КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 12.07.2019
Важные изменения законодательства в июле: Правовой календарь в КонсультантПлюс
Важные изменения законодательства, начиная с 1 июля по 30 сентября 2019 г., собраны в Правовом календаре на III квартал, который включен в систему КонсультантПлюс. Изменения затронут многие сферы
деятельности: налоги, ЖКХ, торговлю, госзакупки, транспорт, туризм, судопроизводство и другое.
Уточнены правила субсидирования российских производителей колесных транспортных средств
Речь идет о субсидиях, предоставляемых на компенсацию части затрат:
- на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности;
- связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, соответствующих нормам Евро-4 и Евро-5;
- на содержание рабочих мест.
Уточнено, что указанные субсидии предоставляются при соответствии производителя одному из следующих условий:
- производитель осуществляет производство транспортных средств в режиме промышленной сборки;
- по состоянию на 1 января 2015 года производитель осуществлял производство транспортных средств в режиме, предусмотренном абзацем шестым пункта 2 статьи 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г., - в отношении субсидий, предоставляемых в 2019 году;
- по состоянию на 1 января 2015 г. производитель осуществлял производство транспортных средств в режиме промышленной сборки - в отношении субсидий, предоставляемых до 1 июля 2019 г.;
- производитель осуществляет производство транспортных средств согласно заключенному с Минпромторгом России специальному инвестиционному контракту в сфере производства транспортных средств.
Установлено также, что Минпромторг или уполномоченные органы государственного финансового контроля проводят обязательные проверки соблюдения производителем целей, условий и порядка предоставления данных субсидий.
Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте дополнена мероприятиями на 2019 - 2022 годы
Речь идет о приложениях, содержащих мероприятия по обеспечению безопасности населения на метрополитене; на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; на железнодорожном, воздушном, морском и внутреннем водном транспорте.
Утверждены также общепрограммные мероприятия по обеспечению безопасности населения на транспорте; мероприятия, направленные на обеспечение контрольно-надзорной деятельности в целях обеспечения безопасности населения на транспорте; мероприятия по разработке новых технических средств для обеспечения защищенности объектов транспортной инфраструктуры от террористических актов.
Определены индикаторы и показатели реализации Программы на указанный период.
Общий объем финансирования программы на 2019 - 2022 годы составляет более 7,5 млрд рублей.
Заявления о включении в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли в электронной форме будут рассматриваться в более короткие сроки, чем на бумажном носителе
Такое положение содержится в новом административном регламенте ведения таможенными органами указанного реестра.
Заявителями на предоставление данной госуслуги являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, за исключением отдельных государственных предприятий. Результат ее предоставления - включение лица в реестр и выдача ему соответствующего свидетельства (форма приведена в приложении).
Для включения в реестр заявитель обращается в таможню, в регионе деятельности которой фактически расположены сооружения, предназначенные для использования в качестве торгового зала магазина беспошлинной торговли, с заявлением (форма приведена в приложении) и необходимыми документами, среди которых:
- планы и чертежи таких сооружений;
- подтверждения из банков об открытых в них счетах заявителя;
- регистрационные или разрешительные документы на розничную торговлю.
Заявление и документы в электронном виде подаются с усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе с использованием личного кабинета заявителя на сайте ФТС России, а также Единого портала госуслуг.
Рассмотрение заявления в электронной форме и выдача свидетельства, в общем случае, осуществляется в срок, не превышающий 25 рабочих дней, а в случае подачи заявления на бумажном носителе - в срок, не превышающий 30 рабочих дней.
В приложении к регламенту приведена также форма реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли.
Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования. Признается утратившим силу Приказ ФТС России от 25.11.2011 N 2398, которым был утвержден ранее действовавший регламент.
Законопроект о защите прав добросовестных приобретателей "нехороших квартир" рекомендован к принятию во втором чтении
Речь идет о защите прав граждан, лишившихся жилья, которые приобретая такое жилье, не знали о его "криминальном" прошлом. Согласно действующим положениям Гражданского кодекса РФ, такая недвижимость может быть истребована в судебном порядке из чужого незаконного владения.
