжениями Президента РФ, уставной целью деятельности которых является сохранение исторического и культурного наследия.
Перекупщиков билетов лишили возможности осуществлять их перепродажу по завышенным ценам
Согласно Федеральному закону, реализация билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия осуществляется такими организациями самостоятельно и (или) уполномоченными ими лицами (индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами), на основании договоров, заключенных в соответствии с законодательством РФ.
Организация исполнительских искусств и музей вправе разрешить уполномоченному лицу передавать по договору другому лицу права и обязанности по реализации билетов, абонементов и экскурсионных путевок, при этом уполномоченное лицо несет ответственность за действия другого лица.
Предусматривается, что уполномоченные лица при реализации билетов, абонементов и экскурсионных путевок вправе взимать плату за оказание покупателю сопутствующих услуг, если иное не предусмотрено договором, заключенным с организацией исполнительских искусств или музеем. Факт оказания покупателю билета, абонемента или экскурсионной путевки сопутствующих услуг должен быть оформлен в соответствии с законодательством РФ с обязательной выдачей покупателю документа, подтверждающего их оплату. Общая
стоимость сопутствующих услуг должна составлять менее 10 процентов цены, указанной в приобретенных билете, абонементе или экскурсионной путевке.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает в установленном порядке формы билета, абонемента и экскурсионной путевки (в том числе формы электронного билета, электронного абонемента и электронной экскурсионной путевки) на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия как бланки строгой отчетности, содержащие реквизиты билета, абонемента и экскурсионной путевки. Организации исполнительских искусств и музеи вправе самостоятельно устанавливать
элементы оформления билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые ими зрелищные мероприятия.
Билеты, абонементы и экскурсионные путевки, формы и реквизиты которых не соответствуют утвержденным формам и реквизитам, элементы оформления которых не соответствуют элементам оформления, установленным организациями исполнительских искусств и музеями, содержащие исправления, а также поддельные билеты, абонементы и экскурсионные путевки являются недействительными, не дают права на посещение проводимых такими организациями исполнительских искусств и музеями зрелищных мероприятий и не принимаются к
возврату.
Установлено, что организации исполнительских искусств и музеи размещают на своих официальных сайтах в сети "Интернет" информацию, в частности:
о ценах на билеты, абонементы и экскурсионные путевки на проводимые ими театрально-зрелищные, культурно-просветительные или зрелищно-развлекательные мероприятия, в том числе публичное представление музейных предметов и музейных коллекций;
о лицах, уполномоченных на реализацию билетов, абонементов и экскурсионных путевок, о других лицах, которым переданы права и обязанности по их реализации, включая сведения о сайтах в сети "Интернет", через которые осуществляется реализация, а также информацию о максимальной стоимости сопутствующих услуг, оказываемых покупателям билетов, абонементов и экскурсионных путевок указанными лицами;
о формах, реквизитах и элементах оформления билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые зрелищные мероприятия;
о зрелищных мероприятиях, посещение которых осуществляется при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителя, в том числе документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства, с указанием сведений о посетителе (фамилии, имени и отчества) в билете, абонементе и экскурсионной путевке, в случае реализации организациями исполнительских искусств и музеями именных билетов, именных абонементов, именных экскурсионных путевок;
о порядке возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок, в том числе именных.
Именные билеты, именные абонементы и именные экскурсионные путевки дают право на посещение зрелищных мероприятий только при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителей. При несоответствии сведений о посетителе, указанных в именном билете, абонементе или экскурсионной путевке, сведениям, содержащимся в предъявляемом документе, или при наличии исправлений в сведениях о посетителе, посетитель не допускается на зрелищное мероприятие.
Реализация билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия по цене, превышающей цену, указанную в билете, абонементе или экскурсионной путевке, не допускается.
Правила и условия возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок и переоформления на других лиц именных билетов, абонементов и экскурсионных путевок в случае отказа посетителей от посещения зрелищных мероприятий утверждаются Правительством РФ.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2019 года.
Утверждена форма, по которой организации среднего профессионального образования отчитываются о своей деятельности за 2018 год (N СПО-Мониторинг)
Форма предоставляется в Минпросвещения России в электронном виде и на бумажном носителе, в сроки, установленные соответствующим инструктивным письмом.
