Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[Digest] Обзор

Электронное правительство: коммуникация, концентрация, кооперация.

E-government: Communication, Concertation, Cooperation. EuroSpace S.r.l., 2006

http://ec.europa.eu/idabc/en/document/6287/254

Данное издание представляет собой собрание статей различных европейских авторов,
которые являются экспертами в области электронного правительства или представляют
ведущие коммерческие, некоммерческие и государственные структуры европейских
государств, занимающиеся на практике реализации проектов по применению информационных
технологий в государственном управлении. Особую ценность публикации придает полное
и всестороннее отражение в ней позиции Европы как единого актора мирового пространство
по отношению к электронному правительству. При этом по многим вопросам европейские
исследователи входят в прямую оппозицию доминирующему американскому подходу к
электронному правительству. Возможно, это несогласие чрезмерно подчеркивается,
однако это стремление обособиться от американского <мейнстрима> уже само по
себе можно считать существенной спецификой европейского подхода к электронному
правительству.

В данном обзоре представлены три статьи, которые вошли в книгу <Электронное правительство:
коммуникация, концентрация, сотрудничество>, которые, на наш взгляд, адекватно
характеризуют издание как таковое и позволят составить суждение о его содержании.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на замыкающую сборник статью итальянских
авторов Ренато Лукарини и Патриции Кайолы <Базовая роль государственной управления
в условиях информационного общества>[1]. Данная статья размещена в книге на правах
заключения, поэтому она носит достаточно общий характер. В первой части статьи
авторы доказывают растущее значение государственного управления в условиях информационного
общества. Сама степень достижения страной стадии информационного общества может
измеряться на основе характеристик государственного управления, поскольку именно
государство играет интегрирующую роль в социальной системе и отвечает за сбалансированное
развитие общества. Государство осуществляет связь между разрозненными элементами
общества - социальными и технологическими, общественными и частными, эффективными
и нацеленными на результат, кратко- и долгосрочными.

При этом важнейшим фактором успеха электронного правительства является его прочный
фундамент, который составляет так называемое <видение> Электронной Европы. При
этом авторы отстаивают значение именно глобальных, долгосрочных целей, несмотря
на их кажущуюся недостижимость и идеалистичность. Далекие перспективы авторы
сравнивают со звездами: на них можно любоваться, но нельзя потрогать. В то же
время, видение необходимо для развития страны, как звезды необходимы в качестве
ориентира для моряков в течение плавания. Что касается европейского видения,
оно сводится, по мнению авторов, к следующему:

1. построение информационного общества:

a. центральная роль информационных технологий;
b. базовое значение инноваций;
c. насущная потребность в развитии компьютерной грамотности среди населения;

2. социальный подход:

a. развитие экономики (но не только ее);
b. обеспечение высокого качества жизни;
c. обеспечение занятости;
d. глокализация (глобальный и одновременно локальный подход к проблеме);

3. базовая роль местного самоуправления, которое обеспечивает инфраструктуру
распространения информационных технологий и является источником инноваций.

При этом, если американский подход к электронному правительству основан на экономических
критериях, то европейское видение электронного правительство основано на социальных
критериях и уровне развития человеческого потенциала. Традиционно электронное
правительство рассматривается как инструмент уменьшения роли, которую государство
играет в социальной системе, переход к так называемому <электронному самообслуживанию>.
Такому пониманию авторы статьи противопоставляют свою концепцию, согласно которой
именно в информационную эпоху эффективное государственное управление играет ключевую
роль в развитии Европы. При этом электронное правительство не сводится к модернизации
бюрократической структуры государства, а подразумевает гораздо более глубокую
трансформацию роли представителей государства и самих граждан в процессе управления
обществом. Для граждан электронное правительство приносит более высокий уровень
прозрачности административных структур, скорость обслуживания и в целом сокращение
затрат на взаимодействие с государством. Для государства информационные технологии
в первую очередь дают возможность более эффективного разделение полномочий, специализации,
а следовательно и децентрализации деятельности.

Основной проблемой, которая тормозит реализацию потенциальных преимуществ электронного
правительства, является цифровое неравенство. Именно на борьбу с ним, а также
на стимулирование населения больше использовать информационные технологии, должно
быть направлено основное внимание стран Евросоюза.

