Коллеги, простите за задержку, вот мои обзоры.
Некоторые из них не очень длинные, так что их 6.
Живые сети.
Ксения Воронина
<<Эксперт>>, ноябрь 2006
Будучи изначально неформальным каналом коммуникации, блоги оказываются весьма
эффективным инструментом маркетинга.
Изначально причиной повышенного внимания маркетологов к блогам стало заметное
распространение в них разного рода слухов и скандалов. Позднее - при более пристальном
взгляде - специалисты разглядели в блогах возможности поиска и подачи информации,
формирования мнений и событий. Обратила на себя внимание и техническая сторона
использования блогов, а именно - ее простота, оперативность обновления информации
и законодательная неограниченность. Блоги стали называть новостными сайтами с
обратной связью, образовался феномен массовой журналистики; вместе с журналистикой
в эту сферу пришли пиар и реклама.
Основное достоинство блогов - наличие обратной связи. Для компании это недорогой
и одновременно "самый прямой" коммуникационный канал. Эффективность блогов определяется
также принципом подачи информации, а именно - обращенностью "к своим". Блоги
предоставляют читателям более неформальную и более искреннюю версию событий и
этим берут за живое".
По данным исследования аналитического агентства Perseus Development Corp., за
рубежом открыто более 30 млн блогов и это огромное пространство уже вовсю осваивается
маркетологами. Опасения экспертов относительно снижения эффективности традиционных
медиа подтверждаются данными компании ForresterResearch, согласно которым, время,
проводимое молодежью в Сети, значительно превышает время просмотра ТВ, а авторитет
блогов - значение телетрансляций.
Блоги используются маркетологами разными способами. К примеру, можно создать
корпоративный блог с открытым или ограниченным доступом. Можно распространять
с помощью сетевого дневника сведения о себе или о своей компании, общаться внутри
сообщества или просто размещать на страницах блогов рекламу. Целостная стратегия
включает мониторинг дневников, взаимодействие с другими блогерами и создание
собственного корпоративного блога.
По данным опроса, проведенного изданием Reveries.com, уже 38% американских компаний
занимаются мониторингом блогов (среди них такие гиганты, как Dell, Ford, GM,
Hewlett-Packard). Предпочтения блогеров учитывают при подготовке новых продуктов
(известны углубленные исследования потребительских взглядов блогеров, которые
проводят в компаниях Motorola, Canon, Mazda). Появился даже так называемый shill-маркетинг,
когда пользователи Интернета за определенную плату оставляют на сетевых площадках
позитивные сообщения о тех или иных брендах. Многие компании создают собственные
блоги и используют их в рекламных целях. Первопроходцами в этой области стали
представители рынка информационных технологий: Microsoft, Macromedia, Sun Microsystems.
Отечественная блогосфера пока значительно уступает в развитии западной. По данным
"Яндекса", на сентябрь 2006 года в Рунете создано около 1,2 млн блогов. Но при
этом поражает динамика: в 2005 году они появлялись со скоростью 20 штук в час,
в 2006?м - уже более 100 в час. В бизнесе блоги востребованы исключительно в
среде экспериментаторов ("Яндексу" известно 183 деловых блога), и крупные компании
пока им не уделяют должного внимания.
У отечественных производителей появляются первые корпоративные блоги. Они, в
свою очередь, делятся на две основные группы - открытые для свободного доступа
и закрытые. В первом случае информация публикуется для всех. Тем самым удается
незаметно "штамповать" лояльных компании пользователей, оповещать журналистов
о последних новостях и на всякий случай использовать дополнительный канал связи
с клиентами и партнерами. Обычно такие блоги рассчитаны именно на партнеров и
инвесторов.
В качестве примера можно привести корпоративный блог компании "Маркон" (бренд
"Стардог!s" - сеть ресторанов уличного питания) - Stardogs.ru. Он, по выражению
руководителя отдела франчайзинга компании Андрея Тутарикова, "стал визитной карточкой
франчайзинговой и маркетинговой политики ,,Маркона", после изучения которой происходит
личный контакт".
Блог - это качественно иной способ подачи материала. "Если вы пишете что-то в
пресс-релизе, то, по сути, вы ставите партнеров или инвесторов перед фактом.
Блог позволяет ,,поиграть", посмотреть на реакцию контрагента и после этого принять
окончательное решение", - объясняет один из маркетологов. Кроме того, как выразился
руководитель службы "Поиск по блогам" компании "Яндекс" Антон Волнухин, "многие
компании представляются людям черным ящиком, а корпоративный блог показывает,
что компания - это живые люди".
Однако у открытых блогов есть существенный недостаток - распространение информации
подразумевает возможность ее утечки. Чтобы избежать этого, можно ограничить доступность
блога узким кругом пользователей, заменив им другие средства коммуникации между
сотрудниками.
Так возникают закрытые блоги - верный способ неформально обсудить внутренние
вопросы. Как уверена Ирина Кузнецова, такой блог также "способствует поддержанию
корпоративного духа". Правда, у корпоративного использования блогов также есть
свои недостатки. Во-первых, такая "отдушина" отвлекает сотрудников от основной
деятельности. Во-вторых, возможно расхождение во мнениях относительно содержания
публикаций, внутрикорпоративные конфликты.
Одновременно блоги становятся удобной рекламной площадкой. Все рекламные интернет-инструменты
в полной мере применимы в блогосфере.
В России одним из самых эффективных рекламных инструментов считается рекомендация
интернет-пользователя. Стоит ли говорить, что изначально присущая блогу искренность
и непредвзятая интонация поистине бесценны? "Ложь может быть легко вскрыта. Блогосфера
- очень прозрачная среда, и информация в ней распространяется почти мгновенно".
Тем не менее скрытый маркетинг имеет место и активно развивается. Генеральный
директор проекта "Скрытый маркетинг" Алексей Крехалев рассказывает, что помогает
клиентам выйти на аудиторию тематических сообществ, форумов и блогов: "Мы предлагаем
наикратчайший путь общения с клиентами и партнерами. Для товаров повседневного
спроса мы предоставляем совершенно иную услугу - изменение имиджа продукта, создание
информационного шума, увеличение количества упоминаний. Никакой другой метод
рекламы не позволяет работать по заданным критериям. Для многих компаний, конечно
же, такой вид продвижения в новинку, и зачастую наши клиенты не понимают, что
именно мы можем им предложить. Уровень спроса пока еще не превышает предложение.
