Вопрос № 31808: Здравствуйте, уважаемые эксперты!
Увы, нет рассылки по налоговому законодательству, так что задаю вопоос здесь. Мой отец, частный предпириматель, заплатил налог в бюджет по местному (Пермь) законодательству. (Пермская дума приняла какие-то особые...Вопрос № 31811: Добрый день, уважаемые эксперты. Помогите, пожалуйста, разобраться в следующем вопросе: Какие налоговые льготы имеет пенсионер при покупке и продаже квартиры (продается 1-комнатная и покупается 2-х комнатная) . Может ли он претендовать
на налоговый в...Вопрос № 31825: Здравствуйте, уважаемые эксперты! Не знаю в эту ли рубрику, но вопрос касается розничной продажи спиртного. Итак, ПБОЮЛ, лицензия на розничную продажу заканчивается в апреле 2006 года, надо оформлять новую, но, насколько мне известно, с 1 июля 2006 г...
Во
прос № 31.808
Здравствуйте, уважаемые эксперты!
Увы, нет рассылки по налоговому законодательству, так что задаю вопоос здесь. Мой отец, частный предпириматель, заплатил налог в бюджет по местному (Пермь) законодательству. (Пермская дума приняла какие-то особые коэффициенты или ставку ниже федеральной). Потом, когда он уже заплатил налог, вышло постановление, что законодательный акт, снижающий налоговую ставку не соотвествует закону, и его отменили. И налог был повышен. Но мой отец его уже заплатил. Ему сказали платить больше. Он не стал. Ему начислили пени.
К сожалению, я не помню название налога. Скажите, правомерны ли действия налоговой.
Заранее, спасибо.
PS. Я, наверное, недостаточно инфформации предоставил, но я сам не всё знаю. Просто, если кто знает, то скажите, что делать.
Отправлен: 19.12.2005, 10:28
Вопрос задал: Romodos (статус: Студент)
Всего ответов: 2 Мини-форум вопроса >>> (сообщений: 0)
Отвечает: Eviran
Здравствуйте, Romodos!
Гражданский кодекс РФ: Статья 13. Признание недействительным акта государственного органа
или органа местного самоуправления
Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях,
предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие за
1082;ону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы
гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействит
077;льными.
Здесь речь идет о признании недействительными актов судами. В Вашем случае - Постановление.
Трудно сказать, на основании чего вышло данное постановление. Но, полагаю, &
#1095;то были выявлены явные нарушения закону, в силу чего вышло постановление.
Признание нормативного или иного акта недействительным, или отмена его, означает, что
он не создал юридических последствий с момента (!) его принятия. А, значит, доначис
;ление налога, представляется, произошло правомерно.
С уважением, Eviran.
--------- Знания-это набор фактов. Мудрость-это умение пользоваться знаниями.
Ответ отправила: Eviran (статус: Профессионал)
Отправлен: 20.12.2005, 10:51 Оценка за ответ: 5 Комментарий оценки: Спасибо большое за ответ. Вот странно: задолженность за отцом числится, уже проло много времени, а в суд налоговая не подает!?
Отвечает: before
Здравствуйте, Romodos!
Однозначно ответить на Ваш вопрос не представляется возможным в связи со следующим.
В соответствии со ст. 6 НК РФ Признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ. Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.
Таким образом, сущестует два порядка исключения действия незаконного нормативно-правового акта (НПА):
1. Судебный. ТОЛЬКО суд может признать НПА недействительным в порядке, определенном ГПК РФ И АПК РФ.
2. Административный. Он состоит в том, что орган, принявший НПА, или иной уполномоченный орган вправе отменить нормативный акт с целью приведения его в соответствие с законодательством. При отмене НПА прекращает свое действие. При этом отмена незаконных конкретных норм НПА может идти по пути внесения изменений в этот НПА.
Здесь также следует отметить, что суд не наделен полномочиями отменять акты. Он относится к судебной власти и, соответственно, вправе лишь установить факт правомерности или неправомерности того или иного акта, то есть подтвердить либо опровергнуть презумпцию правомерности действий государственных органов и принимаемых ими актов.