Более детально преимущества электронного правительства рассматриваются в статье
австрийских исследователей Роланда Траунмюллера, Герти Ортофера и Хелен Гибер
<От электронного правительства к электронному управлению: использование скрытого
потенциала реформ>[2]. Государство в большей степени, чем других субъектов социальной
системы, затрагивает наступление информационного общества или, пользуясь терминологией
авторов, общества знаний, поскольку большая часть государственных служащих выполняют
функции, связанные со знаниями. Основной такой функцией является принятие государственных
решений. Авторы рассматривают традиционный цикл принятия решений в государстве
и анализируют, как потенциал повышения эффективности, который связан с использованием
информационных технологий, воплощается в каждой из них, начиная с проработки
предметного поля и кончая вовлечением граждан. На уровне технологий использование
информационных технологий оправдано, в первую очередь, в форме <порталов знаний>
и создания интеллектуальных сетей. Другим важным тезисом статьи является утверждение
необходимости целостного видения электронного правительства, которое не сводилось
бы только к технологическому аспекту, а включала бы также социокультурные и социотехнические
проблемы. По мнению авторов, успешное внедрение электронного правительство должно
включать целый ряд <перспектив> - процессную, пользовательскую, техническую,
организационную, правовую, перспективу знаний, культурную, социальную и политическую
- которые должны координироваться и составлять единое целое, которое и можно
обозначить комплексным понятием <электронное правительство>. Анализируя факторы
успеха реализации электронного правительства в различных государствах, авторы
отмечают такие, как структура экономики (лидерами электронного правительства
являются страны, где приоритет имеет третий сектор экономики), а также размер
страны (в основном лидерами являются небольшие и средние государства). Не менее
важна и собственно заинтересованность в использовании информационных технологий.
Здесь авторы выделяют несколько уровней:

политический, предопределяющий такой важнейший фактор, как объем финансирования,
а также волю к реализации электронного правительства;

правовой, создающий законодательную базу для внедрения информационных
технологий и регулирующий проблемы безопасности;

доступность инфраструктуры и уровень доступа к информационным технологиям,
что характеризует <сторону спроса> электронного правительства;

общие показатели развития страны, в том числе такие аспекты, как развитие
экономики, демографическое состояние, уровень образования, доля городского населения
и т.д.

Большое значение в европейском видении электронного правительства уделяется политическому
потенциалу электронной демократии, которую многие считают возможным решением
проблем, связанных с уходом граждан из политики и деградацией демократических
процедур. Эта проблема подробно анализируется Даниелем фон Лерберге в статье
<От электронного голосования к электронному участию: новый вызов для Европы[3]>.
Электронная демократия включает три основные компонента:

* электронное голосование, технологический аспект, процедура выборов становится
более простой, быстрой и дешевой за счет использования информационных технологий;
* электронное участие, демократический аспект, вовлечение граждан в процесс принятия
политических решений через он-лайновые и офф-лайновые инструменты - форумы, опросы,
законодательные инициативы и т.д.; именно это измерение является основным для
электронной демократии;
* электронная политика и электронные кампании, политический аспект, использование
информационных технологий политическими лидерами для сокращения дистанции с гражданами,
их более полного информирования; электронная политика имеет большой потенциал
для повышения уровня участия граждан в политике, однако поскольку такого рода
инструменты используются в основном лишь в течение электоральной кампании, это
является существенным ограничением.

Таким образом, необходимо признать важность электронного участия и электронной
политики, поскольку часто на сегодняшней день электронная демократия представляется
исключительно как использование информационных технологий в процедуре голосования.
В то же время, электронное голосование представляет лишь видимую часть айсберга
электронной демократии. При этом автор полемизирует с распространенной точкой
зрения, согласно которой электронная демократия приводит к размыванию системы
представительной демократии и возврату к прямой демократии. Ссылаясь на Мэри
Рэйд, мэра города Кингсктон-на-Темзе, разработавшую новую модель электронной
демократии, автор утверждает, что в условиях электронной демократии происходит
усиление участия не только граждан в политике, но и выборных представителей,
которые получают дополнительные инструменты по взаимодействию с электоратом.

[1] Lucarini R., Caiola P. The central role of Public Administration in the information
Society// E-government: Communication, Concertation, Cooperation. EuroSpace S.r.l.,
2006 - pp. 205 - 216.

[2] Traunmuller R., Orthofer G., Gieber H. E-government Turning "e-Governance":
Activating Hidden Potential for Reform// E-government: Communication, Concertation,
Cooperation. EuroSpace S.r.l., 2006 - pp. 152 - 159.

[3] Daniel van Lerberghe1From e-Voting to e-Participation: a new challenge for
Europe?// E-government: Communication, Concertation, Cooperation. EuroSpace S.r.l.,
2006 - pp. 160 - 170.

Это сообщение номер 243 было разослано для 22 подписчиков
Модератор Anatoliy D. Popko - uncle-tol***@n*****.ru
Правила дискуссионного листа: http://subscribe.ru/catalog/economics.school.spadigest/rules
"Информационный дайджест "Мир управления""

Ответить   Mon, 11 Dec 2006 15:23:53 +0300 (#619608)