Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[Digest] Государственное управление-2 обзора

Всем привет!

Присылаю на рассмотрение 2 обзора по разделу "Государственное и муниципальное
управление".

1. Книга Субфедеральное административное регулирование: формы, масштабы, эффекты
// Московский общественный научный фонд, Сибирский центр прикладных экономических
исследований, Москва, 2006. 134 с.
http://www.mpsf.org/lib.html# 06.12.06

В данной книге представлены результаты исследования по оценке вклада субфедерального
уровня в использование рычагов административного регулирования экономической
деятельности в России. Для этой цели анализируется административный контроль,
который осуществляют органы региональной власти, масштабы его применения и оценивается
его влияние на характеристики экономического развития различных территорий.
Административное регулирование является одной из форм контроля над экономической
активностью, который осуществляется через систему правил, установленных государственными
органами, предусматривающих прохождение определенных бюрократических процедур
и внесение обязательных платежей. Примерами административного регулирования являются
лицензирование предпринимательской деятельности, сертификация товаров и услуг,
регистрация юридических лиц и их статуса, система контроля над текущей деятельностью
предприятий, процедуры согласования с органами власти вопросов хозяйственной
деятельности и другие.
Международный опыт показывает, что административное регулирование является исключительной
мерой государственного вмешательства в экономику и используется в тех случаях,
когда другие методы контроля продемонстрировали свою неэффективность или провалы.
Ограниченная сфера использования административного регулирования в мировой практике
объясняется высокими общественными трансакционными издержками, связанными с ним,
ростом цен, снижением эффективности использования ресурсов и, главное, созданием
почвы для коррупции и рентоориентированного поведения государственных служащих.
В России сфера применения административного регулирования остается все еще довольно
широкой. Отчасти это обусловлено объективными причинами. Любой переходный период,
вызванный масштабными изменениями экономических и социальных отношений, сопровождается
неизбежными противоречиями и запаздыванием в развитии институциональной среды
и адекватных рыночных основ. Изъяны рыночного механизма на данном этапе компенсируются
прямым государственным вмешательством, одной из форм которого является административное
регулирование. Снижение темпов интенсивности реформ позволяет сокращать масштабы
административного контроля. Поэтому ослабление административного регулирования
экономической деятельности стало одним из декларированных на федеральном уровне
направлений долгосрочной политики в стране.
Россия является федеративным государством, и существенное влияние на характеристики
экономической и институциональной среды оказывает субфедеральный уровень власти,
который обладает достаточно широкой автономией в принятии решений, относящихся
к методам управления экономическими процессами в регионе. Обладая довольно широкими
законодательными и исполнительными полномочиями, региональные власти имеют право
вводить собственные механизмы административного регулирования. При этом приоритеты
политики федерального уровня не всегда отвечают направлениям политики регионов,
а ситуации, когда документы субфедерального уровня нарушают федеральные законы,
а региональная политика компенсирует или тормозит реализацию макроэкономической
политики федеральных органов власти, возникают достаточно часто.
Работа имеет следующую структуру. В первой главе выделяются основные формы административного
регулирования в России, анализируются тенденции в их использовании и в распределении
полномочий между различными уровнями власти. Во второй главе более подробно изучается
участие субфедерального уровня в реализации государственной регистрации предприятий,
лицензировании отдельных видов деятельности и в сертификации товаров и услуг.
В третьей главе представлен эмпирический анализ эффектов и факторов субфедерального
административного регулирования. Кроме того, в приложениях можно найти полную
информацию об эволюции и характерных особенностях законодательства о лицензировании,
сертификации и регистрации предприятий в субъектах Российской Федерации

2. Отчет Сокращение бедности, государственное управление и система оказания государственных
услуг. Обследование получателей государственных услуг // Фонд Институт экономики
города, Институт сравнительных исследований трудовых отношений, Москва, 2006
156 с.

http://ar.economy.gov.ru/methodics/c!28431,pub_id=29119?list.page= 06.12.06
http://www.urbaneconomics.ru/texts.php?folder_id=80&mat_id=357&page_id=7877&from=search
06.12.06.