Таким образом, отмена НПА и признание его недействительным - различные правовые явления, влекущие за собой различные правовые последствия.
Вы указали, что "вышло постановление, что законодательный акт, снижающий налоговую ставку не соотвествует закону, и его отменили". Как толковать эту фразу? Кто принял постановление?
В связи с вышеизложенным, представляется, что возможны два варианта:
1. Отмена НПА самим органом или внесение в него изменений. Поскольку это не связано с признанием акта недействительным, можно заключить, что изменение ставки не касается тех отношений, которые возникли до принятия закона, изменившем ставки.
Представляется, что в данном случае возможно применить нормы НК РФ о действии НПА во времени. Согласно ст. 5 НК РФ Акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют. Поэтому действия ИФНС по доначислению сумм налога можно представить как несоответствующие закону.
2. Если НПА был призанан не соответствующим НК РФ (недействительным) в судебном порядке, то такой НПА не порождает последствий с момента своего принятия, за исключением случаев, определенных в самом решении (см., напр., о этому поводу Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. N 7-П). На это не раз указывал Верховный Суд РФ (см., напр., Постановление Пленума ВС РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими
закону" от 27 апреля 1993 г. N 5 (оно утратило силу, однако общая позиция ВС РФ осталась неизменной) указано: "признание акта недействительным по мотивам противоречия закону означает, что он не порождает правовых последствий со дня издания").
Исходя из такой позиции, представляется, доначисление сумм налога может быть признано правомерным.
При всем этом и такой вывод нельзя назвать однозначным. В частности, если ИФНС обратится в суд и будет требовать от Вашего отца уплаты доначисленных сумм и пени, представляется, что есть возможность попытаться доказать, что и при признании закона недействительным обязанность уплатить доначисленные суммы не возникла. В основу такой позиции могут быть положены следующие аргументы:
- согласно ст. 57 Конституции РФ: Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В многочисленных постановлениях Конституционный Суд неоднократно отмечал, что налогоплательщик обязан уплачивать только законно установленные налоги и сборы (см., напр., Постановление КС РФ от 18 февраля 1997 г. No. 3-П и др.). Следовательно, если обязанность по уплате налогов была установлена незаконно, для уплаты налогов нет никаких оснований.
- Таким образом, обязанность платить налог возникает только, когда налог законно установлен. В соответствии со ст. 17 НК РФ Налог не считается установленным, если не определена помимо прочего налоговая ставка. В местных налогах ставки устанавливаются местными законами (напр., ст. 3 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц": "Ставки налога устанавливаются НПА представительных органов местного самоуправления").
- Исходя из вышеизложенного, приходим к выводу, что ставка хоть и была установлена законом, но установлена неправомерно (противоречит НК РФ). Незаконность подтверждена решением суда. Если суд признал акт незаконным с момента его принятия, то можно прийти к выводу, что ставка не была установлена вообще (установлена незаконно + отменена решением суда). Раз ставка не установлена, то в силу ст. 17 НК РФ сам налог считается неустанволенным. В связи с этим у налогоплательщика в силу ст. 3 НК РФ и ст. 57 Конституции
нет обязанности платить не только доначисленные суммы, но и сам налог как таковой: до момента принятия нового закона с соответствующими НК РФ ставками такой обязанности не существует.
Таким образом, пользуясь такой экзотической аргументацией можно попытаться доказать, что у налогоплательщика в период действия несоответствующего федеральному законодательству закона местного органа вообще не было обязанности платить налог, а потому ИФНС еще и должна вернуть уплаченное.
Безусловно, такая позиция несколько неординарна, но при известных обстоятельствах воспользоваться ей можно попробовать. Дело в том, что проблема последствий признания нормативных актов о налогах недействительными является очень сложной, не разрешена до сих пор и вызывает множество споров, а в действующем налоговом законодательстве содержится больше вопросов, чем ответов.
С уважением, before.
Ответ отправил: before (статус: Профессионал)
Отправлен: 21.12.2005, 18:07 Оценка за ответ: 5 Комментарий оценки: Спасибо большое, как всегда подробно и понятно.
