[Digest] политика - обзоры
Роль России в Европе. Свен Хирдман //Московский Центр Карнеги. - М., 2006. -
19с.
В основе брошюры, написанной для Центра Карнеги, лежат лекции Свена Хирдмана,
занимавшего должность посла Швеции в России с 1994 по 2004 гг., которые он читал
в МГИМО, а также его более общие рассуждения о роли России в Европе.
Хирдман даёт два определения понятию Европы: географическое и политическое.
Причем, географическое понятие включает европейскую часть России, а политическое
- всю Россию в качестве члена Совета Европы. Также в брошюре приводится три варианта
понятия европейской цивилизации:
1. европейская цивилизация равна Европе;
2. Европа включает весь Западный мир, а также территории, заселённые европейцами
(широкое определение);
3. европейская цивилизация подразумевает Западную Европу с её системой ценностей
(узкое определение).
Автор отмечает, что в рамках данной работы существенным является политическое
определение Европы. В контексте этого определения Хирдман рассматривает Россию
как "древнее европейское государство, неотъемлемую часть европейской истории
и культуры". Проводя разграничение между понятиями "европейский" и "западноевропейский",
автор использует сложившиеся исторические различия, такие, как татаро-монгольское
иго (противоположность Возрождению), православная церковь (противоположность
протестантской реформы) и 75 лет тоталитарного режима.
Далее в работе говорится о том, что по мере развития демократии в России возникает
открытость и, тем самым, стираются грани между российским и западным обществами.
Но всё же остаётся один фактор отличия России от остальной Европы - это увеличивающаяся
роль государства и ослабевающая роль негосударственной части общества.
Рассматривая такие понятия, как государство, общество и родина в России и Швеции,
автор демонстрирует существующие различия. Для Швеции основным всеобъемлющим
понятием является общество, государство ассоциируется с налогами, столицей и
некоторыми государственными органами. А понятие родины вообще не поддаётся четкой
формулировке и определяется "от противного" через иммигрантские ценности. В России
основным понятием является государство, главная задача которого - это "защита
русской нации и русскости". Государство в России важнее интересов личности, общество
здесь - более слабая ценность, поскольку долгосрочная традиция негосударственных
организаций отсутствует. Но, вместе с тем, личные связи между отдельными людьми
в России гораздо более развиты, чем у шведов. Тот факт, что в России родина является
большей ценностью, чем в Швеции, связан со страданиями, которые перенес русский
народ (татарское нашествие, польское завоевание и гитлеровская агрессия). Следствием
сильной госуда
рственности в России является развитость вертикали всех государственных институтов
и неразвитости горизонтального сотрудничества. Ещё одним фактором исторического
характера для России является "единство и универсальность русской культуры".
Например, все люди знают Пушкина и говорят практически без диалекта на территории
Российской Федерации.
За годы службы в России автор отметил множество факторов, среди них есть и положительные,
двигающие страну вперед. Это и открытость миру, и смена поколений, и любознательность
молодёжи, и богатые природные ресурсы. Хирдман отмечает, что модернизация в России
идёт неравномерно, но все же охватывает все регионы страны (примером может служить
распространение мобильной связи). Главным негативным фактором развития России
автор называет сокращение населения страны на 800 тыс. человек в год, то есть
плохую демографическую ситуацию. На мировой арене Россия пытается найти новое
своё место в меняющейся ситуации, запомнив урок Косово 1998-1999 годов, и уже
не допуская изоляции в международных делах, а принимая в них активное участие.
Хирдман убеждён в силе России и стойкости её народа, считая, что Россия меняется
к лучшему. Он считает, что необходимо достойно завершить войну в Чечне, развивать
систему правового урегулирования, и сделать суды независимыми от опеки государственной
систе
мы. Также нужно продолжать экономические и социальные реформы для удвоения ВВП
и ликвидации нищеты.
Говоря об образе России за рубежом, автор отмечает его неоднородность и доминирование
негативных черт, особенно в США, Японии и на Западе. СССР обладал плохим образом
на Западе из-за страха перед агрессией и негативного отношения к тоталитаризму.