По данной форме предоставляются сведения о филиалах и представительствах организации, о программах, реализуемых ею, о ее персонале, материально-технической и информационной базе, а также о финансово-экономической деятельности организации.
∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Установлен временный, сроком на 6 месяцев, порядок ввоза на территорию РФ биомедицинских клеточных продуктов
Ввоз биомедицинских клеточных продуктов, в том числе конкретной партии незарегистрированного биомедицинского клеточного продукта, осуществляют следующие юридические лица:
- производитель биомедицинского клеточного продукта - для собственного производства биомедицинского клеточного продукта;
- организация, обладающая правами на результаты доклинических исследований биомедицинского клеточного продукта, клинических исследований биомедицинского клеточного продукта и (или) на технологию производства биомедицинского клеточного продукта, либо уполномоченное ею юридическое лицо - для осуществления государственной регистрации биомедицинского клеточного продукта;
- образовательные организации высшего образования и (или) организации дополнительного профессионального образования, участвующие в организации проведения доклинических исследований и (или) клинических исследований биомедицинских клеточных продуктов или проводящие такие исследования, а также иные организации, которые участвуют в организации проведения доклинических исследований и (или) клинических исследований биомедицинских клеточных продуктов или в которых проводятся такие исследования;
- медицинские организации - для оказания медицинской помощи конкретному пациенту по жизненным показаниям.
Приводится в числе прочего порядок помещения биомедицинских клеточных продуктов под таможенные процедуры, порядок получения в Минздраве России разрешения на их ввоз, перечень документов, необходимых для получения разрешения, порядок и сроки рассмотрения заявления о выдаче разрешения с представленными документами.
В приложении приведен перечень биомедицинских клеточных продуктов.
Минздраву России предписано осуществлять выдачу участникам внешнеэкономической деятельности разрешений на ввоз в РФ биомедицинских клеточных продуктов со сроком действия, не превышающим 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления.
ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" информирует о введении в действие с 1 августа 2019 года ГОСТ Р 58288-2018 "Вспомогательные средства и технологии для людей с ограничениями жизнедеятельности. Термины и определения"
Сообщается, что национальный стандарт устанавливает термины и определения понятий в области вспомогательных средств и технологий для людей с ограничениями жизнедеятельности, в том числе инвалидов, т.е. формирует понятийный аппарат для последующего применения.
Термины, установленные стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и научно-технической литературы, касающихся разработки, производства, эксплуатации, обслуживания и ремонта вспомогательных (технических) средств реабилитации, входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.
Вместе с тем, указывается, что при определении нуждаемости в технических средствах реабилитации за счет средств федерального бюджета в индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалида вносятся технические средства реабилитации исключительно в формулировках, представленных в Перечне показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденном Приказом Минтруда России от 28.12.2017 N 88н.
Уточнены полномочия МВД России по определению порядка выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и сумм возмещения вреда
В соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданину РФ, уволенному со службы в полиции в связи с инвалидностью вследствие военной травмы, полученной при выполнении служебных обязанностей и исключающей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, определяется МВД России.
Вместе с тем согласно частям 3, 5 и 8 указанной статьи МВД России также производятся выплаты единовременных пособий в случаях гибели (смерти) сотрудника полиции, получения сотрудником полиции увечья при выполнении служебных обязанностей, а также сумм возмещения вреда, причиненного имуществу, принадлежащему сотруднику полиции или его близким родственникам. При этом в Федеральном законе "О полиции" не определено, что порядок выплаты указанных единовременных пособий и сумм возмещения вреда
устанавливается МВД России.
Согласно изменениям, внесенным настоящим Федеральным законом в статью 43 Федерального закона "О полиции", единовременные пособия, ежемесячная денежная компенсация и сумма возмещения вреда, причиненного имуществу, принадлежащему сотруднику полиции или его близким родственникам, установленные соответственно частями 3, 5, 6 и 8 настоящей статьи, выплачиваются в порядке, определяемом МВД России.
Осужденные смогут привлекаться к труду на участках исправительных центров и колоний-поселений, расположенных вне исправительных центров и колоний-поселений, но в пределах субъектов РФ, на территории которых они находятся
Порядок создания и функционирования указанных участков определяется Минюстом России. Типовой договор между исправительным центром (колонией-поселением) и организацией, использующей труд осужденных, находящихся на участке исправительного центра (колонии-поселения), утверждается ФСИН России.