Вопрос № 31.811
Добрый день, уважаемые эксперты. Помогите, пожалуйста, разобраться в следующем вопросе: Какие налоговые льготы имеет пенсионер при покупке и продаже квартиры (продается 1-комнатная и покупается 2-х комнатная) . Может ли он претендовать на налоговый вычет, и если да, то в каком размере. Заранее большое спасибо за ответ.
Отправлен: 19.12.2005, 10:59
Вопрос задал: Kate045 (статус: Посетитель)
Всего ответов: 1 Мини-форум вопроса >>> (сообщений: 0)
Отвечает: before
Здравствуйте, Kate045!
Поскольку в отношениях по продаже и покупке квартиры возникает обязанность по уплате налога на доходы физлиц, то льготы по уплате этого налога устанавливаются только НК РФ (ст.ст. 12, 13 НК РФ).
Имущественный налоговый вычет по НДФЛ определен ст. 220 НК РФ. Она устанавливает два вычета:
1. Вычет в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 рублей. При продаже жилых домов, квартир, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков и земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика
три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.
Иными словами, если квартира находилась в собственности 3 года и более, то вычет предоставляется в полном объеме; если менее трех лет, то в суммы 1 000 000, в остальной части придется платить налог 13%.
Например, квартира была в собственности 2 года, продали за 1 500 000 руб., то налог будет взыматься только с 500 000 руб., и составит 65 000 руб.
2. Вычет в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей)
в них.
В фактические расходы на приобретение квартиры или доли (долей) в ней могут включаться:
расходы на приобретение квартиры или прав на квартиру в строящемся доме;
расходы на приобретение отделочных материалов;
расходы на работы, связанные с отделкой квартиры.
Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, не может превышать 1 000 000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них.
Повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, не допускается.
Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.
Иными словами, если пенсионер не пользовался данным вычетом, он вправе им воспользоваться. Вычет не может быть более 1 000 000 руб. Вычет предоставляется на основании заявления. Например, если лицо приобретает квартиру за 1 000 000 руб., то ему по заявлению вернут 130 000 руб., как сумму уплаченного НДФЛ по каким-либо доходам.
Таким образом, пенсионер имеет право на налоговые имущественные вычеты, но при этом необходимо учитывать некоторые правила налогового законодательства.
С уважением, before.
Ответ отправил: before (статус: Профессионал)
Отправлен: 20.12.2005, 20:01
Вопрос № 31.825
Здравствуйте, уважаемые эксперты! Не знаю в эту ли рубрику, но вопрос касается розничной продажи спиртного. Итак, ПБОЮЛ, лицензия на розничную продажу заканчивается в апреле 2006 года, надо оформлять новую, но, насколько мне известно, с 1 июля 2006 года розничная продажа спиртного предпринимателями запрещается. Есть ли какой-то выход без организации юр. лица и если я оформлю новую лицензию на три года, что произойдет 1.07.06 Если возможно - со ссылками на Закон. Заранее спасибо. С уважением, Виталий.
Отправлен: 19.12.2005, 18:12
Вопрос задал: Gennady (статус: Посетитель)
Всего ответов: 1 Мини-форум вопроса >>> (сообщений: 0)
Отвечает: before
Здравствуйте, Gennady!
Действительно, абз. 2 п.п. а п. 14 ст. 1 ФЗ от21 июля 2005 года N 102-ФЗ вносит изменения в ст. 16 ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ", согласно которым "Поставки и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий и при условии предварительной оплаты поставляемой алкогольной продукции". Действующая сегодня редакция п. 1 ст. 16 допускает
розничную продажу алкогольной продукции индивидуальными предпринимателями. С введением в действие абз. 2 п.п. а п. 14 ст. 1 Закона индивидуальным предпринимателям осуществлять такую деятельность будет запрещено.
Указанные изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г. (п. 3 ст. 2 Закона).