Законопроектом предлагается закрепить правило о выплате денежной компенсации добросовестным приобретателям жилья, у которых оно было истребовано на основании судебного акта. Компенсация будет выплачиваться из казны РФ. Размер компенсации по выбору правообладателя может исчисляться либо исходя из суммы реального ущерба, либо из кадастровой стоимости истребованной недвижимости. Требовать компенсации правообладатель сможет в судебном порядке, если в течение полугода ему не был возмещен ущерб
причинителем вреда.
Предусматривается, что нормы о компенсации будут иметь обратную силу. В течение 3 лет после вступления закона в силу те лица, которые ранее лишились жилого помещения, смогут обратиться в суд с требованием о выплате компенсации. По мнению авторов законопроекта, такая возможность позволит им восстановить справедливость и защитить свои права на жилище.
Срок вступления в силу изменений предлагается установить с 1 января 2020 года.
Обновлены правила предоставления федеральным госслужащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения
Установлено, что такая выплата предоставляется гражданскому служащему, в том числе, если он является собственником жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет средств кредита, обязательства по которому полностью не исполнены и обеспечены ипотекой данного жилого помещения, либо членом его семьи, при условии, что госслужащий проживает в данном жилом помещении и он либо члены его семьи не имеют в собственности иного жилья.
Выплата не предоставляется госслужащему, если он получал единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилых помещений, предусмотренную статьей 35.1 Закона о Следственном комитете РФ или статьей 44.1 Закона о прокуратуре.
Разрешено предоставление единовременной выплаты без учета установленных условий госслужащим:
- замещающим должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" высшей группы должностей;
- стаж гражданской службы которых составляет не менее 30 лет;
- непрерывно замещавшим не менее 15 лет должности гражданской службы в порядке ротации в федеральных государственных органах (территориальных органах), расположенных в разных субъектах РФ.
Родители госслужащего, проживающие совместно с ним, учитываются при расчете выплаты, если они не являются нанимателями жилых помещений по договорам соцнайма либо собственниками жилых помещений.
К заявлению госслужащего о принятии на учет для получения выплаты прилагаются, в том числе, копии кредитного договора на приобретение или строительство жилого помещения, а также договора об ипотеке, прошедшего госрегистрацию.
При принятии госслужащего на учет и при расчете размера выплаты не учитывается жилье, принадлежащее ему или членам его семьи, приобретенное (построенное) за счет кредита, обязательства по которому полностью не исполнены и обеспечены ипотекой данного жилого помещения.
Заявление о распределении средств пенсионных накоплений может быть подано в любой территориальный орган ПФР
Ранее было установлено, в частности, что выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица правопреемникам производится в соответствии с заявлением о распределении средств пенсионных накоплений, поданным застрахованным лицом в территориальный орган ПФР по месту его жительства.
Для повышения доступности и качества оказания государственной услуги по приему заявления застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений предусмотрена возможность подачи такого заявления в любой территориальный орган ПФР по выбору застрахованного лица.
Заявление физлица о гибели (уничтожении) объекта недвижимости в электронной форме можно представить с использованием действующей версии функционала ЛКН
Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физлиц утверждена приказом ФНС России от 24.05.2019 N ММВ-7-21/263@.
Сообщается, что до реализации в личном кабинете налогоплательщика (ЛКН) возможности представления заявления по утвержденной форме допускается представление и обработка указанного заявления по форме, предусмотренной действующей версией функционала ЛНК, в т.ч. посредством заполнения заявления по ссылкам:
"Главная/Жизненные ситуации/Уточнить информацию об объектах налогообложения и (или) сумме налога/Объект мне не принадлежит";
"Главная/Жизненные ситуации/Прочие ситуации/Заявление в свободной форме".
Определен порядок отключения сносимого объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения
Отключение осуществляется на основании решения собственника объекта или застройщика либо в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, другими федеральными законами, на основании решения суда или органа местного самоуправления.
