Монография Д.В. Шумкова "Государственный суверенитет России": Выпуск 29
Выпуск 29
Выдержки из книги Д.В. Шумкова "Государственный суверенитет России: история и современность"
В теории Монтескье законодательная власть выступает «лишь выражением общей воли государства» Ее основное назначение - выявить право и сформулировать его в виде положительных законов государства, обязательных для всех граждан
Исполнительная власть выступает в качестве исполнительного органа общей воли государства. Эта власть лишь исполняет законы, созданные законодательным органом. Судебная власть «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц, тогда как обе другие власти регулируют общие дела в свободном государстве». Задача судей рассмотреть дело так, чтобы их решение и приговор «всегда были лишь точным применение закона».
Монтескье считал, что в «правильно устроенном государстве» нет единой власти, там должны существовать три независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная каждая из которых несет свою функциональную нагрузку Какое-либо соединение их в руках одного органа или лица неизбежно ведет к забвению общих интересов, злоупотреблениям и несовместимо
с политической свободой личности.
Таким образом, основное предназначение законодательной власти - это издание законов. Поэтому именно законодательная власть выражает общую волю государства. Исполнительная власть носит подзаконный характер. Ее главная функция - исполнение законов принятых в пастью законодательной. Вся деятельность исполнительной власти находится под контролем законодательного собрания.
Но она обладает правом останавливать действие последнего (правом наложения вето).
Таким образом осуществляется взаимное сдерживание законодательной и исполнительной властей от произвола. Судебная же власть вы-полняет карательную функцию и функцию разрешения частных споров Она по Монтескье, занимается исключительно применением закона и собственно в этом смысле не является политической властью. По мнению мыслителя, лишь при таком структурном
членении властей можно говорить о гарантиях политической свободы для граждан.
Теория Монтескье исключала наличие органа, который бы давал общее направление и координировал все власти В своем трактате «О духе законов» философ провозгласил разделение властей но просто как распределение функций между государственными органами, а как разделение властвования между различным и социально-политическими силами, боровшимися в условиях предреволюционной
Франции за свое господство.
Законодательная власть, утверждал он, должна принадлежать парламенту, одна из палат которого представляла бы «третье сословие», другая - аристократию. Исполнительную власть следует отдать монарху, а судебную - воплотить в суде присяжных, то есть в органе, представляющем «третье сословие» Схема Монтескье, исключавшая создание такого органа, который занимал бы доминирующее
положение среди «трех властей», отражала, прежде всего организационно-правовой подход к разделению властей и на первый взгляд, не ставила вопроса о социальной природе государства, государственной власти.
Исполнительная власть, по мнению Монтескье, связана с законам, а суды независимы и руководствуются только законом Чтобы власти могли «сдерживать друг друга», следует ввести систему сдержек и противовесов Монтескье предлагал дать королю право налагать вето на законы, принятые парламентом, и даже распускать его В свою очередь, монарх должен править, подчиняясь законам,
и чем ближе форма правления республике, тем строже должна соблюдаться буква закона, тем строже должны быть судьи Монтескье подчеркивал важность независимости власти и органов, ее осуществляющих по отношению к условиям их формирования, сроков деятельности, а также взаимной несменяемости.
Таким образом, он утверждал рациональность взаимного уравновешивания, и даже противопоставления властей. Тем не менее, Монтескье понимал, что скомбинированные таким образом власти могут оказаться в состоянии бездействия в результате отсутствия действенного механизма для решения возможных конфликтов и такого важного элемента, как сотрудничество между властями
в решении государственных дел, но надеялся устранить это затруднение тем, что «необходимое течение вещей заставит их действовать», и «они будут действовать согласованно».
Рассылка подготовлена Дмитрием Шумковым по материалам книги
"Д.В.Шумков. Государственный суверенитет России: история и современность"