Администрация организации, в которой работают осужденные, находящиеся на участках, расположенных вне территории исправительного центра (колонии-поселения), предоставляет этим осужденным общежития для проживания по нормам согласно УИК РФ, другие помещения и имущество, необходимые для обеспечения установленного порядка и условий отбывания наказания, а также оказывает содействие администрации исправительного центра (колонии-поселения) в материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.
Решение об отклонении отказа от защитника по назначению при участии в уголовном деле защитника по соглашению по мотивам злоупотребления правом на защиту должно быть обоснованным и мотивированным и не должно исключать возможности приглашенного защитника выполнить взятое на себя поручение
Конституционный Суд РФ признал статьи 50 и 52 УПК РФ не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой по своему конституционно-правовому смыслу они не предполагают, что дознаватель, следователь или суд может оставить без удовлетворения заявление лица об отказе от защитника по назначению при участии в уголовном деле защитника по соглашению, если отсутствует злоупотребление правом на защиту со стороны этого лица, а также приглашенного защитника.
Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.
Если назначенный защитник не устраивает подозреваемого, обвиняемого ввиду его низкой квалификации, занятой им в деле позиции или по другой причине, подозреваемый, обвиняемый вправе отказаться от его помощи, что, однако, не должно отрицательно сказываться на процессуальном положении привлекаемого к уголовной ответственности лица. В этом случае дознаватель, следователь, суд обязаны выяснить у подозреваемого, обвиняемого, чем вызван отказ от назначенного защитника, разъяснить сущность и юридические
последствия такого отказа и при уважительности его причин предложить заменить защитника. Обоснованность отказа от конкретного защитника должна оцениваться в том числе исходя из указанных в статье 72 УПК РФ обстоятельств, исключающих его участие в деле, а также с учетом норм статей 6 и 7 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", закрепляющих полномочия и обязанности адвоката.
Вместе с тем часть вторая статьи 52 УПК РФ, находясь в нормативном единстве с частью первой той же статьи и статьей 51 данного Кодекса и не наделяя отказ от защитника свойством обязательности для дознавателя, следователя и суда, предполагает, что при разрешении соответствующего заявления в каждом случае следует установить, является ли волеизъявление лица свободным и добровольным и нет ли причин для признания такого отказа вынужденным и причиняющим вред его законным интересам. Тем самым названные
нормы не предполагают возможности навязывать лицу конкретного защитника, от которого оно отказалось, исключают принуждение лица к реализации его субъективного права вопреки его воле. Осуществление права пользоваться помощью защитника на любой стадии процесса не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения должностного лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, т.е. от решения, не основанного на перечисленных в уголовно-процессуальном з
аконе обстоятельствах, предусматривающих обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве, в том числе по назначению.
Обеспечивая право подозреваемого, обвиняемого защищать свои права с помощью назначенного или выбранного им самим защитника, УПК РФ вместе с тем прямо не регламентирует ситуацию, связанную с участием в деле защитника по назначению, от которого подозреваемый, обвиняемый отказывается при одновременном участии в деле защитника по соглашению. Такой отказ не может рассматриваться как отказ от защитника вообще, так как право подозреваемого, обвиняемого на получение квалифицированной юридической помощи
предполагается обеспеченным, а потому положение части второй статьи 52 УПК РФ о необязательности отказа от защитника для дознавателя, следователя и суда в данном случае не может применяться со ссылкой на защиту прав подозреваемого, обвиняемого. Тем не менее это не исключает возможности оставить без удовлетворения заявление лица об отказе от защитника по назначению при злоупотреблении правом на защиту со стороны этого лица, а также приглашенного защитника.
