Монография Д.В. Шумкова "Государственный суверенитет России": Выпуск 35
Выпуск 35
Выдержки из книги Д.В. Шумкова "Государственный суверенитет России: история и современность"
Создатели некоторых новых конституций полагали, что выделение трех властей неполно отражает существующие реалии. Конституционная доктрина некоторых стран Латинской Америки (конституции Никарагуа 1987 г., Колумбии 1991
г. и др.) исходит из существования четырех властей - дополнительно названа избирательная власть (граждане, обладающие избирательными правами и составляющие избирательный корпус).
Организационное выражение эта власть нашла в создании системы специальных избирательных трибуналов (судов), которые рассматривают споры о прямых выборах в государственные органы. О существовании четвертой - учредительной власти даже в тех странах, где она не упомянута конституциями, но подразумевается ими, говорят французские специалисты по сравнительному конституционному праву Ж. Блан, Ж. М. Вирье и Ф. Ваге. Однако она не должна, по их убеждению, посягать на основы компетенции каждой из трех властей.
Иногда фигурирует и большее количество «властей». Общественная жизнь и государственное управление ее процессами значительно усложнились, что приводит к возникновению, «отпочковыванию» новых направлений государственной деятельности. Одно из таких направлений - контрольно-надзорная деятельность, в связи с чем начали создаваться профессиональные контролирующие органы
государства (конституционные суды и конституционные советы для контроля за соблюдением конституции, омбудсмены, парламентские комиссары, народные защитники и другие уполномоченные парламентом должностные лица, контролирующие соблюдение прав человека, генеральные контролеры и аудиторы, счетные палаты и счетные суды для контроля за административно-финансовой деятельностью государственных и смешанных предприятий и учреждений, а также частных предприятий, выполняющих государственные подряды и некоторые другие органы),
конкретизироваться полномочия надзирающих прокурорских органов.
В проекте конституции, представленном в 1986 г. в Никарагуа оппозиционной социал-христианской партией указывались пять властей, включая наряду с тремя общепринятыми и избиратель ной властью также контрольную, которая должна была осуществляться Генеральным контролером республики и подчиненным ему аппаратом. Надо отметить, что система органов Генерального контролера
действует в некоторых других странах Латинской Америки, в отдельных странах Азии. Иные контрольные органы (счетные, контрольные палаты, парламентские комиссары, омбудсмены, инспекции и д.р.) существуют в различных государствах мира.
По существу, шесть властей были названы в Конституции Алжира 1976 г., действовавшей до 1989 г., политическая (осуществлялась правящей, в то время единственной легальной партией - Фронтом национального освобождения), законодательная (парламент исполнительная (президент и правительство), судебная (суды) контрольная (как сказано в конституции, ее осуществляли различные
органы государства, не имевшие единой системы), учредительная (создание и изменение конституции).
С другой стороны, в западной политико-правовой мысли появлялись сторонники взглядов, отрицавших разделение властей и призывавших к авторитаризму. Таковыми были фашистские «вождистские» концепции. Вся полнота власти и по закону, и в ре-альной жизни принадлежала одному лицу - «фюреру». В современных условиях в некоторых развивающихся странах хотя и сохраняется определенное
размежевание органов государства по видам их деятельности (есть парламент, президент, своеобразная система судов), но над всеми стоит специфический орган или верховное должностное лицо. Так, например, по конституции Ирана 1979г., полнота власти фактически принадлежит руководителю государства - одному из высших духовных лиц.
Таким образом, в зарубежных государствах имеются не только различные взгляды относительно разделения властей, но и неодинаковые конституционные нормы и практика такого разделения
Рассылка подготовлена Дмитрием Шумковым по материалам книги
"Д.В.Шумков. Государственный суверенитет России: история и современность"