Вопрос о том, останется ли у ИП право торговать алкогольной продукцией после 1.07.2006 г. до истечения срока действия лицензии, остается неразрешенным в действующем законодательстве. Можно предположить, что перед непосредственным вступлением Закона № 102-ФЗ в силу Минэкономразвития РФ очередным своим письмом разъяснит эту ситуацию, но до этоих пор можно только рассуждать на уровне анализа буквального смысла закона и системы законодательства в целом:
1. С одной стороны, согласно абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса,
которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Поэтому ст. 49 ГК РФ в нашем случае подлежит применению через ст. 23 ГК РФ. Закона № 102-ФЗ прямо не указывает, что с 1.07.2006 г. лицензии становятся недействительными, а потому не устанавливает "иного", а значит ст. 49 ГК РФ применять можно.
Согласно ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении РФ, поэтому ни субъекты РФ, ни ОМС не могут установить исключения из ст. 49 ГК РФ и указать, что с 1.07.2006 г. все лицензии аннулируются.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что ИП может торговать алкоголем и после 1.07.2006 г. до срока истечения лицензии.
2. С другой стороны, буквальное толкование п. 1 ст. 16 Закона № 171-ФЗ приводит к прямо противоположному выводу. Согласно указанной норме Поставки и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий и при условии предварительной оплаты поставляемой алкогольной продукции. Изменения вступают в силу с 1.07.2006 г., поэтому можно сделать вывод, что с 1.07.2006 г. только организации вправе осуществлять розничную продажу алкогольной продукции. Таким
образом, закон в ст. 16 говорит не о лицензировании предпринимательской деятельности, а о прямом запрете осуществлять эту деятельность с определенного момента. А из этого, в свою очередь, следует, что на данный случай не распространяется правило ст. 49 ГК РФ. Поэтому Письмо Минэкономразвития РФ N 11268-АШ/Д05, которое регулирует чисто лицензионные отношения, в данном случае проблематично применят даже по аналогии. В связи с тим возникает такая ситуация, когда торговля
алкоголем при наличии лицензии с 1.07.2006 г. будет прямым нарушением закона (ст. 16): получается, что есть разрешение (лицензия), которое ничего не разрешает. Абсурд очевиден.
Выходом из такого положения было бы внесение в Закон № 102-ФЗ изменений, которые признавали бы лицензии ИП с 1.07.2006 г. недействительными.
Вводят в заблуждение также положения ст. 3 Закона № 102-ФЗ, согласно которым Организации, имеющие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 1 января 2006 года, обязаны привести свою деятельность в соответствие с лицензионными требованиями Федерального закона и до 1 июля 2006 года оформить новые лицензии.
То есть, с одной стороны, закон требует от организаций переоформить лицензии и, видимо, с 1 июля 2006 года они аннулируются, с другой - не ясно, распространяются ли эти положения на ИП: поскольку закон вроде и знает институт недействительных лицензий, но при этом применят его узко - только для организаций. Таким образом, и из ст. 3 Закона № 102-ФЗ можно сделать различные выводы.
По моему мнению, вероятнее всего (если не внесут изменения в ст. 16, а такой законопроект вносится в Госдуму) лицензии для ИП с 1.07.2006 г. будут либо признаваться недействительными, либо не иметь разрешающей способности (но это нонсенс: такого в мире нигде нет). Думаю, что, если государство так жестко взялось за регулирвоание деятельности ИП на рынке алкогольной продукции, вряд ли можно расчитывать на трактовку спорных статей закона в их пользу. Кроме того, лицензирующие органы сейчас настоятельно рекомендуют
ИП создавать Юрлица и получать для них лицензии. Такой вариант, по краней мере, снимает всякие неясности. Однако учитывая сложность организации и ведения бизнеса юрлицом, такой вариант нельзя назвать оптимальным. Кроме того, Законодатель может принять до 1.01.2006 г. или 1.07.2006 г. правоизменяющий акт и в пользу ИП, поскольку формулировки Закона № 102-ФЗ дают разнообразный законотворческий потенциал.
С уважением, before.
Ответ отправил: before (статус: Профессионал)
Отправлен: 20.12.2005, 04:07 Оценка за ответ: 5 Комментарий оценки: Большое спасибо! Как всегда-четко и оперативно! С уважением,Gennady/