В целях отключения объекта инициатор отключения отправляет в эксплуатационную организацию заявление о выдаче условий отключения объекта. При отсутствии сведений об эксплуатационной организации инициатор получает информацию о ней в органе местного самоуправления.
Условия отключения выдаются эксплуатирующей организацией не позднее чем через 10 дней со дня поступления заявления.
Отключение объекта осуществляется эксплуатационной организацией в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня выдачи такой организацией условий отключения, но не ранее даты, указанной инициатором отключения в заявлении. Инициатор отключения обязан обеспечить доступ представителей эксплуатационной организации к месту выполнения работ по отключению объекта капитального строительства.
Отключение завершается составлением и подписанием эксплуатационной организацией акта.
До 31 мая 2020 года приостановлен срок оснащения транспортных средств отдельных категорий аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS
До указанной даты приостановлено действие Правил оснащения транспортных средств категорий M2, M3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2018 N 153. Ранее действие указанных Правил было приостановлено до 1 июля 2019 года.
Минспортом России определены угрозы безопасности персональных данных, актуальные при их обработке в информационных системах в сфере физической культуры и спорта
Согласно Закону о персональных данных федеральные органы исполнительной власти в установленной сфере деятельности принимают нормативные правовые акты, в которых определяют такие угрозы для принятия мер по обеспечению безопасности персональных данных.
Всего определены 11 угроз безопасности персональных данных, защищаемых без использования средств криптографической защиты информации (СКЗИ), и 16 угроз целенаправленных действий с использованием аппаратных и (или) программных средств с целью нарушения безопасности защищаемых с использованием СКЗИ персональных данных или создания условий для этого.
Закон, улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу и подлежит применению независимо от стадии судопроизводства и независимо от того, в чем выражается такое улучшение
Конституционный Суд РФ признал положения статьи 199 УК РФ, включая пункт 1 примечаний к ней, в действующей редакции, изложенной Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" (далее - Закон 250-ФЗ), не противоречащими Конституции РФ, как
предполагающие - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, в том числе в нормативном единстве с частью первой статьи 10 данного Кодекса, - придание этим положениям обратной силы в части включения страховых взносов в состав платежей, учитываемых для целей квалификации уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенного до вступления в силу данного Федерального закона, если такое включение приведет к уменьшению доли н
еуплаченных организацией платежей в сумме подлежащих уплате ею платежей в совокупности (с учетом полноты исполнения обязанности по уплате страховых взносов за соответствующий период), что будет означать улучшение правового положения лица, привлекаемого к уголовной ответственности.
Конституционный Суд РФ, в частности, указал следующее.
Виновный привлекается к административной или уголовной ответственности, которые являются разновидностями публично-правовой ответственности, на основании закона, действовавшего на момент совершения им противоправного деяния, а в случае усиления общественной опасности совершенного деяния и соответствующего изменения правового регулирования не допускается распространение на лицо, привлекаемое к такой ответственности, закона, ухудшающего его положение. В то же время на виновного распространяются
изменения закона, обусловленные снижением общественной опасности деяния и ослаблением вследствие этого меры ответственности, в том числе заменяющие ее вид на менее строгий, т.е. изменения, которые - в контексте общеправового регулирования и с учетом всех последствий нововведений в сложившейся структуре права - могут расцениваться как улучшающие положение лица, совершившего противоправное деяние. По буквальному смыслу части первой статьи 10 УК РФ закон, улучшающий положение лица, со
вершившего преступление, имеет обратную силу и подлежит применению в конкретном деле независимо от стадии судопроизводства, в которой должен решаться вопрос о применении этого закона, и независимо от того, в чем выражается такое улучшение - в отмене квалифицирующего признака преступления, снижении нижнего и (или) верхнего пределов санкции статьи Особенной части УК РФ, изменении в благоприятную для осужденного сторону правил его Общей части, касающихся назначения наказания, или в чем-либо ином.