Одним из общественно значимых и ожидаемых результатов проводимых в России реформ
государственного управления является повышение качества и эффективности услуг,
предоставляемых государственными органами населению и бизнесу.
Исследование, проведенное Фондом Институт экономики города и Институтом сравнительных
исследований трудовых отношений, было направлено на выявление ключевых проблем
системы оказания государственных услуг, особенно проблем их качества, прозрачности
и подотчетности поставщиков услуг, коррупционного потенциала, социальных издержек
для клиентов. Кроме этого, перед исследователями стояла задача предложить возможные
механизмы для улучшения системы предоставления услуг и управления ими, а также
инструменты, позволяющие осуществлять мониторинг и регулярную оценку состояния
дел и результатов реформирования системы.
Актуальность исследования связана с целым рядом проводимых и планируемых преобразований,
включая разработку проекта федерального закона О стандартах общественных услуг
и их предоставления. В 2006 году ожидается принятие 39 ключевых стандартов оказания
государственных услуг федеральными министерствами и ведомствами. С целью апробации
и внедрения стандартов по результатам конкурса, проведенного Минэкономразвития
России (МЭРТ), в 2006 году 19 федеральным органам исполнительной власти и 29
субъектам Российской Федерации были выделены средства на реализацию пилотных
проектов в рамках административной реформы
Для того чтобы эффективно внедрить ряд принципов названного законопроекта, необходимо
получить полное представление о том, в какой степени существующая практика отклоняется
от этих принципов, какого рода факторы определяют отклонения и какие институциональные
механизмы (в первую очередь, экономические стимулы) могут быть внедрены, чтобы
приблизить практику предоставления услуг на местах к требованиям законопроекта.
Речь идет, например, о таких принципах, как минимизация личного взаимодействия
между получателем услуги и органом, ее предоставляющим, учет общественного мнения
при определении стандартов услуг, унифицированные условия для всех граждан вне
зависимости от места, где предоставляется услуга. В связи с этим исследование
было нацелено на изучение существующей практики организации процесса предоставления
государственных услуг, которыми пользуются широкие слои населения, на его ключевых
этапах и в различных измерениях (условия предоставления, информационное сопровождение
, временные и денежные затраты потребителей услуг), выявление проблем, ведущих
к снижению качества услуг, и потенциальных областей повышения их эффективности.
Таким образом, предмет исследования был сфокусирован на потребности подготовки
стандартов. С этим же обстоятельством связан выбор услуг для изучения и территориальных
площадок для проведения исследования. Во-первых, анализом были охвачены услуги,
деятельность по предоставлению которых регламентирована федеральным законодательством;
во-вторых, в перечень услуг и регионов обследования попали те из них, которые
участвуют в пилотных проектах МЭРТ по внедрению стандартов.
Объектом исследования стал процесс предоставления следующих услуг:
1) содействие гражданам в поиске подходящей работы;
2) осуществление социальных выплат гражданам, признанным безработными;
3) выдача разрешений на привлечение работодателями, заказчиками работ (услуг)
иностранных работников в Российскую Федерацию и использование их труда;
4) выдача и замена паспорта гражданина Российской Федерации (массовая услуга
общего характера на основании Федерального закона 127-ФЗ).

Структура отчета выглядит следующим образом. Вначале дается характеристика процесса
предоставления услуг по его ключевым параметрам: организация процесса информирования,
прием населения, работа с клиентами и отношение к ним персонала, прозрачность
процедур, сроки предоставления услуги и отдельных ее частей, расположение органов
и организаций, предоставляющих услугу, их физическая и временная доступность.
Затем через оценки получателей государственных услуг (граждан и юридических лиц)
рассматриваются вопросы качества получаемых услуг и выявляется степень удовлетворенности
получателей услугой в целом и отдельными компонентами, а также причины неполной
удовлетворенности или низкой удовлетворенности, как в целом, так и по отдельным
стадиям процесса получения услуги. Особое внимание в отчете уделено анализу издержек
получателей услуг. Наряду с временными и прямыми денежными затратами, рассматриваются
факты и оцениваются размеры вынужденных неформальных платежей со стороны получа
телей услуг. В заключительной части отчета излагаются рекомендации по стандартизации
изученных услуг и изменению параметров их предоставления, а также по практическому
использованию инструментов мониторинга качества государственных услуг.

Ответить   Sat, 9 Dec 2006 18:12:26 +0300 (MSK) (#618677)