У нас на данный момент более 1800 исполнителей?блогеров, и мы далеко не каждого
из них готовы обеспечить работой. Однако спустя полгода существования компании
к нам постепенно стали обращаться крупные клиенты и сейчас мы зачастую подписываем
договоры о годичном сотрудничестве".
Проводятся и открытые маркетинговые акции. Одним из первых примеров использования
блогов в качестве PR-инструмента стал маркетинговый проект по продвижению торговой
марки "Пшеничная слеза", принадлежащей заводу "ФАЮР-СОЮЗ", - акция "Пшеничная
революция". В "Пшеничной революции" участвовали свыше 200 активных пользователей
Livejournal и представителей СМИ Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска. Они
были приглашены на "ЖЖ-пати" под эгидой "Пшеничной слезы" и свои впечатления
от мероприятий и от продукта могли описать в cетевом дневнике бренда. Кроме того,
блогерам предлагалось создать лучший пост и получить денежный приз. Вне конкурсной
программы в своих дневниках они обсуждали с "френдами" "Пшеничную революцию"
и достоинства продегустированного на мероприятии продукта. "Мы небольшая компания.
Наша доля на высококонкурентном рынке составляет менее 1%. В августе 2005 года,
набрав в ,,Яндексе" словосочетание ,,Пшеничная революция", мы получили три ссылки
с упоминаниями негативного или нейтрального характера. Благодаря трем акциям,
проведенным за месяц, по запросу ,,водка" в ,,Яндексе" мы оказались на шестом
месте. Плюс ссылки с пяти тысяч сайтов", - подводит итоги автор проекта - PR-менеджер
компании "ФАЮР-СОЮЗ" Ирина Бигдай.
В любом случае блоги для маркетологов - ценный источник информации различного
характера. Корпоративные блоги - поставщики интересных (а зачастую - инсайдерских)
сведений, которые невозможно получить по иным каналам. В личных блогах можно
почерпнуть практически любые сведения, в том числе касающиеся предпочтений целевой
аудитории.
Блоги, кроме того, имеют ряд очевидных преимуществ по сравнению с традиционными
источниками информации. В их числе - персонификация (возможность найти автора
и получить от него недостающие сведения), наличие ссылок на источник информации
(это правило хорошего тона в блогосфере). "Кроме того, в отличие, например, от
фокус-групп, тестирующих те части продукта, которые интересны производителю,
в блогах люди обычно пишут о реальном опыте использования", - замечает Антон
Волнухин. Важным преимуществом по сравнению с традиционной журналистикой эксперты
называют высокое значение авторитета и персонального мнения автора.
Конечно, достоинства блогов могут обернуться другой стороной. "По сути, автор
может написать все что хочет, - рассказывает Инна Алексеева, - и зачастую это
приводит к возникновению ,,вирусного маркетинга", когда ,,утка" (то есть информация,
которая не соответствует действительности) передается от блогера к блогеру".
Впрочем, Ирина Бигдай убеждена, что "многое зависит от запроса: искать надо уметь.
Мусор тоже не всегда бесполезен, ведь и там можно найти жемчужное зерно".
Гибкая информационная среда блогосферы требует и гибкого подхода к ней. Можно
завести корпоративный блог, открыть корпоративный дневник компании в LiveJournal,
регулярно проводить анализ потребительских предпочтений среди интернет-пользователей,
размещать в блогах рекламу, "покупать" активных блогеров или даже встречаться
с ними - путей множество. Но игнорировать эту новую информационную среду уже
невозможно.
Спонсорский пакет
Александр Кузнецов
"Бизнес-журнал"
Ноябрь 2006
Еще недавно российские компании с легкостью спонсировали все подряд - от богемных
выставок и деловых конференций до товарищеских матчей по футболу. Действовали
в основном по наитию, а главным аргументом, как правило, оказывались личные пристрастия
руководителей. Сегодня многое изменилось, однако специалисты утверждают: лишь
в редких случаях спонсорам удается получить отдачу от вложений.
Впервые слово "спонсор" публично прозвучало на наших просторах в 1988 году, в
телепередаче "КВН". Зрители недоумевали, с какой, собственно, стати Александр
Масляков скучно перечисляет в эфире названия загадочных организаций. Однако старт
был дан, и вскоре уже все знали: спонсор - богатый и солидный субъект, финансирующий
разные проекты и получающий от организаторов в обмен на это возможность рекламировать
себя - развешивать по стенам флаги с логотипами, раздавать проспекты и произносить
пафосные вступительные речи.
Первыми объектами спонсирования стали проекты зрелищные и глубоко затрагивающие
эмоциональную сферу человека - прежде всего спортивные состязания и музыкальные
мероприятия (фестивали, концерты). Довольно быстро обрели популярность такие
формы спонсорского участия, как благотворительность и меценатство. Поначалу публика
принимала финансовую поддержку умирающей культуры и науки за чистую монету. Как,
впрочем, и показную заботу о сиротах и инвалидах. Однако увешанные золотыми цепями
люди слишком фальшиво скалились в телекамеры, изображая искреннюю любовь к обделенным,
так что вскоре недоверчивые народные массы разглядели в этом демонстративном
гуманизме двойное дно.
Как форма управления репутацией "благотворительность" вкупе с "меценатством"
в России быстро потеряли какую бы то ни было привлекательность, однако в течение
долгого времени оставались одной из узаконенных форм социального взяточничества.
Проще говоря, копеечные акции позволяли рассчитывать на налоговые льготы.
Затем, в сентябре 2004-го, законодатели "ущемили" и само спонсорство. В частности,
пивоваренным компаниям-спонсорам в ходе спортивных мероприятий запрещалось оглашать
свои брэнды (спонсорами могли быть физические и юридические лица, но не продукция
как таковая). Одновременно депутаты запретили использовать в рамках спонсорской
активности и названия компаний, если те совпадали с потребительскими брэндами.
Первой жертвой поправок, как известно, стала "Балтика", отказавшаяся от своего
многолетнего спонсорства европейского хоккейного тура в России.
Такие ограничения спонсорства заставляли искать новые, более эффективные решения.
Прямолинейные и примитивные движения начали обретать определенную грацию. Появился
и более сложный формат, увязанный с понятием "территории" марки: все чаще "носителями"
торговых марок спонсора оказывались знаменитости, которых аудитория со временем
начинала отождествлять с брэндами. Но главное, спонсорство стало сфокусированным.