Во время перестройки и либеральных реформ образ России временно улучшился, поскольку
возникло сочувствие в связи с переживаемыми ею тяжелыми временами. В ноябре 1994
года с началом войны в Чечне образ России снова резко ухудшился, в 2000-2003
гг. при новых реформах произошло ещё одно улучшение, но сейчас образ страны в
глазах Европы опять потемнел. Положительными элементами образа России за рубежом
являются: восхищение русской культурой, интерес к русскому языку как носителю
культуры, сочувствие к русскому народу в связи с теми трудностями, через которые
ему пришлось пройти и приходится в данный момент.
Хирдман приводит длинный список факторов, оказывающих отрицательное влияние
на образ России:
историческое наследие (империализм и тоталитаризм, наследственность СССР);
война в Чечне (более 10 лет и неприемлемые методы борьбы);
сложные отношения с бывшими советскими республиками (Грузия, Украина, Молдавия);
отношения с прибалтийскими государствами (российские меньшинства в Эстонии
и Латвии);
ряд внутренних процессов (политический контроль государства над центральными
телеканалами, вмешательство в предвыборные кампании, ликвидация ЮКОСА, недостаток
сильных противовесов политической власти Кремля);
недостатки российского общества (высокий уровень преступности, сложная ситуацию
в здравоохранении и демографии, коррупция и социальная несправедливость);
сложности российской бюрократии (необходимость получения большого количества
лицензий и разрешений).
Для улучшения образа страны автор рекомендует осуществить следующие действия.
Во-первых, это изменения в отдельных политических действиях и практиках. Во-вторых,
Россия должна лучше информировать мир обо всех положительных изменениях в стране.
В-третьих, посольства и консульства России за рубежом могли бы сделать страну
популярнее, организовывая более частые государственные визиты за рубеж. В-четвёртых,
стоит упростить въезд в Россию для иностранцев и, возможно, отменить визовые
требования для посетителей из стран ОЭСР (Организации экономического сотрудничества
и развития).
При рассмотрении взаимоотношений России и Евросоюза (ЕС), Хирдман подчеркивает
исключительность ЕС как организации, поскольку это и межправительственная организация,
и конфедерация. Специфика процесса принятия решений в ЕС подразумевает, что когда
решение уже принято, его трудно изменить. Это очень неудобно для России и Норвегии,
не вовлеченных в этот процесс. По мнению автора, процесс расширения ЕС невозможно
остановить, ЕС притягивает другие страны. Глобальными и удачными проектами ЕС
являются внутренний рынок и зона евро. Автор отмечает также, что члены ЕС не
смогли выработать общую политику по отношению к США, России и Китаю.
Если подробно рассматривать отношения России и ЕС, стоит сказать о том, что
во времена СССР существовали сложные взаимоотношения между рыночной экономикой
Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и плановой системой Союза. После
распада СССР и образования демократической РФ возникло Соглашение о партнерстве
и сотрудничестве (СПС), подписанное на острове Корфу в 1994 году. На данный момент
25 государств, входящих в ЕС, составляют более 50% российского экспорта, а доля
России в ЕС колеблется между 5% и 10%. В качестве основных достижений сотрудничества
России и ЕС последних лет автор называет:
режим благоприятствования в торговых отношениях (соглашения, заключенные в
2004 году);
признание ЕС рыночной экономики в России (2003 год);
соглашение относительно условий членства в ВТО (2004 год);
включение правил торговли и стандартов ЕС/ОЭСР/ВТО в законодательство России;
частичное решение проблемы Калининградского транзита (2003 год);
соглашение о разработке планов действий по направлениям, включающим экономическое
сотрудничество, внутреннюю безопасность, науку и культуру (2005 год).
Автор убеждён, что "интеграция России в европейские структуры должна продолжаться
и углубляться. Россия должна решить для себя, какой вид долгосрочного сотрудничества
с ЕС она предпочитает: либо взять прямой курс на вступление в ЕС, либо перейти
на углублённые взаимоотношения на основе союзных договоров (как ЕС и Швейцария).
