Полную электронную версию книги можно приобрести в нашей
веб-лавке.
Содержание можно посмотреть
здесь.
Прием № 80. Дать подержать
Отдать свое тяжелее, чем не взять чужое.
На этом построен распространенный трюк бродячих уличных торговцев, которые во что бы то ни стало норовят заставить тебя взять их товар в руки.
Это верно и с точки зрения чувства собственности, и с точки рения подключения к процессу продажи осязания.
Однажды мы покупали спальню, и в мебельном салоне я нажатием ладони пробовал упругость матраса. Знаете это характерное движение? И вдруг мне был адресован возглас:
- Что вы делаете? Так нельзя!
Вначале оторопев, я быстро собрался и возмутился:
- Как это "так нельзя"?!
Девица-сейлз уже стояла рядом и с укором поясняла:
- Ну разве так постель выбирают? Что вам скажет ваша рука? Руками нельзя. Вы ложитесь! - и на кровать в ноги бросила клееночку. Заметив мое замешательство, она очень настойчиво подтвердила: - Да-да! Ложитесь! Вы же должны это почувствовать.
Я лег - на спину, башмаки на клееночку.
Жена, наблюдая за этим, уже смеялась, а девица, уперев руки в пояс, издевательски-насмешливо продолжила:
- Ну и как вы легли? Да разве вы спите так? - и, позабыв о глубине собственного декольте, она наклонилась и стала меня переворачивать на бок, заботливо воркуя при этом: - Вот так, на бочок, ладошку под щечку...
Жена потом объяснил мне мое же согласие:
- Я знаю, почему ты так быстро согласился. Ты ведь ненавидишь гостиницы,и тебе было заранее обидно, что кто-то ляжет на постель, которая почти стала твоей...
Да, я ощутил комфорт ложа,и расставаться с ним уже не хотелось.
А уже на следующий день любимая мне рассказала:
- Ты знаешь, это работает и в обратную сторону - и в покупательском исполнении. Я имею в иду трюк "подержать чтобы стало своим". Я сегодня на базаре набрала фруктов. Торговец мне все взвесил, упаковал, назвал цену - девяносто гривень. Если бы с ним торговаться - ну, десятку бы уступил. А я даю ему не девяносто, а семьдесят. Пока он считает - стою и жду. Он посчитал и удивленно: Так тут только семьдесят!". Ну да, говорю, больше нет. Он так беззащитно скривился и: "Эх!.. Забирай!.." Просто деньги, которые он держал в руках, уже были его деньгами - отдать их было бы труднее, чем не взять...
На элементах этого принципа построена работа американских коммивояжеров, продающих чистяще-моющие средства "BUG". Они оставляют хозяйке особняка целую корзинку разных препаратов - попользоваться. А вот отдать корзинку - уже не легко. Правда, здесь задействовано еще и нежелание быть чем-то обязанным - если все-таки хоть каплей, но воспользовался...
Прием № 81. Опыт продавца
Личный пример - это почти всегда убедительно. Если это допустимо - ссылайся на то, что тоже этим пользуешься.
Но не ошибись!
Первая ошибка, как правило, возможна тогда, когда происходит столкновение классовых позиций продавца и покупателя. Пример.
В парфюмерном салоне клиентка (типаж "фифа") справляется у продавщицы:
- Что из этих ароматов подойдет мне?
Девушка с желанием помочь:
- Я пользуюсь вот этими духами...
Фифа:
- Ну что вы!.. Я не стану покупать то, чем пользуются продавщицы!
Вторую ошибку в исполнении приема "Я тоже" я опишу на примере того, как мы с женой покупали пылесос.
Выбрали, заплатили, продавец стал объяснять - как им пользоваться... Мне стало скучно, я пошел по залам. В одном из них увидел ошеломительный холодильник - ярко-ярко желтый! Улыбаясь, ко мне выходит девочка:
- Вы знаете, мы с мужем так рады, что когда-то решились на такой выбор. Сейчас такой же холодильник стал украшением нашей кухни.
Я не буду говорить о невольном косвенном унижении клиента - мы, мол, решились, а ты вот стоишь тут и пока еще только думаешь... У меня эхом отозвалось иное - я сразу припомнил, что мальчик, продававший нам пылесос, тоже сослался на собственный опыт. Меня это заинтересовало, я отделался от девочки и пошел дальше по магазину. Остановился, сразу спрашиваю:
- Учились давно?
- То есть? - опешил мальчишка.
- Какой-нибудь тренинг недавно был?
- Да... А вы откуда знаете?..
К чему я об этом? А к тому что, работая в своем торговом зале, стоит задумываться о том, какие приемы с этим же клиентом проводили твои коллеги в соседних залах. Нельзя, чтобы в одном магазине трое продавцов разлетались к тебе с одной и той же разводкой - сказкой о том, что они и их близкие выбрали именно этот товар.
Прием № 82. "Я раньше тоже, а вот теперь..."
Этот припев особенно широко распространен в аргументации ребят из сетевых компаний. Такой прием показывает и родство (мы с тобой одной крови), и позволяет незаметно приподняться на ступенечку выше клиента.
- Я раньше тоже считал, что это слишком дорого, но когда обнаружил, что сигарет выкуриваю за месяц на большую сумму, то решился, и вот теперь ни капли не жалею...
- Я раньше на таких вещах тоже предпочитал экономить, но когда понял, во что это обходится моему здоровью...
И так далее.
Мне, когда я слышу подобные аргументы, почему-то сразу вспоминается фраза одного из моих знакомых:
- Я раньше тоже деньги жалел, пропивал...
Прием № 83. Опыт третьего специалиста
В одном из салонов мобильной связи я наблюдал серию интересных продаж. Когда клиент остановил свое внимание на одной из моделей, но до торга еще не дошло, продавец активно навязывал демонстрацию, звоня с этого телефона на номер коллеги. Менеджер-коллега со звонящим телефоном в руках входил в зал из подсобки, и покупатель видел, что у него именно такая модель.
Когда продавили "нокию", из пособки приходили с "нокией", когда "сименс" - с "сименсом"... То есть покупатель должен был думать: "Ага, их личные телефоны такие же. Вон ведь такая же мобилка у менеджера..."
Прием № 84. "Так поступают все..."
Мы уже говорили о том, что потребители любят новые вещи. Но потребители любят еще быть "такими, как все". Подробнее об ограничениях в игре фактором новизны мы расскажем в разделе "Сопротивление техническому решению" в описании приема "Персонализация - адаптация аргументов". Там же мы коснемся и темы ограничений в игре на клиентском конформизме. А пока лишь коротко отметим возможности приема "Так поступаю все" для работы с ценовым сопротивлением.
Почему в магазинах клиенты торгуются реже, чем на рынке. А просто потому, что в магазинах все остальные не торгуются, а просто глядят на цену на ценнике, достают портмоне и отсчитывают нужное число купюр.
В тех бизнесах, где цена не унифицирована, где не может быть ценников, очень важно показать, что мы не с него первого снимаем эти же деньги. А значит нужна особая демонстрация того, что это - "обычная цена", что так и столько платят все.
Но обратите внимание - вовсе не все хотят быть как все!