Спонсорский рынок на сегодняшний день активен, однако не менее очевиден и скепсис
по отношению к подобной форме трансляции маркетинговых посылов. Сегодня мало
кто назовет спонсирование альтернативой рекламе. Оценить фактическую отдачу от
него очень не просто. Например, существует мнение, что на растущем рынке, в отличие
от стационарного, спонсорство неэффективно.
Есть известные примеры, когда спонсорство оказывалось явно неэффективным. Так,
в связи с празднованием 300-летия Санкт-Петербурга были привлечены значительные
спонсорские средства, но куда и на что пошла большая их часть, а главное, какую
пользу вся эта активность принесла самим спонсорам (если оставить за кадром вопрос
мирного сосуществования с городскими властями) - неизвестно.
Впрочем, бессмысленно винить тех, кто организует мероприятия при спонсорской
поддержке: во всем виноваты сами спонсоры.
Памятка спонсору.
Перед тем как принять предложение о спонсорстве от организаторов любого мероприятия,
честно ответьте на следующие вопросы:
* Какова целевая аудитория спонсируемого объекта и в какой степени она
пересекается с целевой аудиторией нашей компании?
* Сколько представителей целевой аудитории нашей компании будет присутствовать
на мероприятии?
* Какое впечатление произведет мероприятие на целевую аудиторию компании?
* Заслуживают ли доверия устроители мероприятия, не пострадает ли репутация
нашей компании от организационных накладок?
* Какие СМИ будут освещать мероприятие и насколько целевая аудитория этих
СМИ совпадает с целевой аудиторией компании?
* Каково общее число спонсоров? Есть ли шанс, что наше участие будет замечено?
* Каковы затраты на информирование представителей целевой аудитории иными
средствами?
Самая распространенная ошибка, полагают маркетологи, при осуществлении спонсорства
- переоценка спонсорами метрик целевой аудитории брэнда (дохода, стиля жизни
и т.п.)
Случаев, когда спонсоры явно переоценивали интересы своих клиентов, немало и
в мировой практике. Так, намереваясь привлечь молодежную аудиторию, в 1990 году
страховая компания Abbey National Building Society поддержала концертный тур
Мадонны. Достоверно не известно, удалось ли спонсору понравиться молодым людям,
но клиенты в возрасте отреагировали на подобную вольность крайне жестко: в офис
страховщика посыпались угрозы о расторжении контрактов.
Другая характерная ошибка - попытка прямого переноса в корпоративный сегмент
технологий спонсирования, эффективно использующихся на массовом рынке. Как минимум
компаниям, поставляющим товары или услуги для бизнеса, категорически недостаточно
в рамках спонсируемой акции демонстрировать один лишь логотип - в том или ином
виде аудитории должна быть предложена соответствующая история.
Не стоит забывать еще об одном обстоятельстве. Крупные компании и их сотрудники,
отвечающие за маркетинговые коммуникации, просто устали от постоянного потока
предложений. "Каждую неделю мне приходится отбиваться от звонков агрессивных
леди, которые предлагают нашей компании выступить спонсором "мероприятия", посвященного
IP-телефонии или управлению предприятиями, где в спонсорский пакет входит размещение
логотипа на программке, в рекламе и на стенах, участие в пресс-конференции и,
как венец творения, установка наших флажков на столах в президиуме, - грустно
иронизирует один из сотрудников маркетинговой службы компании, предоставляющей
услуги по IP-телефонии. - Люди просто не понимают, что от такого "спонсорского
пакета" эффекта не будет никогда".
Кроме того, нередко отрицательный эффект - прямой результат негативного имиджа
спонсируемого мероприятия.
Наконец, Юлия Агеева, маркетолог LMH Consulting, говорит еще об одной распространенной
ошибке - плохо продуманной системе сопровождения проекта. Так, список приглашенных
СМИ часто оказывается неполным или попросту не соответствует ни сущности брэнда,
ни его целевой аудитории.
По мнению маркетологов, одно из главных условий, определяющих эффективность спонсорской
деятельности, - последовательность. Пройдет несколько лет, прежде чем спонсорство
начнет приносить плоды.
Новизна "одноразового" спонсора, возможно, и привлечет чье-то внимание, однако
степень ассоциации спонсора с объектом явно окажется невысокой. Иными словами,
постоянное спонсорство - показатель серьезных намерений компании.
Другой обязательный фактор успеха - совпадение целевой аудитории спонсируемого
объекта с целевой аудиторией. Чем больше это пересечение, тем выше вероятность
обрести новых клиентов и повысить лояльность имеющихся.
Спонсор должен уметь закреплять свою связь с мероприятием через другие формы
интегрированных маркетинговых коммуникаций, включая рекламу. Любые разговоры
в духе "а не стать ли нам спонсором?" совершенно бессмысленны при отсутствии
продуманной программы поддержки, стоимость которой обычно превосходит стоимость
самой спонсорской кампании.
Стоимость спонсорских пакетов прямо зависит от уровня и масштабов мероприятия.
Так, партнер крупного спортивного состязания всероссийского статуса получает
туго набитый, однако и весьма дорогой спонсорский пакет. Для того чтобы получить
статус генерального партнера, сегодня придется выложить не менее $250 тысяч,
а с официальных партнеров берут примерно $100 тысяч. Тем же, кто не готов на
такие траты, предлагается использовать отдельные наборы опций по цене от $30
до $80 тысяч.
Как правило, в состав дорогих контрактов входят размещение информации о спонсоре
на телевидении, радио и в печатных СМИ, использование средств наружной рекламы,
публикация логотипов в соответствующей полиграфической продукции и масса частностей
- от номерных футболок и включения рекламных проспектов в комплекты раздаточных
материалов до VIP-приглашений для гостей спонсоров, проведения "дней спонсора"
и сэмплинга.
На другом фланге - недорогие спонсорские пакеты: например, поддержка команды
КВН, участвующей в играх, транслируемых на Первом канале. В таком случае со спонсора
попросят от $5 до $30 тысяч. Спонсорство интеллектуальной интернет-викторины
может обойтись в $3 тысяч (присутствие в интернет-пространстве игры с аудиторией
более 3 000 молодых людей - такие площадки особенно ценят компании, работающие
на массовом рынке).
Большая стирка для грязного PR.
О.А. Волкова, <<Федеральное агентство финансовой информации>>
"Бухгалтерский учет", ноябрь 2006.