Рассматривая современную картину европейской безопасности, Хирдман говорит о
расширении ЕС и НАТО и о создании, таким образом, определенных проблем для России.
Единственный реально существующий вопрос, связанный с пограничными конфликтами
- это границы Косово. Поэтому реальных военных угроз с Запада для России нет.
Однако в России есть давняя традиция подозрительного отношения к американскому
военному присутствию в Европе и будущему долгосрочному расширению НАТО.
В заключении, Свен Хирдман даёт краткую оценку современных тенденций относительно
разных государств. Россия, по его мнению, "чувствует себя уязвлённой террористическими
атаками, оскорблённой и огорченной непониманием своих проблем остальным миром,
влиятельной благодаря улучшившейся экономике и сильному политическому руководству".
США находятся под давлением руководства, которое определяет правовые нормы личными
интересами, ЕС сосредоточен на собственных трудностях, Китай и Индия начали осознавать
свои амбиции.
Выражая собственное мнение, автор говорит о том, что если все стороны будут продолжать
делать политические ошибки, возникнет риск возвращения к своего рода "холодной
войне" между крупными державами, что, безусловно, будет во вред всем. Чтобы предотвратить
этот сценарий развития, необходима "Россия с передовыми и широкими взглядами,
которая сможет играть заслуженную роль среди демократических государств Европы".
Ориентиры демократической модернизации. Иосиф Дискин // Политический класс,
22 октябрь 2006 г.
Автор характеризует российскую модернизацию как "силовое навязывание сверху идейно
сконструированных моделей", которые слабо связаны с историческими особенностями
функционирования институтов России. Последние 15 лет исчерпали прежнюю модель
модернизации, поэтому необходим переход к демократической модернизации снизу.
По мнению автора статьи, опорой демократической модернизации станет "Новая Россия"
- те социальные слои, которые полагаются на собственный жизненный опыт и способны
самостоятельно решать свои проблемы, но не приемлют уравниловки, предпочитая
принять идеи социальной справедливости.
Отправной точкой для нового курса должна стать новая система координат, которая
давала бы сущностную оценку процесса модернизации. Следующим шагом, как отмечает
автор, необходимо определить меру, которой является оценка успешности решения
проблем общества и страны. В.В.Путин в качестве такой меры предложил конкурентоспособность
экономики и государства в целом. Но этого не достаточно для прояснения условий
"модерности". Очевидным для автора является тот факт, что для модернизации нужны
условия, которые воспринимались бы как социально справедливые активными слоями
общества. Так как борьба с несправедливым общественным устройством, если вспомнить
примеры из истории, "ломает путь модернизации". Модернизация имеет все шансы
перетянуть на сторону "активных" и, тем самым, обеспечить гарантиями достойной
жизни социально незащищённые слои.
Далее автор выдвигает предположение о том, что для проведения модернизации "снизу"
необходимо то общественное устройство, которое бы отвечало представлениям о социальной
справедливости именно активных слоёв. Борис Грызлов в качестве ответа на поставленный
вопрос выдвинул "общество возможностей", концепция которого носит крайне радикальный
характер, поскольку противопоставлен идее "социального государства" (которая
определяет наше государство в Конституции). С этой точки зрения "Единая Россия"
представляет радикально либеральную позицию, согласно которой необходимо переориентировать
всю современную систему ценностей российского электората.
Затем в статье автор рассуждает о том, демократия какого качества необходима
в данный момент. Общественно-политические ориентиры в данном направлении могут
характеризовать те задачи, решать которые призвано государство. В зависимости
от данного критерия рассматриваются такие понятие, как "суверенная демократия",
"демократия расового равенства" и "актуальная демократия".
"Суверенная демократия" является результатом осмысления внешней политики России.
По мнению И.Дискина, это понятие уже не является актуальным, поскольку, по сравнению
с 90-ми, политика страны стала другой. Следуя логике автора, сегодня востребована
"справедливая демократия", которая может остановить процесс отчуждения населения
от государственных институтов и, тем самым, провести процесс модернизации "снизу".