Во взаимосвязи с данными правилами подлежит применению и действующая статья 199 УК РФ, изложенная в редакции Закона 250-ФЗ, который по-новому определил критерии крупного и особо крупного размеров уклонения от уплаты указанных в этой статье платежей, включив в состав как неуплаченных, так и подлежащих уплате платежей не только налоги и сборы, но и страховые взносы. Введение в состав суммы подлежащих уплате организацией платежей (помимо ранее включенных в нее налогов и сборов) суммы страховых взносов,
означающее увеличение той базы, от которой прежде определялась необходимая для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов либо для установления признаков квалифицированного состава этого преступления доля неуплаченных платежей в процентном отношении к подлежащим уплате в совокупности, и, как следствие, возможное при определенных обстоятельствах уменьшение такой доли можно рассматривать в ряду законодательных мер, объективно влекущи
х улучшение положения виновного, совершившего соответствующее преступление до вступления в силу Закона 250-ФЗ, поскольку снижение удельного веса (относительной величины) налогов и сборов в общем объеме подлежащих уплате платежей открывает путь для признания сравнительно меньшей общественной опасности уклонения от их уплаты.
Следовательно, включение страховых взносов в общую сумму подлежащих уплате организацией платежей при исчислении размера уклонения от их уплаты может улучшить положение лица, привлеченного к уголовной ответственности за совершенное до вступления в силу Закона 250-ФЗ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, но обеспечившего при этом уплату организацией страховых взносов за тот период, за который исчислена сумма неуплаченных налогов и (или) сборов. Тем самым не исключается и возможность изменения
квалификации уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с учетом объема исполнения обязанности по уплате страховых взносов за те периоды, в которых неуплата (уклонение от уплаты) таких взносов влекла для плательщика хотя и не уголовную, но публично-правовую ответственность.
В противном случае - т.е. при истолковании части первой статьи 10 УК РФ как блокирующей придание обратной силы новой редакции статьи 199 УК РФ в части включения в состав подлежащих уплате платежей страховых взносов, поскольку их неуплата, предусмотренная Законом 250-ФЗ, прежде не являлась признаком предусмотренного данной статьей состава преступления, - лица, подвергнутые уголовному преследованию за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, совершенное до вступления в силу указанных изменений, но
исполнившие при этом вытекающие из НК РФ либо других актов федерального законодательства обязанности по уплате страховых взносов, были бы поставлены в неравное положение с теми лицами, которые привлечены к уголовной ответственности за совершенные при тех же обстоятельствах, но после вступления в силу указанных изменений деяния, квалифицируемые с учетом исполнения обязанностей по уплате страховых взносов.
Таким образом, отсутствуют препятствия для придания обратной силы применяемым в нормативном единстве с частью первой статьи 10 УК РФ положениям статьи 199 данного Кодекса в действующей редакции, изложенной Законом 250-ФЗ, в части включения страховых взносов в состав платежей, учитываемых для целей квалификации уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенного до вступления в силу данного Федерального закона, если включение суммы страховых взносов в состав суммы подлежащих уплате
платежей (помимо ранее включенных в нее налогов и сборов) означает такое увеличение базы, от которой определяется необходимая для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов либо для установления признаков квалифицированного состава этого преступления доля неуплаченных платежей в процентном отношении к подлежащим уплате в совокупности, и, как следствие, такое уменьшение самой доли, от которой зависит уголовно-правовая квалификация д
еяния, что, с учетом объема исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате страховых взносов за соответствующий период, это будет означать улучшение положения лица в отношении возможности его привлечения к уголовной ответственности либо квалификации содеянного.
Судам даны разъяснения по некоторым вопросам применения норм международного частного права
Речь идет о праве, подлежащем применению:
при определении правового положения лиц,
к вещным правам;
к форме сделки;
к договорным обязательствам;
к отношениям с участием потребителей;
к отношениям добровольного представительства;
к внедоговорным обязательствам.