"Черный пиар" в корпоративных конфликтах уже далеко не редкость и практически
никто от него не застрахован. В какой-то момент ваша фирма может стать прибыльнее
и привлекательнее, что неминуемо вызовет зависть у конкурентов. И тогда, как
говорят, только держись. В таких ситуациях в СМИ зачастую появляется информация,
которая наносит непоправимый вред репутации вашей компании. Эти проблемы нужно
встретить во всеоружии. Кроме того, эксперты выяснили, что иногда эту напасть
можно вообще предотвратить.
Известно, что масс-медиа отдают предпочтение негативным событиям, таким как аварии,
скандалы, ошибки, утечка компрометирующей информации и т. п. Следует признать,
что в целом эта черта присуща не столько масс-медиа, сколько читателям и зрительской
аудитории, которые предпочитают плохие новости хорошим в соотношении 7:1, что
подтверждено исследованиями. Именно поэтому в отношениях между службами "паблик-рилейшнз"
и журналистами заложен конфликт. Ведь PR-отдел организации хочет, чтобы в СМИ
появлялись только хорошие новости, а журналисты гоняются за сенсациями, зачастую
отнюдь не положительными. И здесь возникает серьезная проблема для специалистов
по PR, которые как раз избегают плохих новостей. Какие же следует принять меры,
если в газетах или на телевидении появилась информация, компрометирующая компанию?
В этом случае существует два варианта. Первый - когда провокационное сообщение
не соответствует действительности. Стоит отметить, что на сегодняшний день СМИ,
как бы сенсационно ни выглядело сообщение, не станут публиковать непроверенную
информацию.
Если же такое информационное сообщение все-таки вышло, на начальной стадии оно
может вызвать сильный общественный резонанс, но с последствиями можно справиться
весьма быстро и, как показывает практика, легко. Достаточно выпустить серию опровергающих
материалов, сделать несколько заявлений, а также успокоить общественность необходимыми
доказательствами, если этого требуют обстоятельства.
Второй вариант появления в СМИ компрометирующей информации более проблематичен.
Не всегда в руки конкурентов попадает информация, не имеющая под собой реального
основания. Главным правилом в сложившейся ситуации является честность, открытость
и оперативность организации во время кризиса.
Необходимо мгновенно начать сотрудничать с масс-медиа, постараться помочь им
в освещении текущих событий. Фраза "без комментариев" невероятно усиливает враждебность
и создает впечатление, что компании действительно есть что скрывать. Говорите
все и говорите это поскорее!
При появлении в газете или на телевидении информации, порочащей репутацию фирмы,
вы должны руководствоваться следующими правилами:
1. Необходимо моментально реагировать на запросы прессы.
2. Обнародовать нужно только известные факты о причинах или последствиях любой
кризисной ситуации. Догадок и гипотез, которые могут стать причиной возникновения
слухов, следует избегать. Но в то же время необходимо предоставлять постоянный
поток информации, даже в ситуации, когда изменений нет.
3. Как только достаточный объем информации, освещающей ситуацию, собран, следует
немедленно организовать пресс-конференцию. Журналисты должны получить ответы
на все вопросы.
4. На пресс-конференции обязательно должны быть первые лица. Их отсутствие производит
негативное впечатление на общественность.
5. В некоторых случаях, если компрометирующая информация, опубликованная в СМИ,
вызвала невероятный общественный резонанс, следует оперативно создать "горячую
линию". Именно hot line - одно из самых эффективных средств по установлению контактов
с общественностью.
6. Эффективной мерой может стать создание пресс-центра для связи с прессой и
телевидением, если такового нет в PR-отделе. Через него репортеры смогут получать
свежую информацию.
7. Пресс-центр, "горячая линия" и т. п. должны быть доступны 24 часа в сутки,
также следует фиксировать содержание звонков для того чтобы знать, какие вопросы
интересуют журналистов больше всего.
Ничего экстраординарного в планы кризисной ситуации не закладывается. Любую компанию
будут уважать за честность, если она публично признает ошибку и предложит исправить
ее. Важно помнить, что любая кризисная ситуация распадается на определенные вопросы:
что случилось? почему случилось? как это повлияло на людей? что вы собираетесь
сделать, чтобы этого не повторилось?
Основной задачей является способность ответить на все эти вопросы, а также организовать
работу так, чтобы начать выход из кризиса в следующие 15 минут. Необходимо помнить,
что заранее правильно выстроенные отношения со средствами массовой информации
могут принести неоценимую пользу.
Дружественные издания и каналы телевидения могут предотвратить попадание компрометирующей
вас информации в коммуникативное пространство или как минимум предупредить вас
о такой возможности.
Если защитить деловую репутацию компании не удалось мирным путем, то можно обратиться
с иском в суд. Так как негативная информация может стать причиной убытков, от
ответчика имеет смысл требовать не только опровержения информации, но и возмещения
ущерба.
Приготовьтесь собрать доказательства того, что убытки у вашей фирмы возникли
именно из-за распространения порочащих вашу репутацию сведений. Также следует
представить доказательства того, что сумма реальных убытков совпадает с суммой
в исковом заявлении.
А вот компенсировать моральный ущерб не получится, поскольку его можно причинить
только гражданину, а не юридическому лицу. Однако потребовать компенсировать
моральный ущерб могут работники компании. Для этого они должны подать в суд отдельные
иски и доказать, что порочащие фирму сведения причинили вред их чести, достоинству
или деловой репутации.
Если в СМИ вдруг появилась информация, компрометирующая вашу фирму, перед тем
как предпринимать какие-либо действия, стоит оценить обстановку. Если речь идет
о публикации в сомнительных или скандальных СМИ, на мой взгляд, вообще не следует
никак реагировать. В остальных случаях можно провести позитивный контр-PR по
данной теме.
Однако важно учесть, к сожалению, зачастую, как показывает практика, средства
массовой информации просто отказываются публиковать опровержения по решениям
суда.
Кроме того, важно поддерживать хорошие отношения со своими действующими заказчиками.
Не бросать клиента после продажи продукта или завершения проекта, а продолжать
сотрудничество. Лучшее средство против "черного пиара" - это позитивный отзыв
заказчиков.
Закон "О рекламе" стимулирует креативность.
Ксения Воронина.
www.advertology.ru
16.11.2006
22 февраля 2006 года Государственная Дума приняла федеральный закон "О рекламе",
который вступил в силу с 1 июля 2006.
Изменения, которые претерпел закон, столь существенны, что ограничиться очередным
предложением поправок в существовавший документ законодателям не удалось. Хотя
неукоснительное соблюдение закона никогда не считалось чертой русского характера,
положения нового документа пришлось принять всем, а громкие скандалы вокруг нарушителей
заставляют приспосабливаться к новым условиям.