Поскольку модернизация "сверху" решает только локальные проблемы, подрывая потенциал
страны и усиливая противоречия в обществе, автор рассматривает вопрос о механизмах
перехода от одного модернизационного подхода к другому.
Прежде всего, необходимо поддерживать активность населения, социально уязвимые
группы, а также технологические инновации. В этом ключе главной проблемой назван
механизм отбора требуемых мер. Но сейчас складывается "довольно прочный социальный
механизм, при котором государственные структуры готовы имплантировать отдельные
методические элементы, повышающие локальную эффективность, но совершенно не готовы
к смене принципов модернизации". Такая система, по мнению автора, не может быть
просто разрушена, нужно подготовить социальные программы, ориентированные на
эволюцию всей системы государственного управления, а следовательно, и новый тип
модернизации.
К "заклятию Черномырдина" ('хотели как лучше, а получилось как всегда') Дискин
обращается в своей статье не один раз. Примером "заклятья" он называет тот факт,
что основные показатели и критерии государственных разработок мало отличаются
от советских: вместо постановки проблемы здесь преобладает ведомственный взгляд.
При проблемном подходе нужно сосредоточиться на выявлении социальных проблем,
поиске альтернатив и расстановке приоритетов при принятии решений. Должно возрасти
количество конкурсов и грантов, выделяемых на поиск решений приоритетных задач.
Таким образом, существует возможность преодоления разрыва между управлением и
реальными потребностями общества. Но тут есть и ещё одна проблема, связанная
с соизмеримостью затрат и издержек, а именно, коррупции, для решения которой
целесообразно разрабатывать новые методы сопоставления выгоды и издержек.
Рассуждая о том, кто способен провести переход к проблемной постановке целей
в государственном управлении, автор рекомендует воспользоваться опытом других
государств. То есть создать президентскую комиссию по этой проблеме, выделить
крупные гранты на исследования в данной области, сопоставить достижения различных
коллективов, что и поможет сдвинуться в сторону перехода к решению задач демократической
модернизации.
Для того чтобы этот переход осуществился, требуется соответствующее гражданское
общество, черты которого имеют место в России. Хотя и ориентировано, скорее,
на революции, а не стабильную работу государственных органов. Внутри самого гражданского
общества необходимо сформировать позитивную установку деятельности негосударственных
организаций (автор называет их НГО). Зарубежный опыт говорит о том, что усилия
НГО направлены на совершенствование нормативной базы и выработку мер государственного
регулирования. Российский пример, который приводится в статье - это противостояние
государства и граждан в Бутове. Власти, хотя и действовали по закону, создавали
впечатления несправедливого вмешательства. Лидеры гражданского общества (известные
адвокаты, например) не высказались о законности действий государственных чиновников.
Результатом является рост недоверия к государственной системе.
Общественная палата стала одним из первых институтов гражданского общества, которое
способно отрабатывать механизмы диалога, социального лоббирования и общественного
контроля. Большой потенциал в этом деле имеют и созданные на основе указа президента
общественные советы при министерствах и федеральных агентствах, призванные консолидировать
усилия общественных организаций в сфере деятельности соответствующего государственного
органа. Основополагающей целью общественных советов, по словам автора статьи,
мог бы стать экономический анализ "нормативно-применительной практики", который
придал бы взгляду на проблему качество объёмности и целостности. Эта деятельность
и может стать современной практикой позитивного подхода к взаимодействию с государственной
властью, столь необходимого для перехода к демократической модернизации. А сам
переходный период автор предлагает назвать "модернизацией на основе национального
диалога".
Суханова Мария Леонидовна:
ICQ: 258-118-946;
ml_suhano***@m*****.ru;
Suhanova***@s*****.ru.
Это сообщение номер 237 было разослано для 23 подписчиков
Модератор Anatoliy D. Popko - uncle-tol***@n*****.ru
Правила дискуссионного листа: http://subscribe.ru/catalog/economics.school.spadigest/rules
"Информационный дайджест "Мир управления""