В целях обеспечения правильного и единообразного применения норм международного частного права судам следует руководствоваться, в частности, следующим:
- суды общей юрисдикции и арбитражные суды определяют право, применимое к правоотношению на основании норм международного частного права в случае, когда участником гражданско-правового отношения является иностранное лицо либо гражданско-правовое отношение осложнено иным иностранным элементом, в том числе когда объект гражданских прав находится за границей;
- если коллизионные нормы об определении применимого права предусмотрены международным договором РФ (например, многосторонним или двусторонним договором об оказании правовой помощи), суд руководствуется нормами международного договора;
- при наличии в российском законодательстве специальных коллизионных норм по определенным вопросам следует применять такие специальные коллизионные нормы (например, специальные коллизионные нормы содержатся в разделе VII "Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства" СК РФ, главе XXVI "Применимое право" КТМ РФ. Вместе с тем суд применяет положения раздела VI "Международное частное право" ГК РФ, если в соответствующем специальном
законодательном акте отсутствуют нормы, регулирующие общие положения коллизионного права (статья 4 СК РФ, пункт 2 статьи 1 КТМ РФ);
- суд применяет к спорным правоотношениям российские нормы непосредственного применения независимо от того, каким правом регулируется это отношение в силу соглашения сторон о выборе применимого права или коллизионных норм (статья 1192 ГК РФ);
- суд обязан применить российскую норму непосредственного применения, если сфера действия такой нормы охватывает спорное правоотношение (пункт 1 статьи 1192 ГК РФ). В то же время суд может принять во внимание иностранную норму непосредственного применения в зависимости от критериев, перечисленных в пункте 2 статьи 1192 ГК РФ (наличие тесной связи между страной, принявшей соответствующую норму непосредственного применения, и спорным правоотношением; учет назначения и характера таких норм, а также
последствий их применения или неприменения). При этом суд обязан отказать в применении иностранной нормы непосредственного применения, если ее назначение и характер несовместимы с основами правопорядка (публичным порядком) Российской Федерации, затрагивают суверенитет или безопасность Российской Федерации, нарушают конституционные права и свободы российских граждан и юридических лиц;
- по смыслу пункта 1 статьи 1206 ГК РФ, если договор купли-продажи движимого имущества предусматривает перемещение товара из одной страны в другую, в момент заключения договора товар не находится в пути, и стороны не достигли соглашения о праве, применимом к моменту перехода права собственности (пункт 3 статьи 1206 ГК РФ), то право собственности на товар переходит от продавца к покупателю в момент, определяемый в соответствии с правом страны места нахождения товара;
- в силу принципа автономии воли в международном частном праве стороны договора могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по договору (договорный статут). Такое прямо выраженное соглашение может быть оформлено в виде условия (оговорки) о применимом праве в тексте договора либо в виде отдельного соглашения (пункт 1 статьи 1210 ГК РФ);
- в соответствии с пунктом 2 статьи 1210 ГК РФ соглашение о применимом праве либо должно быть прямо выраженным, либо определенно вытекать из условий договора или совокупности обстоятельств дела (подразумеваемое соглашение о применимом праве). В соглашении о применимом праве стороны вправе использовать любые термины и формулировки, указывающие на выбор ими того или иного права (например, указание на применение права, законодательства, законов, нормативных актов или норм определенной страны);
- стороны вправе выбрать или изменить ранее выбранное применимое право после заключения договора. Такой выбор имеет обратную силу и считается действительным, без ущерба для прав третьих лиц и действительности сделки с точки зрения требований к ее форме, с момента заключения договора (пункт 3 статьи 1210 ГК РФ);
- стороны договора могут выбрать подлежащее применению право для договора как в целом, так и для отдельных его частей (пункт 4 статьи 1210 ГК РФ). Такой выбор допустим при условии, что применение различного права для отдельных частей одного договора не порождает непреодолимых противоречий и не влечет признания договора или его части недействительными или незаключенными. При наличии таких непреодолимых противоречий суд признает соглашение сторон о выборе применимого права неисполнимым и определяет
договорный статут на основе коллизионных норм, применимых при отсутствии соглашения сторон о выборе права;
- если стороны использовали в договоре торговые термины, содержащиеся в Правилах по использованию национальных и международных торговых терминов - Инкотермс (Incoterms), однако не сделали ссылку на Инкотермс, при отсутствии доказательств иного намерения сторон считается, что сторонами согласовано применение к их отношениям Инкотермс в редакции, действовавшей на дату заключения договора (пункт 11 статьи 1211 ГК РФ). В этом случае положения Инкотермс имеют приоритет перед диспозитивными нормами
договорного статута;
- в соответствии со статьей 1212 ГК РФ, если договор заключен между профессиональной стороной и физическим лицом, использующим, приобретающим или заказывающим либо имеющим намерение использовать, приобрести или заказать движимые вещи (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (потребителем), стороны могут заключить соглашение о выборе применимого права согласно статье 1210 ГК РФ.
Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 1212 ГК РФ заключение такого соглашения не является препятствием для применения судом средств защиты прав потребителя, предоставляемых императивными нормами права страны места жительства потребителя, при соблюдении одного из следующих условий:
- либо профессиональная сторона осуществляет свою деятельность в стране места жительства потребителя, и договор связан с такой деятельностью профессиональной стороны;
- либо профессиональная сторона любыми способами направляет свою деятельность на территорию страны места жительства потребителя или территорию нескольких стран, включая территорию страны места жительства потребителя, и договор связан с такой деятельностью профессиональной стороны.
Профессиональная сторона считается направляющей свою деятельность на территорию страны места жительства потребителя, в частности в том случае когда она поддерживает в сети "Интернет" сайт, содержание которого свидетельствует о его ориентации на потребителей из соответствующей страны. Сайт в сети "Интернет" может рассматриваться как ориентированный на российских потребителей, если одним из его языков является русский язык, цены приведены в российских рублях, указаны контактные телефоны с российскими
кодами или имеются другие аналогичные доказательства (например, владелец сайта заказывал услуги, направленные на повышение цитируемости его сайта у российских пользователей сети "Интернет").
При соблюдении одного из указанных условий суд вправе по своей инициативе применить защиту прав потребителя, предоставляемую императивными нормами права страны места жительства потребителя. Такие императивные нормы могут содержаться как в актах специального законодательства (например, в Законе РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей"), так и в актах общего характера (например, в ГК РФ). Суд применяет императивные нормы права страны места жительства потребителя вне зависимости
от их квалификации в качестве норм непосредственного применения в значении статьи 1192 ГК РФ.
Предусмотренные настоящим пунктом правила не применяются к договорам, указанным в пункте 3 статьи 1212 ГК РФ.
Разъяснены особенности рассмотрения дел кассационными и апелляционными судами общей юрисдикции
Так, со дня начала деятельности указанных судов судебные акты по гражданским и административным делам обжалуются в соответствии с нормами ГПК РФ и КАС РФ, действующими в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях, решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб, протестов, а также определения, препятствующие дальнейшему
движению дела об административном правонарушении, с указанного дня обжалуются в соответствии с нормами КоАП РФ, действующими в редакции Федерального закона от 12.11.2018 N 417-ФЗ "О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Заявление о восстановлении срока подачи кассационных жалобы, представления, поданное до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции в соответствии с установленной законом подсудностью в суд первой инстанции и не рассмотренное до этого дня, со дня начала их деятельности подлежит рассмотрению судом первой инстанции по правилам статьи 112 ГПК РФ. В случае признания причин пропуска указанного процессуального срока уважительными заявителю восстанавливается шестимесячный срок на подачу
кассационных жалобы, представления, установленный частью 2 статьи 376 ГПК РФ в редакции, действовавшей до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции. Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции заявление о восстановлении срока подачи кассационных жалобы, представления на судебные акты, вступившие в законную силу до этого дня, подается в кассационный суд общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, а также другие лица, права и законные интересы которых нарушены вступившим в законную силу судебным актом, реализовавшие право на подачу кассационных жалобы, представления в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции подают кассационные жалобу, представление в
судебную коллегию Верховного Суда РФ. В этом случае кассационные жалобы, представления на судебные акты, вступившие в законную силу до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции, подаются в шестимесячный срок, установленный частью 2 статьи 376 ГПК РФ в редакции, действовавшей до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции. Продолжительность и порядок исчисления срока кассационного обжалования судебных актов по административным делам, установленного
частью 2 статьи 318 КАС РФ, с началом деятельности кассационных судов общей юрисдикции не изменяются.