Наибольшие коррективы в планирование рекламного бюджета и разработку концепции
продвижения продуктов пришлось внести компаниям, связанным с товарами, оказывающими
непосредственное влияние на здоровье человека: табачными и алкогольными изделиями,
медикаментами и услугами, которые, по мнению многих, вызывают зависимость (азартные
развлечения). Регулированию и ограничению способов продвижения данных продуктов
и услуг посвящена третья глава закона "Особенности рекламы отдельных видов товаров".
Сужение рекламных возможностей коснулось средств массовой информации, которые
доступны широкой аудитории, а потому оказывают воздействие на большее количество
потребителей. На телевидении, радио, в кинотеатрах и на видеоносителях полностью
запрещается реклама крепких спиртных напитков, табака, табачных изделий и курительных
принадлежностей; реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не может
размещаться в телепрограммах с 7 до 22 часов, а в радиопрограммах - с 9 до 24
часов (при кино- и видеообслуживании с 7 до 20 часов).Реклама алкоголя и табака
"ушла" с первых и последних страниц и обложек печатных СМИ. Наружная реклама
стала недоступной для крепкого алкоголя уже сегодня, а с 1 января 2007 года с
улиц исчезнет реклама табачных изделий. При этом пиву, о вреде массированной
рекламы которого говорилось едва ли не больше всего, удалось сохранить свои позиции
в наружной рекламе, а также на транспортных средствах общего пользования. Кроме
того, было запрещено использовать образы людей и животных, в том числе выполненные
с помощью мультипликации (анимации) в рекламе пива (интересно, что крепкий алкоголь
и табачные изделия подобные ограничения не затронули, в законе оговаривается
лишь невозможность использования образов несовершеннолетних), в результате чего
телеэкран заполонили безжизненные ролики, где бутылки пива перемещаются или выпиваются
невидимыми призраками.
Во время обсуждения закона российские рекламодатели возмущались излишней строгостью
проекта, однако если сравнить отечественное законодательство в данной сфере с
документами, регулирующими рекламную активность в других странах, окажется, что
российские власти, пожалуй, слишком долго разрешали производителям алкоголя и
табака размещать рекламу, которая давно была "запретным плодом" для их коллег
даже из бывших республик СССР, не говоря о западных державах, где общественные
организации давно держат производителей в "ежовых рукавицах".
Закон принят относительно недавно, однако реламодатели уже ведут активную деятельность
в новых условиях.
Естественным следствием принятия закона для табачных и алкогольных компаний,
которым "перекрыли" доступ к телеэкрану, было усиление рекламной активности с
использованием других каналов донесения информации. Производители пива и табачных
изделий стали более активно использовать возможности наружной рекламы.
Одним из важнейших каналов рекламного продвижения становятся места продаж, где
компании получают возможность взаимодействовать с конечным потребителем напрямую:
"Увеличился спрос на размещение рекламы в супермаркетах со стороны российских
производителей крепкого алкоголя. Причем, если раньше большинство этих компаний
сосредоточивали свои рекламные бюджеты на московской рознице, то теперь клиенты
заинтересованы в проведении масштабных федеральных кампаний. Табачные компании
также планируют переводить значительную часть своих рекламных бюджетов в супермаркеты.
В целом, возрос уровень активности рекламных агентств. Кроме того, по прогнозам
аналитиков и маркетологов, во многом возрастет роль BTL-акций.
Хотя одним из очевидных последствий принятия закона "О рекламе" стало увеличение
объема размещаемых материалов и проведение большего количества промо-акций на
местах продаж, многие специалисты отмечают, что закон стимулировал рекламодателей
обращаться к новым рекламным способам, уходя от "прямой" рекламы. "Невозможность
использования телевизионного эфира привела к тому, что рекламодатели стали уделять
больше внимания оценке эффективности других видов рекламы Анализ эффективности
показывает, что "прямая" реклама имеет смысл в немногих случаях, - когда компания
должна познакомить аудиторию с новым продуктом, или усиленная реклама конкурентов
приводит к тому, что отсутствие собственной массированной рекламы вызывает падение
продаж. Многие компании начинают уходить в сторону креативных решений, в том
числе нестандартных коммуникаций, в частности интернета.
Использование интернета позволяет делать целевую рекламу, размещая ее в поисковых
системах или на тематических ресурсах, зная, что посетитель данного сайта потенциально
заинтересован в предлагаемом товаре или услуге. Кроме того, если запустить в
интернет действительно колоритный рекламный ролик, то пользователи начнут самостоятельно
его распространять, пересылая ссылки своим друзьям и т.д.", - рассказывает Елена
Смирнова, совладелица рекламного агентства "Кватро". Кроме того, реклама в интернете
обходится производителям несравнимо дешевле, чем использование других медианосителей,
порой вызывая не меньший резонанс. Например, ярким рекламным событием стало использование
пространства интернет-сообщества производителем водочного бренда "Пшеничная Слеза",
- традиционный русский напиток ведет интернет-дневник, активно переписываясь
с остальными пользователями.
Другим популярным способом "непрямой" рекламы становится спонсорская помощь для
проведения культурно-массовых мероприятий.Сегодня стало невозможным отделить
марку "Старый Мельник" от рок-фестиваля "Крылья", бренд Efes Pilsner - от фестиваля
блюза. При этом каждый бренд выбирает для спонсорства мероприятия, идея которых
максимально отвечает концепции позиционирования бренда: "Стелла Артуа" и "Хайнекен"
выступают спонсорами сеансов фестивального кино, при поддержке марки "Велкопоповицкий
Козел" проходят московские выставки чешских художников и архитекторов, конкурс
Design Innovation Award был создан при участии марки "Кент" и т.д.
В целом последствия нового закона не столь плачевны, как того можно было ожидать,
глядя на интенсивное обсуждение проекта документа. Произошло перераспределение
рекламы между носителями, от чего никто радикально не пострадал: на долю телевидения
и радио остались многочисленные продукты и услуги, потребление которых ничем
не угрожает здоровью потребителей, торговые предприятия получили больший объем
рекламы, что приводит и к прямому росту продаж, а рекламодатели "опасных" продуктов
стали более изобретательны в методике продвижения (что зачастую оказывается эффективно
и менее затратно). Однако потеря телевещания все же не может быть восполнена
рекламой в интернете и наружной рекламой, которые можно использовать только в
крупных населенных пунктах, и рекламодатель, даже задействуя все возможные медиасредства,
не сможет охватить аудиторию, сопоставимую с количеством телезрителей.