Правоприменительная практика свидетельствует, что непринятие отказа подозреваемого, обвиняемого от назначенного ему защитника может быть продиктовано необходимостью обеспечить разумные сроки производства по делу, угроза нарушения которых вызвана злоупотреблением правом на защиту, когда процессуальное поведение подозреваемого, обвиняемого или приглашенного защитника, будучи недобросовестным, ущемляет конституционные права иных участников судопроизводства. По мнению Судебной коллегии по уголовным делам
Верховного Суда РФ, непринятие судом отказа подсудимого от назначенных защитников и одновременное участие по делу приглашенных и назначенных защитников могут быть - с учетом конкретных обстоятельств, характеризующих поведение обвиняемого и защитников, - признаны не противоречащими закону и не нарушающими право на защиту. Соответствующими обстоятельствами могут признаваться, в частности, сделанные неоднократно и без каких-либо оснований заявления о замене защитника, его нея
вка под разными предлогами в судебное заседание, т.е. действия, явно направленные на воспрепятствование нормальному ходу судебного разбирательства и указывающие на злоупотребление правом (определение от 25 июля 2012 года N 5-Д12-65).
Подобная практика согласуется с интересами правосудия в ситуации, когда подозреваемый, обвиняемый, его защитник по соглашению злоупотребляет правом на защиту и такое злоупотребление дезорганизует ход досудебного либо судебного процесса, направлено на срыв производства по делу. Вместе с тем решение об отклонении отказа от защитника по назначению при участии в уголовном деле защитника по соглашению по мотивам злоупотребления правом на защиту должно быть обоснованным и мотивированным и само по себе не
должно исключать возможности приглашенного защитника выполнить взятое на себя поручение.
Терминология Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" приведена в соответствие с процессуальным законодательством
Термин "подведомственность", используемый в отношении арбитражных судов, заменен терминами "компетенция" и "подсудность".
Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, определяемого в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 29.07.2018 N 1-ФКЗ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.
Однако до настоящего времени срок приведения судьи к присяге законодательством РФ не был установлен, в связи с чем возникала правовая неопределенность в данном вопросе.
Изменениями, внесенными в статью 8 указанного Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", определено, что судья приводится к присяге в течение одного месяца со дня назначения (избрания) на должность.
С 1 октября 2019 года групповые иски появятся в гражданском процессе
Федеральным законом Гражданский процессуальный кодекс РФ дополняется новой главой 22.2 "Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц".
Предусматривается, что гражданин или организация вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов группы лиц при соблюдении следующих условий: имеется общий по отношению к каждому члену группы лиц ответчик; предметом спора являются общие либо однородные права и законные интересы членов группы лиц; в основании прав членов группы лиц и обязанностей ответчика лежат схожие фактические обстоятельства; использование всеми членами группы лиц одинакового способа защиты своих прав.
Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц допускается в случае, если ко дню обращения в суд к требованию присоединилось не менее 20 лиц.
Федеральным законом устанавливаются требования к исковому заявлению группы лиц, положения о ведении дел в суде о защите прав и законных интересов группы лиц, закрепляются права лица, присоединившегося к требованию группы лиц, устанавливается порядок рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц, порядок подготовки названных дел к судебному разбирательству, а также требования к решению суда по делу о защите прав и законных интересов группы лиц.
Кроме того, в новой редакции излагается статья 225.10 АПК РФ, регулирующая групповые иски в арбитражном процессе. Устанавливается, что присоединение к групповому иску производится путем письменного заявления о присоединении соответствующему лицу либо непосредственно в арбитражный суд, если член группы лиц присоединяется к требованию после принятия группового иска к производству. Присоединение к групповому иску возможно до перехода суда к судебным прениям. Такое присоединение также может
осуществляться путем заполнения формы, размещенной на сайте арбитражного суда или в системе "Мой арбитр".
Предусматривается также, что лицо, которое ведет дело в интересах группы лиц, и лицо (лица), присоединившееся к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц, как в гражданском, так и в арбитражном процессе вправе заключить в нотариальной форме соглашение, которое определяет порядок несения его сторонами судебных расходов (соглашение группы лиц). Требования об изменении и о расторжении соглашения группы лиц могут быть предъявлены только в суд, который рассматривает групповой иск.
Россией ратифицирован протокол, подписанный 9 ноября 2018 года в Москве, о внесении изменения в договор с Южной Осетией о союзничестве и интеграции
Согласно протоколу на граждан РФ и граждан Южной Осетии не распространяются ограничения по срокам пребывания граждан одной стороны на территории другой стороны, предусмотренные Соглашением между РФ и Южной Осетией о взаимных безвизовых поездках от 1 февраля 2010 года (до 90 дней), а также установленные законодательством каждой из сторон.