Пленум Верховного Суда РФ разъяснил порядок применения некоторых норм права в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В частности, сообщается следующее:
- по общему правилу порядок судопроизводства определяется в соответствии с федеральным законом, действующим во время рассмотрения и разрешения дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных актов;
- при поступлении после вступления в силу Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ (далее - Закон N 451-ФЗ) в суд общей юрисдикции заявления, подлежащего рассмотрению в арбитражном суде или при поступлении в арбитражный суд заявления, подлежащего рассмотрению в суде общей юрисдикции, такое заявление возвращается заявителю, а если указанное обстоятельство выяснится после принятия заявления, дело подлежит передаче по подсудности;
- после вступления в силу Закона N 451-ФЗ заявление об отводе судьи подлежит рассмотрению в порядке, установленном указанным законом;
- лицо, начавшее участвовать в деле в качестве представителя до вступления в силу Закона N 451-ФЗ может продолжить участвовать в нем даже в случае, если оно не имеет на это право в соответствии с Законом N 451-ФЗ;
- требования к форме и содержанию искового заявления, заявления определяются нормами закона, действовавшими на момент их подачи, в том числе и при решении вопроса об их принятии после оставления без движения, если заявление оставлялось без движения до вступления в силу Закона N 451-ФЗ;
- возможность устранить недостаток заявления или жалобы в случае его неподписания или подписания неуполномоченным лицом должна быть сохранена и в отношении заявлений и жалоб, поданных до вступления в силу Закона N 451-ФЗ, но не рассмотренных судьей до его вступления в силу;
- процессуальный штраф за нарушение, совершенное до вступления в силу Закона N 451-ФЗ, не может превышать пределов, установленных процессуальным законом, действовавшим в момент его совершения;
- если срок рассмотрения дела, предусмотренный положениями процессуального законодательства в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 451-ФЗ, не истек до вступления в силу данного Федерального закона, применяется срок рассмотрения дела, установленный Законом N 451-ФЗ;
- если рассмотрение дела было начато судом до вступления в силу Закона N 451-ФЗ по общим правилам или по правилам упрощенного производства, в единоличном составе суда или коллегиальном составе суда, то после вступления в силу указанного федерального закона такое дело подлежит рассмотрению в том же порядке и в том же составе суда;
- арбитражный суд первой инстанции вправе не составлять мотивированное решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, если апелляционная жалоба на его решение, принятое путем подписания судьей резолютивной части, подана до вступления в силу Закона N 451-ФЗ.
∙ ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
Правительством РФ предложен перечень нотариальных действий, которые могут быть совершены удаленно в электронной форме
Законопроектом устанавливается перечень нотариальных действий, которые могут быть совершены удаленно в электронной форме, без личной явки обратившегося лица к нотариусу, и порядок их совершения (в частности, свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой, передача документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам, принятие в депозит денежных средств и ценных бумаг, взыскание денежных сумм или истребование имущества от должника по исполнительной
надписи нотариуса и некоторые другие действия).
Кроме того:
предоставляется возможность проверки посредством единой информационной системы нотариата информации о нотариальном документе с использованием размещенной на нем машиночитаемой маркировки;
устанавливаются правила взаимодействия единой информационной системы нотариата с иными информационными системами;
предусматривается право нотариуса при отсутствии документа, удостоверяющего личность, или при наличии сомнений в личности гражданина, предъявившего документ, удостоверяющий личность, устанавливать его личность посредством единой биометрической системы;
устанавливается, что Федеральной нотариальной палатой будет обеспечиваться возможность представления по запросу в круглосуточном режиме сведений об открытии наследственного дела с использованием сети Интернет;
закрепляется возможность удостоверения сделки двумя и более нотариусами;
расширяется перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариусов (к ним предлагается отнести, например, договоры об оказании услуг связи в случае неисполнения обязательств по оплате услуг в сроки, установленные в договоре, при наличии условия о возможности взыскания задолженности по исполнительной надписи нотариуса).