Социальные инвестиции с пиаром и без него. О российской специфике общепризнанного
инструмента.
Антон Дорогов.
<<Советник>>, No7, июль 2006 (издан в октябре 2006).
О социальной ответственности бизнеса или - если воспользоваться иным термином
- социальных инвестициях сегодня говорят и пишут часто. Пристального внимания
удостаивается и репутационно-имиджевая сторона этого явления. Однако складывается
впечатление, что авторы многих рассуждений на эту тему так и не разобрались до
конца ни с тем, что следует понимать под этим выражением, ни с российской спецификой
этого явления. Данная статья призвана восполнить эти пробелы.
В России укореняется мнение о том, что серьезный бизнес невозможен без социальной
ответственности. Впрочем, кое-где последняя все еще трактуется всего-навсего
как "законопослушность плюс уплата налогов". Некоторые полагают, что социальная
ответственность бизнеса должна выражаться в том, чтобы своевременно и полностью
платить налоги... Заменять собой государство бизнес не моNOжет, иначе он превратится
в собес. Такие взгляды не новы: нечто похожее проповедовал Милтон Фридман. Основывалась
эта теория на том, что единственная социальная ответственность бизнеса - это
увеличение прибыли своих акционеров. Можно припомнить также "автомобильного короля"
Генри Форда, сказавшего еще в конце 1920-х гг.: "Я благотворительностью не занимаюсь,
моя задача производить товары и платить зарплату".
Тем не менее сегодня предприниматели меняют свои взгляды. Так, работодателей
начинают в определенной стеNOпени волновать проблемы персонала. Выражая эти взгляды,
Александр Шохин, тогда - руководитель Координационного совета предпринимательских
союзов России, на международном конгрессе "Государство и бизнес: социально ответственное
партнерство", проходившем в Москве в 2004 г., высказался в таком духе: создание
рабочих мест, обеспечение достойной заработной платы, создание благоприятных
условий труда - главные принципы социальной ответственности бизнеса, социального
партнерства государства, бизнеса и общества.
Сравнительно несложные критерии социальной ответственности бизнеса, названные
"уровнями", предложил вице-президент ОАО "СУАЛ Холдинг" Василий Киселев. Первый
уровень (обязательный минимум, своего рода "планка допуска на конкурс") характеризуется
следующими критериями: уплата всех налогов, чистая заработанная плата, соглашение
с профсоюзом, а также некая постпродажная ответственность. Второй уровень требует
небольшой "добавки": наличия социальных программ для персонала. Третий уровень
(его полушутя-полусерьезно называют "выход за забор") подразумевает участие в
развитии местного сообщества, региона. Четвертый уровень связан с участием компании
в развитии гражданского общества: поддержкой крупных социально значимых инициатив,
развитием сотрудничества с НКО. На последнем уровне ("уровне героя") предполагается
ведение социальной деятельности по международным стандартам и подтверждение отчета
об этой деятельности независимой экспертизой.
Если с первым уровнем все более или менее понятно, то остальные требуют более
детального рассмотрения. Начнем со второго.
О том, что люди, кадры - один из важNOнейших факторов процветания компании, на
Западе начали задумываться уже в 1930-е гг. Компании признали существование неких
социальных групп, перед которыми они несут ответственность, что выразилось в
улучшении условий и повышении оплаты труда, значительных пенсионных выплатах.
Появилось понимание такого фактора, как лояльность сотрудников. Силовые машины"
- одного из ведущих российских производителей оборудования для электростанций,
которая ежегодно тратит на социальные расходы до 300 млн. рублей. На балансе
предприятия находятся пять баз отдыха и две поликлиники.
На недавней конференции "Корпоративная социальная ответственность и устойчивое
развитие компаний Северо-Западного региона" были предложеNOны следующие направления
внутрикорпоративных социальных инвестиций:
* корпоративные пенсионные фонды;
* медицинское страхование;
* повышение квалификации и обучение работника;
* организация отдыха работника и членов его семьи;
* материальная помощь по семейным и личным обстоятельствам.
Помимо пенсионных фондов ответственность перед бывшими сотрудниками фирмы может
проявляться в виде помощи продуктами и медикаментами, а также организации праздничных
мероприятий.
Как уже было сказано, третий уровень подразумевает участие компании во внешних
событиях. Здесь уместно вспомнить основателя компании Bata Томаса Вата, который
преобразил родной город, наладил там телефонную сеть, построил центр культуры,
торговый центр, киностудию, а также посодействовал проведению маршрутов автобусного
и железнодорожного транспорта.
Четвертый уровень предполагает вложения в программы общефедерального значения,
в том числе связанные сформированием правового государства и гражданского общества.
Сюда же можно отнести и экологическую политику компаний, направленную на безопасность
производства и благоустройство окружающей среды. Уже сегодня в России на большинстве
крупных добывающих предприятий экологические программы приведены в соответствие
с требованиями международных стандартов. Например, восемь предприятий компании
"РУСАЛ" прошли сертификацию на соответствие систем экологического менеджмента
требованиям международного стандарта ISO 1400e.
Если собрать воедино все то положительное, что пишут о социальных инвестициях,
получим примерно следующее. Прежде всего, они улучшают "общественное лицо" компании
в плане имиджа и репутации. Причем это действует как на потребителей, которые
учитывают при своем выборе социальное лицо производителя, так и на партнеров
по бизнесу - скажем, банк, который долгое время поддерживает крупные культурные
мероприятия, лишний раз демонстрирует уверенность в собственной стабильности.
Прямое следствие этого - увеличение стоимости акций и капитализации компании.
Как справедливо отмечают Ася Векслер и Григорий Тульчинский в своей книге "Зачем
бизнесу спонсорство и благотворительность", "все меньше компаний могут похвастаться
рыночной ценой, если не выполняют те задачи, которые с позиции общественности
должны выполнять".
Другими следствиями социальной ответственности являются:
? расширяется круг бизнес-партнеров
? укрепляется лояльность работников, моральный климат в фирме
? растет объем продаж
? укрепляются отношения с федеральной и местной властью.
Бывает, что прямую отдачу можно получить непосредственно от подопечной организации.
Так, например, если фирма поддерживает учебные заведения, она получает приоритет
при отборе к себе на работу толковых выпускников.
И наконец: социально ответственная стратегия создает дополнительные возможности
для PR и рекламы. Наши предприниматели уже давно осознали, что в ряде случаев
эффективнее поддержать какую-либо социальную программу, чем вбухивать миллионы
в рекламный бюджет. С точки же зрения media relations, увеличивается число информационных
поводов. При умелом пиарщике и подарок нового компьютера детскому дому может
стать поводом для большой и теплой статьи.
В 1990-е годы российские меценаты, если и давали деньги на благотворительность,
то, как правило, не принимали во внимание маркетинговую составляющую пожертвований,
руководствуясь лишь моральными побуждениями и личными симпатиями. Социальные
инвестиции обычно выделялись по остаточному принципу и особо не афишировались.
Возможно, это было связано с этическими моментами: православная культура требует,
чтобы деньги жертвовались "от души". Отсюда, кстати, проистекает вторая особенность
российских бизнесменов: вплоть до самого последнего времени от благополучателей
не требовался отчет об использованных средствах.
Постепенно на смену частной благотворительности стала приходить корпоративная
филантропия, которой свойственно больше объективности и меньше личных пристрастий.
Предприниматели начали переходить к поддержке только тех проектов, аудитория
которых является целевой для бизнеса. Происходит осознание того, что благотворительность
- это не разовая помощь, а долгосрочные вложения в репутацию компании. И конечно,
они должны прохоNOдить под строжайшем контролем.
Правда, тут нельзя не упомянуть одну особенность, характерную для российской
действительности: так называемую "благотворительность из-под палки". Словно в
старые добрые советские времена, администрация города стремится закрепить за
крупным предприятием объекты социального назначения (детские дома, дома-интернаты
и т. п.).
В общем плане можно выделить три наиболее острых проблемы социально ответственного
бизнеса в нашей стране. Первая - забюрократизированность взаимоотношений между
властью и благотворителями. Например, компания решает принести в дар какое-либо
имущество, причем часть имущества является подакцизным товаром (скажем, автомобиль
с мощностью двигателя более 150 л.с). Через некоторое время проводится налоговая
проверка компании, доначисляется сумма налога к уплате и пени по ней. Налоговые
органы обосновывают свое решение тем, что налогоплательщиком не был обеспечен
раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых налогом. Еще драматичнее
бывают сюжеты, связанные с попытками зарубежных благотворителей помочь россиянам
закупками лекарств, недоступных в своем отечестве. Нередко партии таких лекарств
меNOсяцами, а то и годами лежат на таможне, а потом... возвращаются назад!
Вторая проблема - освещение социально ответственного бизнеса российскими СМИ.
Во-первых, отсутствие острой событийности делает тему филантропической деятельности
не самой привлекательной. Во-вторых, российские предприниматели и благотворительные
фонды долго работали, не афишируя своих программ. Соответственно, многие представители
СМИ привыкли к такой практике и сейчас целенаправленно замалчивают подобную деятельность
- к тому же нередко считая информацию о ней лишь частью имиджевой стратегии компании
и ничем иным. В-третьих, у журналистов еще с прошлого десятилетия остались серьезные
сомнения в чистоте помыслов доноров.
Наконец, третья проблема - общественное признание социально ответственного бизнеса
и роль в этом государства. На сегодняшний день практически отсутствует правовая
и институциональная база такого направления деятельности, как социальная ответственность.
Но все-таки в этой области кое-что есть. Так, СПб стал первым регионом, где был
принят закон о меценатах, дающий наиболее щедрым ряд привилегий. Такой человек
может присутствовать в качестве почетного гостя на городских праздниках, имеет
право на внеочередное обращение в гос. Органы и др. Но этого явно недостаточно,
государство должно принимать более активное участие в поощрении благотворителей.
Альтернативные способы рекламы становятся все популярнее
Анастасия Дедюхина
Эксперт. Ноябрь 2006.
Из-за роста конкуренции, ограничений в рекламе и ее удорожания все больше компаний
предпочитают не тратить деньги на размещения в СМИ, а искать альтернативные способы
достучаться до потребителя.
"Адавайте устроим гонки слонов в Москва-Сити? - Нет, лучше запустим спутник на
Луну!" - это не разговор двух сумасшедших, а типичное обсуждение текущих проектов
сотрудниками BTL-агентства (Below-the-Line, дословно - "под линией", в широком
смысле - маркетинговые услуги). Последние несколько лет рынок BTL - промособытий,
тусовок, прямого маркетинга, продвижения в торговых сетях - растет не менее чем
на 25% в год. В этом году объем рынка BTL составит 1,7 млрд долларов.
Хотя рынок традиционной медийной рекламы (ее еще называют ATL, Above-the-Line,
дословно - "над линией") тоже растет, эффективность ее уже не столь велика. С
одной стороны, она стремительно дорожает, с другой - ее слишком много и она утомляет
потенциальных покупателей, не давая ожидаемого эффекта. Рекламодателям нужны
целостные маркетинговые решения.
Рынок BTL подогревают несколько факторов. Прежде всего это рост конкуренции.
За последние годы увеличилось число доступных покупателю товаров - одних йогуртов
в магазинах не меньше двадцати видов. Одна из наиболее динамично развивающихся
статей BTL-бюджетов - продвижение в дистрибуторской и розничной сетях. За прошлый
год оно выросло на 28%, до 320 млн долларов.
Кроме того, критической массы достигла реклама в СМИ. С 1999 года рекламные и
медиабюджеты выросли примерно в семь раз. Это значит, что практически во всех
товарных группах к 2007-2008 году узнаваемость бренда будет под 90%. Теперь надо
заставить покупателя взять с полки именно ваш товар.
Рост интереса к BTL вызван и сужением возможностей традиционной рекламы. Во-первых,
дело в законодательных ограничениях рекламы некоторых товаров, например алкоголя
и сигарет. Для табачников со следующего года закроют основной канал продвижения
- наружную рекламу, и им, по сути, останется только один путь - в BTL.
Во-вторых, высок уровень "медиаинфляции". Традиционная реклама в медиа дорожает
и дорожает, а BTL подвержен инфляции значительно меньше. С 2008 года в час можно
будет показывать лишь девять минут рекламы. Это приведет к повышению цен еще
процентов на тридцать.
Компании с ограниченным рекламным бюджетом начинают искать если не более дешевый,
то более эффективный способ контакта с целевой аудиторией, которым и может стать
BTL. Сергей Моисеев утверждает, что при одной и той же стоимости контакта с потребителем
эффективность BTL выше, чем на телевидении.
Есть четкая закономерность: чем больше развита экономика и чем жестче конкуренция
- тем выше расходы на BTL. В России пока что расходы на BTL составляют лишь 22%,
тогда как медийная реклама занимает 78%. Но этот сегмент стремительно растет:
еще три года назад российский BTL был чуть больше 5%. Высокие темпы роста маркетинговых
услуг совсем не означают, что медийная реклама уйдет. Просто основной прирост
рынка чем дальше, тем больше будет происходить за их счет. Если сегодня в России
BTL пользуются лишь в отдельных отраслях, то по мере роста конкуренции их будет
все больше.
Способствует росту BTL и повышение профессионализма агентств. Если раньше они
могли в лучшем случае организовать промоакции с замученными студентками, обреченно
пристающими в супермаркете к шарахающимся покупателям с предложениями испробовать
их порошок, то сегодня одна компания предлагает целый комплекс услуг по продвижению
товара - и рассылки, и события - ивенты (events), и продвижение в торговых сетях,
а крупные включают сюда же медийную рекламу.
Рекламщики должны сами для себя определить нормы работы, считает председатель
совета директоров Группы АДВ Дмитрий Коробков. <<Сегодня необходимо решать, как
будет дальше развиваться рекламный рынок - через административные ограничения
либо через саморегулирование. Пока что рынок развивался скорее по первому сценарию.
Недавняя история с принятием нового Закона о рекламе - важный сигнал: неорганизованное
российское рекламное сообщество позволило принять решение за себя. Чтобы избежать
госзапретов, рекламщики должны сами для себя определить нормы работы>>.
<<Например, у нас мониторингом в рекламе, непонятно по каким причинам, занимается
Федеральная антимонопольная служба. А в Великобритании, например, эта роль отводится
ассоциации, объединяющей рекламные агентства и СМИ. Она рассматривает любые общественные
запросы по неэтичности того или иного рекламного сообщения. Если ассоциация решит,
что данная реклама неэтична, СМИ в обязательном порядке снимает эту рекламу.
Это нормальный диалог внутри индустрии. У нас же пока снятие ролика с эфира -
"индивидуальное" решение>>.
<<Наша задача - предложить единые правила игры для всей индустрии. Для этого
нужна точка отсчета, каковой может стать Международный рекламный кодекс. Российский
рекламный кодекс не работал, потому что не было организовано рекламное сообщество,
а сам кодекс не отражал реальной ситуации в бизнесе. Для того чтобы он функционировал,
нужен реальный механизм. Этим механизмом должна стать обновленная АКАР - Ассоциация
коммуникационных агентств России>>.
О маркетинговых технологиях рассказывает гендиректор рекламной группы "Витрина
А" Вадим Куликов. <<Наша аудитория по психотипу делится на пять частей. Первый
психотип - это модники. Их всего три процента. Эти люди не привержены никакой
марке, зато готовы прямо сейчас попробовать что-то новое. Их можно обнаружить
в разных социальных прослойках, но в основном в среднем классе и выше>>.
<<Люди из второй группы - таких около тринадцати процентов - тоже любят все новое,
хотя это не такие увлекающиеся натуры, как модники. Они готовы попользоваться
продуктом месяца три. Так вот эти люди - самые главные промоутеры товара для
других групп. Но чтобы их зацепить, нужно "вытащить" эти три процента модников.
И тогда тринадцать процентов купят ваш товар. Тринадцать плюс три получается
шестнадцать процентов, а если бренд получает долю больше шестнадцати процентов
- рынок "сделан", территория занята>>.
<<При этом эти три процента - просто паровозик. Они завтра тебе изменят, и ты
заранее знаешь это. От них и нужно-то, только чтобы они передали информацию.
Это даже не сарафанное радио, потому что такой модник никому тебя не рекомендует,
просто его видят где-то с твоим товаром. И вторая группа начинает твой товар
немедленно покупать, потому что не хочет отставать. Так что этим трем процентам
просто надо раздавать все товары бесплатно. Есть люди, которые живут этим, присутствуя
на всех этих "ивентах", даже если их туда не приглашали. "Светская дама" или
"известный тусовщик" - это мечта маркетолога>>.
<<Самое сложно, вычленить этих людей, те самые 3 процента. Делается несколько
пробных "ивентов", а результат анализируется, прежде всего по желтой прессе.
Эти персонажи берутся из желтой прессы и в нее же возвращаются. Потом, всегда
есть ключевые тусовочные люди. Так делал Bacardi: набирали пять-шесть человек
в Москве, еще сто пятьдесят те сами называли. А сто пятьдесят тащат за собой
уже полторы тысячи. И так далее>>.
При этом всегда нужно помнить, что сработало два года назад в одной стране, совсем
необязательно сработает сегодня в другой. У каждой страны есть свои особенности.
Банальный пример, российские мужчины не покупают товары с нижних полок - у всех
восточных народов подразумевается, что мужчина не наклоняется. Женщин, заметьте,
это никак не касается: они наклонятся куда угодно. Ставились камеры, и маркетологи
убеждались: больше половины мужчин предпочтут не обращаться к нижней полке. А
в какой-нибудь Америке наклоняются, без проблем.
Еще одна важная российская специфика, влияющая на потребительское поведение,
- дебетовая система расчетов. Хотя кредиты сейчас оформляются, в основном российский
покупатель располагает конечной суммой денег. Поэтому, если в начале пути выложить
продукт импульсивного спроса, то есть тот, от которого в принципе можно отказаться,
есть шанс, что его приобретут. А если его положить в середине пути, как делают
в США, или даже в конце, в прикассовой зоне, то он останется в магазине.
Кроме того, в потребительском смысле Россия пока чиста и свежа, свободна от многих
стереотипов. И продавцы пользуются отсутствием этой культуры. Например, американец,
пьющий Pepsi, причисляет себя к поколению Next, он продвинутый дизайнер или студент.
Если же он состоялся как менеджер, то будет пить Coca-Cola, и только ее. У русского
человека такого ожидания от брендов нет, и поэтому часто он отдает предпочтение
тому или иному бренду в последний момент.
Впрочем, нет страны, где спонтанность ниже пятидесяти процентов. То есть никто
и нигде не застрахован от того, что, несмотря на все ухищрения, покупатель возьмет
и в последний момент сделает по-своему.
Т.М.
Это сообщение номер 231 было разослано для 23 подписчиков
Модератор Anatoliy D. Popko - uncle-tol***@n*****.ru
Правила дискуссионного листа: http://subscribe.ru/catalog/economics.school.spadigest/rules
"Информационный дайджест "Мир управления""